Методическая разработка урока литературы в 9 классе «Тема Родины в творчестве М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина».

Автор: Малянова Елена Николаевна

 

 

Методическая разработка урока литературы в 9 классе

 

«Тема Родины в творчестве М.Ю. Лермонтова.

Анализ стихотворения «Родина».

 

 

 

 

 

 

учителя русского языка и литературы

 

МОУ «СОШ п. Учебный

Ершовского района Саратовской области»

 

 

 Маляновой Елены Николаевны

 

 

 

 

 

2016 г

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

1. Здравствуйте, 9 класс. Очень приятно вас всех видеть, садитесь.  

 

2. Определение типа урока.

- Сегодня у нас  урок - исследование.

Как вы думаете, какие качества необходимы человеку – исследователю? (Внимательность, наблюдательность, воображение, терпеливость )

 Помимо этого, я желаю вам сегодня на уроке творческого вдохновения.

3 .Работа с эпиграфом урока.  

Эпиграфом  к  нашему уроку я взяла слова из   стихотворения Лермонтова

 Люблю отчизну я,  но странною любовью!

 (М.Ю.Лермонтов)

- Зная эпиграф, предположите тему исследования  (тема Родины)

А объект исследования? (творчество Лермонтова, стих. Лермонтова о Родине)

- Тема сегодняшнего урока – исследования: «Тема Родины в творчестве М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина».

Запишите дату  и тему урока в тетрадь.

 - Зная тему и эпиграф урока, определите цели нашего  исследования.

 Цель исследования: разобраться, какою виделась Россия Лермонтову, с чем ассоциируется образ родины, что нового внес поэт в развитие этой темы.

-Отсюда вытекают задачи урока. Какие? (лингвостилистический анализ стих. Лермонтова «Родина» , сопоставление его с другими произведениями поэта)

Составление кластера «Родина».

--  Ребята, что такое Родина в вашем понимании?( дом, родня, семья, друзья,школа,село,язык,сад, страна, государство, народ, природа…).

-Тема Родины всю жизнь сопутствовала поэтическим  размышлениям Лермонтова .

 

Понаблюдаем, с чем ассоциировалась Родина  у  Лермонтова .

Вспомните, пожалуйста, произведения, в которых   Лермонтов обращается к теме Родины.

(« Жалобы турка»(1829г., 15 лет), «Поле Бородина», «», «Два великана,               « Прекрасны вы, поля земли родной…» , «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын..» (поэма «Сашка») , «Прощай, немытая Россия…", «Родина»)

 

---Завершение тема Родины нашла в  стихотворении "Прощай, немытая Россия…"  и в итоговом стихотворении    "Родина", созданном поэтом в 1841 году, за несколько месяцев до трагической гибели .

А что говорит Лермонтов о родине  в ранней лирике? Прочтите стих. «Жалобы турка».

Чтение ученика «Жалобы турка»

О чем стихотворение «Жалобы турка» ? (юношеское стихотворение Л., написал в 1929 г, 15 лет)

Стихотворение озаглавлено «Жалобы турка», но говорится в нем о России…Это грустные размышления о своей стране …

    В нем отразились укрепившиеся в русском обществе представления о Турции как об эталоне деспотического государства (после начала освободительной борьбы греков в 20-е гг. )  Но Лермонтов касается и специфически русских проблем; так, в строке «там стонет человек от рабства и цепей» , несомненно, намек на крепостное право . Поэт отрицает такую  Россию.

- После прозвучавшего ответа хочется отметить, что некоторые современники Лермонтова упрекали поэта в отсутствии любви к отчизне. Как вы думаете, справедливы ли такие подозрения?

Лермонтов любит свою родину. Образ идеальной  романтической отчизны мы находим в его стихотворении «Отрывок».    «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын..»,- пишет поэт в поэме   «Сашка».  О героическом прошлом родины говорит Лермонтов в произведениях «Бородино», «Два великана», «Поле Бородино».

-Давайте понаблюдаем, как раскрывается тема родины в  поздней лирике Лермонтова.

Анализ стихотворения    «Прощай, немытая Россия…»

-Прочтем стихотворение «Прощай, немытая Россия…» (наизусть Сагандык)

-  Что любит, что ненавидит поэт?  Почему ни разу не употребляется слово «родина»?

- Что лучше понять чувства поэта, нужно обратиться к истории   создания стихотворения. Оно было написано в 1841 году 20 апреля (по дороге в ссылку). Это одно из самых сильных политических  стихотворений явилось  ответом на новое изгнание.   Лермонтов уезжал на Кавказ в угрюмом настроении, предчувствуя,  что его посылают на верную гибель. Гнев, ярость, презрение владели его рукой, когда он писал знаменитые строчки. Его снова отправили, он снова неугоден. Какое же отношение могло быть?

- Какая Россия в этом стихотворении, каков её образ? (“немытая”, “страна рабов”)

- Какие чувства вызывает такой облик? Что значит немытая? (показывается негативное отношение, вызывает негодование  деспотический характер  «немытой русской действительности»)
 

- Обратите внимание на самое главное. Какое первое слово? (прощай) Почему? (Возможно, он предчувствует свою гибель . или  Образ личности, страдающей, «непримиримой страстно и бесповоротно порывающей с миром всеобщего рабства»)
 

- Страна рабов, страна господ – что это за приём? ( Антитеза)

- О чем говорит поэт? ( о крепостном праве)

- Мундиры голубые – о чем идет речь?( Жандармы.)

- Что это за прием? (Синекдоха)

- Стихотворение можно разделить на две части. Какие?  (Россия, изгнание. Но ему приятней быть в изгнании, чем в такой России. )

-Как вы думаете, можно ли это стихотворение назвать патриотическим? (Я думаю, можно. Понятно, что это обличительная лирика.  Но, по словам Некрасова, можно проповедовать  «любовь враждебным словом отрицанья».   Лермонтов испытывает боль за современную ему Россию- время крепостничества, время жестокой реакции.

 или Любовь к родине оборачивается  горьким обличением его современного состояния.

или Боль и горечь за страну, отданную во власть  «голубых мундиров» и за народ, не проснувшийся от рабства, и за себя, вынужденного постоянно опасаться и слежки, и доносов)

 Исследование. Анализ  стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина».

1. Творческая история стихотворения.

 

-В середине января 1841 года Лермонтов покинул Кавказ и выехал в Петербург через Москву. Вновь поэт увидел Россию, от Кавказа до Балтийского моря. И возникла потребность сказать о России. Так в журнале «Отечественные записки» появилось стихотворение «Родина».

  Прослушивание стихотворения «Родина» (учитель-чтение наизусть)


—    Чем стихотворение не похоже на предыдущее? (Это признание в любви .Поэт  прямо говорит о любви к родине
Три раза люблю; любовь, отрада)

 

 

1. Определение жанра стихотворения.

- Можно ли определить жанр? (нет, их несколько)

-Признаки каких жанров мы здесь можем отметить?

думы (размышление)

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Но я люблю – за что, не знаю сам,

 

лирического стихотворения (чувства и душевные переживания)

 

- Примеры строк, характерных для оды (воспевание)

Её степей холодное молчанье,

Её лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек её, подобные морям;

 

-Определите тему стихотворения (тема родины)

-В автографе стихотворение было озаглавлено «Отчизна», но напечатано с названием «Родина».

-Загляните в  толковые словари. 

 

Словари

Родина 

 

Отчизна 

С. И. Ожегов

1. Отечество, родная страна.

2. Место рождения, происхождения кого – чего – нибудь

 

Отечество, Родина

 

В.И.Даль

 Родимая земля, чье место рождения; земля, государство, где кто родился

См. «Отец»

В статье

Отец, отечество, родина

-Разграничивают ли они  лексическое значение этих слов? (нет)

 

- В чем поэт видел разницу между этими словами? Не можем ответить? Проблема. Попробуем ее решить, исследуя стихотворение. 

Обратимся к композиции произведения.

5. Работа по композиции стихотворения.

-   Из скольких частей состоит стихотворение ? (Стихотворение состоит из двух  частей). Зачитайте части (по рядам).Сравним эти части.

-Предлагаю поработать в группах.  

Заполним таблицу

Работа  с таблицей в группах

 

1 часть

            2 часть

 3 часть

Чувства лирического героя (в чем главная мысль?)

Странная любовь

понимает значение воинской славы, исторического прошлого России;     автором сформулировано сердечное чувство патриотизма

(Отстаивает право на любовь к родине, но отвергает сложившийся образ родины

Любовь к родной земле   ещё не объяснима

Признаётся в своих чувствах по отношению к Родине        очарован  глубиной народной  жизни

Образ 

Родины

создан  отвлечённый  образ официальной России

степи,  леса,  реки, дороги,  огни деревень

 с  высоты орлиного полёта создан образ России живой, конкретной

дымок жнивы, чета берёз (нерасторжимость образов: природы  и человека )

 создан целостный образ России, её безбрежная широта

Средства выразительности

 

Инверсия

Люблю отчизну я

Анафора

Ни слава, ни полный, ни тёмной

Эпитеты,  ряды однородных членов

  Первая часть состоит из трех простых предложений – поэт отвергает такой образ родины.

Эпитеты

безбрежных лесов, печальных деревень

Сравнение

Реки, подобные морям

Ряды однородных  членов

Цветопись

жёлтая нива, белеющие берёзы

Эпитеты, ряды однородных членов -поэта очень волнует то, о чем он говорит, ему надо многое сказать, доступнее объяснить

 

 

Вторая часть состоит из трех простых предложений, осложненных однородными членами и обособлениями, поэта очень волнует то, о чем он говорит, ему надо многое сказать, доступнее объяснить.

 

 

 

 

- Рассмотрим, как раскрывается основная мысль первой части.

(1 предложение содержит и противопоставление, и восклицание. Оно окрашено эмоционально. Это   говорит о волнении поэта. Разговор только начинается, но то, о чем пойдет речь, очень важно для Лермонтова – об этом свидетельствует риторическое восклицание. Противительный союз противопоставляет понятия «любовь» и «странная любовь».)

- Почему противопоставляются понятия ЛЮБОВЬ и СТРАННАЯ ЛЮБОВЬ? Дайте толкование   слова СТРАННАЯ в контексте предложения. (необычная. Используя личные и притяжательные местоимения ( я, мой, мне ),  поэт подчеркивает свое, личное понимание Родины, это его точка зрения. Инверсия доказывает это, ставя логическое ударение на Я.)

- Почему странная любовь? Попробуем разобраться.

- С чем ассоциируется образ отчизны в первой части? Назовите словесный ряд.

(слава, купленная кровью; темная старина; гордый покой).

- Почему слава, покой, преданья не шевелят в душе поэта «отрадного мечтанья»?

(Поэт отвергает официальную народность, казенный патриотизм.)

 

 -Зачитайте вторую часть.  В чем главная мысль?                                            

 (Раскрывается истинная любовь лирического героя к России, поэта очень волнует то, о чем он говорит, ему надо многое сказать, доступнее объяснить.)

- Какие пейзажные образы родины выбирает поэт? Каковы средства их художественной выразительности и их роль?(степей холодное молчанье – метафора, эпитет; лесов безбрежных колыханье – эпитет,  ; разливы рек, подобные морям – метафора, сравнение. Это символы свободы. Такая Россия дает свободу, полет, является высшей ценностью для лирического героя.)

- Что приходит на смену мелькающим пейзажам? Назовите эти образы.

(Проселочный путь, деревни, жнивы, чета берез, полное гумно, изба, пляска мужичков)

Что видит и слышит лирический герой?

(Зрение - ночь, ночлег, деревни, жнива, степь, холм, береза, гумно, изба, окно.Обоняние – дымок спаленной жнивы.Слух- пляска «с топотом и свистом», говор мужичков. Автор воспринимает эту Россию всеми чувствами, любит её.)

- Обратимся к символу России- березе. Что говорит поэт о березе? Почему использует слово «чета», а не «пара»?

 (Береза олицетворяет сокровенную мечту поэта о любви, взаимопонимании, о преодолении одиночества. Его Родина – это страна счастья, гармонии.)

- Удивительно точный выбор слова: не белые, а «белеющие», как бы излучающие свет. Именно после Лермонтова символом России стала «чета белеющих берез». «Дымок спаленной жнивы» — это еще одна примета родины, которую любит поэт.

Он пытается проникнуть «в тайну довольства народного», тянется душой к крестьянской России, с «отрадой, многим незнакомой», наблюдает за жизнью простых людей.

- Дайте лексическое толкование слов ГУМНО,  ЖНИВА , НИВА.

Гумно – сарай для сжатого хлеба.

Нива – засеянное поле, пашня.

Жнивье – солома на поле, где сжали хлеб.

- Почему поэту радостно видеть полное гумно, избу,  покрытую соломой, резные ставни?

(Это символы довольства (в голодное время солому с крыш скармливали скотине) и крестьянской тяги к красоте.)

- Как организовано время? В какое время суток, года герой видит Россию? Какие средства художественной выразительности говорят об этом?

(Россия изображена и днем, и вечером, и ночью; ранней весной (разливы рек - метафора), летом (вечером росистым - эпитет, лесов колыханье - олицетворенье), осенью (желтая нива - эпитет, спаленное жнивье – метафора.), возможно, зимой (полей холодное молчанье )Для поэта родина любима разная, все в ней его привлекает, все любимо.)

- Чей образ появляется в конце стихотворения? (образ человек)

- Какие объекты говорят о приближении человека? (обоз, двор, дом, окно).

- Почему пляшущие крестьяне названы не мужиками, а мужичками? В чем разница?

(мужик = мужичок = -ок- уменьшительно – ласкательный суффикс. Любование русским крестьянином.)(Все пристальнее становится взгляд поэта, все напряженнее его чувства, все ближе разгадка, тайное становится явным:Родина – это русский народ, крестьяне. Именно их любит поэт.)

Цветовая лексика.

- В этом стихотворении отразился не только поэтический, но и живописный талант Лермонтова. Охарактеризуйте цветопись.

(Желтый – степи, огни, нивы, солома; черный – ночь, спаленная; голубой – реки,; зеленый – леса; белый – белеющие березы. Краски не яркие, не сочные. Да, такая родина не броская, но она дорога поэту, близка своей скромностью.)

- Сравните все части стихотворения. Чем  они отличаются?

(В первой - отвергается официальный патриотизм. Во второй и третьей – поэт открыл душу, высказал самое сокровенное – какой ему видится Русь.)

- Какой стилистический прием использует автор для передачи своего отношения к образам отчизны и родины? (антитеза)

 

- Обратимся к тем целям урока, которые ставили в начале.   Какою виделась Россия Лермонтову, с чем ассоциируется образ родины, что нового внес поэт в развитие этой темы?..  (показал неразрывность связи родины и народа и….)

-Можете ли вы теперь решить возникшую по ходу урока проблему,  ответить на   вопрос:  в чем же отличие РОДИНЫ от ОТЧИЗНЫ в понимании Лермонтова?

(Отчизна – это «большая родина», государство, официальное понятие. Родина – это глубоко личное понятие, это «малая родина», причем поэту она дороже, ближе, она живет в его сердце.

Вывод ( в тетрадь записать)  В первой строфе стихотворения  смысл поня­тия «Родина» смыкается с официаль­ной идеологией и   речь идет о «боль­шой Родине» — государстве, поэтому употребле­но слово отчизна: «Люблю отчизну я, но странною любовью!».

  Но слово родина в заглавии «направ­ляет» в сторону глубоко лич­ных чувств и переживаний автора, ко­торые составляют очень важную часть содержания стихотворения. 

 

 Новаторст­во Лермонтова заключалось в том, что он впервые «малую родину» соотнес с понятием «большой Родины», сделал «малую родину» самым главным эле­ментом сложного понятия «большой Ро­дины». В «Родине»  приближается к народному осмыслению любви к ней. Такое соотнесение боль­шой и малой Родины впоследствии ста­ло традиционным в русской поэзии.

Просмотр видеоролика   

-Произведения Лермонтова очень музыкальны. И стихотворение «Родина» не исключение, оно было положено на музыку. Прослушайте это произведение в исполнении Евгения Плеханова

 

 - Какие чувства вызвала у вас прозвучавшая песня ? Как вы думаете, почему для исполнения взят не весть текст  стихотворения?- Плеханову близка именно эта часть стихотворения. Именно такой любит он Родину(ее  просторы, величие)

В.Г. Белинский отмечал силу поэтического слова Лермонтова. По словам критика, фразы поэта отличаются алмазной крепостью, громовой силой, исполинской энергией.  

-Изменилось ли ваше понимание Родины после анализа произведений  Лермонтова? Может, мы внесем изменения в наш кластер?

  (добавить народ, люди)

-Что вы чувствуете  после изучения произведения, после проведенного исследования ? Попробуйте выразить свои мысли, чувства в синквейне.

Рефлексия Составление синквейна (творческая работа в парах)

 Синквейн - это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

 Назовите существительное, которое, отражает самую главную суть рассказа. Это существительное - первая строка синквейна.

1-я строка. Кто? Что?

1 существительное

2-я строка. Какой?

2 прилагательных.

3-я строка Что делает?

3 глагола.

4-я строка. Что автор (вы)  думает (-те) о теме?

Фраза из 4 слов.

5-я строка. Кто? Что?  Резюме, вывод

1 существительное.

 

Домашнее задание

Предлагаю вам выучить наизусть стихотворение Лермонтова ( по выбору) и принять участие в видео-конкурсе (бесплатно), организованном государственным музеем-заповедником «Тарханы». Победителей ждет грамота, ценный подарок и приглашение на праздник в Тархан, посвященный 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова.

 

Итоги. Оценки.

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x