Автор: Павлюк Татьяна Александровна

Интегрированный урок по ИЗО, музыке, технологии

Тема урока:

 Цель – знакомство с произведениями искусства военных лет и послевоенных лет, направленное на патриотическое воспитание школьников.

Вид занятий: Изучение произведений искусства, созданных в годы Великой Отечественной войны, творческий проект «Поздравительная открытка ветерану», декоративное рисование, овладение способом «набивки» по шаблону, аппликация, оригами.

Тип урока: проектно-исследовательская деятельность.

Задачи урока:

Дидактические:

знакомство с новыми произведениями искусства;

- обучение учащихся высказываться о содержании прослушиваемых и рассматриваемых произведений искусства;

- закрепление умений и навыков, полученных ранее на уроках декоративного творчества, технологии;

Развивающие:

- развитие у учащихся эмоционального и целенаправленного восприятия музыки  и произведений изобразительного искусства и адекватной реакции на события, воплощённые в них.

Воспитательные:

 - воспитание интереса и любовь к истории Отечества;

- воспитание чувства гордости за людей, отстоявших Родину в годы ВОВ;

- воспитание уважения к старшему поколению.

 

Оборудование:  интерактивный комплекс, мультимедийная презентация, вспомогательный материал с опорными словами и названиями произведений искусства; образцы поздравительной открытки; у учащихся: заготовки поздравительной открыткииз цветной бумаги (цветы, листики, звезда, георгиевская лента),  ножницы, клей, заготовки букв из ткани, электрический утюг, гладильная доска, резиновый коврик, пульверизатор, проутюжильник.

Классная доска оформлена иллюстрациями о Великой Отечественной войне.

Количество часов, отведенных на изучение материала – 1

Ход урока:

I. Организационный момент.

(Слайд 1)

Учитель:

-Уважаемые ученики! Сегодня у нас интегрированный урок, где соединятся в один сразу 3 учебных предмета: изобразительное искусство, музыка и технология.

Тема:«И помнит мир спасенный…»

(Слайд 2)

Цель: – знакомство с произведениями искусства военных и послевоенных лет, направленное на патриотическое воспитание школьников.

Ребята мы работаем сегодня  группами (расставить таблички): I группа - историки, II группа - оформители,  III группа - музыканты.  Наше занятие посвящено великому событию – 70-летию Победы советского народа над фашистской Германией. Мы живем в эпоху глобальных перемен, история вершится на наших глазах. В марте 2014г. Крым вернулся на свою историческую Родину и стал субъектом Российской Федерации. Город-Герой Севастополь вошел в состав Российской Федерации в качестве отдельного субъекта и получил статус «город федерального значения».

(Слайд 3)

В истории нашего государства было много решающих битв, воин, которые останутся в памяти людской. Великая Отечественная война – стала самым тяжелым испытанием для нашего народа (1941 – 1945 г.г.).

(Слайд 4)

Художники, поэты, композиторы уходят на фронт.В перерывах между боями пишут стихотворения, музыку, делают наброски к будущим картинам, что бы правдиво рассказать о войне. Оставить для нас потомков лица солдат, что спасли мир от немецкой чумы.

В течение  месяца мы работали над проектами, где вы изучали  произведения искусства военных и послевоенных лет.И сегодня группа историков расскажет нам о замечательном русском художнике, который не был в стороне во время Великой Отечественной войны н делал то, что умеет лучше всего – творил.Обратимся к картине А. Дейнека "Оборона Севастополя".Предоставляю слово историкам.

 Ученик 1.

(Слайд 5)    

(Небольшой материал о биографии художника рассказывает ученик.На слайде портрет художника А. Дейнека)

-Александр Александрович Дейнека родился в 1899 году в городе Курске, в семье железнодорожника. Вначале он думал выбрать для себя профессию отца, но любовь к рисованию привела его в художественное училище. После окончания училища Дейнека много ездил по стране. Любимым городом художника был Севастополь.

Ученик 2.

(Слайд 6).     (На слайде географическое расположение Севастополя).

- Город-герой Севастополь находится на юго-западе , на побережье .  Это незамерзающий морской торговый и рыбный порт, промышленный, научно-технический, и культурно-исторический центр. В Севастополе расположена  .Имя данное городу при его основании, в переводе с греческого означает «величественный»,  достойный поклонения, героический город. Есть города старше и даже древнее, но нет равному ему, героическим подвигам, совершенным его защитниками, теми кто защищал Севастополь и на века прославилнесгибаемую российскую морскую твердыню.Ученик 1.-Александр Александрович любил этот город за его весёлых людей, за красивое Чёрное море. В 1942 году, после ранения художник вернулся с фронта. В немецкой газете он увидел снимок Севастополя, снятый немцами с самолёта.

    ( Слайд  7)

 Импульсом к созданию послужилфотографии разрушенного города. Страшный снимок, весь город был разрушен. Дейнека отчётливо представил, как всё взлетает на воздух, как женщины и дети перестали смеяться. Горе севастопольцев стало горем художника, и всю боль своего израненного сердца вложил А. Дейнека в эту одну из своих самых яростных и правдивых картин о Великой Отечественной войне «Оборона Севастополя»

(Слайд 8 картина)

-  А. Дейнека тогда отошел от документального воспроизведения батальных сцен и изобразил на полотне символическую схватку двух непримиримых сил - жизни и смерти, светлых сынов народа и темно-серых вражеских полчищ. Февраль 1942г.

(Слайд 9  Картина передает…)

...На городской набережной идет ожесточенный бой. Советские моряки преграждают путь врагу, и битва достигла уже своей кульминационной точки. Правое дело, за которое сражаются севастопольцы, особенно ярко символизирует фигура матроса на первом плане картины. 

(Слайд  10Первый план…)

Эта крупная фигура раненого бойца, бросающего связку гранат, - "нерв" всей картины - была найдена художником уже в первом беглом карандашном наброске. В его позе, в том, как он стоит на широко расставленных крепких ногах, в развороте его сильного торса, в решительном лице - во всем чувствуется наивысшее напряжение сил, самоотверженность и готовность даже ценой собственной жизни остановить врага. Для позирования А. Дейнеке нужен был крепкий молодой парень, но ему никак не удавалось найти подходящую мужскую натуру. "Тогда мне пришла в голову мысль прибегнуть к женской натуре, - рассказывал художник. - Одна из моих знакомых спортсменок с подходящими физическими данными согласилась позировать". Так появились наброски для фигуры моряка с гранатами и ряда других персонажей картины. Когда зритель отходит от картины на некоторое расстояние, составляющие ее отдельные части начинают разворачиваться как бы в новом масштабном измерении, приобретают монументальность и особую динамическую выразительность. Огромный матрос и скорчившийся у его ног фашист, пикирующий над идущими в атаку моряками "мессершмитт" и палящие из орудий корабли, прокопченные руины домов и огненное зарево вместо неба - все это художественные метафоры, вобравшие в себя всю боль и любовь А. Дейнеки, его ненависть и восхищение. Каждая деталь картины глубоко продумана и мастерски выполнена художником. Например, сдвинув главную фигуру в левый край полотна, А. Дейнека оставил перед ней пространство, которое ему было нужно для свободного полета связки гранат.

( Слайд 11 второй план)       

В центре второго плана картины шеренга моряков, разворачивающаяся от главной фигуры по диагонали в глубь перспективы, идет в штыковую атаку, внизу слева поднимается новая волна атакующих.

Сюжетную динамику и напряженность картины дополняет и расширяет пейзажный фон. Сумрачная синева моря, освещенные призрачным светом руины домов, плиты набережной, красно-черное от зловещего пламени и дыма небо - все оттеняет накал смертельной рукопашной схватки. Композиция картины построена так, что зрители будто ощущают себя непосредственными участниками боя, как будто они сами являются участниками рукопашной схватки.

(Слайд 12)Как понимать картину? Символическая схватка двух непримиримых сил – жизни и смерти, светлых сынов народа и темных вражеских полчищ.

 Потому что это героическое полотно писал не просто освоивший сюжет и владеющий кистью художник, а мастер, до боли сердечной переживший трагедию города, с которым был связан множеством счастливых воспоминаний.

Учитель.-Севастополю посвящали свои произведения не только художники, но и музыканты. Одним из таких произведений является  оперетта "Севастопольский вальс". Композитор Константин Яковлевич Листов, либретто Елены Гальпериной и Юлия Анненкова.

(Слайд 13)

Константин Яковлевич Листов советский композитор, народный артист РСФСР (1973), автор песен, оперетт, музыки к спектаклям.Всего Константин Яковлевич создал более 600 песен, в том числе: «Песня о тачанке» (стихи Михаила Рудермана), «» стихи , «» и другие.

 В 1961 году Листов написал , где звучит этот .Мелодия которого в пору ее популярности была на слуху у каждого, стала смысловым стержнем оперетты. Оперетта «Севастопольский вальс» - лучшая и наиболее популярная оперетта Константина Яковлевича Листова.

(Слайд 14)    

Первыми оперетту поставили Волгоградский театр Музыкальной комедии режиссер Юрий Генрихович Генин и Московский театр оперетты в 1961 году, где Листов был дирижером с 1938 года.

        На сцене военные годы, переживания, любовь.

(Слайд 15)

 Пьеса имела огромный успех у зрителей и быстро разошлась по многим городам и театрам СССР.  Оперетта была переведена на польский, болгарский и чешский языки, была также поставлена одним из любительских театров Франции. В 2010 году, в канун 65- летия Победы, спектакль поставили в Санкт- Петербурге, где он прошел 400 раз.

(Слайд 16)

          Сейчас у спектакля новый виток популярности, оперетта  как никогда актуальна, несмотря  на то, что ВОВ далеко позади, про нее нельзя забывать и сейчас.

(Слайд 17)

К 70- летию Победы премьера оперетты уже состоялась в Воронеже, Иркутске,  Калининграде, Перми, Хабаровске, Севастополе, Саратове других городах нашей страны.

Тема Великой Отечественной войны придала героико-романтическую окраску произведению. Жизненная достоверность характеров и положений, сочетание патетики и юмора, мелодическая яркость многих музыкальных номеров, некоторые из которых стали популярными песнями и романсами, сделали эту оперетту одной из лучших советских оперетт.

     (Слайд 18)

 По сюжету с первого действия спектакля до последнего проходит 7 лет.  В центре сюжета - молодые, еще ничего не успевшие в своей жизни                      севастопольцы, на долю которых выпала война. Эта история о том времени, когда наш народ  встал на защиту города, который является поистине воплощением доблести и мужества моряков города Севастополя.

(Слайд 19)

Эта истории о том, как несмотря на  военное положение и осаду города фашистскими войсками,  рождались настоящие чувства, чувства товарищества, веры  в светлое будущее и чистая искренняя, настоящая  любовь. История, рассказанная со сцены ярким языком оперетты становятся еще более трогательной. Война сменяется мирным временем, в прошлое уносят воспоминания, а мечты становятся реальностью.

(Слайд 20)

Первое действие. Жаркий июнь 1942 года. Инкерманские  высоты вблизи Севастополя, нашу морскую роту вывели из боя для  короткого отдыха, за нами северная бухта, а за ней город в клубах дыма и пожарищ,  в последние дни героической обороны Севастополя, на подступах к Севастополю идут тяжёлые бои. Это последняя линия укреплений перед Севастополем. Моряки во главе с Авериным прощаются с Любашей и уходят на оборонительный рубеж. В нарастающей музыке боя звучит мелодия песни об огнях Инкерманского створа. Падают от ран герои - защитники города, девушки из медсанбата выносят их из поля боя, перевязывают, утешают. Среди сестёр выделяется маленькая Любаша.

 (Слайд 21)

Она тайно любит своего командира, Дмитрия Аверина. Вдали, в море, завязывается бой. Транспортный корабль прорывается сквозь огонь противника на помощь защитникам Севастополя. Бойцы ликуют: корабль прорвался, значит, будут патроны, хлеб, пресная вода, письма с Большой земли. 

Друзья решают после войны непременно встретиться в чудесном городе. И вот приходит день встречи. Многое за это время переменилось. Аверин расстался с  женой; его боевые друзья теперь живут мирно и весело; Генка Бессмертный, забияка, мальчишка, стал солидным военным. Увидев Любу и её сияющие глаза, Аверин впервые понял и оценил её чувства, прошедшие испытание временем.

(Слайд 22 видео)

Второе и третье - вскоре после окончания войны в Севастополе, когда наши герои – лейтенант Дмитрий Аверин и медсестра Любаша, а так же их однополчане встречаются вновь.

 

 (Слайд 23 клип песни)

IV. Исполнение песни

–  Ребята, исполним песню «Легендарный Севастополь».

(Дети поют стоя).

V. Творческий проект

Учитель.(Слайд 24)-Группа оформителей работала над своим социальным проектом «Полотно Победы».Сегодня на уроке мы закончим«Полотно Победы». Слово оформителям.

б). Исследование проекта.

Ученик.- В течение месяца мыработали над изготовлением аппликации «Полотно Победы». Прежде чем приступить мы провели исследовательскую работу о символике.- «Полотно Победы» состоит из нескольких элементов: георгиевская лента, гвоздика, звезда, яблоневый цвет, лавровая ветвь и голубь).

Ученик.(Слайд25)- Это символы Победы. Красной звездой награждали героев войны; на чёрно-жёлтуюленту крепилась медаль "За взятие Берлина". Берлин - столица Германии; гвоздика — непременный атрибут Дня Победы и других военных праздников;май 1945-го запомнился ветеранам не только чувством радости и гордости, но и ароматом цветущих яблонь; лавровые венки вручали с давних времён победителям;голубь символизируют плодородие и мир. 

Ученик.(Слайд 26-27)-Выполняли работы в разных техниках:  вышивка крестом, вышивка лентами.Витраж, бисер на стекле.

(Слайд 28)Аппликация из ткани.

-Мы решили соединить кусочки полотна в единое целое; соединили алые квадраты в «Полотно Победы».

-Мы подошли к самому важному и очень ответственному периоду - надо будет завершить «Полотно Победы».

         Ученик.Для работы нам необходимо следующее оборудование: гладильная доска, резиновый коврик, электрический утюг, пульверизатор, проутюжильник.

Перед работай необходимо повторить технику безопасности ВТР.

(Слайд 29)

в). Инструктаж по ТБ ВТР.

1.  До начала работы:

·        проверить целостность шнура и чистоту подошвы утюга;

·        установить температуру утюга в зависимости от вида ткани;

(Слайд 30)

2.  Во время работы:

·        выполнять ВТО, стоя на резиновом коврике;

·        включать  утюг сухими руками;

·        ставить утюг на специальную подставку подошвой вниз;

·        следить за тем, чтобы шнур не касался подошвы утюга,и утюг не перегревался;

·        использовать для увлажнения ткани пульверизатор.

3.   По окончании работы:

·        выключить утюг сухими руками, держась одной рукой за корпус вилки, а другой рукой придерживать розетку;

·        поставить утюг на специальную подставку подошвой вниз.

Булавки вкалывать  в игольницу.

 

Учитель.

Пока группа оформителей завершает «Полотно Победы», я хочу обратиться к вам, ребята.

В День Победы мы поздравляем ветеранов войны, тружеников тыла, тех людей, которые завоевали для нас мирную жизнь. Для нихсделаем поздравительную открытку. (Слайд 31) На прошлом уроке, мы затонировали лист, вырезали из цветной бумаги заготовки цветка, звезды и листика, так же мы будем использовать георгиевскую ленту.  

г). Альтернативные варианты проекта.- Как расположить элементы вы подумаете сами?  Сегодня вы будете немного дизайнерами и оформителями. Заготовленные элементы и изображения  можно будет расположить по - иному.

- После того, как открытка будут  готова,  напишите пожелания ветерану.(Учащимся предлагается воспользоваться шаблонами, приготовленными заранее.)

д). Самостоятельная работа.                                                                                                   - Выполняя самостоятельную работу, соблюдайте порядок и чистоту на рабочем месте. Для работы вам понадобится клей карандаш, фантазия и мастерство. Удачи вам.(Учитель контролирует ход работы и при необходимости оказывает индивидуальную помощь учащимся.)

д). Выставка и анализ проектной работы учащихся.(Слайд 32)-Задуманный нами проект по изготовлению открытки и полотна победы выполнен. Все работы выполнены аккуратно, цвета сочетаются между собой. В целом получились хорошие работы. Вы все получаете  оценку «отлично».«Полотно Победы» повесим в зале боевой славы.                                                              -А поздравительную открыткувы  подарите на 9 мая ветеранам.(Учитель выставляет оценки тем учащимся, которые активно работали на уроке, закончили открытку и полотно, комментирует оценки).

Если остается время зачитать поздравления для ветеранов…

VI. Подведение итогов урока и оценивание работ учащихся.-Презентация проекта будет представлена  на научно-практической конференции, на школьном сайте школы и школьной газете «Содружество».

 

Урок закончен спасибо всем, до свидания. 

Пожалуйста, подождите.
×