Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальном занятии в детском саду.

Автор: Федичкина Любовь Васильевна

Использование здоровьесберегающихтехнологий                                                                                                                                             
на   музыкальном  занятии в детском саду.


          Музыка с древнейших времен использовалась врачевателями для лечения и оздоровления пациентов. А в настоящее время её лечебный эффект доказан научно. Исследуя влияние музыки на организм человека, ученые выяснили, какие музыкальные шедевры излечивают определенные болезни. Например, для лечения нервных заболеваний хороша скрипичная и фортепьянная музыка, арфа незаменима в кардиологии, виолончель помогает людям с больными почками, гобой и кларнет придут на помощь печени, флейта поможет расслабиться и запросто справляется с бессонницей.

         Музыка композиторов – романтиков (Шопен, Шуберт, Лист, Чайковский) хорошо снимает стрессы. Помогает концентрации внимания.

         Духовная и религиозная музыка очень хорошо снимает   болевой синдром.

Даже рок – музыка в небольших количествах способна снять нервноенапряжение и мышечную усталость.

          В.М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма.

          П.Н. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека.

          В «Теории и методике воспитания в детском саду» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребёнка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность.

            Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей.

Исходя из принципа «здоровый ребёнок – успешный ребёнок», решение проблемы воспитания социально адаптированной личности невозможно без осуществления системы мероприятий по оздоровлению детей.

         Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «Здоровьесберегающие технологии» и включает в себя систему мер, предполагающую взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных,насохранение здоровья ребёнка и активное формирование здорового образа жизни на всех этапах его обучения и развития.

        Мы только тогда можем сказать, что процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья дошкольников и педагогов. Технология (от греческих слов «techne» искусство, умение и «logos» – учение, наука) – совокупность знаний и способов деятельности.


Цель: сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Задачи:
   1. регулировать психологическое состояние воспитанников, развивать мелкую моторику;

   2. снимать эмоциональное напряжение;

   3. благоприятно воздействовать на общее состояние здоровья воспитанников;

   4. создавать условия к самовыражению, что является неотъемлемой частью становления гармонично развитой личности.

В своей педагогической практике я использую следующие здоровьесберегающие технологии:

Использование    здоровьесберегающих      технологий  на   музыкальном  занятии в детском саду.   Валеологические песенки – распевки. Каждое музыкальное занятие начинается с таких песенок–распевок, Любая веселая мелодия поднимает детям настроение, улучшает эмоциональный настрой.

Использование    здоровьесберегающих      технологий  на   музыкальном  занятии в детском саду.   Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

Использование    здоровьесберегающих      технологий  на   музыкальном  занятии в детском саду.   Артикуляционная гимнастика.Цель этой гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве. В результате этого повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Использование    здоровьесберегающих      технологий  на   музыкальном  занятии в детском саду.   Игровой массаж –нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата. Снижается частота заболеваний верхних дыхательных путей.

Использование    здоровьесберегающих      технологий  на   музыкальном  занятии в детском саду.   Пальчиковые игрыпозволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы, развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

Использование    здоровьесберегающих      технологий  на   музыкальном  занятии в детском саду.   Речевые игры и упражнения. Использование на занятии речевых игр развивает музыкальный слух, речевой слух. Основой служит детский фольклор. В речевых играх текст поется или декламируется хором, соло или дуэтом.

Использование    здоровьесберегающих      технологий  на   музыкальном  занятии в детском саду.   Музыкотерапия.У нас музыка звучит утром, в течение всего дня. Дети в группе играют и слушают музыку.

Выводы:
          Музыкальные занятия с использованием технологий  здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка и его интересов.

В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоение детьми определённого содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и методы. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное   музицирование детей в группе.

        Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21 – го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

 

Список литературы

1.Кононова Н. Г. Музыкально – дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя.;

2. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3 – 4 лет. (Программа развития.) г. Москва, ТЦ «Сфера»  2005

3. Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6 – 7 лет г.Москва, ТЦ «Сфера» 2008

4. Ветлугиной  «Музыкально – дидактические игры, развивающие чувственное восприятие музыки»;

5. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр;

6.Н. А. Метлов «Игры с пением для развития у детей музыкального слуха, голоса, чувства ритма;

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология.

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x