Игровая деятельность, ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста ☼
Автор: Пименова Оксана Михайловна
Игровая деятельность, ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Потребность выражать в игре свои впечатления и переживания составляет наиболее характерную особенность детей дошкольного возраста. Ребенок развивается под влиянием окружающего мира, под воздействием воспитания. У него рано появляется интерес к жизни и деятельности взрослых, стремление подражать им. Играя, ребенок знакомится с окружающим, становится участником жизни взрослых. Подражая в игре любимому герою, ребенок усваивает сначала его внешние свойства, а затем и его моральные качества.
Игровое подражание – не копирование жизни, а творческое ее воспроизведение. Ребенок в игре передает свое отношение к изображаемому, свои чувства и переживания.
Изучение развития игры в дошкольном возрасте ярко обнаруживает ее основную особенность: игра затрагивает все стороны личности ребенка, в ней живо работает мысль, игра богата эмоциями, она всегда требует активной деятельности, волевых усилий. Характерная особенность детской игры – живая работа воображения и связанная с этим сила и искренность переживания.
Фантазия требуется в любой игре, чтобы войти в свою роль, заменить один предмет другим, понять условные игровые цели. Творческая фантазия не сразу появляется в игре, она постепенно развивается под воздействием воспитания, благодаря знаниям, которые получает ребенок.
Ребенок отличает игру от действительности. Все дети употребляют слова «по правде» и «как будто» или «понарошку». Часто приходится наблюдать в игре, как ребенок, увлеченный своей ролью, выходит из нее на минуту, чтобы договориться с товарищем о продолжении игры.
Игра для детей – путь познания мира. Многочисленные наблюдения за детскими играми доказывают, что в игре происходит разнообразная познавательная деятельность. Первые игры заключаются в игровом, действенном знакомстве с предметами. Такие игры сохраняются и в дошкольном возрасте. Дети на практике, в деятельности знакомятся с формой, окраской, величиной и другими качествами различных вещей. Новую игрушку недостаточно разглядеть, ее нужно повертеть, покатать, ощупать. Ребенок может долго пересыпать песок, формовать его, сооружать постройки.
Иная роль игры в знакомстве детей с явлениями общественной жизни, с трудом взрослых, с взаимоотношениями людей. В данном случае игра – вторичный этап знакомства с окружающем. Чтобы возникла такая игра, необходимо наличие ярких, конкретных впечатлений, следовательно, игре предшествуют наблюдения, чтение, рассказывание. В игре происходит освоение впечатлений от окружающей жизни, знаний полученных на занятиях. Такой своеобразный способ переработки впечатлений соответствует образному, действенному характеру мышления ребенка, его эмоциональности.
Творческая игра связана с занятиями. Занятия питают игру, дают ей содержание, направляют мысли и чувства детей. На занятиях дети получают навыки и умения, в том числе навыки умственной работы, коллективной деятельности. Полученные знания и навыки развиваются, упражняются, совершенствуются, упражняются, совершенствуются в игре. Игра - важный, но единственный способ отражения впечатлений, усвоение знаний. Не во все можно играть: например, наблюдение природы чаще отражается в рисунке, лепке. Кроме того, содержание игр складывается из взаимодействий разнообразных влияний: впечатлений, полученных в семье, детском саду, на улице, из рассказов и сказок.
Взаимодействие между игрой и занятиями заключаются и в том, что в игре воспитываются интересы детей к окружающему, стремление к приобретению знаний. Такая же связь и взаимодействие существуют между игрой и воспитательной работой в целом: в игре отражаются результаты воспитания моральных качеств, культурных привычек и навыков, в то же время они в игре развиваются.
В детских играх отражаются впечатления жизни или постоянно повторяющиеся или необычные, отличающиеся большой силой. Игра возникает только в том случае, когда у ребенка имеются яркие, конкретные представления. Но этого недостаточно. Чтобы возникла игра, необходима заинтересованность – тема должна затрагивать эмоции ребенка. В игре ребенок испытывает разнообразные чувства в зависимости от сюжета игры, но одно чувство в игре обязательно – радость, удовольствие.
Развитие ребенка в игре происходит, прежде всего, за счет разнообразной направленности ее содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные), эстетическое (музыкальные), умственное (дидактические и сюжетные). Многие из них в тоже время способствуют нравственному воспитанию дошкольников (сюжетно – ролевые, игры – драматизации, подвижные и др.).
Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а так – же разными формами детской активности.
Первая группа – это игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении. Активность детей (при условии сформированности определенного уровня игровых действий и умений) имеет инициативный, творческий характер – ребята способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения игровых задач. В самостоятельных играх создаются условия для проявления детьми инициативы, которая всегда свидетельствует об определенном уровне интеллекта.
Игры этой группы, к которым можно отнести сюжетные и познавательные, особенно ценны своей развивающей функцией, имеющей большое значение для общего психического развития каждого ребенка.
Вторая группа – это различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры или объясняя конструкцию игрушки, дает фиксированную программу действий для достижения определенного результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения; они направлены на усвоение определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие.
Активность детей в обучающих играх носит в основном репродуктивный характер: дети, решая игровые задачи с заданной программой действий, лишь воспроизводят способы их осуществления. Активность в данном случае может проявляться в произвольном выборе более удачного способа действия. На основе сформировавшихся умений дети могут затевать самостоятельные игры, в которых будет больше элементов творчества.
К группе игр с фиксированной программой действия относятся подвижные, дидактические, музыкальные, игры – драматизации, игры – развлечения.
Поиск ответов на возникающие игровые проблемы повышают познавательную активность детей и в реальной жизни. Достигнутый в игре прогресс психического развития ребенка существенно влияет на возможности его систематического обучения на занятиях, способствует совершенствованию его реальной нравственно – этической позиции в среде сверстников и взрослых.
Прогрессивное, развивающее значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития детей, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в знаниях, становлению мотива новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребенка к обучению в школе.