Компетентностный подход в обучении младших школьников в условиях реализации ФГОС ☼
Автор: Бушмакина Татьяна Михайловна
Ориентируясь на современные требования к процессу обучения, я часто задумываюсь о том, как построить урок так, чтобы каждый ребёнок продвинулся в своём развитии. Поэтому хороший современный урок - это то время, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется, это кусочек его жизни, это урок, проводимый по системе Школа России. На уроках мы вместе с учениками решаем следующие задачи: - развитие индивидуально творческих способностей каждого учащегося; - применение системно - деятельностного подхода; - решение разноуровневых учебных задач и форм работы, поощрение самостоятельного поиска решения поставленных проблем; побуждение детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок;
Мои уроки не разворачиваются как хорошо накатанная гладкая дорога, где каждый следующий отрезок плавно вытекает из предыдущего. Это - извивающаяся горная тропа, на которой за каждым поворотом встречается новое и неожиданное. Познакомлю с несколькими конкретными примерами такой работы: - тема урока не сообщается, дети в конце урока должны будут сформулировать её сами; - называю содержание заданий, которые нужно выполнить на уроке, даю возможность детям самостоятельно предложить порядок их выполнения. В конце урока обсуждается, насколько удачным оказался предложенный порядок выполнения заданий.
Свои уроки я начинаю с рецитирования, которое пробуждает жизненные силы ребёнка, развивает его память и органы речи. Урок, направленный на развитие ребёнка и его способностей может начинаться и с разминки. Приведу пример простой репродуктивной задачи интенсивного характера: " Прочитать числа, обращая внимание на знаки препинания - 1,2,3.4?5!6?! 7.8,9. Сосчитать их сумму рациональным способом и увеличить её на 55. С какими постоянными величинами в математике оно у вас ассоциируется? В название каких литературных произведений входит это число?" Большинство учащихся на этом этапе стараются работать, используя все свои возможности и способности.
Деятельностный подход направлен на владение приёмами поисковой и творческой деятельности, на решение поставленных проблем. Так, на уроке математики во 2 классе было предложено следующее задание: из прямоугольного листа бумаги вырезали наибольший квадрат. Нужно найти периметр данного квадрата. Возникает проблема: как найти периметр этого квадрата.
Уроки литературного чтения являются простором для творческой деятельности обучающихся. При изучении произведений В. Осеевой ученики составляли свои поучения сестре, брату, одноклассникам и даже самим себе. В составлении этих поучений выражается первое пробуждение мысли ученика. Это и есть исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса. При этом я обращаю большое внимание на содержание задач, характер и форму вопроса, их место в системе урока. Так, в понедельник ученикам делается сообщение о том, что на уроках в пятницу мы будем говорить о воде и о том, что с ней связано. Дети в течение недели подбирают стихи, песни, загадки и другие сведения, связанные с водой. В пятницу каждый ученик на уроках активный, ведь эти задания придуманы ими самими. Это, конечно, для учащихся новая форма работы с материалом, в которой воплощается их активность, тяга к самостоятельности.
Системно - деятельностный подход направлен на умение продолжить мыслительную деятельность за пределами требуемого. Таковыми являются интеллект - карты, которые мы составляем перед выполнением любого дела. Они предназначены для эффективного хранения информации. Суть заключается в следующем: берётся какая - то определённая основная тема, а затем от неё, как лучи от солнца или ветви от ствола дерева, строятся различные идеи, так или иначе связанные с основной темой. Устанавливаются также связи между различными ветвями. Совершенствуйте достигнутое: пересматривайте созданную интеллект - карту, проверяйте свою способность к запоминанию любой информации. Деятельностный подход обеспечивает быстрое усвоение, закрепление и применение на практике знаний, умений и навыков.
Одной из форм компетентностного подхода в обучении младших школьников в условиях реализации ФГОС является проектная деятельность обучающихся. Мои ученики выполняют исследовательские, творческие, межпредметные, информационные проекты, являются дипломантами Всероссийских конкурсов. В деятельности по исследованию, решению проблем, самостоятельному добыванию знаний оцениваю только успех. Каждый ученик создаёт свой "Портфолио", где собраны материалы всей его учебной и творческой деятельности.
Использование деятельностного подхода в обучении младших школьников успешно решает главную задачу - достижение оптимального общего развития каждого учащегося при сохранении его здоровья!