Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Компетентностный подход в обучении младших школьников в условиях реализации ФГОС ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Бушмакина Татьяна Михайловна

Ориентируясь  на  современные  требования  к  процессу  обучения, я часто  задумываюсь  о  том, как построить урок так, чтобы каждый  ребёнок  продвинулся  в  своём развитии.  Поэтому  хороший  современный  урок - это  то  время, когда  ученик  познаёт  себя, делает  открытия, ищет   верные решения, сомневается, радуется,  это кусочек  его  жизни, это  урок,  проводимый  по  системе  Школа  России.  На  уроках  мы  вместе  с  учениками  решаем следующие задачи:   -   развитие  индивидуально  творческих  способностей  каждого  учащегося;                                                                                    -  применение  системно - деятельностного  подхода;                                                                                                                                  -  решение  разноуровневых  учебных задач  и форм работы, поощрение  самостоятельного  поиска  решения поставленных  проблем; побуждение  детей  к  самооценке,  анализу  и  исправлению  ошибок;

    Мои  уроки  не  разворачиваются  как  хорошо  накатанная  гладкая  дорога, где  каждый  следующий отрезок   плавно  вытекает  из  предыдущего.  Это  -  извивающаяся   горная   тропа,  на  которой   за  каждым  поворотом  встречается   новое  и  неожиданное.   Познакомлю  с  несколькими  конкретными  примерами   такой  работы:                -  тема  урока  не  сообщается, дети  в  конце  урока  должны  будут  сформулировать  её  сами;                                                  -  называю содержание  заданий, которые нужно  выполнить  на  уроке,  даю  возможность  детям  самостоятельно         предложить  порядок  их  выполнения.  В  конце  урока  обсуждается,  насколько  удачным  оказался предложенный       порядок  выполнения  заданий.

   Свои  уроки  я  начинаю  с  рецитирования, которое  пробуждает  жизненные  силы  ребёнка,  развивает  его память  и  органы речи.  Урок, направленный  на  развитие  ребёнка  и  его  способностей  может  начинаться  и  с  разминки.  Приведу  пример  простой  репродуктивной  задачи  интенсивного  характера:  " Прочитать  числа, обращая  внимание  на  знаки  препинания  -  1,2,3.4?5!6?! 7.8,9.    Сосчитать их  сумму   рациональным  способом  и  увеличить  её на  55.  С  какими  постоянными  величинами  в  математике  оно  у  вас  ассоциируется?  В название   каких  литературных   произведений  входит  это  число?"  Большинство  учащихся  на  этом  этапе  стараются  работать,  используя  все  свои  возможности  и  способности.

    Деятельностный  подход  направлен  на  владение  приёмами  поисковой  и  творческой  деятельности,  на  решение  поставленных  проблем.  Так,  на  уроке  математики  во 2  классе  было  предложено  следующее  задание: из  прямоугольного  листа  бумаги  вырезали  наибольший  квадрат.   Нужно  найти  периметр  данного  квадрата. Возникает  проблема:  как  найти  периметр  этого  квадрата.  

   Уроки  литературного  чтения  являются  простором  для  творческой  деятельности  обучающихся.  При  изучении  произведений  В. Осеевой  ученики  составляли  свои  поучения  сестре, брату, одноклассникам  и  даже  самим  себе.  В  составлении  этих  поучений  выражается  первое  пробуждение  мысли  ученика.  Это  и  есть  исходное  звено  познавательного, поискового  и  творческого  процесса.   При  этом  я  обращаю  большое  внимание  на  содержание  задач, характер  и  форму  вопроса, их  место  в  системе  урока.  Так, в  понедельник  ученикам  делается  сообщение  о  том,  что  на  уроках  в  пятницу  мы  будем  говорить  о  воде  и  о  том,  что  с  ней  связано.  Дети  в  течение  недели  подбирают  стихи, песни, загадки  и  другие  сведения,  связанные  с  водой.  В  пятницу  каждый  ученик на  уроках  активный,  ведь  эти  задания  придуманы  ими  самими.  Это, конечно,  для  учащихся  новая  форма  работы  с  материалом, в  которой  воплощается  их  активность, тяга  к  самостоятельности.

    Системно - деятельностный  подход  направлен  на  умение  продолжить  мыслительную  деятельность  за  пределами  требуемого. Таковыми  являются  интеллект - карты, которые  мы  составляем  перед  выполнением  любого  дела.  Они  предназначены  для  эффективного  хранения  информации.  Суть  заключается  в  следующем:  берётся  какая - то  определённая  основная  тема,  а  затем  от  неё,  как  лучи  от  солнца  или  ветви  от  ствола  дерева, строятся  различные  идеи,  так  или  иначе  связанные  с  основной  темой.  Устанавливаются  также  связи  между  различными  ветвями.  Совершенствуйте  достигнутое:  пересматривайте  созданную  интеллект - карту,  проверяйте  свою  способность  к  запоминанию  любой  информации.  Деятельностный  подход  обеспечивает  быстрое  усвоение,  закрепление  и  применение  на  практике  знаний,  умений  и  навыков.  

    Одной  из  форм  компетентностного  подхода  в  обучении  младших   школьников  в  условиях  реализации  ФГОС  является  проектная  деятельность  обучающихся.  Мои  ученики  выполняют  исследовательские,   творческие, межпредметные,    информационные  проекты,  являются    дипломантами   Всероссийских  конкурсов.    В   деятельности  по  исследованию,  решению  проблем,  самостоятельному  добыванию  знаний   оцениваю только успех.  Каждый  ученик  создаёт  свой  "Портфолио",  где  собраны  материалы  всей  его  учебной  и  творческой  деятельности.

      Использование  деятельностного  подхода  в  обучении  младших  школьников    успешно  решает  главную  задачу  - достижение   оптимального   общего   развития  каждого  учащегося  при  сохранении  его  здоровья! 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×