методическая разработка "План-программа кружка "Маленькие ученые" | Рогалевич Людмила Васильевна. Работа №240021
Автор: Рогалевич Людмила Васильевна
план-программа кружка "Маленькие ученые" будет полезна воспитателям ДОУ для организации работы с дошкольниками кружка "Маленькие ученые". разработан песпективный план работы на год
Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №10 «Белочка»
Кружок «Маленькие ученые»
по опытно – экспериментальной деятельности
Воспитатель: Рогалевич Л.В.
Лангепас, 2019г.
Пояснительная записка
На данном этапе развития современного общества, экологическое воспитание, является одной из важнейших проблем современности.
Первые основы экологической культуры и природоохранного сознания должны прививаться детям с раннего возраста. Если ребёнок научится с младенчества жить в гармонии с природой, то это останется с ним до старости и не вытравится не какими обстоятельствами.
Многие исследователи и практики заняты поиском адекватных методов работы с детьми по формированию у них начала экологической культуры. К числу таких методов можно отнести детское экспериментирование – деятельность, которая присуща практически каждому малышу, ибо каждый ребёнок в душе является экспериментатором. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать – это важнейшие черты детского поведения.
Организация экспериментирования, проведение опытов – один из эффективных путей экологического образования дошкольников.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В системе разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.
Содержание работы кружка по опытно-экспериментальной деятельности «Маленькие ученые» направлено на познавательное развитие детей.
Цель: Развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, мышления, формирования начальных естественнонаучных представлений и воспитание природоохранного сознания.
Задачи:
Расширять представления детей о свойствах воды, воздуха, песка, глины и многообразии неживой природы.
Формировать умение устанавливать взаимосвязь между некоторыми явлениями природы, развивать мышление, способность делать самостоятельные выводы.
Развивать у детей умения пользоваться приборами – помощниками при проведении игр – экспериментов.
Воспитывать экологическую культуру дошкольника через любовь к природе и познание окружающего мира.
Воспитывать желание беречь землю, очищать её от мусора.
Способствовать социально – личностному развитию каждого ребенка: развивать
коммуникативность
, самостоятельность, наблюдательность, самоконтроль и
саморегуляцию
своих действий.
Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).
Особенности организации занятий кружка
Занятия кружка организуются в форме партнерской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Партнер – всегда равноправный участник дела, его позиция связана с взаимным уважением, способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной активности.
Партнерская позиция требует определенной организации пространства: взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге; добровольное (без психологического принуждения) включения детей в предлагаемую деятельность с подбором интересного привлекательного для дошкольников содержания. Организуя с детьми опыты и эксперименты, воспитатель привлекает внимание «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта. Все это происходит в ситуации свободного размещения детей и взрослого вокруг предмета исследования.
Детям предоставляется возможность поэкспериментировать самостоятельно. Обсудив полученные эффекты, можно несколько раз поменять условия опыта, посмотреть, что из этого получается. Результатом опыта явится формулирование причинно-следственных связей.
Игровые приёмы:
моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
повтор инструкций;
выполнение действий по указанию детей;
«намеренная ошибка»;
проговаривание хода предстоящих действий;
предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.
Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.
Занятия кружка проводятся один раз в неделю, в пятницу в 15.30.
Продолжительность занятий с детьми 5-6 лет не более 20 – 25 минут.
Гибкая форма организации экспериментальной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы.
Набор для каждого эксперимента имеется в готовом виде. Педагог проводит презентацию каждого эксперимента. Это может быть индивидуальная презентация, индивидуальный показ, круг. К каждому набору для эксперимента могут прилагаться инструктивные карты, выполненные в виде последовательных рисунков.
Соответствие требованиям ФГОС:
Отбор оборудования, учебно-методи
ческих и игровых материалов осуществляю на основе СанПиН 2.4.1.3049-13 и ФГОС
ДО
(
Приказ
Минобрнауки
России от 17.10.2013г. №1155)
.
Введение в действие Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предпол
агает наличие у воспитателей ДОУ
компетенций, необходимых для успешного использования инновационных педагогических технологий творческого развития ребенка в образовательном процессе.
Положение о кружковой работе
.
Приказ об организации кружковой работы ДОУ.
Основное оборудование:
Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты;
Разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма;
Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, меха;
Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.
Ожидаемые результаты:
Проявление интереса к исследовательской деятельности;
Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
Развитие коммуникативных навыков.
Перспективное планирование работы кружка «Маленькие ученые»
Месяц
№
Тема
Задачи
Сентябрь
Какая бывает вода?
Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей методом экспериментирования.
Расширить представление детей о значении воды для жизни человека и всего окружающего.
Познакомить детей с круговоротом воды в природе, развить познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов.
Приобщать детей к бережному отношению к
воде.
2
Свойства воды.
Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
Развивать речь, мышление, любознательность;
Воспитывать экологическую культуру;
Развивать умение делать выводы, умозаключения;
Воспитывать аккуратность при работе.
Октябрь
3
Вода – растворитель. Очищение воды.
Развивать умение ставить перед собой цель, пла
нировать свою работу.
Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения.
Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.
Развивать умение схематично изображать проделан
ные действия.
Закреплять в речи детей слова: фильтр, водопровод, воронка, авария.
4
Упрямые предметы
Познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией;
Развивать умение фиксировать результаты наблюдения.
Ноябрь
5
Волшебные стеклышки
Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем, объяснить, для чего они нужны.
Развивать слуховое и речевое внимание.
6
Почему предметы движутся?
Познакомить детей с физическими понятиями: сила, трение;
Показать пользу силы трения;
Закрепить умение работать с микроскопом;
Развивать навыки зрительного и осязательного обследования.
Декабрь
7
Хитрости инерции
Познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией;
Развивать умение фиксировать результаты наблюдения.
8
Что такое масса?
Выявить свойство предметов – массу.
Познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами, научить способам их использования.
Развивать зрительно – тактильное восприятие.
Январь
9
Воздух
Закрепить представление детей о свойствах воздуха (
невидим
, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о способах обнаружения.
Активизировать речь и обогащать словарь детей.
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Воспитывать дружеские взаимоотношения.
10
Солнце дарит нам тепло и свет
Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света;
Познакомить с понятием «Световая энергия».
Февраль
11
Что такое электричество?
Развивать интерес к окружающей среде.
Познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток», сформировать основы безопасного обращения с электричеством, объяснить причину образования молний.
Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, вызывать радость открытий.
12
Почему горит фонарик.
Создание условий для детского экспериментирования, формирование навыков познавательной активности детей.
Уточнить представления детей о значении электричества для людей.
Познакомить с батарейкой — хранителем электричества
и способом использования лимона в качестве батарейки.
Формировать представления детей о том, откуда человек получает электричество?
Развивать навыки проведения опытов.
Развивать способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы.
Развивать мышление, умение анализировать.
Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.
Воспитывать доброжелательное уважительное отношение друг к другу
Воспитывать инициативность, самостоятельность
.
Март
13
Сила тяготения.
Дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.
14
Что плавает, что тонет?
Дать представление о плавучести предметов.
Апрель
15
Твердая вода. Почему не тонут айсберги?
Уточнить представления детей о свойствах льда:
прозрачный
, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду;
Дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.
16
Как происходит извержение вулкана?
Познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения.
Сформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений; помочь детям понять, почему вулканы – это грозное явление природы.
Активизировать в речи детей слова: очаг, магма, жерло, кратер, лава.
Познакомить детей с профессией вулканолога
,
изучение этого явления –важнейший фактор в понятии строения нашей Земли.
Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.
Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).
Май
17
Волшебное свойство магнита.
Способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;
Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;
Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей;
Заинтересовать детей практической деятельностью, способствовать воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения.
18
Волшебные фокусы Электрона
Обобщать и расширять знания детей об электричестве и его использовании;
Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.
Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Развивать грамматически правильную речь.
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
Вызвать радость от открытий, полученных из опытов;
Воспитывать умение работать в коллективе.
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью,
19
Почему в космос летают на ракете?
Расширить представление детей о ракете.
Расширить и уточнить представление детей о принципе работы реактивного двигателя;
Познакомить о значении воздуха для полета самолета;
Закрепить знания правил безопасности при проведении опытов.
Развивать психические процессы: речь, мышление, память, воображение;
Активизировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Способствовать развития интереса к поисковой деятельности, воспитывать желание, добиваться результатов в ходе экспериментирования.
Для повышения двигательной активности провести подвижную игру «Быстрая ракета».