Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование электронных образовательных ресурсов в работе учителя начальных классов. ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Рыжова Вера Анатольевна

Автор: Рыжова Вера Анатольевна

ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» имени В. И. Фокина с. Большая Глушица 

 

  Использование  интерактивной  доски

на  уроках в начальных классах.

 (Обобщение опыта по работе с интерактивной доской)

 

     Требованием нашего времени является применение на уроках новейших технологий и интерактивного оборудования. Современный учитель не может, как раньше, пользоваться только мелом и учебником, необходимо овладеть передовыми технологиями. Всем уже давным-давно надоели обычные школьные доски с мелом, который пачкает одежду, руки и личные вещи. Тем более что новому поколению нравится осваивать новые технические изобретения.
     Современные школьники растут в мире, где телефоны, компьютеры. Привычное дело для таких детей, приходя в школу, видеть обычные классы. А в школе должна быть создана среда, в которой ученики новой эпохи будут учиться комфортно и интересно. Школа должна стать местом, где формируются умения для жизни в
XXI веке.

    Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки учащихся в современном учебном заведении.

 

      Интерактивное обучение  позволяет решать одновременно несколько задач:
1) развивает коммуникативные умения и навыки;
2) помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;
3) обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в

    команде, а также прислушиваться к мнению своих товарищей;
4) снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание.      

       Необходимым помощником преподавателей  в реализации интерактивного обучения являются современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Для качественного изменения образовательного процесса с использованием ИКТ необходимым условием является наличие интерактивной доски.  

       Интерактивная доска – сенсорный экран, присоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор.

      Интерактивная доска позволяет управлять процессом презентации, вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования.

      Преимущество доски перед обычной проекционной системой состоит в том, что управление компьютером происходит непосредственно с поверхности доски, и ученикам не нужно напрягаться, отслеживая на большом экране маленький курсор и теряя из виду преподавателя.

     Чтобы управлять компьютером, достаточно только коснуться экрана. На доске можно писать специальным электронным пером.

    Используя доску, вы можете открывать файлы, работать с интернетом, показывать слайды, видео. На ней можно делать пометки, рисовать, чертить различные схемы, как на обычной доске, а также, вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования. Окончив работу, вы можете сохранить все ваши записи для последующего использования.

    Работа с интерактивной доской в начальной школе становится продолжением игры. Ведь использование различных магнитных ручек, лазерных указок, «волшебных» палочек развивает не только логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу

    Использование интерактивной доски позволяет сделать уроки более живыми, интересными, наглядными и красочными, позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, помогает сэкономить время, благодаря чему остается время для изучения дополнительного материала по теме.

     Ученики более заинтересованы на уроке, быстрее запоминают материал. Интерактивная доска повышает качество уроков, что также экономит время учителя.

    Однако следует заметить и то, что использование интерактивной доски требует серьезной длительной подготовки, навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки учителя к уроку.

    Таким образом, используя интерактивную доску, можно организовать постоянную работу учащегося в электронном виде. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе.

    Но стоит помнить – доска не может быть использована как демонстрационный материал в течение всего урока! Планировать уроки надо так, чтобы ребята работали с интерактивной доской не более 10 – 20 минут.                                                                                                                                                                                         

Подводя итоги всему выше сказанному, отмечу:

  • урок должен быть приготовлен заранее, тогда объяснение материала пройдет быстрее;
  • интерактивная доска позволяет использовать самые разные материалы одновременно: и изображения, и звук, и видео, и текст и другие необходимые материалы;
  • течение урока должно быть логическим и  последовательным, тогда урок позволит выполнить все поставленные задачи;
  • файлы, сохраненные во время урока, можно использовать на последующих уроках для повторения пройденного материала или дополнения.
  • применяя интерактивные технологии, повышаем качество знаний учащихся, способствуем общению учащихся, развиваем познавательный интерес, мышление, творческие способности.

Как я использую интерактивную доску на своих уроках

      В течение трёх лет я использую в образовательном процессе возможности современного инструмента - интерактивной доски, которая установлена в классном кабинете в комплекте с компьютером и проектором.

      Доска реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации.

       Благодаря размерам ИД изображения видны всему классу, а это в свою очередь - способ сосредоточить и удерживать внимание школьников.

      Ещё один важный момент при работе с доской - управление демонстрацией происходит с помощью электронного карандаша, а учитель как и раньше – в центре внимания.

    О возможностях использования интерактивной доски в начальной школе

В процессе обучения использую ИД:

• как обычную доску для обычной работы в классе (только мел заменён электронным карандашом);
• как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов);
• как интерактивный инструмент – работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде.

 Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия.

     Использование разлиновки экрана в клетку, в линейку, что особенно актуально на уроках в 1 классе, позволит заложить основы ориентации на тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого орфографического режима и формирование навыка письма букв и цифр. .

     Школьникам нравится работать с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске. Если была сделана ошибка, то с помощью электронного карандаша сотрут неправильную часть или отменят действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе урока.

      Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра.

     Возможность работы с текстом при его разборе или анализе, а так же с отдельными предложениями помогает на уроках русского языка. Меняя порядок слов в предложении можно добиться максимальной наглядности при восстановлении деформированных предложений или текстов, организовывать работу со словарными словами и т.д.

    Этот же прием применяю для эффективного изучения тем по словообразованию. Использую электронные заготовки текстов на определение границ предложений, по расстановке знаков препинаний.

    Использую возможность перемещения объектов на доске, их группировку по определенным признакам и на уроках математики, ознакомления с окружающим миром.

    На ИД можно проводить различные формы контроля с помощью тренажеров, которые позволяют сразу видеть результат. Задания могут выполнять несколько учеников по очереди, и процесс, и результат их действий виден каждому ученику.

     Используя ИД, я могу сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. Применяю возможности интерактивной доски в преподавании разных учебных дисциплин в начальной школе.

      В моем учебном опыте интерактивная доска играет далеко не последнюю роль. С ее помощью я объясняю учебный материал ученикам, рисую схемы, таблицы, так же легко стираю их.    Наглядность и интерактивность  – вот основное преимущество интерактивной доски!                      

     Благодаря использованию интерактивной доски я экономлю время на уроке, массу драгоценных минут!

     За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию.

    Электронная доска позволяет учителю и обучающимся во время объяснения вносить маркером дополнения, пояснения и сохранять или не сохранять записи прямо в слайде.

     Но я не скажу, что интерактивная доска творит чудеса, к урокам нужно готовиться более тщательно, нужно готовить интерактивные презентации, искать готовые материалы. Использование интерактивной доски требует серьезной длительной подготовки, навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки учителя к уроку. Но в данном случае потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату.

       Если говорить о том, как относятся к использованию интерактивной доски на уроке ученики, смело можно сказать – положительно! Новому поколению нравится осваивать новые технические изобретения.

Проводя уроки с использованием интерактивной доски, я вижу восхищённые глаза своих учащихся и буду использовать ее постоянно, потому что с её помощью смогла вовлечь учащихся в образовательный процесс.

Создание  флипчартов

   Флипчарт – ряд полезных страниц, созданных для урока.                     
     По сравнению с традиционной формой ведения урока использование флипчарта высвобождает большое количество времени, которое можно использовать для объяснения нового материала, отработки умений, проверки знаний обучающихся, повторения пройденного материала.

    Выделю основные принципы разработки флипчартов:

1. Весь урок не должен быть «завязан» на флипчарте.

2. Страницы  можно использовать во время объяснения, закрепления

   или для создания проблемной ситуации.

3. Отбор материала должен соответствовать принципам научности,

    доступности, наглядности.

   Создание флипчарта по шагам:

1 шаг  

- надо использовать проверенные стратегии планирования урока;

- при планировании не стоит забывать, что педагогические принципы создания урока те же самые, что и при создании урока, но с интерактивной доской;

- задания для урока должны быть разнообразные, с различными стилями обучения для разных учеников.

2 шаг – создать максимальные возможности для активного участия учеников

              в учебном процессе, должны быть учтены типы вопросов ученикам,

             интерактивные задания, вид совместной работы у доски (в паре,

             в группах).

 

3 шаг – используйте ресурсы и готовые шаблоны страниц, используйте

              библиотеку ресурсов.

 

4 шаг – дизайн флипчарта.

Важно:  

1) не перегружать страницу;

2) видно должно быть даже с последней парты;

3) использование анимации добавляет динамики, но это не должно отвлекать

   внимание учеников от работы;

4) стараться придерживаться одного стиля;

5) разные виды страниц не создают целостности;

6) общее восприятие работы.

 

    Создать страницу флипчарта можно, используя библиотеку ресурсов или интернет.
    Например, на уроках математики открываем страницу с разметкой – клетка. В ней удобно показывать записи цифр, выражений, уравнений и др. На уроках русского языка мы открываем страницу с разметкой – линейка. Очень часто я распечатываю упражнения и выношу их на экран доски, и мы проводим разбор упражнения  на интерактивной доске. Ребята вставляют пропущенные буквы и знаки, подчеркивают нужные слова. Можно воспользоваться таким инструментом, как шторка, закрыть запись, а открыть её в момент проверки.

 

   Обобщая опыт составления и применения флипчартов на уроках, хочу сказать, что создание и использование флипчартов на уроках – одно из перспективных направлений применения информационно-коммуникационных технологий в учебном заведении.

Пожалуйста, подождите.
x
×