Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

методическая разработка "План-программа кружка "Маленькие ученые" | Рогалевич Людмила Васильевна. Работа №240021

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Рогалевич Людмила Васильевна
план-программа кружка "Маленькие ученые" будет полезна воспитателям ДОУ для организации работы с дошкольниками кружка "Маленькие ученые". разработан песпективный план работы на год

Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №10 «Белочка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кружок «Маленькие ученые»

по опытно – экспериментальной деятельности

 

 

 

 

Воспитатель: Рогалевич Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лангепас, 2019г.

 

Пояснительная записка

На данном этапе развития современного общества, экологическое воспитание, является одной из важнейших проблем современности.

Первые основы экологической культуры и природоохранного сознания должны прививаться детям с раннего возраста. Если ребёнок научится с младенчества жить в гармонии с природой, то это останется с ним до старости и не вытравится не какими обстоятельствами.

Многие исследователи и практики заняты поиском адекватных методов работы с детьми по формированию у них начала экологической культуры. К числу таких методов можно отнести детское экспериментирование – деятельность, которая присуща практически каждому малышу, ибо каждый ребёнок в душе является экспериментатором. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать – это важнейшие черты детского поведения.

Организация экспериментирования, проведение опытов – один из эффективных путей экологического образования дошкольников.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В системе разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.

Содержание работы кружка по опытно-экспериментальной деятельности «Маленькие ученые» направлено на познавательное развитие детей.

Цель: Развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, мышления, формирования начальных естественнонаучных представлений и воспитание природоохранного сознания.

Задачи:

Расширять представления детей о свойствах воды, воздуха, песка, глины и многообразии неживой природы.

Формировать умение устанавливать взаимосвязь между некоторыми явлениями природы, развивать мышление, способность делать самостоятельные выводы. 

Развивать у детей умения пользоваться приборами – помощниками при проведении игр – экспериментов.

Воспитывать экологическую культуру дошкольника через любовь к природе и познание окружающего мира.

Воспитывать желание беречь землю, очищать её от мусора.

Способствовать социально – личностному развитию каждого ребенка: развивать

коммуникативность

, самостоятельность, наблюдательность, самоконтроль и

саморегуляцию

своих действий.

 

 

        Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).

        

Особенности организации занятий кружка

Занятия кружка организуются в форме партнерской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Партнер – всегда равноправный участник дела, его позиция связана с взаимным уважением, способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной активности.

Партнерская позиция требует определенной организации пространства: взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге; добровольное (без психологического принуждения) включения детей в предлагаемую деятельность с подбором интересного привлекательного для дошкольников содержания. Организуя с детьми опыты и эксперименты, воспитатель привлекает внимание «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта. Все это происходит в ситуации свободного размещения детей и взрослого вокруг предмета исследования.

Детям предоставляется возможность поэкспериментировать самостоятельно. Обсудив полученные эффекты, можно несколько раз поменять условия опыта, посмотреть, что из этого получается. Результатом опыта явится формулирование причинно-следственных связей.

 Игровые  приёмы:

моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;

повтор инструкций;

выполнение действий по указанию детей;

 «намеренная ошибка»;

проговаривание хода предстоящих действий;

предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;

фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме  для последующего повторения и закрепления.

 

Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.

 

Занятия кружка проводятся один раз в неделю, в пятницу в 15.30.

Продолжительность занятий с детьми 5-6 лет не более 20 – 25 минут.

Гибкая форма организации экспериментальной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы.

Набор для каждого эксперимента имеется в готовом виде. Педагог проводит презентацию каждого эксперимента. Это может быть индивидуальная презентация, индивидуальный показ, круг. К каждому набору для эксперимента могут прилагаться инструктивные карты, выполненные в виде последовательных рисунков.

 

Соответствие требованиям ФГОС:

Отбор оборудования, учебно-методи

ческих и игровых материалов осуществляю на основе СанПиН 2.4.1.3049-13 и ФГОС

ДО

(

Приказ

Минобрнауки

России от 17.10.2013г. №1155)

.

Введение в действие Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предпол

агает наличие у воспитателей ДОУ

компетенций, необходимых для успешного использования инновационных педагогических технологий творческого развития ребенка в образовательном процессе.

Положение о кружковой работе

.

Приказ об организации кружковой работы ДОУ.

Основное оборудование:

Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты;

Разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма;

Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;

Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, меха;

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;

Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.

 

Ожидаемые результаты:

Проявление интереса к исследовательской деятельности;

Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;

Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;

Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;

Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;

Развитие коммуникативных навыков.

 

 

 

 

 

 

Перспективное планирование работы кружка «Маленькие ученые»

 

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

 

Какая бывает вода?

Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей методом экспериментирования.

Расширить представление детей о значении воды для жизни человека и всего окружающего.

Познакомить детей с круговоротом воды в природе, развить познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов.

Приобщать детей к бережному отношению к

воде.

 

2

Свойства воды.

Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

Развивать речь, мышление, любознательность;

Воспитывать экологическую культуру;

Развивать умение делать выводы, умозаключения;

Воспитывать аккуратность при работе.

Октябрь

3

Вода – растворитель. Очищение воды.

Развивать умение ставить перед собой цель, пла

нировать свою работу.

Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения.

Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.

Развивать умение схематично изображать проделан

ные действия.

Закреплять в речи детей слова: фильтр, водопровод, воронка, авария.

 

4

Упрямые предметы

Познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией;

Развивать умение фиксировать результаты наблюдения.

Ноябрь

 

5

Волшебные стеклышки

Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем, объяснить, для чего они нужны.

Развивать слуховое и речевое внимание.

 

6

Почему предметы движутся?

Познакомить детей с физическими понятиями: сила, трение;

Показать пользу силы трения;

Закрепить умение работать с микроскопом;

Развивать навыки зрительного и осязательного обследования.

Декабрь

7

Хитрости инерции

 

 

 

Познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией;

Развивать умение фиксировать результаты наблюдения.

 

8

Что такое масса?

Выявить свойство предметов – массу.

Познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами, научить способам их использования.

Развивать зрительно – тактильное восприятие.

Январь

 

9

Воздух

Закрепить представление детей о свойствах воздуха (

невидим

, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о способах обнаружения.

Активизировать речь и обогащать словарь детей.

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Воспитывать дружеские взаимоотношения.

 

10

Солнце дарит нам тепло и свет

 

 

 

 

 

Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света;

Познакомить с понятием «Световая энергия».

Февраль

11

Что такое электричество?

Развивать интерес к окружающей среде.

Познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток», сформировать основы безопасного обращения с электричеством, объяснить причину образования молний.

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, вызывать радость открытий.

 

12

Почему горит фонарик.

Создание условий для детского экспериментирования, формирование навыков познавательной активности детей.

Уточнить представления детей о значении электричества для людей.

Познакомить с батарейкой — хранителем электричества

и способом использования лимона в качестве батарейки.

Формировать представления детей о том, откуда человек получает электричество?

Развивать навыки проведения опытов.

Развивать способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы.

Развивать мышление, умение анализировать.

Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.

Воспитывать доброжелательное уважительное отношение друг к другу

Воспитывать инициативность, самостоятельность

.

Март

13

Сила тяготения.

 

 

 

Дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.

 

14

Что плавает, что тонет?

 

 

Дать представление о плавучести предметов.

 

 

 

 

Апрель

 

15

Твердая вода. Почему не тонут айсберги?

 

 

 

Уточнить представления детей о свойствах льда:

прозрачный

, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду;

Дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.

 

16

Как происходит извержение вулкана?

Познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения.

Сформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений; помочь детям понять, почему вулканы – это грозное явление природы.

Активизировать в речи детей слова: очаг, магма, жерло, кратер, лава.

Познакомить детей с профессией вулканолога

,

изучение этого явления –важнейший фактор в понятии строения нашей Земли.

Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.

Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).

Май

 

17

Волшебное свойство магнита.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;

Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;

Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей;

Заинтересовать детей практической деятельностью, способствовать воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения.

 

18

Волшебные фокусы Электрона

Обобщать и расширять знания детей об электричестве и его использовании;

Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Развивать грамматически правильную речь.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

Вызвать радость от открытий, полученных из опытов;

Воспитывать умение работать в коллективе.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью,

 

19

Почему в космос летают на ракете?

Расширить представление детей о ракете.

Расширить и уточнить представление детей о принципе работы реактивного двигателя;

Познакомить о значении воздуха для полета самолета;

Закрепить знания правил безопасности при проведении опытов.

Развивать психические процессы: речь, мышление, память, воображение;

Активизировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Способствовать развития интереса к поисковой деятельности, воспитывать желание, добиваться результатов в ходе экспериментирования.

Для повышения двигательной активности провести подвижную игру «Быстрая ракета».

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×