Интеллектуальный марафон (физика) Попробуй объяснить!

Автор: Беляева Людмила Николаевна

Интеллектуальный марафон (физика)

Попробуй объяснить!

«О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух –

И опыт,  сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

 И случай…»

А.С. Пушкин

Оформление: портреты ученых, приборы, записи физических формул, таблицы, выставка книг по явлениям природы.

Пояснительная записка: представители каждого класса, образуя команду, в течение 0,5 часа отвечают на вопросы и выдвигают гипотезы возможных ответов. Учащиеся могут использовать для доказательства представленный материал по оформлению. Ответы оцениваются по 5 – балльной системе, а затем суммируются членами жюри. По итогам интеллектуального марафона определяются его активные  участники и команда -  победитель. Они награждаются  грамотами и сувенирами.

Цель: Расширить и углубить навыки решения задач: качественных и экспериментальных;

Сформировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся;

Повысить интерес, любознательность  школьников к окружающему миру и техническим

профессиям, а также и к художественной литературе, где авторы произведений обращают

внимание  читателей на необычные явления в природе.

1.       Для групп подготовить тексты о давлении:

1)      Назовите сказку и объясните ответ на вопрос «А почему у тебя такие большие ушки?»

(Для усиления звука за счет отражения от ушных раковин.)

2)      Почему не всякое колеблющее тело в воздухе излучает звуки, хотя любое тело, колеблющее в воздухе, излучает механические волны?

(Так как слышимый звук – 20-20000 Гц.)

3)      Почему при некоторой скорости движения, оконные стекла в пассажирском автобусе начинают дрожать?

(В результате резонанса колебаний автобуса и оконного стекла.)

4)      Какой частоты звук может вызвать у человека страх, тошноту, непроизвольное вращение глазных яблок?

(Инфразвук, частотой меньше 16 Гц.)

5)      Можно ли с помощью колебаний определить ускорение свободного падения на Луне?

(Да, из формулы T=2п|l\g.)

6)      Какие музыкальные инструменты могут вызвать возбуждающее действие человеческого организма и почему?

( Барабан, бас, гитара, создающие инфразвуки.)

7)      Какие звуки способны убивать микробы, обнаруживать дефекты в деталях, искать подводные лодки, создавать эмульсии и суспензии?

( Ультразвук больше 20000 Гц.)

8)      Почему при движении по мосту большой группы людей  необходимо идти обязательно не в ногу?

(Чтобы не создать резонанса действиями ног и собственной частоты моста и не привести к его разрушению.)

9)      Мы отличаем звук скрипки от звука рояля, даже если они звучат на одной ноте. Что у этих звуков общего? Чем они отличаются друг от друга?

(Одинаковая частота, разный тембр.)

10)    Зачем нужны ящики камертонам, корпуса скрипкам и гитарам?

(Для усиления звуков за счет отражения от стенок – звуковое ЭХО.)

11)   Для чего можно приспособить лист бумаги, скотч для опытов в области звуковых явлений?

(Создать рупор, усиливающий звук.)

2.       Для присутствующих учащихся предложить прокомментировать   художественные тексты с опознанием  явлений природы.

 

К.Г. Паустовский. Подарок.

Дед Митрий узнал о том, что в Москве для приготовления пищи  используют электрический ток. Он спросил о нем Рувима: «А ты этот электрический ток видал? Как же ты его видал, когда он видимости не имеет, вроде как воздух?»

Как бы вы объяснили деду Митрию, что такое электрический ток? 

Н.А.Некрасов.

Никто его не видывал,

А слышать – всякий слыхивал,

Без тела, а живет оно,

Без языка – кричит.

Какое явление вы узнаете в этих поэтических строках?

 

 

В.П. Астафьев. Гуси в полынье.

«Ледостав на Енисее наступает постепенно. Сначала появляются зеркальные забереги, по краям хрупкие и неровные… Но после каждого морозного утра они все шире, шире, затем намерзает и плывет шуга. И тогда пустынно шуршит река, грустно, утихомиренно засыпая на ходу. С каждым днем толще и шире забереги, уже полоса воды, гуще шуга. Теснятся там льдины, с хрустом лезут одна на другую, крупнеет шуга, спаивается, и однажды, чаще всего в студеную ночь, река останавливается.»

Почему река замерзает сначала у берегов?

В.Я. Брюсов. Хвала человеку.

Змея, жалившего жадно

С неба выступы дубов,

Изловил ты беспощадно,

Неустанный зверолов,

И, шипя под хрупким шаром,

И в стекле согнут в дугу,

Он теперь, покорный чарам,

Светит хитрому врагу.

Какое явление природы вы узнаете в образе змея?

 

3.       Оформление доски:

Чтобы вычислить, надо измерить|

V=s\t

P=m\v

F=mg

P=F\S

P=pgh

 

ЛИНЕЙКА 

ЧАСЫ

ВЕСЫ

МЕНЗУРКА

ДИНАМОМЕТР

ДИНАМОМЕТР

ЛИНЕЙКА

ТАБЛИЦА ПЛОТНОСТЕЙ

ЛИНЕЙКА

 

g

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.Кабардин и др. «Задания для контроля знаний учащихся по  физике в средней школе» М.:

Просвещение, 1983.- 142 с.:ил.

2.Ланина И.Я. «Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики» М.: Просвещение, 1985. – 128с: ил.

3.Полянский С.Е. «Поурочные разработки по физике» М. :  «ВАКО», 2004.-335 с.

4.Горлова Л.А. «Нетрадиционные  уроки, внеурочные мероприятия по физике» М.: «ВАКО», 2006. – 174с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x