Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Игровая технология В.В.Воскобовича "Сказочные лабиринты игры" как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста | Ольга Юрьевна Давлатова. Работа №254618

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Ольга Юрьевна Давлатова
Использование игровых технологий в образовательной деятельности должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Возможно ли это? Организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно – задача достаточно сложная. Технология «Сказочные лабиринты игры» содержит чётко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий к развивающим играм. Развивающие игры Воскобовича выполняют роль дидактического материала и легко вписываются в содержание любой образовательной программы, поскольку они способствуют развитию детей во всех пяти образовательных областях. Наилучший результат в развитии и образовании детей даёт использование технологии «Сказочные лабиринты игры» в образовательных областях  «познавательное развитие» и «речевое развитие». Внедряя в практику игровую технологию «Сказочные лабиринты игры» в практику сегодня, несомненно думаешь о завтрашнем дне. Развивая детские способности, педагог становится создателем игрового продукта – среды, пространства. И главная задача – совершенствование его в функциональном, методическом и информационном плане.

Чем я руководствовалась при выборе игровой технологии, которую буду реализовывать в 2018-2019 году, работая с детьми младшего возраста?

С технологиями и играми М.Монтессори, Д.Кюизенера и З.Дьенеша, Б.Никитина я знакома и применяю их элементы в воспитательно-образовательном процессе. Использование методики Н.Зайцева не соответствует возрастным особенностям моей возрастной группы. А вот игровая технология В.Воскобовича мне была неизвестной, новой. Заведомо с перечнем игр я была знакома. Больше всего меня заинтересовали игры «Кораблик «Плюх-Плюх» и «Кораблик Брызг-Брызг». Чем они отличаются, почему у них такие названия….Стала разбираться между ними и незаметно для себя вникать в игровую технологию интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры». Почему данная технология так называется? Нет на этот вопрос ответа. Каждый, кто хоть слегка коснется умом и сердцем этой игровой технологии, будет находить ответ для себя. Для меня же – это дорожки от игре к игре, в которых встречается персонаж, а в другой игре другой персонаж, и вдруг они начинают взаимодействовать, и получается сказка. Эта сказка ведет нас к другой игре и, незаметно для себя, мы уже идем по третьей дорожке. Так и получается лабиринт. Только из него выходить не хочется. Хочется искать не выход, найдя ответ на вопрос, а идти по лабиринту дальше, создавая свою сказку.

-Почему же ты не вернешься домой?

-Я пытался, но Фиолетовый Лес не отпускает меня.

Технология «Сказочные лабиринты игры» имеет ряд особенностей:

Широкий возрастной диапазон участников игр

.

С одной и той же игрой могут заниматься деть раннего возраста, 7 лет, а иногда и ученики средней школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.

Многофункциональность развивающих игр

.

С одной стороны, с помощью одной игры можно решать большое количество образовательных и воспитательных задач. С другой стороны, одну задачу можно решить с помощью разных игр. Например, требованиями ФГОС дошкольного образования обуславливают отказ от превалирования фронтальной формы работы с детьми. В этом случае можно предложить одному ребенку выполнять работу на «Коврографе», нескольким на «МиниЛарчиках», оставшимся – на графическом тренажере «Игровизор»

Вариативность

.

В рамках одной игры можно усложнять задачу для каждого ребенка, ориентируясь на зону ближайшего развития. Каждая игра предполагает множество вариаций ее проигрывания, возможность придумывания все новых и новых способов занятий с ней. К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.

Сказочность

.

Построение процесса взаимодействия взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности обучающихся на основе сказочного сюжета является одним из эффективных путей активизации познавательных процессов детей. В основе всех сказочных сюжетов лежит Фиолетовый лес и его жители. Фиолетовый лес представляет собой некое сказочное пространство, заселенное сказочными персонажами. Каждая игра технологии В.Воскобовича относится к определенному комплекту. И в каждом комплекте есть свои герои.

Комплект «Играем в математику» - это королевство Муравия и его правительница Королева Мурана.

Конструктор «Геоконт» - это Поляна Золотых плодов и главный здесь Малыш Гео.

Игровой комплекс «Коврограф Ларчик» и «МиниЛарчик» - это ковровая полянка с персонажами Слоник Лип-Лип и Ляп-Ляп.

Комплект «Игровизор» с приложениями – это страна Маркерленд, персонаж Околесик

Комплект «Чтение через игру» - царство Попугавия, персонаж «Король Попугай»

Конструктор «Прозрачный квадрат» - это Озеро Айс, персонаж Незримка Всюсь.

Конструктор «Игровой квадрат» - страна Волшебных Превращений, персонаж Ворон Метр.

Комплект «Чудо-конструкторы» - Чудо-острова, персонаж Чудесик.

Комплект «Знаковые конструкторы» - Знакоцирк, персонаж Филимон Коттерфильд.

Вся технология выстроена на создании и использовании в работе с детьми «длительных» и «быстрых» сказок. «Длительные» сказки проходят в несколько занятий и завязаны на одной игре, например работа с «Квадратом Воскобовича»:

«В

зрослая» задача

,

Создание/использование модели,

Мультипликация (оживление),

Проблемная ситуация,

Разрешение проблемной ситуации,

Проверка выполнения «взрослой» задачи.

Обязательное условия для создание сказки – внесение в нее проблемного элемента. Например:

Однажды Медвежонок Мишик и Галчонок Каррчик отправились в лес за ягодами. Стали собирать их в корзины. (моделирование). Какая корзина у Мишика? Какая корзина у Каррчика? Какие ягоды по размеру будет собирать Мишик, а какие Каррчик? Когда на поляне стали подсчитывать ягоды выяснилось что? (у Мишика ягод меньше, а у Каррчика больше) (мультипликация). Это Мишика очень растроило! Как сгладить сложившуюся ситуацию и уровнять количество ягод?

Ребенок, слушая сказку, становится действующим лицом событий, «проживает» таинственные и веселые сказочные приключение, преодолевает вместе с героем совсем не сказочные препятствия, добивается успеха. Одновременно он знакомится с игрой, отвечает на поисковые вопросы, решает интеллектуальные задачи, выполняет творческие задания.

Взаимосвязь развивающих пособий.

Существуют четкие логические связи между играми, например, система ориентировки в пространстве в играх «Геовизор», «Геоконт», комплект «Коврограф Ларчик», графический тренажер «Игровизор»

Поэтапность

Каждая развивающая игра включает в себя определенную систему: каждый новый вариант проигрывания игры или новое задание построены на основе усвоенного раннее содержания и предваряют последующий материал. Например, «Игровизор» с приложением «Катя, Рыжик и Рыбка». Задача: развитие представлений о геометрических формах. Усложнение: нахождение геометрических форм в образах, моделирование геометрических форм, дорисовывание геометрических форм, поиск и восстановление моделей геометрических форм, штриховка и т.д.

Творческий потенциал каждой игры

Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в реальности и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка, превращая игровой процесс в «долгоиграющий» восторг.

Комфортность

Комфортность развивающих игр В.Воскобовича обеспечивается рядом факторов:

-качественное изготовление игр.

-красочность.

- удобство работы с играми как для детей, так и для взрослых.

- методическое сопровождение.

-мобильность игр.

 

 

 

 

 

 

 

 

В ходе самообразования мною были изучены следующие дидактические пособия игровой технолгии «Сказочные лабиринты игры»:

-игровой комплект Коврограф «МиниЛарчик» (1-7 лет);

-игра «Квадрат Воскобовича двухцветный» (1-7 лет);

-игра «Кораблик «Плюх-Плюх» из комплекта «Играем в математику» (1-5 лет);

-игра «Чудо-крестики (1-5 лет);

-графический тренажер «Игровизор» (3 -7 лет) с печатной продукцией «катя, Рыжик и Рыбка» (3-5 лет).

Все перечисленные пособия применимы в младшем возрасте. Об этом нам говорит таблица, разработанная автором технологии «Классификация игр по возрастам».

Использование коврографа «МиниЛарчик»

в образовательной деятельности

Коврограф «МиниЛарчик» - это универсальное средство. Ларчик – фольклорный образ, символизирующий бесконечность (как скатерть-самобранка) – достаешь, достаешь из ларчика всякое-разное, а оно не заканчивается. Оно помогает реализовать следующие направления в работе:

Соответствие ФГОС

ДО

и

раскрытие

каждой из образовательных областей. Немаловажен аспект интеграции данных областей при использовании данного игрового комплекта.

Способствует проведению комплексной работы по развитию у ребенка психических процессов (внимания, памяти, мышления и воображения), осуществлению целенаправленного сенсорного развития (цвет, форма, величина), логико-математического развития ребенка (классификация,

сериация

, пространственные отношения), ознакомление с окружающим миром, совершенствование речи и обучение чтению, а также развитию творчества.

Эффективное осуществление сенсорного развития дошкольников:

-формирование представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины.

-обучение способам обследования предметов, умение различать их форму, цвет и величину, выполнять сложные глазомерные действия.

-развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения.

Игровой комплект может использоваться во время, отведенное на непосредственно образовательную деятельность, в свободной совместной деятельности взрослого и ребенка, а также в предварительно организованной педагогом самостоятельной деятельности детей. «МиниЛарчик» представлеяет собой уменьшенную копию «Кофрографа Ларчика», предназначен для индивидуальной или групповой работы детей с дидактическими материалами. Использование данного пособия в образовательной деятельности помогает создать комфортные условия для работы и качественно провести занятие. Это волшебный ларец, обладающий неограниченными возможностями для реализации творческого потенциала детей и взрослых. Путешествую по игровому полю вместе со сказочными персонажами, ребенок словно описывает свой путь и ищет решения возникающих проблемных ситуаций (речевое развитие), развивает мелкую моторику руки и зрительную память (физическое развитие).

Образовательная область

Виды деятельности

Образовательные задачи

Игра «Квадрат Воскобовича двухцветный» - волшебные превращения Квадрата способствуют развитию логического мышления, пространственного воображения, конструктивных умений, мелкой моторики рук. А сказка «Тайна Ворона Метра, или Сказка об удивительных приключениях Квадрата» служит дополнительной игровой мотивацией, побуждающей детей выполнять необходимое по сюжету действие и добиваться результата.

Важно: игра способствует освоению ребенком приемов конструирования геометрических фигур и алгоритмов сложения предметных форм, а выполняя задания сказки, ребенок выращивает свой «золотой плод» превращений.

 

1.Познавыательное развитие

2.Социально-коммуникативное развитие

3.Речевое развитие

4.Физическое развитие

1.Игровая

2.Конструирование

3.Познавательно-исследовательская

1.Развитие памяти, внимания, мышления, воображения.

2.Развитие логического мышления (сравнение, анализ, сопоставление).

3.Развитие познавательных интересов и мотивации детей.

4.Сенсорное развитие (цвет, форма, величина).

5.Освоение пространственных отношений.

6.Формирование навыков конструирования.

7.Развитие творческого мышления.

8.Развитие речи.

9.Развитие мелкой моторики.

Игра «Кораблик «Плюх-Плюх» - отправляясь в путешествие на пятимачтовом кораблике «Плюх-Плюх» во главе с Капитаном Гусем и лягушатами-матросами, ребенок знакомится с понятием «много», «мало», «поровну», «высокий», «средний», «низкий», «выше среднего», «ниже среднего». Мманипулируя цветными флажками на мачтах, ребенок учится считать, группировать. А волшебный шнурок помогает сплести флажки в узор.

 

1.Познавыательное развитие

2.Социально-коммуникативное развитие

3.Речевое развитие

4.Физическое развитие

1.Игровая

2.Познавательно-исследовательская

3.Коммуникативная

4.Двигательная

1.Развитие памяти, внимания, мышления, воображения.

2.Сенсорное развитие (цвет, величина).

3.Форммирование количественного отношения.

4.Развитие логики, умения сравнивать, сопоставлять и анализировать.

5.Освоение пространственных отношений.

6.Развитие познавательных интересов и мотивации детей.

7.Развитие творческого мышления.

8.Развитие речи, развитие мелкой моторики.

Игра «Чудо-крестики - игра прекрасно подходит для начального этапа развития у ребенка навыков игры с головоломками. Эта игра развивает представление о сенсорных свойствах и качествах (форма, цвет, размер), способствует освоению количественного счета, отношений «часть-целое» и пространственных отношений.

Важно: игра учит ребенка «читать» составные (детали прорисованы) и силуэтные (части не показаны) схемы.

 

1.Познавыательное развитие

2.Социально-коммуникативное развитие

3.Речевое развитие

4.Физическое развитие

1.Игровая

2.Познавательно-исследовательская

3.Конструирование

4.Коммуникативная

5.Двигательная

1.Развитие памяти, внимания, мышления, воображения.

2.Развитие познавательных интересов и мотивации детей.

3.Сенсорное развитие (цвет, форма, величина)

4.Освоение пространственных отношений

5.Формирование навыков силуэтного конструирования.

6.Развитие творческого мышления.

7.Развитие речи

8.Развитие мелкой моторики рук, тактильно-осязательных анализаторов.

Игра «Игровизор» - прекрасное многофункциональное средство для проведения графических диктантов, переноса изображения по клеточкам, штриховки, дорисовки и многое другое. Уникальность «Игровизора» состоит в его многофункциональности (один лист тренажера решает несколько образовательных задач), экономичности (листы с заданиями используются многократно), вариативности (неограниченное количество приложений с заданиями), возможности контроля самим ребенком.

Важно: пособие создает у ребенка ситуацию успеха (всегда можно исправить ошибку).

«Катя, Рыжик и Рыбка» (геометрические представления) – при помощи альбома у ребенка закладываются представления о сравнении предметов по форме и размеру, пространственных отношениях, условной мерке, количестве. Обучение происходит в веселой игровой форме: вместе с Девочкой Катей и озорным Рыжиком ребенок изучает подарки, полученные на день рождения, находит, обводит, зарисовывает и штрихует элементы и т.д. Помощником выступает графический тренажер «Игровизор», который дает ребенку возможность исправить свои ошибки.

 

Таким образом, использование игровых технологий в образовательной деятельности должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Возможно ли это? Организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно – задача достаточно сложная. Технология «Сказочные лабиринты игры» содержит чётко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий к развивающим играм. Развивающие игры Воскобовича выполняют роль дидактического материала и легко вписываются в содержание любой образовательной программы, поскольку они способствуют развитию детей во всех пяти образовательных областях. Наилучший результат в развитии и образовании детей даёт использование технологии «Сказочные лабиринты игры» в образовательных областях  «познавательное развитие» и «речевое развитие». Внедряя в практику игровую технологию «Сказочные лабиринты игры» в практику сегодня, несомненно думаешь о завтрашнем дне. Развивая детские способности, педагог становится создателем игрового продукта – среды, пространства. И главная задача – совершенствование его в функциональном, методическом и информационном плане.

Использованная литература:

В.В.Воскобович

, «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»,

Сб

, 2018г

Т.В.Белова

,

А.В.Строгонова

, «Познавательно-творческое развитие дошкольников в игровой интегрированной деятельности: Методические рекомендации.

Сб

, 2017

Л.С.Вакуленко

,

В.В.Воскобович

,

О.М.Вотинова

, «Методические рекомендации к игровому комплекту Ларчик и

МиниЛарчик

».

Сб

, 2016

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×