Вопрос 1 из 2
Помогите нам стать еще лучше
Оцените, пожалуйста, удобство нового дизайна нашего портала по пятибалльной шкале (где 5 — «Все отлично», а 1 — «Пользоваться стало крайне неудобно»)
Оценить
Вопрос 2 из 2
Помогите нам стать еще лучше
Сталкивались ли Вы с какими-либо трудностями при работе с порталом? Если сталкивались, опишите их, пожалуйста
Отправить отзыв
Спасибо, что приняли участие в нашем опросе
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
×
Вернуться к авторизации

Статья Логоритмика - средство оздоровления детей с детским церебральным параличом. Автор: Смолянская Светлана Васильевна, Лобова Елена Викторовна, Жиркова Ольга Петровна

Автор: Смолянская Светлана Васильевна, Лобова Елена Викторовна, Жиркова Ольга Петровна
        Как показывает практика, для получения хороших результатов необходимо взаимодействие всех педагогов ДОУ и родителей. В  современном образовательном процессе ДОУ одним из средств в коррекции  речевой деятельности детей выступает логоритмика – реабилитационная методика воспитания и обучения детей, одно из средств  оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания, основой которой являются речь, музыка и движение.


Автор: Смолянская Светлана Васильевна, Лобова Елена Викторовна, Жиркова Ольга Петровна

ЛОГОРИТМИКА - СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАНИАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ.

 

Лобова Е.В. – музыкальный руководитель,

Жиркова О.П. – учитель-логопед,

Смолянская С. В. – старший воспитатель,

МОУ «Детский сад № 327

Дзержинского района Волгограда»

 

Одним из важнейших условий нормального психического развития ребенка является чистая и правильная речь, основы которой закладываются уже в дошкольном возрасте. При помощи речи, т.е. общения, ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его взрослый мир, узнавая для себя новое и интересное. В настоящее время проблема развития речи детей дошкольного возраста становится особо значимой, в связи с тем, что по статистическим данным только 10% новорожденных детей появляются на свет абсолютно здоровыми , остальные 90% детей имеют различные микроорганические поражения или ярко выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушениями речи, что ведет к отставанию в развитии. Поэтому детям , с недоразвитием речи следует вовремя оказывать логопедическую помощь, зависящая от характера диагноза.

Как показывает практика, для получения хороших результатов необходимо взаимодействие всех педагогов ДОУ и родителей. В современном образовательном процессе ДОУ одним из средств в коррекции речевой деятельности детей выступает логоритмика – реабилитационная методика воспитания и обучения детей, одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания, основой которой являются речь, музыка и движение.

Появление логоритмики в комплексной коррекции речевых нарушений имеет свою историю. В 30-е годы 20хх века профессором психотерапии В.А.Гиляровским и логопедом Н.А. Власовой была создана логопедическая ритмика, направленная на коррекцию речевых нарушений, прежде всего заикания. Поэтому сегодня логопедическая ритмика является обязательным компонентом коррекционной методики по преодолению заикания в д/с. Вместе с тем , наряду с заиканием логоритмика применяется при коррекции общего недоразвития речи, фонетико-фонематических нарушений и алалии. Коррекционная работа по логоритмике в Д\С№327 г. Волгограда проводится логопедом совместно с музыкальным руководителем на подгруппах и фронтальных занятиях. Основным принципом проведения занятия по логоритмике является взаимосвязь речи, музыки и движения.

Организующим началом в процессе занятия является музыка, поскольку восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, в результате которой недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия. Общеизвестно, что дети реагируют на музыку почти всегда движениями, только в одних случаях это происходит неосознанно и непроизвольно, а в других – осознанно. Эту стихийную моторно-эмоциональную реакцию детей следует сделать осмысленной. Именно поэтому на логоритмических занятиях решаются следующие задачи:

- активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;

- развитие слухового и зрительного внимания;

- увеличение объема памяти;

- развитие двигательного и артикуляционного процесса;

- развитие тактильно-кинестетического костно-мышечного чувства собственного тела;

- формирование самостоятельного и комплексного выполнения движений;

- развитие музыкального чувства ритма и слухомоторных координаций;

- развитие соматопространственной ориентации и зрительно-моторных координаций;

Следует отметить , что дети с ДЦП и ОДА характеризуются диффузным органическим нарушением центральной нервной системы с преимущественным поражением опорно-двигательного аппарата. У таких детей речедвигательные нарушения проявляются в виде различных форм дизатрий, т.к. они имеют единую патологическую основу с двигательными нарушениями, которые характеризуются многообразием и устойчивостью, как любой двигательный стереотип, закрепленный опытом и временем. Учитывая вышеуказанные особенности детей с ДЦП и ОДА занятие по логоритмике включает следующие виды упражнений:

- Ходьба и маршировка в различных направлениях. Как правило, эти упражнения являются вводными и заключительными. Они формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку , учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т.е.развивают слуховое внимание.

- Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направленные на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений. Благодаря специально подобранным упражнениям постепенно появляется умение регулировать мышечный тонус, а значит, осознанно управлять движениями своего тела.

- Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Эти упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а так же продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывать основные качества голоса силу и высоту, оказывает профилактическое действие. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, что способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.

- Упражнения на активизацию внимания и памяти. На данных упражнениях воспитывается устойчивость и переключаемость внимания, способность переходить от одного действия к другому. Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая. Для детей, имеющих речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память.

- Счетные упражнения. Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений, а также закрепляют счет в пределах от 1 -10. Чаще всего счетные упражнения это разнообразные считалки.

- Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений, что позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.

- Фонопедические упражнения по методу В.Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания.

- Игры, направленные на развитие эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления, мимики, пластики тела,( разработанные Е.Железновой)

- Упражнения логоритмическим ежиком, направлено на формирование ритма движений и развитие фонематического слуха, слухового внимания и памяти, а также на развитие ритмико-энтенциональной стороны речиоорекции слоговой структуры слова. Таким образом, данная система работы позволяет добиваться результатов в коррекции и компенсации речевых и двигательных нарушений у детей с ДЦП И ОДА.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×