Использование краеведческого материала на уроках истории | Светлана Анатольевна Житкова. Работа №334122. Номер работы: №334122
Историческое краеведение – развивающаяся перспективная область знаний. Это определяется, прежде всего, многогранностью, творческим, исследовательским характером краеведения, его доступностью для людей различных специальностей, социальных и возрастных групп. Краеведческая работа должна проводиться в каждом учебном заведении. Ее творческий, созидательный характер поможет в воспитании у молодых граждан России гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств.
Применение краеведческого материала на уроках истории позволяет решить сразу несколько проблем образовательного процесса. Прежде всего растет значимость изучения истории в глазах ребят, где они учатся сопереживать, когда на уроках звучат имена их земляков, названия тех мест, где они родились, у обучающихся возникает чувство сопричастности к истории. Они начинают осознавать роль и вклад их предков в нашу историю.
Использование краеведческого материала на уроках истории
Житкова С.А.
Велика Россия. Восхищают и удивляют российские просторы…
Любой край от мала до велика – это неотъемлемая часть нашей страны. И его история должна раскрываться в единстве и историей России.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяют в качестве цели и требований к результатам образования формирующуюся личность, освоение ею универсальных учебных действий, необходимых для базовых компетенций, необходимых для адаптации в социуме.
Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания молодежи является краеведение. Необходимость развития интересов обучающихся в области краеведения связана с социальными запросами общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания подрастающего поколения о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа и его истории.
Применение краеведческого материала на уроках истории позволяет решить сразу несколько проблем образовательного процесса. Прежде всего растет значимость изучения истории в глазах ребят, где они учатся сопереживать, когда на уроках звучат имена их земляков, названия тех мест, где они родились, у обучающихся возникает чувство сопричастности к истории. Они начинают осознавать роль и вклад их предков в нашу историю.
Местный материал может быть привлечен в форме цифровых данных, чтобы стать на уроке предметом анализа. Урок на краеведческом материале нередко проводится наглядным методом, путем экскурсий в музей, к памятникам и историческим местам. При посещении музея и просмотра экспозиции целесообразно дать ребятам задания общие или индивидуальные перед началом экскурсии. Эти задания могут быть самыми разнообразными, исходя из интересов обучающихся – отчеты, эссе, сочинения, описание экспоната, создание презентаций и т.д. Такие задания повышают интерес и эффективность урока - экскурсии.
На основе краеведческого материала могут проводиться интересные нестандартные уроки и мероприятия . Знакомство и изучение краеведческого материала можно реализовать через поисково-исследовательскую деятельность, которая формирует систему научных навыков, повышает мотивацию к учению, раскрывает индивидуальные способности, развивает умение работать в коллективе, обучает информационным технологиям.
Работу с обучающимися надо организовать так, чтобы они решали не просто учебную задачу, а настоящую научную проблему. Краеведение представляет такие возможности довольно широко.
Темы исследования обучающиеся могут выбирать сами, исходя из их интересов и возможностей, но и в качестве рекомендаций преподаватель может составить список примерных тем исследования по истории края. Темы определяются и с учетом наличия необходимой литературы, документального материала, возможностей поработать в библиотеках, музеях или архивах. Возможно, что уже кто то из ребят уже занимался исследованиями на определенную тему и собственные наработки и материалы помогут расширить зону исследования об интересных и значимых событиях в истории края.
При подготовке к занятиям , при написании исследовательской работы, большие возможности нам предоставляет интернет. Обучающиеся не просто скачивают найденную информацию, но и читают, перерабатывают, выбирают наиболее нужный и значимый материал, который могут использовать в своей работе.
Изучение прошлого и настоящего родного края позволяет ввести обучающихся в сложный и противоречивый мир общественных отношений и помогает научиться жить в этом мире, способствует выработке собственной жизненной позиции. Краеведение способствует формированию у молодежи представление о себе, как о гражданине общества.
В процессе краеведческой работы у ребят формируется чувство любви к Родине, к краю, где ты родился и вырос, где живет твоя семья. Использование краеведческого материала на уроках истории играет огромную роль. Это позволит современному ученику познакомиться со своим краем, узнать его историю, духовно-нравственные традиции. И это является основой патриотического воспитания.
Историческое краеведение является одним из важнейших источников обогащения обучающихся знаниями по истории родного края, средством воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и качеств. Значение краеведения трудно переоценить, так как оно дает возможность учащимся приобщиться к общественно-полезной деятельности, связанной со сбором исторического материала в самых увлекательных формах – экскурсиях, походах, играх, исследовательской работе и т.д.
Историческое краеведение – развивающаяся перспективная область знаний. Это определяется, прежде всего, многогранностью, творческим, исследовательским характером краеведения, его доступностью для людей различных специальностей, социальных и возрастных групп. Краеведческая работа должна проводиться в каждом учебном заведении. Ее творческий, созидательный характер поможет в воспитании у молодых граждан России гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств.
Литература
Александров А. «История родного края»: учебное пособие по историческому краеведению. Челябинск, 2002
Дорофеев М.В. История краеведения, Изд-во Академия, 2011
Лихачев Д.С. Краеведение как наука и как деятельность // Русская культура. – М.: Искусство, 2002