Инновационная деятельность классного руководителя в воспитательной системе класса ☼
Автор: Юрова Татьяна Анатольевна
Воспитание никогда не было простым делом, и в каждый исторический период возникали соответствующие ему проблемы и трудности
Современная ситуация обострила целый ряд проблем и усилила трудности воспитания как педагогического процесса. Это связано с тем, что в последние годы в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к социальной дифференциации населения и потере общих духовных ценностей.
Можно попытаться сгруппировать причины проблем современного воспитания
1. Идеальный дисбаланс. С ростом затрат и стремительным ростом инфляции зарабатывание денег является неизбежной истиной усовершенствования семьи. Таким образом, от обоих работающих круглосуточно родителей ребенок получает пренебрежение. Это самая распространенная проблема, с которой сегодня сталкиваются родители. Чтобы восполнить это упущение, родители, в конечном счете, покупают дорогие подарки.
Злоупотребление ребенка виной родителей создает идеальный дисбаланс для современных родителей.
2. Нравственные нормы
Когда телевидение и другие виды массовой коммуникации проникли в каждый дом, они принесли с собой огромную необходимость изменений в традиционных стилях воспитания. Сила средств массовой информации настолько велика, что их называют «параллельной школой».
Однако ребенок порой получает абсолютно противоположный поток информации с экранов телевизора. Это зарождает определенные убеждения.
3. Качество свободного времени
Время всегда было дефицитным ресурсом. Особенно когда оба родителя заняты работой; проводить время с детьми становится очень трудно. Ухудшение качества связи из-за нехватки времени, является новой возрастной проблемой, с которой сталкиваются современные родители. К сожалению, с увеличением новых технологий, таких как мобильные телефоны, компьютеры и Интернет, – общение является единственной возможной формой разговора. Преобразование этих виртуальных разговоров в реальность превращается в еще одну проблему, с которой сталкиваются обе стороны, как дети, так и родители.
При недостаточном общении, разрыв между родителями и ребенком увеличивается, что ухудшает отношения в доме, толкая ребенка выстраивать тайный мир друзей и врагов.
4. Отчуждение родителей от школы
Мы не можем сегодня существенно повлиять на воспитательную функцию семьи, так как наблюдаются процессы отчуждения родителей от школы. Современных родителей меньше волнует уровень воспитанности детей. Родители образовывают ребенка, но не воспитывают, учат давать оценки происходящему, но не прививают систему ценностей. Воспитательный потенциал семьи неисчерпаем, если искать точки соприкосновения не столько в знаниях и успеваемости ребёнка, сколько во взаимном утверждении приоритетных для семьи ценностей (здоровье, безопасность, психологический комфорт ребёнка, его социальная защита).
Таким образом, говоря о решении проблемы воспитания, можно прийти к выводу, что оно требует существенных изменений, неформального подхода, прежде всего, к самой личности растущего человека, к решению тех многих непростых проблем, который решает, как может и как понимает младший школьник, подросток, юноша.
В настоящее время активно идёт процесс модернизации российского образования, которая существенно изменяет образовательную систему и воспитательную практику, заявляя необходимость освоения новых технологий, новых форм организации внеучебной деятельности.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю.
Образовательная инициатива Новой школы делает уклон в сторону воспитания личности.
На современном этапе развития образования наряду с традиционными методами и приемами всё большую популярность приобретает интерактивное обучение. В контексте интерактивного обучения разработана технология проведения интерактивных лекций, проектные технологии, тренинги. Одна из таких технологий получила название КЕЙС-МЕТОД.
Кейс-метод (от англ. Case study) – метод анализа ситуаций.
Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Для этого необходимо организовать кейс – единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.
Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Но в любом случае выработка модели практического действия представляется эффективным средством формирования качеств обучаемых.
Для создания кейса как продукта интеллектуальной деятельности классного руководителя используются следующие источники. Схематически их можно отразить следующим образом:
Общественная жизнь во всем своём многообразии выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы кейса.
Другим источником выступает образование. Оно определяет цели и задачи обучения и воспитания.
Наука – это третий источник кейса, как отражательного комплекса. (Она задает две ключевые методологии, которые определяются аналитической деятельностью и системным подходом, а также множество других научных методов, которые интегрированы в кейс и процесс его анализа.)
Кейс-метод можно представить в методологическом контексте как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, которые выполняют в кейс-методе свои роли.
В кейс входят не только сама ситуация, но и описание возможных решений проблемы, факты, помогающие принять решение. Метод ориентирован не просто на обсуждение ситуации, а на ее анализ, вычленение основных вопросов, на которые нужно найти ответы в кейсе, что помогает нам воспитывать в детях умение анализировать, находить решение в данной ситуации.
Уважаемые коллеги. Сейчас Вам представится возможность найти способы решения педагогической задачи «Уметь проектировать и использовать различные формы и технологии взаимодействия с родителями в соответствии с образовательной ситуацией» и на практике увидеть, как можно использовать кейс-метод.
Я хочу предложить реальную ситуацию, актуальную в наше время.
Ситуация: Кейс «Моя семья»
Идет разговор в учительской с отцом одного из учеников. Мальчик часто приходит в школу с невыученными уроками, дерзит, игнорирует школьную дисциплину. Во время урока может, например, встать и без разрешения выйти из класса. Его отец, руководитель одного из крупных предприятий, говорит в ответ на замечания педагога:
- Поймите, у меня ответственная работа. У меня совершенно нет времени. Я его отправляю в школу, воспитывайте его вы! Это же ваша обязанность!
Когда педагог замечает, что воспитывать можно только совместными усилиями школы и семьи, в том числе самого папы, он возражает:
- Я делаю все, что от меня зависит. У сына большая библиотека, современный компьютер с выходом в Интернет, он имеет прекрасную коллекцию дисков, сколько раз его возили по России и за границу, водили по музеям...
Затем долго перечисляет элементы своего участия в воспитании сына. Говорит, что считает это главным, а на беспокойство школы по поводу сына отвечает усмешкой.
Теперь Вам предлагается поработать в группах.
Вопросы и задания:
1.Сравните эти высказывания: «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионаты» (Н.М.Карамзин):
«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего v- люди. Из них на первом месте — родители и педагоги» (А. С. Макаренко).
Так кто же прав? Может ли педагог компенсировать недостаток воспитания в семье?
Вам дается время на обсуждение, после чего попытайтесь ответить на данные вопросы.
2. Предложите способы изменения позиции отца в вопросах воспитания сына.
Педагог должен, приложив усилие и изобретательность, потратив достаточное количество времени, сделать много-много больших и маленьких шагов, чтобы навстречу получить хотя бы 1 шаг со стороны родителей.
Все это происходит потому, что нет постоянного общения между учителем и семьей. С родителями своих ребят учитель должен встречаться не только по поводу какого-то ЧП, не только в школе на родительских собраниях.
И последнее, вернемся к слайду « В чем заключается суть кейс-метода».
Дл обсуждения выбрана реальная жизненная ситуация «Разговор в учительской»
Для решения данной ситуации Вам пригодились
- знания теории вопросов семейного воспитания
- понимание проблемы современной семьи
- знание психолого-педагогических закономерностей и
- причины, которые лежат в основе поведения ребенка
Все эти знания помогут нам правильно и корректно обосновать сложившуюся ситуацию родителям и предложить психолого-педагогические рекомендации по ее решению.