Круглый стол «Мой малыш умеет говорить»

Автор: Белых Ольга Борисовна

Круглый стол «Мой малыш умеет говорить»

Знакомство родителей с   эффектными способами развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста в игровой форме.

 

Цель: Повысить уровень компетентности  родителей в вопросах речевого  развития детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Задачи:

1.     Повысить образовательный уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей,  установить контакт с членами семьи, согласовать воспитательное взаимодействие на ребенка.

2.     Рассмотреть игру как средство развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста.

3.     Дать практические рекомендации для педагогов и родителей.

4.     Обогатить методическую копилку для родителей.

Актуальность:

В  настоящее  время   проблема   развития  речи   становится  особенно актуальной и  значимой.  Главной  и  отличительной  чертой  современного общества  является подмена  живого  человеческого  общения зависимостью от компьютера,   недостаток общения  родителей  со  своими  детьми, игнорирование  речевых  трудностей    лишь увеличивает  число дошкольников  с  недостатками  речи.  

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Лучше, если правильная речь начнет формироваться как можно раньше, а не за год до школы, как считают многие родители.

Ранний возраст ребенка – это ответственный период в жизни человека, когда происходит закладка фундамента его личности.

Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Если к концу первого года жизни словарь ребенка включает 8 - 10 слов, в два года он в среднем составляет 270 слов, то в два с половиной – уже 450 и в три – 800, а у хорошо развитых детей до 1 тыс. слов.

Главное условие развития активной речи детей раннего возраста – развитие их потребности в речевом общении со взрослым, которое формируется в результате эмоционального и делового общения взрослого с ребенком. Проведение специальных игр, занятий, наблюдений за окружающей обстановкой способствуют развитию речи детей. Исследования В. В. Ветровой показали, как важно, чтобы ребенок воспитывался в речевой среде, где слышна речь не только в облегченных формах, обращенных к ребенку, но и правильная, культурная речь взрослых, окружающих малыша.

Развитие ребёнка от самого рождения – сложный и одновременно интересный процесс. Большие и маленькие достижения малыша во многом зависят от «старания» взрослых, это же касается и развития речевого аппарата ребёнка. Важно не только общаться со своим ребёнком, а и всячески стимулировать его речевую деятельность.

Планомерные и систематические занятия с детьми, взаимодействие родителей и педагогов поможет нам решить проблемы с развитием речи детей.

 

Сроки реализации: февраль-март 2017 года.

 

Участники: педагоги, родители МАДОУ, дети, учитель-логопед, учитель-дефектолог.

Ожидаемые результаты:

1.     Повышение уровня компетентности  родителей в вопросах речевого развития детей. 

2.     Установление контакта с членами семьи, согласование воспитательного взаимодействия на ребенка.

3.     Использование различных игр для развития речи детей дома.

4.     Применение полученных рекомендаций педагогами и родителями в повседневной жизни.

5.     Обогащение методической копилки для родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы круглого стола «Мой малыш умеет говорить»

1.     Выступление учителя-логопеда «Речевые нарушения детей младшего и среднего дошкольного возраста»;

2.     «Творческая минутка» (развитие сенсомоторных умений);

3.     Элемент логоритмики «Зайка»;

4.     «Веселый зоопарк» (станции);

5.     Игра «Покричи как животное»

6.     Составь образ животного;

7.     Рефлексия, подведение итогов.

Организационный момент:

Ø  Родителям предложена анкета, цель которой выяснить отношение родителей к речевым дефектам своего ребенка, есть ли желание и настрой на сотрудничество с учителем-логопедом ДОУ.

Ø  свободное общение родителей друг с другом.

Ø  индивидуальная беседа со специалистами ДОУ по желанию.

Ход встречи:

1. После того как все родители собрались, гостиную открывает учитель-логопед детского сада, приветствуя родителей.

2. После знакомства, учитель-логопед проводит для родителей теоретический семинар про самые распространенные виды речевых нарушений.

3. Путешествие в «Веселый зоопарк», происходит на импровизированной электричке (элемент логоритмики). На станциях зоопарка взрослые будут выполнять разнообразные задания и упражнения, которые можно использовать в домашних условиях.


Элемент логоритмики

Цель: развитие чувства темпа и ритма, подражательности и внимания.
Описание. Родители сидят за столами и выполняют элементы логоритмики вместе с  учителем-логопедом. Учитель-логопед читает стихотворение, сопровождая его движениями по тексту.

Зайка

Зайка по лесу скакал, (пальчики "скачут" по столу)
Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,
Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)

4. Все пространство зала разделено на 2 «станции», где располагаются учитель-логопед и воспитатель. На каждом столе стоит мягкая игрушка, она и будет встречать малышей.

1 стол — «Познакомимся со слоненком»
На этой станции представлен:

Ø основной комплекс артикуляционной гимнастики.

Цель: научить родителей правильно выполнять упражнения.

Эти упражнения показывает сам учитель-логопед с помощью логопедического тренажера «Логопедический язык».

Ø дыхательные упражнения

Цель: обратить внимание родителей на тип дыхания детей, показать родителям комплекс дыхательных упражнений на выработку целенаправленной воздушной струи.

Оборудование:

«Листочки». Взрослый берет листочек за ниточку, плавно дует до отклонения листочка назад.

«Кораблики». Для этого задания нужен тазик с водой и легкие пластмассовые игрушки или бумажные кораблики. Задача родителей свой кораблик «отправить» на другой берег (в виде соревнования)

Ø  развитие мелкой моторики рук при помощи подручных материалов (пуговицы, крупа, палочки, карандаши…), массажем и самомассажем.

Ø  Ознакомление родителей с играми на развитие мелкой моторики рук, обогащение словаря, на развитие памяти, внимания, логики, мышления.

Ø  развитие фонематического слуха.

Игры:
«Шумящие коробочки» — это могут быть обычные коробочки, в которые насыпана различные виды круп, гвозди, пуговицы, в общем то, что по разному звучит. Взрослый закрывает глаза, а другой взрослый перед ушком шумит этими коробочками (для начала берутся 2 коробочки). После родитель открывает глаза и еще раз слушает коробочки, вспоминая, какая коробочка была первой.

«Отбивание ритма» — один взрослый отбивает карандашом или пальцами определенный ритм на столе, а  другой - вслед за ним должен повторить.

2 стол «Познакомимся с верблюжонком». На этой станции представлена игра логопеда на развитие положительной самооценки у детей дошкольного возраста

«Я в лучах солнца»
Взрослые рисуют солнышко. Инструкция: «На каждом лучике солнышка написать положительные качества своего ребёнка».

По окончанию «путешествия» взрослые рассаживаются по своим местам.
Учитель-логопед приветствует «путешественников» и предлагает выбрать конверты с новым, интересным заданием.
Они выбирают себе конверты с картинками животных и птиц.

Задание: команде выложить из разрезной картинки животное или птицу и показать, как кричит это животное, показать его поведение. Примечание: если кто-то затрудняется, какой звук необходимо произнести, на обратной стороне картинки размещается «подсказка». Картинки подбираются с учетом наиболее распространенных речевых нарушений, например, рычание тигра: «Р-р-р-р», шипение змеи: «Ш-ш-ш-ш».

В заключение круглого стола, логопед проводит с родителями рефлексию: предлагает проанализировать результаты совместной работы, дать оценку и внести свои предложения. Родителям раздаются «Памятки» с основным комплексом артикуляционных упражнений, советы от учителя-логопеда, с играми, пальчиковой гимнастикой.

Список используемой литературы

1.     Визель Т.Г. Как вернуть речь? — М., 2001.

2.     Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: 2003.

3.     Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т1./ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.

4.     Османова И.С. Игры и упражнения для детей 2-5 лет. СПб., 2007.

5.     Pay Ф. Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем // Основы теории и практики логопедии. — М., 1968.

6.     Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.

7.     Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения. — М.,1971.

8.     Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика » — СПб., 2009

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятка родителям

 

1.Развитие слухового внимания
Игра "Тихо-громко!"
Цель: развитие координации чувства ритма
Оборудование: бубен (вместо бубна могут быть просто хлопки в ладоши)
Описание игры
Педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий - полным шагом, под более громкий - бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.
2. Развитие фонематического слуха
Игра "Красный- белый"
Цель: нахождение звука в словах, воспринятых на слух
Оборудование: по два кружка на каждого ребенка (красный и белый)
Описание игры. Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет - поднимают белый кружок.
3. Развитие физиологического дыхания.
Игра "Капитаны"
Цель: чередование длительного плавного и сильного выдоха. Активизация мышц губ.
Оборудование: таз с водой и бумажные кораблики.
Описание игры. Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Педагог предлагает детям прокатиться на кораблях из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался дуть на него нужно плавно, не торопясь, сложив губы, как для звука Ф. кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. "П-п-п:" -  губы складываются, как для звука п. или дуть, вытягивая губы трубочкой, но не надувая щек.
Вызванный ребенок дует, сидя на придвинутом к столу стульчике. При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту (городу).
4. Развитие голоса
Игра "Вьюга"
Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.
Описание игры: Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу воспитателя  "Вьюга начинается" тихо говорят: у-у-у:; по сигналу сильная вьюга громко говорят: у-у-у:; по сигналу "Вьюга кончилась" замолкают.
Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2-3раз. В этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижированием: плавное движение руки вверх - дети говорят громче, плавное движение руки вниз - дети говорят тише.

2 младшая группа

Рекомендации родителям по развитию речи детей четвертого года жизни

Развитие речи от 3 до 4 лет.

Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. Однако в общем речевом развитии у детей могут быть резкие индивидуальные различия: одни в 3 года достаточно хорошо владеют речью, у других она еще далека от совершенства.

            На 4 году дети обычно свободно вступают в контакт не только с близкими, но и посторонними людьми. Все чаще инициатива общения исходит от самого ребенка. Потребность расширить свой кругозор, желание глубже познать окружающий мир вынуждают малыша все чаще и чаще обращаться ко взрослым с самыми разнообразными вопросами.

В этом возрасте у дошкольников происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата. Малыши начинают правильно произносить многие звуки родного языка, слова со стечением двух-трех согласных.В связи с укреплением мышц языка (кончика и средней его части) согласные звуки смягчаются реже («санки» вместо «сянки»).

Как правило, большинство детей неверно произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими свистящими: [ш] на [с] (вместо «шапка» — «сапка»), [ж] на [з] («жук» — «зук»), [ч] на [ц] («чайник» — «цайник»), [щ] на [с'] («щетка» — «сетка»); сонорные согласные [р], [р'], [л] заменяют звуком [л'], реже [й]: «либа», «йыба» вместо «рыба», «лепа» вместо «репа», «ляпата», «йапата» вместо «лопата». Может быть и обратная замена, когда вновь появившиеся звуки вытесняют те, которые раньше ребенок произносил правильно, например, вместо [с], [з] — [ш], [ж] «(шумка» вместо «сумка»).

В сложных словах дети нередко пропускают или переставляют отдельные звуки, слоги, например, слово «температура» — «тематура», «вертушка» — «левтуска».

Еще не все дети обладают способностью управлять своим голосовым аппаратом, то есть в зависимости от содержания высказывания менять громкость, высоту голоса, темп речи.

В этом возрасте совершенствуется речевой слух. Несмотря на то, что дошкольники еще не могут правильно произносить отдельные звуки, большинство из них подмечают ошибки звукового оформления в речи своих сверстников. Малыши понимают, что слово может звучать правильно или неправильно, но не в состоянии указать, какой звук произнесен неверно.

Дети четвертого года жизни свои высказывания строят уже из нескольких фраз, связанных единым содержанием, пользуются простыми предложениями, состоящими из 4-5  слов, но еще не могут самостоятельно рассказать о событиях, которые они видели. В их высказываниях нет той развернутости, которая характерна для связной речи. Малыши говорят короткими предложениями, не всегда соблюдая последовательность в изложении события.

            Словарный запас достигает приблизительно 2000 слов. Увеличивается не только количество существительных и глаголов, но и других частей речи. Обогащается словарь за счет наречий, числительных, личных и притяжательных местоимений.

Таким образом, к четырем годам ваш малыш:

         владеет словарем примерно в 2000 слов

         начинает употреблять сложные предложения

•      говорит предложениями из 4-5 слов

•     задает много вопросов, используя слова "кто?», "почему"

         использует выражения типа: "я думаю, что...",  "я надеюсь, что..."

         правильно употребляет глаголы в прошедшем времени

         правильно произносит звуки П, Б, Т, Д, Ф, В, К, Г, X, М, Н,С, 3, Ц, у некоторых детей появляются шипящие Ш, Ж, Щ, Ч, с появлением этих звуков наблюдается смешение свистящих и шипящих звуков, отсутствуют соноры: Л, Р, Рь.

         В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи, появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.

            Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие ребенка.Для этого необходимо придерживаться следующих рекомендаций.

      Советы родителям:

1.     Не искажайте слова, говорите правильно и отчётливо. Речь ребёнка развивается путём подражания речи близких людей. Вот почему ребёнок должен слышать только грамматически правильную речь в своём окружении.

2.     Разговаривайте с ребёнком как можно чаще. Будьте внимательны, общайтесь на равных, уточняйте детали. Например, каждый вечер обсуждайте, как прошёл день, что нового в садике, просите малыша высказать своё мнение.

3.     Ошибки в речи ребёнка исправляйте мягко, но настойчиво. Не ругайте его.

4.     Объясняйте ребёнку значение новых слов, вводимых в его лексикон. Подкрепляйте объяснения наглядными примерами: картинками, видеозаписями.

5.     Побуждайте к развёрнутым высказываниям. Не стремитесь по одному слову угадать, что хочет донести до вас ваше чадо, не подхватывайте фразу. Напротив, постарайтесь «вытянуть» фразу из малыша: «Что ты сказал? Какое ты хочешь яблоко? Где лежит твоя игрушка?»

6.     Читайте детские книжки, стихи, потешки. При выборе литературы для чтения учитывайте возраст вашего ребёнка, особенности его восприятия и эмоциональное состояние.

7.     Пойте песни.

8.     Развивайте мелкую моторику – она стимулирует мышление, творческое развитие, внимательность ребёнка и прямым образом влияет на речь.Если пальчики у ребенка напряжены, сгибаются и разгибаются все вместе или, наоборот, вялые, и ребенок не может произвести изолированные движения, то чаще всего это «неговорящие» или плохо говорящие дети.С раннего возраста нужна свобода действий, т.к. движения сопутствуют развитию речи. Научите малыша рисовать пальчиками. Осваивайте с ним пальчиковые игры, лепите… Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока- белобока».Полезны прокатывание шаров, мячей, обрывание бумаги для развития ловкости рук.Можно предложить детям:

· застежки;

· шнуровки;

· мозаику;

· мелкий конструктор;

· пластилин;

· обводки;

· раскраски;

· перебирание круп;

· нанизывание бус, пуговиц на нитку и др.

9. Развивайте длительный плавный выдох, так как от силы и направленности воздушной струи зависит произношение многих звуков.Чтобы развитие речевого дыхания ребёнка было интересным и увлекательным, можно предложить ему дуть на вертушку (флюгер), надувать мыльные пузыри, воздушные шарики, дуть на разноцветные ленточки, ватные шарики, бумажные кораблики, плавающие по воде, или сдувать снежинки, листочки с ладошки.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x