Методическая разработка "Формы работы с младшими школьниками" | Игнатова наталья Анатольевна. Работа №250756
Автор: Игнатова наталья Анатольевна
Использование различных форм работы с младшими школьниками на уроках и внеурочных занятиях – путь к повышению качества и эффективности образовательной деятельности в начальных классах.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 39 г. Владивостока»
Выполнила: учитель начальных классов Игнатова Наталья Анатольевна
Формы работы с младшими школьниками на уроках и внеурочных
занятиях в начальной школе
Важнейшей задачей учителя начальных классов сегодня является повышение качества и эффективности образовательной деятельности путем формирования у учащихся предметных, метапредметных и личностных результатов. Каким образом реализовать новые требования к образованию детей?
Использование различных форм работы с младшими школьниками на уроках и внеурочных занятиях – путь к повышению качества и эффективности образовательной деятельности в начальных классах.
Цель педагогического опыта: повысить качество и эффективность образовательной деятельности в начальной школе посредством организации на уроках и внеурочных занятиях различных форм работы младших школьников.
Задачи:
способствовать активизации познавательной деятельности
младших школьников, вызвать их интерес к изучению учебных предметов
и курсов внеурочной деятельности, изучаемых в начальной школе;
создать условия для формирования и развития критического
мышления младших школьников, их речи и коммуникативных качеств,
интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности, умения
работать в парах, группах, командах, совершенствуя опыт сотрудничества,
индивидуально.
Новизна опыта заключается в следующем:
1) изучена проблема организации парной и групповой деятельности на уроках и на внеурочных занятиях в начальной школе в теоретическом и методическом аспектах;
2) составлены методические разработки уроков и внеурочных занятий и использованием разнообразных форм организации деятельности учеников;
3) разработана система заданий и упражнений для парной и групповой работы младших школьников (примеры представлены в приложении).
Ожидаемый результат: способность младших школьников самостоятельно добывать новые знания, становление их коммуникативной и информационной компетентности.
С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности, учить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях.
Технология организации парной и групповой работы учащихся позволяет расширить цели и задачи уроков и внеурочных занятий, их занимательность, учесть индивидуальные особенности группы, активизировать познавательную деятельность. Она даёт возможность ученикам представлять и защищать идеи, обмениваться разнообразными убеждениями, развивать практически значимые навыки и понимание, снимать перегрузки с младших школьников, налаживать процесс сотрудничества.
Интересная работа не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит её можно считать и здоровьесберегающей технологией.
Технология организации парной и групповой работы – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, при которой они приобретают знания и умения в процессе совместного планирования и выполнения постепенно и последовательно
усложняющихся практических заданий.
В них формируются:
социальные умения: умение работать в группе, сотрудничать,
умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или
исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые
тебя окружают;
коммуникативные умения: способность не только говорить, но и
слушать, принимать другое мнение, спокойно отстаивать своё;
мыслительные умения: дети учатся анализировать, обобщать,
сравнивать, классифицировать и т. д.;
исследовательские умения: умение проводить исследование,
наблюдать, выявлять, соотносить.
Состав групп непостоянный, он подбирается так, чтобы с максимальной эффективностью могли реализовываться учебные возможности каждого члена группы в зависимости от содержания и характера предстоящей работы, учитываются возрастные, психолого-физиологические, коммуникативные особенности младших школьников.
Начиная со второго класса, работа может быть продолжена и на внеурочных занятиях. Темы уроков русского языка тесно связаны с темами кружка «Юные друзья природы». Дети по группам готовят мини-сочинения: «Удивительные пернатые», «Природа и мы», «Удивительные животные» и т. д. Итоговая работа - групповой проект «Друзья природы».
В результате применения технологии организации парной и групповой работы повысилось качество знаний учеников по русскому языку, они стали проявлять интерес к объектам окружающей среды, оценивать их состояние с позиции хорошо-плохо; учащиеся представили проекты, презентации, создали альбомы, памятки по охране окружающей среды.
В четвёртом классе особое внимание обращается на самостоятельность обучающихся при выборе интересующих их форм. Технологию организации парной и групповой деятельности педагог осуществляет на любом этапе как урока, так и внеклассного занятия: при изучении нового материала, повторении, закреплении, контроля знаний.
Групповая и парная формы работы помогают сблизиться, установить доверительные отношения, осознавать важность исследований в развитии познавательной деятельности, а для многих из них становится интересным и захватывающим делом. Ведь совместно они подбирают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению, узнают новое, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования, помогают готовить защиту своей работы, которая получается интересной, так как это плодотворный совместный труд учащихся.
Используются разные формы работы:
путешествия,
викторины,
исследования,
д
еловые игры,
интегрированные
уроки,
уроки
взаимообучения
учащихся.
Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываются возрастные особенности учащихся, во-вторых, цели, задачи и содержание обучения в связи с изучаемой темой.
Парные и групповые формы работы делают урок, внеклассное занятие более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал. Учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы; давать группам задания, дифференцированные по трудности, по объёму учебного материала.
При организации парной и групповой работы используются разные технологии:
игровые технологии (игра ставит детей в условия поиска,
пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стараются быть
быстрыми, находчивыми, четко выполнять правила задания, соблюдать
правила игры);
информационно-коммуникационные технологии (урок,
включающий слайды, презентации, данные электронных энциклопедий,
вызывают у детей эмоциональный отклик);
технология проблемного обучения (включение учащихся в
процесс открытия знаний путем создания проблемных ситуаций,
способствующих выдвижению гипотезы, с последующим поиском
доказательств, справедливости выдвинутого предположения, помогает
обеспечить на уроке активную работу каждого ученика);
технология проектного обучения (включение в образовательный
процесс проектных задач способствует становлению учебного
сотрудничества в малых группах);
технология деятельностного метода предполагает организацию
учебного процесса, в котором главное место отводится активной и
разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной
деятельности школьника;
здоровьесберегающие
технологии (система, создающая
максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития
духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и
физического здоровья всех субъектов образования).
личностно-ориентированная технология (организация
воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности
ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к
нему как к сознательному, полнопра
вному участнику воспитательного
процесса).
Таким образом, технология организации парной и групповой работы школьников создаёт благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке и во внеурочной деятельности, где ребёнок овладевает навыками самостоятельной работы, становясь в позицию исследователя.
Приложение
Система заданий и упражнений для парной и групповой работы младших школьников
Урок русского языка; 3 класс. Тема «Безударные гласные в корне слова»
Этап закрепления полученных знаний.
Подбор предложений к фотографиям (по карточкам, в парах).
Встр_чаются и б_рёзовые рощи.
Среди лугов возвышаются м_гучие дубы.
С_сновые л_са з_нимают большую часть территории.
Восстановление деформированного текста (по карточкам в группах).
Согласно легенде жили когда-то брат с с_строй. В раннем детстве они разлучились. А когда снова встретились, плененные кр_сотой друг друга, поженились. Некоторое время спустя узнали от людей, что они брат с с_строй. От горя Иван пос_нел, а Марья пож_лтела. И, чтобы быть неразлучными, превратились они в цв_ток. Люди назвали его иван-да-марья.
Составление
синквейнов
:
зубры
или
беркуты
Зубры.
Крупные, сильные.
Питаются, резвятся,
размножаются.
Зубры занесены в Красную книгу.
Животные.
Беркуты.
Сильные, быстрые.
Летают, парят, кидаются.
Беркуты занесены в Красную
книгу.
Пернатые.
Урок русского языка; 3 класс. Тема «Сложные слова»
Этап закрепления полученных знаний.
1. Найдите все сложные слова (в парах).
снеговик землекоп
снегопад земляника
паровоз теплоход
парник тепловой
островок остроумный
2. Составьте сложные слова (в парах).
Дрово
Звездо
Книго
Ледо
Мясо
Паро
Рыбо
Сено
кол
косилка
лов
люб
пад
рубка
сек
ход
3. Составьте и запишите название профессий (в парах):
пчела разводить пчеловод
земля пахать землепашец
лес рубить лесоруб
свинки пасти свинопас
сталь варить сталевар
скала лазать скалолаз
море плавать мореплаватель
рыба ловить рыболов
Внеурочное исследовательское занятие, 3 класс. Тема «Удивительные пернатые»
Исследование (групповая работа). Каждая группа получает конверт с
названием птицы и готовит сообщение.
Источники информации: пособия для учащихся А.А. Плешакова:
атлас-определитель «От земли до неба», «Зеленые страницы»;
энциклопедии для младших школьников.
План сообщения группы:
1) общий вид птицы: размер, окраска;
2) особенности строения птицы: клюв, шея, хвост, крылья, ноги
птиц;
3) особенности полёта птицы;
4) питание птицы;
5) повадки птицы;
6) место обитания птицы;
7) гнездо, звуки птицы.
Список литературы
1. Беляева, О.А. Формы и методы работы на уроках русского языка. –
М., 2014.
2. Гельплинг, Е.М. Нетрадиционные формы и методы обучения на
уроках русского языка и литературы. – Тула, 2013.
3. Гречко, О.В. Групповые формы работы на уроках в начальной
школе. – Добрятинск, 2014.
4. Крутилова, Л.И. Требования к современному уроку в условиях
введения ФГОС нового поколения. – М., 2013.
5. Спадабаева, О.А. Групповые формы работы на уроках русского
языка в начальной школе / О.А. Спадабаева, Т.В. Караваева, И.Б. Киевская,
С.И. Кузьмина. – СПб., 2014.
6. Филиппова, Л.В. Использование активных форм учебной работы
на уроках русского языка в начальной школе / Л.В. Филиппова,
Е.А. Киселёва, Т.В. Царькова // Молодой ученый. – 2015. – №11.
7. Яннова, И.Г. Урок русского языка с использованием коллективной
формы обучения (работа в парах сменного состава). – М., 2014.__