Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 02.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Игра как форма мотивации и активизации музыкального мышления | Кузнецова Маргарита Ивановна. Работа №334052. Номер работы: №334052

Дата публикации:
Автор:
Описание:

      Современная  педагогика  исходит  из  того, что  детскому  мышлению  и  восприятию  свойственно  преобладание  индуктивного  процесса  познания  над  дедуктивным,  конкретного  мышления  над  абстрактным,  единичного  над  общим,  эмоционального   над    рациональным.  Как  показывает  практика,  дети  легко  и  быстро  воспринимают  и  усваивают  то,  к  чему  испытывают  эмоциональный  интерес.  Именно  осознанная  ребёнком  и  эмоционально  наполненная  мотивация  является  самым  действенным  двигателем  в  его  обучении  чему – либо.  Лучшим  способом  для   достижения  этого  психологически  комфортного   для  ребёнка   состояния  является  игра  как   естественная  форма  его  существования.

Замечательный  педагог  В.А. Сухомлинский  писал:  « Духовная  жизнь  ребёнка  полноценна  лишь  тогда,  когда  он  живёт  в  мире  игры,  сказки,  музыки,  фантазии,  творчества. Без  этого  он – засушенный  цветок».  И  ещё:  « То,  что  ребёнок  обязан  запомнить,  прежде  всего  должно  быть  ему  интересным».

Применение  игровых  форм  на  занятиях  по  сольфеджио  продуктивно  как  с  младшими  школьниками,  так  и  с  более  старшими  детьми. Учитывая  особенности  возрастной  психологии  абстрактное  мышление  у  детей  6,6 – 8  лет ,как  правило,

ещё  развито  слабо,  и  лучше  всего   они  усваивают  теоретические  знания  именно  в  наглядно – игровой  форме.  Опора  в  обучении  на  игру  выводит  ребёнка  из – под  дидактического  « пресса»,  учебный  процесс  становится  для  него  психологически  комфортным  и, главное, - влияет  на  качество  усвоения  материала.

Применение  более  сложных  и  интересных  игровых  методик  с  детьми  9 – 14  лет  также  весьма  актуально,  так  как  именно в этом  возрасте  многие  дети  переживают  своего  рода    «кризис  обучения»  в  музыкальной  школе. Необходимо  прилагать  усилия , чтобы  будить  и  развивать  фантазию,  воображение  детей,  организовывать  урок  так ,  чтобы  дети  включались  в  игру  и  предлагали  свои  идеи. Игровые  и  наглядные   формы  работы  на  уроке  позволяют  не  только закрепить  теоретический  материал,  но  и  проконтролировать  полученные  обучающимися  знания  эффективно  и  незаметно  для  них  самих,  а  так  же  способствуют  развитию  креативности,  усилению  мотивации  детей.

Существует  огромное количество  методических  пособий   для  практического  применения   игровых  форм   на  уроках  сольфеджио,  рекомендуемых   для  ДМШ  И  ДШИ.  Остановлюсь  на  некоторых  из  них,  которые    я  считаю  эффективными,   используя   в  своей  педагогической  практике.

                                                  Ладовые  игры.

1.«Отгадай  загадку»

Эту  игру  удобно  использовать  для  настройки  в  какой – либо  тональности  перед  диктантом.

Учитель  играет  на  инструменте  последовательность  ступеней. Дети  слушают,  показывая  их  на  «Музыкальной  лесенке». Потом  один  из  ребят  «отгадывает  загадку», пропевая  её  по  нотам.  «Загадки»  можно записывать  в  тетрадь,  каждую  в  отдельном  такте.

2. «Узнай  песенку»

Игра  очень  хорошо  активизирует  внутренний    слух  обучающихся.

Волшебная « лесенка»  поёт  знакомую  песню. Надо  узнать её,  пропев  про  себя

ступени,  которые  показывает  педагог. Тот,  кто  первым  узнал  песню,  исполняет  её  нотами  в  указанной  тональности.  Можно  предварительно  спеть  мелодию  со  словами,  выбрав  одного  из  ребят  «концертмейстером» ( он сыграет  простейший  аккомпанемент ровными долями или остинато ).

3. «Живое  пианино»

Дети  выстраиваются  в  ширенгу. Каждый  из  них  -  «Живая  клавиша», «ступень  какой – либо гаммы».Преподаватель  или  кто – то  из  обучающихся  может  сыграть  на  пианино  фразы   знакомой   или  незнакомой  песни, гамму,  трезвучие  или  просто  последовательность  ступеней,  нажимая  на  клавиши,  то  есть  показывая  на  участника  игры,  который  пропевает  свой  звук.

4. « Вопрс – ответ»

Игра  предполагает  элемент  творчества и  импровизации. Использовать  её  на  уроках  можно  тогда,  когда  обучающиеся  хорошо  познакомились  со  ступенями  лада,  могут  свободно  интонировать  их . Педагог  пропевает  какой – либо  вопрос,  обращаясь  к  конкретному  ребёнку. Вопрос  надо  закончить  на  любой  ступени, кроме  первой. Ученик  должен  спеть  ответ  в  этой  же тональности,  закончив  его  на  тонике.

5.  «Будь   учителем»

Даже  традиционные  формы  работы  на  уроках  сольфеджио  воспринимаются  детьми  с  большим  воодушевлением,  если  они  преподнесены  преподавателем  в  игровой  форме. Например,  обычное   пропевание  ступеней  в  ладу  можно  предложить  детям  в  виде  игры.  В  роли  «педагога»  выступает  один  из  детей.  Он  показывает  ступени  на  большой  лесенке,  висящей  на  доске. Вся  группа (или  один  ребёнок )  должна  пропеть  последовательность  ступеней,  которую    «указал  учитель»,  в  определённой  тональности.

    Игровые  формы  для  чтения  с  листа.

6.  «Эстафета»

Первый  ребёнок  начинает  интонировать  мелодию.Если  он  ошибается  с  этого  места  поёт  второй.  С  места  ошибки  второго  подхватывает  третий  и  т.д. Кто  придет  первый  к  окончанию?

7.  « Эхо»

Назначается  ведущий. Он  поёт  первую  фразу,  педагог,  контролируя  правильность  интонирования, говорит  кто  будет  в  роли « эха». Если  ребёнок  повторил,  значит,  он  становится  ведущим  и  поёт  дальше. Если  нет,  то  пытается  повторить другой.Удастся  ли  ведущему  оставаться  таковым  долгое  время?

8.  «Штраф»

Дети  делятся  на  2  группы. Каждой  группе  достаётся  записка какие  фразы  необходимо  спеть. Затем  по  очереди  поют,  по возможности  без  остановок. Учитель ( «судья»)  назначает « штраф» за  неточно  спетые  ступени,  паузы  и т.д. В  конце  сравниваем  количество  штрафных  очков  и  исправляем  ошибки,  чтобы  убрать « штраф».

9. « Тайный  совет»

Эту  игру  можно  использовать  в  процессе  работы  над  темой  «Лад».

Согласно  сказке, королева – тоника,  король – лад, и премьер – министр

( V ступень) собираются  вместе  на  Совет  тональности. В  такой  образной  форме  постепенно  начинается  освоение  материала .Дети  учатся  чисто  интонировать

и  определять  устойчивые  ступени  в  виде  шести  последовательностей ( I-III-V; V-III-I ; I-V-III ; III-I-V ; III-V-I; V-I-III  ),  где   главные  персонажи  выступают  в  разном  порядке. Таким  образом, обучающиеся  интанационно  осваивают небольшие  скачки  по  устоям,  приобретают  навыки  определения  на  слух  простейших  «цепочек»  ступеней . Идея  Совета, как форма  работы над  вокально -  интанационной   точностью  и  определением  ступеней,  в дальнейшем  может   служить  основой  для  более  сложных  заданий. В  то  время  как  обучающиеся на  практике  и  в  теории  усвоят,  какие  ступени  лада  относятся  к  устойчивым,  и  как  в  них  разрешаютя  неустои,   в  Тайный  Совет  можно  включать  не  только   I ,III, V ступени,  но  и постепенно  полный  диатонический звукоряд.

12.  «.Ладушки»

Игра  поможет  легко  узнавать  на  слух особенности  чередования   сильных  и  слабых  долей.Дети  разбиваются  на  пары.Педагог  исполняет  пьесы  в  разных  размерах,  ученики  хлопками  отмечают  пульс  музыки.Сильную  долю  каждый  хлопает  сам,  а  слабые-  друг  с  другом,  как бы  играя  в « ладушки».

                                               Заключение

Как  показывает  практика,  использование  на уроках  сольфеджио   несложных  методологических  и  психологических  хитростей,  игровых   технологий  в  различных  формах   активизируют  учебную  деятельность  обучающихся.При  этом  объём  получаемых  детьми  знаний  существенно  возрастает,  а  их  качество  улучшается.Все  рассмотренные  приёмы  могут  помочь  не  только  адаптировать  нашу  образовательную  систему  к  новым  условиям,  но  сохранить  при  этом  преемственность,  то  есть  всё  то  лучшее,  что  накопила  отечественная педагогика.

«Игра как форма мотивации и активизации музыкального мышления на уроках сольфеджио»

Разработчик – Кузнецова Маргарита Ивановна

Преподаватель МБУДО « Челно- Вершинская ДШИ»

Обобщение опыта работы

 

Современная педагогика исходит из того, что детскому мышлению и восприятию свойственно преобладание индуктивного процесса познания над дедуктивным, конкретного мышления над абстрактным, единичного над общим, эмоционального над рациональным. Как показывает практика, дети легко и быстро воспринимают и усваивают то, к чему испытывают эмоциональный интерес. Именно осознанная ребёнком и эмоционально наполненная мотивация является самым действенным двигателем в его обучении чему – либо. Лучшим способом для достижения этого психологически комфортного для ребёнка состояния является игра как естественная форма его существования.

Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: « Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок». И ещё: « То, что ребёнок обязан запомнить, прежде всего должно быть ему интересным».

Применение игровых форм на занятиях по сольфеджио продуктивно как с младшими школьниками, так и с более старшими детьми. Учитывая особенности возрастной психологии абстрактное мышление у детей 6,6 – 8 лет ,как правило,

ещё развито слабо, и лучше всего они усваивают теоретические знания именно в наглядно – игровой форме. Опора в обучении на игру выводит ребёнка изпод дидактического « пресса», учебный процесс становится для него психологически комфортным и, главное, - влияет на качество усвоения материала.

Применение более сложных и интересных игровых методик с детьми 9 – 14 лет также весьма актуально, так как именно в этом возрасте многие дети переживают своего рода «кризис обучения» в музыкальной школе. Необходимо прилагать усилия , чтобы будить и развивать фантазию, воображение детей, организовывать урок так , чтобы дети включались в игру и предлагали свои идеи. Игровые и наглядные формы работы на уроке позволяют не только закрепить теоретический материал, но и проконтролировать полученные обучающимися знания эффективно и незаметно для них самих, а так же способствуют развитию креативности, усилению мотивации детей.

Существует огромное количество методических пособий для практического применения игровых форм на уроках сольфеджио, рекомендуемых для ДМШ И ДШИ. Остановлюсь на некоторых из них, которые я считаю эффективными, используя в своей педагогической практике.

Ладовые игры.

1.«Отгадай загадку»

Эту игру удобно использовать для настройки в какой – либо тональности перед диктантом.

Учитель играет на инструменте последовательность ступеней. Дети слушают, показывая их на «Музыкальной лесенке». Потом один из ребят «отгадывает загадку», пропевая её по нотам. «Загадки» можно записывать в тетрадь, каждую в отдельном такте.

2. «Узнай песенку»

Игра очень хорошо активизирует внутренний слух обучающихся.

Волшебная « лесенка» поёт знакомую песню. Надо узнать её, пропев про себя

ступени, которые показывает педагог. Тот, кто первым узнал песню, исполняет её нотами в указанной тональности. Можно предварительно спеть мелодию со словами, выбрав одного из ребят «концертмейстером» ( он сыграет простейший аккомпанемент ровными долями или остинато ).

3. «Живое пианино»

Дети выстраиваются в ширенгу. Каждый из них - «Живая клавиша», «ступень какой – либо гаммы»реподаватель или кто – то из обучающихся может сыграть на пианино фразы знакомой или незнакомой песни, гамму, трезвучие или просто последовательность ступеней, нажимая на клавиши, то есть показывая на участника игры, который пропевает свой звук.

4. « Вопрс – ответ»

Игра предполагает элемент творчества и импровизации. Использовать её на уроках можно тогда, когда обучающиеся хорошо познакомились со ступенями лада, могут свободно интонировать их . Педагог пропевает какой – либо вопрос, обращаясь к конкретному ребёнку. Вопрос надо закончить на любой ступени, кроме первой. Ученик должен спеть ответ в этой же тональности, закончив его на тонике.

5. «Будь учителем»

Даже традиционные формы работы на уроках сольфеджио воспринимаются детьми с большим воодушевлением, если они преподнесены преподавателем в игровой форме. Например, обычное пропевание ступеней в ладу можно предложить детям в виде игры. В роли «педагога» выступает один из детей. Он показывает ступени на большой лесенке, висящей на доске. Вся группа (или один ребёнок ) должна пропеть последовательность ступеней, которую «указал учитель», в определённой тональности.

Игровые формы для чтения с листа.

6. «Эстафета»

Первый ребёнок начинает интонировать мелодиюсли он ошибается с этого места поёт второй. С места ошибки второго подхватывает третий и т.д. Кто придет первый к окончанию?

7. « Эхо»

Назначается ведущий. Он поёт первую фразу, педагог, контролируя правильность интонирования, говорит кто будет в роли « эха». Если ребёнок повторил, значит, он становится ведущим и поёт дальше. Если нет, то пытается повторить другойдастся ли ведущему оставаться таковым долгое время?

8. «Штраф»

Дети делятся на 2 группы. Каждой группе достаётся записка какие фразы необходимо спеть. Затем по очереди поют, по возможности без остановок. Учитель ( «судья») назначает « штраф» за неточно спетые ступени, паузы и т.д. В конце сравниваем количество штрафных очков и исправляем ошибки, чтобы убрать « штраф».

9. « Тайный совет»

Эту игру можно использовать в процессе работы над темой «Лад».

Согласно сказке, королева – тоника, король – лад, и премьер – министр

( V ступень) собираются вместе на Совет тональности. В такой образной форме постепенно начинается освоение материала .Дети учатся чисто интонировать

и определять устойчивые ступени в виде шести последовательностей ( I-III-V; V-III-I ; I-V-III ; III-I-V ; III-V-I; V-I-III ), где главные персонажи выступают в разном порядке. Таким образом, обучающиеся интанационно осваивают небольшие скачки по устоям, приобретают навыки определения на слух простейших «цепочек» ступеней . Идея Совета, как форма работы над вокально - интанационной точностью и определением ступеней, в дальнейшем может служить основой для более сложных заданий. В то время как обучающиеся на практике и в теории усвоят, какие ступени лада относятся к устойчивым, и как в них разрешаютя неустои, в Тайный Совет можно включать не только I ,III, V ступени, но и постепенно полный диатонический звукоряд.

12. «.Ладушки»

Игра поможет легко узнавать на слух особенности чередования сильных и слабых долейети разбиваются на пары.Педагог исполняет пьесы в разных размерах, ученики хлопками отмечают пульс музыки.Сильную долю каждый хлопает сам, а слабые- друг с другом, как бы играя в « ладушки».

Заключение

Как показывает практика, использование на уроках сольфеджио несложных методологических и психологических хитростей, игровых технологий в различных формах активизируют учебную деятельность обучающихсяри этом объём получаемых детьми знаний существенно возрастает, а их качество улучшается.Все рассмотренные приёмы могут помочь не только адаптировать нашу образовательную систему к новым условиям, но сохранить при этом преемственность, то есть всё то лучшее, что накопила отечественная педагогика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Берак

О.Л., М.В. Карасева Как преподавать сольфеджио в

XXI

веке. – М.: Издательский дом « Классика –

XXI

» ,2006.

Дадиомов

А. Учебное пособие «50 обучающих и игровых музыкально - компьютерных программ по сольфеджио и теории музыки». - Искусство и Образование, Москва, 2012

Ефремова Л., Учиться интересно! Пособие по сольфеджио для преподавателей ДМШ. С – Пб,2006

Жилин

В.,Занимательные

игры для чтения с

листа

.-

Челябинск

, 2005

Камаева

Т.,

Камаев

А. Азартное сольфеджио. Иллюстративный и игровой материал. Учебное пособие по сольфеджио и теории музыки

осква,2004

Тараева

Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной

педагогике

нига

1: Стратегии и методики.-

М.,Издательский

дом « Классика –

XXI

»,2007

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×