Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальном занятии в детском саду. ☼
Автор: Федичкина Любовь Васильевна
Использование здоровьесберегающихтехнологий
Музыка композиторов – романтиков (Шопен, Шуберт, Лист, Чайковский) хорошо снимает стрессы. Помогает концентрации внимания. Духовная и религиозная музыка очень хорошо снимает болевой синдром. Даже рок – музыка в небольших количествах способна снять нервноенапряжение и мышечную усталость. В.М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. П.Н. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека. В «Теории и методике воспитания в детском саду» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребёнка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность. Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей. Исходя из принципа «здоровый ребёнок – успешный ребёнок», решение проблемы воспитания социально адаптированной личности невозможно без осуществления системы мероприятий по оздоровлению детей. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «Здоровьесберегающие технологии» и включает в себя систему мер, предполагающую взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных,насохранение здоровья ребёнка и активное формирование здорового образа жизни на всех этапах его обучения и развития. Мы только тогда можем сказать, что процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья дошкольников и педагогов. Технология (от греческих слов «techne» искусство, умение и «logos» – учение, наука) – совокупность знаний и способов деятельности.
2. снимать эмоциональное напряжение; 3. благоприятно воздействовать на общее состояние здоровья воспитанников; 4. создавать условия к самовыражению, что является неотъемлемой частью становления гармонично развитой личности. В своей педагогической практике я использую следующие здоровьесберегающие технологии: Валеологические песенки – распевки. Каждое музыкальное занятие начинается с таких песенок–распевок, Любая веселая мелодия поднимает детям настроение, улучшает эмоциональный настрой. Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; Артикуляционная гимнастика.Цель этой гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве. В результате этого повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. Игровой массаж –нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата. Снижается частота заболеваний верхних дыхательных путей. Пальчиковые игрыпозволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы, развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Речевые игры и упражнения. Использование на занятии речевых игр развивает музыкальный слух, речевой слух. Основой служит детский фольклор. В речевых играх текст поется или декламируется хором, соло или дуэтом. Музыкотерапия.У нас музыка звучит утром, в течение всего дня. Дети в группе играют и слушают музыку. Выводы: |
В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоение детьми определённого содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и методы. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе. Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21 – го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.
1.Кононова Н. Г. Музыкально – дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя.; 2. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3 – 4 лет. (Программа развития.) г. Москва, ТЦ «Сфера» 2005 3. Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6 – 7 лет г.Москва, ТЦ «Сфера» 2008 4. Ветлугиной «Музыкально – дидактические игры, развивающие чувственное восприятие музыки»; 5. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр; 6.Н. А. Метлов «Игры с пением для развития у детей музыкального слуха, голоса, чувства ритма; 7. Выготский Л.С. Педагогическая психология.
|