Использование фенологических и метеорологических наблюдений на уроках биологии и географии в условиях реализации ФГОС ООО ☼
Автор: Космовский Сергей Сергеевич
Анализируя стандарты второго поколения ФГОС ООО, стр. 7 Предметные результаты п. 11.5 Естественно-научные предметы, раздел биология сказано «формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях»
Прекрасна и разнообразна природа нашей Родины. На ее просторах одновременно можно наблюдать не только различные периоды какого-либо сезона, но и разные фенологические фазы развития растительного и животного мира. К сезонным явлениям относятся и весенний прилет птиц, и отлет их осенью, кладка яиц и вывод птенцов, появление и исчезновение насекомых, развертывание листьев у деревьев и кустарников. Весь этот комплекс сезонных явлений изучает фенология (от греч. fenomen - явление и logos - учение) - наука о явлениях, учитывающая, систематизирующая изучающая закономерности сезонного развития природы. Фактическую основу фенологических знаний составляют фенологические наблюдения, содержащие сведения о сроках (календарных датах) наступления конкретных сезонных явлений.
Фенологическая работа в школе должна строиться в тесном сочетании с учебным процессом и различными формами внеклассной работы. Такими формами могут быть уроки фенологии с основами метеорологии, занятия фенологического кружка, работа на пришкольном учебно-опытном участке, сбор ботанических и зоологических коллекций, участие в заготовках растительного сырья, работа на школьной метеостанции и т.д.
Многолетняя повторяемость наблюдений является важным условием изучения природы. Это условие должно считаться непременным в организации фенологических и метеорологических наблюдений в школах, независимо от того, для чего они проводятся – в целях учебно-воспитательной работы или в целях привлечения учащихся к накоплению фенологических данных для решения научно-практических задач фенологии.
1. Основные задачи фенологической работы в школе:
1. расширить и углубить знания учащихся о природе родного края;
2. научить раскрывать закономерности в развитии природы;
3. способствовать экологическому образованию;
4. воспитывать у учащихся любовь к природе и бережное отношение к ней;
5. развивать наблюдательность, любознательность, интерес к изучению природы;
6. способствовать формированию диалектико-материалистического мировоззрения.
Но, как показывает опыт, фенологическая работа в школе лишь тогда становится результативной и полезной, когда учитель постоянно руководит ею, привлекает к наблюдениям всех учащихся.
Наблюдения за сезонным развитием объектов живой и неживой природы в течение нескольких лет дают возможность составить календарь природы своего района или села. На основании данных многолетних фенологических наблюдений, учащиеся могут получить представление о синхронности развития растений, их реакциях на условия окружающей среды. Способны в дальнейшем устанавливать причины, обусловливающие темпы развития, выявлять надёжные фенологические указания сроков проведения различных сезонных работ (например, по борьбе с вредителями, уходу за садом, сбору лекарственных растений и т. п.).
2. Использование фенологических наблюдений в курсах природоведения, географии, биологии.
Фенологические наблюдения касаются многих тем школьных программ. Вот несколько примеров.
В теме «Гидросфера» по природоведению учащиеся знакомятся с реками и озёрами. Учитель имеет возможность вместе с учащимися проанализировать сроки ледохода, половодья, полного схода льда на водных объектах своей местности в различные годы и выявить взаимосвязи в природе.
В теме «Атмосфера» формируется понятие о погоде, о местных приметах и предсказаниях погоды. Учащимся может быть предложено задание проверить достоверность народных примет. Составить график хода среднесуточной температуры и розы ветров.
Большие возможности работать с данными фенонаблюдений имеются при изучении темы «Биосфера». Основные морфологические и физиологические особенности растений и животных раскрываются на объектах местной природы, а материал о сезонных изменениях в растительном и животном мире даётся на основе многолетних наблюдений за природой. Пользуясь многолетним календарём местной природы, учитель может познакомить учащихся с синхронностью в природе, т. е. явлением, когда одна и та же фаза наступает у нескольких видов растений одновременно или, определённому моменту развития одних видов соответствует наступление определённых моментов других. Одна из причин синхронного развития в том, что растения одинаково реагируют на термический фактор. Синхронное развитие наблюдается ежегодно. Приведу несколько примеров.
Зацветает ива – набухают почки у многих деревьев и кустарников.
Зацветает черёмуха – развёртываются листья у березы.
Цветение сирени совпадает с началом рассеивания плодов осины и ивы
Знание последовательности и синхронности в развитии природных явлений очень важно для практической деятельности человека.
В курсе физической географии изучаются темы, в которой даётся определение фенологии, рассказывается о фенологических сроках наступления сезонов, об их продолжительности. В тексте учебника приводятся фенологические сведения, явления природы, зависимость от географической широты, характеристика разнообразных растительных зон и т.д. Фенологические наблюдения на территории своей местности учениками могли бы стать хорошим материалом для изучения этих тем, расширить их теоретическую базу, повысить интерес к изучаемым темам.
В курсе биологии в разделе «Растения» рассматривается ряд вопросов фенологии. В теме «Общее знакомство с цветковыми растениями» изучаются явления в жизни растений, в теме «Лист» - листопад, в теме «Стебель» - развитие побега из почки. При изучении темы «Птицы», рассматривают сезонные явления в жизни птиц – гнездование, кочёвки, перелёты. В разделе «Общая биология» включены следующие вопросы: факторы, управляющие сезонными явлениями живой природы; фотопериодизм, приспособления растений и животных к сезонному ритму внешних условий, состояние зимнего покоя и т. д.
К некоторым темам фенологические наблюдения не имеют прямого отношения, но их использование на уроках также необходимо. Например, при изучении темы «Семя» целесообразно привести сводки о весенних полевых работах, сравнив их с фенологическими наблюдениями учащихся. При изучении многообразия цветковых растений важно знать сроки роста и развития важнейших из них. При изучении насекомых-вредителей сельского и лесного хозяйства необходимо знать сроки развития этих насекомых, чтобы вести наиболее эффективную борьбу с ними.
Обязательным элементом являются фенологические наблюдения во время весенних и осенних экскурсий в природу. Так, в ходе осенней экскурсии организую наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений (изменение окраски листьев, листопад, образование и распространение плодов и семян), а также наблюдения за насекомыми и птицами.
Весенних экскурсий рекомендуется проводить как минимум две. Первая проводится ранней весной. Учащиеся отмечают образование первых проталин, изменение окраски коры у деревьев и кустарников (предвесенний «загар»), изменения в поведении зимовавших птиц, появление первых насекомых и др. Вторая весенняя экскурсия проводится в период зелёной весны, в мае. Я знакомлю учащихся с раннецветущими растениями, обращаю внимание на преобладание золотисто-жёлтой окраски их цветков. Учащиеся наблюдают за насекомыми, слушают пение птиц.
Эффективным методом при изучении фенологических явлений является практическая работа учениками на учебно-опытном участке по благоустройству территории и его художественному оформлению при высадке рассады цветов, составлении цветочных композиций.
Таким образом, сезонные экскурсии конкретизируют знания учащихся о местной природе, способствуют формированию у них научного мировоззрения, а также их экологическому и эстетическому воспитанию.
3. Фенология и внеклассная работа
Большое место занимают фенологические наблюдения во внеурочной, урочной и внеклассной работе, при выполнении летних заданий, на занятиях кружков и в работе школьных лесничеств.
В состав фенологического кружка рекомендую вовлекать, начиная с пятого класса, учеников с хорошо выраженными натуралистическими склонностями.
Главные задачи кружка – научить детей наблюдать, вызвать у них интерес к изучению природы, углубить и расширить знания о природе своей местности, воспитать любовь к природе и стремление к её охране. Главная часть работы фенологического кружка должна состоять в проведении регулярных фенологических наблюдений всеми его членами, оформление полученных материалов в виде календарей природы, таблиц, рисунков и т. п. В круг работы кружка может входить изготовление наглядных фенологических пособий для использования на уроках. Большую часть занятий кружка фенологов составляют экскурсии и походы. Во время их проведения учащиеся наблюдают за сезонными изменениями, описывают фенологическое состояние растений, изучают влияние микроклимата на развитие растений, знакомятся со следами деятельности животных, учатся распознавать следы зверей и птиц на снегу зимой, различать птиц весной по голосам и т. д.
4. Преподавание курса «Фенология с основами метеорологии» в 7,8 классах.
Курс «Фенология с основами метеорологии» преподаётся в школе с 2010 года по авторской программе С.М. Космовского. В учебном плане значится как предмет.
Цель: формирование у учащихся экологического мировоззрения, развитие интереса у учащихся к изучению фенологии, как науки, изучающей временные параметры сезонного развития природы и метеорологии, как науки о физическом состоянии атмосферы и об атмосферных явлениях.
Задачи:
ü овладеть методикой фенологических и метеорологических наблюдений;
ü выполнять программы фенологических и метеорологических наблюдений;
ü научить учащихся производить измерения по метеорологическим приборам.
Программа курса содержит:
ü сведения из области фенологии: первичная обработка и практическое использование фенологических наблюдений;
ü сведения и области метеорологии: регистрация атмосферного давления, вера и влажности воздуха с помощью самописцев; агроклиматические условия полевых работ, температура почвы, снежный покров, агроклиматические условия произрастания сельскохозяйственных культур
Определенные явления в жизни растений (распускание листвы, цветение, плодоношение, листопад) повторяются из года в год.
Сезонные периодические явления в жизни животных и растений изучает фенология.
Постоянные фенологические наблюдения за растениями и животными родного края помогают установить особенности развития живой природы и определить сроки проведения сельскохозяйственных работ. Эти наблюдения доступны каждому, их надо вести регулярно и записывать в фенологический дневник.
Если вы заметили и записали сроки наступления сезонных явлений в природе и сельском хозяйстве: когда в нашей местности прилетели скворцы, растаял снег, зазеленели березки, зацвели ветренницы; когда посеяли огурцы и высадили рассаду томатов; когда созрела озимая пшеница, начали ее убирать, - вы провели фенологические наблюдения.
В фенологическом понимании развитие измеряется не безотносительным временем, а конкретными отрезками астрономического календаря. Для характеристики, например, фазы цветения рябины мало сказать, что эта фаза длится в среднем 14 дней. В фенологическом измерении требуется указать, что эта фаза в определенном пункте развивается в период с 6-го по 20-е июня.
Фенологию интересует время, требуемое для развития того или иного природного объекта, в его точной привязке к календарным датам.
Метеорологические наблюдения - это наблюдения над физическими процессами, происходящими в атмосфере и на поверхности земли.
Обычно наблюдают такие элементы погоды: видимость; облачность; атмосферные явления - снег, дождь, изморось, град, грозу. Измеряют направление и силу ветра, температуру и влажность воздуха, количество выпавших осадков, толщину снежного покрова, температуру почвы; отмечают продолжительность солнечного сияния.
Метеорологические наблюдения производятся с целью получения информации:
- для обеспечения организаций сведениями о погоде в пункте наблюдений;
- для предупреждения об опасных явлениях;
- для обеспечения прогностических органов данными для составления прогнозов;
- для накопления и обобщения данных о метеорологическом режиме на территории пункта наблюдения.
- Фенологическая фаза (фенофаза) - это сезонное состояние объекта, в котором он находится то или иное время, тогда как сезонное явление - то же сезонное состояние, но лишь в его выраженности в конкретный момент.
- Если сезонное явление мы фиксируем только одной датой, то для фенологической характеристики фенофазы требуются по меньшей мере две даты, дающие представление о ее продолжительности: дата вступления объекта в данную фенофазу и дата окончания его пребывания в ней.
Фенофаза
-
- Начало Кульминация Окончание
- Понятие фенофазы обычно применяется при фенологическом изучении объектов живой природы - растений и животных.
Понятие фенофазы вполне применимо и при фенологическом изучении компонентов неживой природы, в годичном цикле развития которых могут быть выделены качественно различные состояния. Например: период от осенне-зимнего перехода температуры воздуха через О °С до весеннего перехода через этот температурный рубеж может считаться фенофазой устойчивых отрицательных температур. Наблюдая за рекой, мы можем проследить развитие фенофаз ледостава, разрушения ледового покрова, паводка.
Школьный участок наблюдений
Фенологическим пунктом наблюдений наше село стало в 2010 году. Были выбраны объекты наблюдений. Ими являются:
1.Учебно-опытный участок школы.
2.Пруд в окрестностях села.
3.Лес в окрестностях села.
4.Луга.
Центром фенологических наблюдений является метеостанция, она объединяет учащихся и любителей метеорологии и фенологии. Фено- и метеонаблюдения тесно связаны и сочетаются. Мы поддерживаем тесную связь с охотниками и рыбаками села. Они нам охотно помогают. Метеостанция располагается на территории школы, установлено следующее оборудование:
1. Психометрическая будка с психометрическими термо-
метрами, с максимальным и минимальным термометрами,
с гигрометром.
2. Метеорологическая будка с недельным термографом, недельным барографом, недельным гигрографом.
3. Осадкомер Третьякова.
4. Термометры почвенные коленчатые Савинова.
5. Термометры напочвенные, минимальный и максимальный.
6. Флюгер с тяжелой доской.
7. Анеморумбометр М-63М с датчиком измерения скорости и направления ветра
8. ИВО (измеритель высот облаков).
Данные о состоянии погоды фиксируются через каждые три часа. Температура воздуха определяется за прошедшие сутки по максимальному и минимальному термометрам. Среднесуточная температура подсчитывается сложением показаний температур максимального и минимального термометров и разделенной на два. Для более точного определения средней температуры берутся четыре показания температуры с ленты термографа.
Скорость и направление ветра определяются по анеморумбометру М63. Осадки измеряются после выпадения дождя и снега. С весны до поздней осени определяется температура почвы на глубине 5 см, 10 см, 15 см, 20 см.
С гигрометра снимается показатель влажности воздуха, с барографа - атмосферное давление. Все данные фиксируются в книге записи метеорологических наблюдений.
В конце каждого сезона года составляется климатическая характеристика сезонов года села в виде анализа метеорологических наблюдений.
Особенно большой интерес у учащихся вызывает экскурсия на метеостанцию, где ребята знакомятся с приборами и способами определения элементов погоды.
Что же дает учащимся работа метеостанции? Очень многое. Наблюдение над погодой - одна из форм краеведения. Итоги наблюдений всегда можно оформить в виде стенда «Календарь метеорологических наблюдений». Позволяет учащимся раскрыть роль метеорологических факторов: света, тепла, влаги в жизни растений.
Результаты использования фенологических и метеорологических наблюдений
В результате использования метеорологических и фенологических наблюдений соответствует ФГОС п.18.2.1. Программа развития универсальных учебных действий направлена на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
Любая практическая работа на уроках фенологии с основами метеорологии, биологии и географии это исследование, как например анализ метеоявлений или выявление средней даты наступления первой капели и т.д.
Как проектная деятельность, это составление графиков хода среднесуточной температуры с последующем сопоставлением фенодат и прогнозирование явлений на следующий год, составление календаря фенологических наблюдений.
Приведём данные наблюдений за период 2010-2015 года
2010 -1,3* 853мм
2013 +1,1* 1084 мм
2014 -0,1* 1230 мм
2015 +1,6* 1403 мм
Из этого следует, что количество осадков увеличивается и среднегодовая температура колеблется в результате фенофазы становятся уже, т.е. цветение растений проходит в кратчайший период, ранняя весна, меньшее промерзание почвы.
В течение нескольких лет учащиеся школы принимают участие в научно-практических конференциях и природоохранных проектах, например в 2015 году на научно-практической конференции уч-ся 8 класса защищала работу на тему «Влияние биоритмов и метеоявлений на учащихся», где за основу были взяты данные метеоявлений и геомагнитной обстановки.
Перспективы развития:
Продолжение фиксирование фено- и метеоявлений с последующим их анализом, модернизирование метеостанции – приобретение цифрового оборудования, что облегчит фиксирование данных.
Сопоставление данных с лунными циклами для повышения точности прогноза и предсказывания на более длительный срок.
Выпуск учебника «Фенология и метеорология в сельской школе»