Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Межпредметная интеграция ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Кулакова Галина Александровна

  Выступление на педсовет.

«Межпредметная интеграция в методическом объединении учителей биологии, химии и географии».

  Современный этап реформирования образования требует нового подхода к организации и содержанию школьного обучения, главная идея которого включается в интеграции учебного материала, его уплотнении и установлении межпредметных связей.   

      Межпредметная интеграция- это процесс объединения предметов учебного плана школы для осуществления в реальном педагогическом процессе потенциальных межпредметных связей, формирование на этой основе системы качеств образования как одного из важных показателей интеграции, целостности выпускника общеобразовательной школы.                       

Интегративный подход к обучению всё больше осознаётся как актуальная потребность современного образования, развивающегося по пути гуманизации. Он способствует развитию и приобщению
личности ребёнка к культурным ценностям, гуманизации образования, анализу и синтезу школьных предметов, пересмотру стиля и методов обучения.         

Дидактические аспекты интеграции рассматриваются сегодня не как процесс накопления знаний, не как обобщение идей и фактов, а как деятельность, направленная на познание природы и общества.                                      

Интеграция выступает как ведущая форма организации содержания образования на основе
всеобщности и единства законов природы, целостности восприятия субъектом
окружающего мира.                         

Биология, химия и география в школьном курсе обучения- это предметы мировоззренческого характера,
формирующие у учащихся комплексное, системное и социально- ориентированное представление о земле как о планете людей, знакомящие их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на социально- экономические процессы посредством региональной политики. Всё это относит их к числу тех классических школьных предметов, на которые ложится
особая ответственность не только за формирование у школьников гуманистического мировоззрения, воспитание патриотизма и любви к Родине, но и умений и навыков
ориентации и социально- ответственного поведения в окружающем мире.                            

Использование интеграции как средства совершенствования содержания образования в школе
обусловило поиск условий её реализации.               

 Условия реализации интеграции в МО БХГ

1. Объекты исследования совпадают либо достаточно близки.

2. Используются одинаковые либо  близкие методы исследования.

3.Интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях.                                                                        
Исходя из условий реализации интеграции в МО определены основные формы интеграции:

-Полное слияние учебного материала;                                                                                   

- Слияние большей части учебного материала;                                                            

-  Построение автономных блоков в рамках единого урока и их взаимосвязь.

Интегративный подход в МО БХГ осуществляется по следующим направлениям:                                                                                                               1. Гуманизация.                                                                                                            
На первый план в ней выносятся связки : «Человек- природа», «Человек-хозяйство», «Человек- территория», «Человек- окружающая среда». 
Сегодня, даже в мировом масштабе, актуализация гуманистического направления во многом связана с обострением глобальных проблем человечества, которые по существу являются проблемами выживания человеческого рода. Так, например данное направление используется
учителями географии, при изучении курса экономической и социальной географии, в теме «Человек в эпоху НТР», где учащиеся интегрируют имеющиеся знания из истории, химии, биологии для определения роли человека в
XXI веке.                                                                                                    

2. Социологизация.                                                                       
 Представляет собой общее направление всей науки (биологии, химии и географии) и общественной
политики и заключается в повышении внимания к социальным аспектам развития. Данное направление расширяет возможности полного понимания роли человека в социальной жизни общества, знакомит учащихся с основными чертами социального развития, особенно в территориальном разрезе.                                   

3. Экологизация.                                                                                                                                                                Экологизация, как направление, также характерно для всего междисциплинарного комплекса наук МО, которые исследуют взаимодействие общества, производства и окружающей среды.

Ярким примером интеграции биологии, химии, географии и курсом «Человек и общество» в этом направлении, могут  служить разработанные бинарные уроки и интегрированные информационные стенды в период презентации МО БХГ. Немало важным в экологизации образования является решение вопросов ресурсосбережения и рационального природопользования. Здесь не обходим без внимания использование природного сырья в производстве, посредством интеграции географии с химией, а также бинарные уроки по темам «Эколого- флористические и эколого- фаунистические аспекты ВКО- континента уменьшенного до размеров области», «Законы РФ об охране природы", " Экологические преступления». И каждый раз завершая школьный курс биологии, химии и географии учащиеся используют весь приобретённый багаж знаний в данной области, обобщают его, приводя в закономерное положение.                                                          4. Экономизация.                                                                                                                                                                 Это направление, которое также характерно для многих наук. И это не случайно, поскольку на фоне происходящих в стране реформ повышается интерес ко всему тому, что связано с финансово- экономической сферой деятельности общества. Использование интегративного подхода в данном направлении, позволяет

развивать экономическое мышление в вопросах изучения трудовой деятельности человека, которое отражает одну из форм взаимодействия природы и общества. Словом, данные направления, используемые нами в интеграции школьных дисциплин, помогают сделать важный шаг к тому, чтобы создать действительное
представление о Земле как планете людей. Интегративно- педагогическая деятельность требует не только работы одного учителя, допустим биологии, химии или географии, но и совместной работы учителей других школьных дисциплин.                                                        

Такая работа имеет ряд существенных преимуществ, по сравнению с индивидуальной. Общими усилиями можно решать более сложные и трудные творческие задачи в более короткие сроки; сообща можно глубже продумать и разработать направление, содержание и методику работы; собрать более богатый фактический материал и сделать из него обоснованные выводы. Чем больше будет в нашей школе учителей- новаторов, тем легче осуществить интеграцию между МО.                                                                      
В этой связи учителя МО БХГ призывают к сотрудничеству методические объединения школы для эффективной реализации идей интеграции в процессе обучения. Интеграция учебных предметов приведёт учащихся к более заинтересованному, личностно значимому и осмысленному восприятию знаний, к формированию умений и желания использовать ранее полученные знания, что усилит мотивацию, позволит
более эффективно использовать учебное время. Учитель, в свою очередь, получит возможность раскрыть свой внутренний потенциал, своё мастерство, что позволит ему осуществить главную цель
деятельности учителя - быть не только носителем учебной информации, а реализовать роль организатора современного урока. И только в этой ситуации будет достигнуто, единство практической направленности образования и целостности создаваемого восприятия, которое обеспечивается за счёт интеграции
школьных областей знаний, их подчинённость изучаемому предмету.

Пожалуйста, подождите.
x
×