Статья Конспект урока. Автор: Жоглова Юлия Алексеевна

Автор: Жоглова Юлия Алексеевна
Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

 

Цели: формирование учебно - познавательного интереса к способам проверки  безударных гласных в корне слова в ходе совместной деятельности и  в сотрудничестве с учителем. Научить обучающихся правильно писать безударные гласные в корне слова;

создать условия для усвоения способа проверки написания гласной буквы в безударном слоге, развивать умения подбирать проверочное слово.

Планируемые результаты: научиться способам проверки написания гласной буквы в безударном слоге. Подбирать проверочное слово, обосновывая  написание гласной в корне слова.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей  и условиями её реализации.

Использовать общие приёмы решения задач, оценивать процесс и результат действия.

Осуществлять анализ информации, аргументировать свою позицию и координировать её с позиции одноклассников.

 


Автор: Жоглова Юлия Алексеевна
Тема: Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением
Цели: формирование учебно - познавательного интереса к способам проверки безударных гласных в корне слова в ходе совместной деятельности и в сотрудничестве с учителем. Научить обучающихся правильно писать безударные гласные в корне слова;
создать условия для усвоения способа проверки написания гласной буквы в безударном слоге, развивать умения подбирать проверочное слово.
Планируемые результаты: научиться способам проверки написания гласной буквы в безударном слоге. Подбирать проверочное слово, обосновывая написание гласной в корне слова.
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Использовать общие приёмы решения задач, оценивать процесс и результат действия.
Осуществлять анализ информации, аргументировать свою позицию и координировать её с позиции одноклассников.
Задачи:
1.Образовательная – отрабатывать правила написания, закрепить знания о способах проверки безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением ; находить в тексте слова с заданной орфограммой; учить аргументировать свою точку зрения;
2.Развивающая - развивать орфографическую зоркость обучающихся, устную и письменную речь;
содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности (практической и умственной) с учетом индивидуальных способностей учащихся;
развивать познавательные процессы обучающихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие),
умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
3.Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, воспитание заботливого, доброго, толерантного отношения к окружающим.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к уроку
Цели урока направлены на достижение учащимися:
личностных результатов:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из
ситуаций;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.
метапредметных результатов:
- делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
- производить логические операции;
- формировать собственное мнение и позицию - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- слушать и понимать речь других;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и понимать необходимость присоединиться к одной точке зрения.
- освоить способ проверки парных согласных на конце слов;
- уметь формулировать, принимать и сохранять учебную задачу;
- определять цель деятельности на уроке с помощь учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
предметных результатов:
- анализировать устную речь;
- подбирать проверочные слова и формы слов с целью проверки изученной орфограммы.
Тема: Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением
Этап урока
Деятельность учителя
Действия учащихся
Формирование УУД
I.Организационный момент
Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке
Мотивирующий приём:
положительный настрой на урок русского языка
- Прозвенел звонок. Урок начинается. Я улыбнулась вам, вы улыбнитесь друг другу . Я желаю вам хорошего настроения Поприветствуем гостей, улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения всем и начнем урок!
Слушают, настраиваются на урок
- личностные УУД:
формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;
положительное отношение к школе и учебной деятельности
II.Актуализация знаний
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;
подготовка учащихся к изучению нового материала через создание проблемной ситуации
Мотивирующий приём:
подводящий к теме диалог.
Жила- была бабушка Орфографушка и была у ее внучка Орфограммушка. Она очень любила прятаться, и бабушке ее приходилось искать. Давайте поможем Орфографушке найти ее внучку.
На доске записано стихотворение:
Л..са вд..ли в..днее,
С..нее н..б..са.
Заметней и м лее
На пашне п..л..са.
Вставьте пропущенные буквы и запишите текст.
Какое правило вы применили?
Какая орфограмма объединяет все эти слова? (безударная гласная в корне слова)
Как проверить безуд. гласный в корне?
По какому алгоритму действовали?
Давайте вспомним алгоритм и проверим себя ( Слайд № 1)
Записывают текст
Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударение,
Чтоб развеять все сомнения!
Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением
Чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне слова, надо
найти проверочное слово, в котором безударный гласный стал бы ударным.
Вспоминают , а потом прочитывают алгоритм
Беседа, диалог
личностные УУД:
формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;
- познавательные УУД:
понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку;
- анализировать изучаемые факты языка, сравнивать, классифицировать;
- коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение
Повторения алгоритма действии при выборе безударной гласной в корне слова:
Личностные УУД:
Задание(вопросы) , ориентирующее школьника на выяснение имеющихся знаний
Предметные:
определять безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением
- познавательные:
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
III. Формулирование темы урока
Цель: самостоятельное определение темы урока, цели урока.
Продуктивное задание: определить тему урока
IV. Работа с учебником (открытие новых знаний)
Продуктивное задание: сформулировать правило правописания безударных гласных путем выбора нужной информации из текста
Цель: После прочтения текста проанализировать, сделать вывод, сформулировать правило правописания безударных гласных способом объяснения лексического значения слов.
V. Формулирование правила, его запоминание, отработка и закрепление
Цель: Применяя правило, выполнить упражнение учебника
VI.Работа в группах.
Упражнение на формирование орфографичекой зоркости.
Продуктивное задание:
исправить ошибки
Мотивирующий приём:
Просьба оказать помощь ученику Васе
VII. Физкультминутка
Цель: здоровьесбережение, активизация внимания
VIII.Закрепление изученного
1.Отгадывание загадок
Способы: фронтальная работа, обратная связь,
индивидуальная работа
Средства: комментирование.
2.Работа по упражнению учебника №196, стр74
- Как вы думаете, а какая тема урока у нас сегодня будет? Сформулируйте тему урока.
Запись на доске: Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением
(Слайд № 2)
Какую цель вы поставили бы к уроку? (Какую цель можно поставить перед собой?)
Да, сегодня мы будем закреплять знания об орфограмме безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением и упражняться в правописании безударных гласных в корне слова и подборе проверочных слов.
Давайте выразительно прочитаем страницы учебника и выясним, как нам советуют действовать лингвисты при выборе безударной гласной в корне слова( стр. 73, рубрика Знай и применяй
Итак, какой способ советуют авторы учебника? Был ли известен он Вам?
Приведите примеры из упражнения № 156
Применяя правило, выполнить упражнение учебника № 195
(Слайд № 3)
Проверим результаты вашей работы
Слайд № 4
Разве можно без улыбки видеть Васины ошибки. Он в тетрадке написал :
Зема ухадить не хочет. Прячет последний снижок в лису. Воздух день от дня типлее. Небо свитлее. Потикли ручийки. Вада залила трапинки. Звенит висёлая копель. Вот и верба нарядилась в белые сирёжки. На солнечной палянке появилась молодая трова.
Быстро Васе помогайте и ошибки исправляйте! (Слайд № 5)
Задание на время, вы должны как можно быстрее исправить их. Начинаем проверку с той группы, которая выполнила это задание быстрее, и так в порядке очередности каждая группа исправляет и комментирует ошибки
Почему Вася допустил так много ошибок?
Какое же правило не знал Вася?
Давайте поможем Васе и еще раз объясним ему правила написания безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением!
Ребята, обратите внимание, что некоторые слова на эту орфограмму Вася все – таки написал правильно. Назовите их.
Слайд проверки № 6
- Я читаю слова, а вы выполняете действия, соответствующие выбору буквы:
К.рмушка(корм),маслёнок(масло),кр.льчиха( кролик),см.льчак (смелый),б.глец ( бег), старичок ( старый),ц.почка ( цепь),д.чурка ( дочь),с.сновый ( сосны),д.тишки ( дети).
Физкультминутка(а, я, о, е)на слайде № 7
а-хлопаем в ладоши
я-встаём
о-присядем
е- подскок
Отгадаем загадки, запишем отгадки, а также проверочное слово. Правильно оформим запись, подчеркивая орфограмму и условия выбора гласной в корне слова
В данном задании работает пара у доски (с обратных сторон). Ребята отгадывают загадку. Записывают отгадку и подбирают проверочные слова двумя способами: изменением слов и подбором однокоренных.
1.Есть у каждого лица
Два красивых озерца.
Между ними есть гора.
Назови их, детвора. (Глаза - глаз - глазки)
2.Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зелёной выйдет к свету,
Растёт, цветёт всё лето. (Трава - травы, травка)
3. В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода - воды - водный)
4.Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло. (Сова - совы - совушка)
Вставьте пропущенную букву, оставляя лишь то слово, которое является проверочным. Работаем по цепочке
- Мы с
-Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением
Научиться правильно писать слова с безударными гласными в корне слова и уметь подбирать к ним проверочные слова
Читают текст на стр. 73 рубрика Знай и применяй два ученика по частям: один – теорию, другой - примеры
.2-3 человека проговаривают правило, приводят примеры слов.
Чтобы выбрать правильную букву в корне, нужно объяснить лексическое значение слова через однокоренное
3 примера учащиеся записывают на доске коллективно, а потом по два примера записывают по рядам
Проверяют, проговаривая условия выбора безударной гласной в корне слова
Обучающиеся работают в группах
Обучающиеся по группам в порядке очередности выполнения заданий ( по 2 предложения каждая группа) исправляют ошибки и называют проверочное слово.
Не знал правило.
Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением
Еще раз проговаривают правило и приводят свои примеры по цепочке!
Залила ( лить), звенит (звень- у Есенина), нарядилась (наряд) появилась (явь), молодая(молод, молоденький)
Коллективно выполняют упражнения, садятся на свои места – девочки, потом – мальчики.
В данном задании работает пара у доски (с обратных сторон). Ребята отгадывают загадку. Записывают отгадку и подбирают проверочные слова двумя способами: изменением слов и подбором однокоренных, объясняя лексическое значение слова.
Глаза - глаз - глазки
Трава - травы, травка
Вода - воды – водный
Сова - совы - совушка
По очереди, цепочкой вставляют пропущенную букву. Объясняя, почему оставили это слово.
Формулирование темы урока:
- регулятивные УУД:
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- познавательные:
– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- коммуникативные УУД:
– формулировать собственное мнение и позицию;
Работа с учебником
- регулятивные УУД:
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности;
- предметные УУД:
выведение способа проверки безударных гласных в корне слова
Рефлексия после выполнения задания:
- регулятивные:
осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;
Формулирование правила, его запоминание:
- регулятивные УУД:
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности;
- предметные УУД:
выведение способа проверки безударных гласных в корне слова
Рефлексия после выполнения задания:
- регулятивные:
осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;
Работа в группах:
- регулятивные :
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- коммуникативные УУД:
- принимать участие в работе группами;
-договариваться, приходить к общему решению;
Рефлексия после выполнения задания:
- регулятивные:
осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;
Закрепление изученного:
-регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу;
- личностные:
- сохранять интерес к учебному материалу;
- предметные:
подбор проверочных слов для определения написания буквы в корне слова.
VIII. Самостоятельная работа по вариантам с самопроверкой по эталону, взаимопроверкой.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать.
Методы: самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка.
Способы: индивидуальная работа, работа в парах
- Сейчас вы будете выполнять задание самостоятельно по вариантам, ведь вы уже многому научились.
Вспомните правила правильной посадки при письме.
Слайд № 8 с заданием по вариантам для самостоятельной работы.
( в карточку – заготовку запишите только буквы корня слова)
- Ещё раз посмотрите, всё ли у вас получилось, нет ли ошибок?
- Обменяйтесь тетрадями, поработайте учителем, сверьте с текстом ответа на слайде.
Слайд № 9. Проверка
- Если ваш товарищ не сделал ни одной ошибки, то поставьте ему 5, если сделал 1-2 ошибки, то поставьте оценку 4, но, а если сделал 3 -4 ошибки, то не ставьте в этот раз ничего, у него потом всё получится.
Ручку правильно держу,
тетрадь наклонно положу,
Сяду ровно, не согнусь,
Ни к кому не повернусь.
Выполняют самостоятельно на карточках заготовках.
Самопроверка
Взаимопроверка..
Дети самостоятельно вставляют буквы, а затем сравнивают с эталоном (на слайде) и оценивают работу товарища.
Самостоятельное выполнение задания у:
- регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу; анализировать объекты с выделением существенных признаков.
Предметные:
- применять правила правописания безударных гласных в корне слова;
Взаимопроверка:
- Регулятивные:
оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте).
- коммуникативные:
осуществлять действие взаимоконтроля.
- личностные:
- нравственно-этическая ориентация (оценивание работы товарища по заданным критериям, умение радоваться успехам товарища).
IX. Рефлексия.
Итог урока.
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.
Какая цель была поставлена на уроке?
Как вы считаете, она достигнута?
Выберите нужную фишку :
КРАСНУЮ - Я умею проверять безударные гласные.ЖЁЛТУЮ – Я умею, но пока с трудом подбираю проверочные слова.Зеленую – Я сегодня не смог ,но завтра научусь.
Сегодня на уроке я: Слайд № 10
И научился…..
Т было интересно…
О было трудно ….
Г мои ощущения….
- Я научился проверять безударные гласные в корне слова, ….подбирать проверочные слова, …знаю несколько способов подбора проверочных слов.
- Мне это пригодиться ….я буду грамотным.
- Было трудным….
- Было интересно …
- Понравилось больше всего ….
Рефлексия:
- личностные УУД:
представление о причинах успеха в учебе;
- регулятивные УУД:
оценивать совместно
с учителем или одноклассниками результат
своих действий;
- познавательные УУД:
обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку);
проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом;
- коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и позицию;
строить устные высказывания;
X. Выставление оценок за урок.
Выставляет оценки за урок, комментируя их
XI. Домашнее задание
Задает домашнее задание, объясняет способ выполнения.
Прочитайте задание к домашней работе ( № 204, стр. 76).
Все ли вам понятно? Слайд № 11
HYPER13PAGE HYPER15
12
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x