Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Кризис конца дошкольного возраста и перехода к возрасту школьному, или кризис 6-7 лет. | Корабель Ольга Александровна. Работа №210480

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Корабель Ольга Александровна
Кризис конца дошкольного возраста и перехода к возрасту школьному, или кризис 6-7 лет, наиболее вариативен по своим проявлениям. Основной его причиной является то, что дети исчерпали развивающие возможности игр. На всём протяжении дошкольного детства игра была не просто любимым занятием мальчиков и девочек, она являлась стимулом к их прогрессивному поступательному развитию и важнейшим условием его осуществления. Через неё дети осваивали различные социальные роли и отношения, совершенствовали свои умения, оттачивали интеллект, учились управлять своими эмоциями и поведением. Через игровое взаимодействие с различными предметами они познавали окружающий мир. Но рано или поздно наступает момент, когда воображаемые игровые обстоятельства, предметы- заменители и игрушки, придуманные персонажи и роли уже не могут заполнить разрыв между простейшими утилитарными знаниями и умениями дошкольников, и их потребностью познать мир во всей его полноте и сложности, уяснить скрытую от восприятия внутреннюю причинность событию, научиться предвидеть результаты собственных разнообразных воздействий. Дети стремятся стать разными взрослыми, которые обладают, по их мнению, уникальными бесценными качествами всезнания и всемогущества. Ведь именно взрослые знают ответы на вопросы, именно им всё позволено, именно они решают жизнь окружающих их людей Какие события желательны, а какие нет. Стремление стать взрослыми, детьми уже прошли несколько ступеней. Они опробовали такие приемы как пребывание в одной ситуации со взрослыми. («Папа, можно я вместе с тобой буду, пойду…), подражание их поведению и действиям (Мама, можно я тоже попробую), принятие на себя роль взрослого в сюжетно-ролевой игре- в семью, магазин, в больницу и тому подобное. Однако достигнутый ребятами уровень интеллекта позволяет им ясно осознавать, что эти приемы оказались недостаточными для того, чтобы действительно стать равными мамам и папам. Они понимают, что собственного опыта им явно недостаточно. Отсюда берет свое начало тяга детей к теоретическим обобщенным знаниям, которые не ограничиваются опытом одного человека, а накоплены человечеством в целом. 

Кризис конца дошкольного возраста и перехода к возрасту школьному, или кризис 6-7 лет.

«Дочь за последнее время превратилась в ревнивицу. Ни куклы её не интересует, ни телевизор, зато бдительно наблюдает за нами с мужем. Стоит только нам рядом сесть, Таня обязательно вотрется в середину. У свекрови на выходные не остаётся, таскается за нами и по гостям, и по магазинам, и на рынок. Меня теперь зовёт не мама, а «мамочкина». Слово-то какое неприятное, даже обидное. И не ласковая теперь». «Ребёнок забросил все свои прежние увлечения, играть тоже разучился. Раскладывает, расставляет всё, а не играет. Разве что на улице с мальчиками побегает или дома у нас с кем-нибудь на игровой приставке поиграет. Все свои машины, пистолеты, конструктор Дима раскрутил и забросил. Каждый раз, когда чищу комнаты пылесосом, нахожу колёсики, пружинки детали какие-то. Спрашиваю сына надо или нет. Он отвечает: «Всё - можно выбрасывать».

Кризис конца дошкольного возраста и перехода к возрасту школьному, или кризис 6-7 лет, наиболее вариативен по своим проявлениям. Основной его причиной является то, что дети исчерпали развивающие возможности игр. На всём протяжении дошкольного детства игра была не просто любимым занятием мальчиков и девочек, она являлась стимулом к их прогрессивному поступательному развитию и важнейшим условием его осуществления. Через неё дети осваивали различные социальные роли и отношения, совершенствовали свои умения, оттачивали интеллект, учились управлять своими эмоциями и поведением. Через игровое взаимодействие с различными предметами они познавали окружающий мир. Но рано или поздно наступает момент, когда воображаемые игровые обстоятельства, предметы- заменители и игрушки, придуманные персонажи и роли уже не могут заполнить разрыв между простейшими утилитарными знаниями и умениями дошкольников, и их потребностью познать мир во всей его полноте и сложности, уяснить скрытую от восприятия внутреннюю причинность событию, научиться предвидеть результаты собственных разнообразных воздействий. Дети стремятся стать разными взрослыми, которые обладают, по их мнению, уникальными бесценными качествами всезнания и всемогущества. Ведь именно взрослые знают ответы на вопросы, именно им всё позволено, именно они решают жизнь окружающих их людей Какие события желательны, а какие нет. Стремление стать взрослыми, детьми уже прошли несколько ступеней. Они опробовали такие приемы как пребывание в одной ситуации со взрослыми. («Папа, можно я вместе с тобой буду, пойду…), подражание их поведению и действиям (Мама, можно я тоже попробую), принятие на себя роль взрослого в сюжетно-ролевой игре- в семью, магазин, в больницу и тому подобное. Однако достигнутый ребятами уровень интеллекта позволяет им ясно осознавать, что эти приемы оказались недостаточными для того, чтобы действительно стать равными мамам и папам. Они понимают, что собственного опыта им явно недостаточно. Отсюда берет свое начало тяга детей к теоретическим обобщенным знаниям, которые не ограничиваются опытом одного человека, а накоплены человечеством в целом. Знания эти не являются явными, они скрыты, зашифрованы. Чтобы проникнуть в суть различных теоретических знаков и символов, ребятам требуются помощники. Ну кто возьмет на себя эти обязанности, детям пока неизвестно. Ситуация «Хочу и не могу» старших дошкольников явно не устраивает. Они выбирают самые разнообразные формы своего недовольства. Ведь чем старше становятся дети, тем обширнее репертуар их действий. Например, ребёнок начинает проявлять ревность и подозрительность в отношении родителей и других взрослых членов своей семьи. Девочки и мальчики навязчиво преследуют пап и мам, стараются их не оставлять наедине друг с другом, наивно полагая, что именно в эти моменты взрослые обмениваются какой-то особой информацией, скрытой от детей. Другой распространенной формой протеста является негативизм (отрицание). Он действует в отношении прошлого ребёнка. Девчонки и мальчишки с недоверием относятся к тому факту, что когда-то они были малы, глупы, беспомощны. Это недоверие, психологическое отрицание распространяется на предметы одежды, которыми они когда-то пользовались, на их старые игрушки, книжки, высказывания. Им не верится, что раньше занятия кубиками, куклами, машинками доставляло им явное удовольствие, что это их каракулями изрисованы страницы книг. Всё то, что 2-3 года назад вызывало восторг и восхищение, вызывает у них лишь скептическое удивление. Былые любимцы валяются, пылятся по углам, сваленные в кучу, в ящиках. И хотя дети по-прежнему с восторгом рассматривают витрины, прилавки с игрушками, но привлекает их лишь разнообразия товара, сравнительная стоимость. Ребята тянутся к новой деятельности, игрушки уже не способны увлечь их по-настоящему. Часто дошкольники доходят до актов непреднамеренного вандализма. Так они пытаются переделать, усовершенствовать то, что имеют. Взрослые же воспринимают их действия как поломку, коверканье хороших вещей. Например, девочка снимает с куклы нарядное платье и наряжает в обрывки тюлевых занавесок, который символизирует для неё бальный наряд, а для прочих лишь капризы и своеволие. Попытки заменить кукле причёску приводит к тому, что та лишается половины волос. Мальчики подвергают переделке свои старые машины, пытаясь создать из нескольких моделей одно супер конструкцию. Довести начатое дело до конца им удаётся далеко не всегда. Как результат груда пластмассового и металлического лома. Всё это не вызывает восторга у родителей, они упрекают в отсутствие бережливости, в неряшливости и расточительности. Дети всё чаще выходят за рамки обычного послушания. Их не устраивают родительские указания: поиграл- убери, посмотрел и поставь на место. Ранние попытки многих родителей приобщить своих детей к научно- теоретическому знанию как можно раньше, научить читать, составлять слоги и слова, писать, выполнять арифметические действия, заканчиваются неудачей именно потому, что по срокам не совпадает с кризисом в конце дошкольного детства. Ребята охотно играют кубиками с буквами и цифрами, с любопытством рассматривают красочно оформленные азбуки для самых маленьких. Но очень скоро они охладевают к этим занятиям, поскольку ещё не миновали период игры- драматизации. Их воображение пока господствует над разумом. Попытки же взрослых закрепить, отработать казалось бы сформированные умения ведут к упрямству и капризам. И только совпадение по срокам систематического обучения наукам с капризами 6- 7 лет, то есть моментом, когда игра исчерпала свои развивающие возможности и на смену игровой мотивации пришла глубокая познавательная мотивация, а вместе с ней и готовность к обучению, даёт стойкие положительные результаты. Если дети охладели к играм и забавам, дайте в руки книжную премудрость, оградите их от житейских забот и тогда вы получите колоссальный толчок к дальнейшему развитию. Оно теперь будет направлено на повышение интеллекта и возможностей саморегуляции. Ребята вновь обретут желание подчиняться взрослым, слушаться их, но лишь в ситуациях учебной деятельности. Непререкаемым авторитетом для них станет тот, кто поможет им войти в мир научного знания. Но этим лицом не всегда уже будут родители. Хорошо если станет учитель, педагог, ведущий детей к новому знанию.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X