Методические рекомендации по облегчению адаптации в детском саду с помощь устного народного творчества

Автор: Аникина Светлана Николаевна

«В ДЕТСКИЙ САД БЕЗ СЛЕЗ»

С.Н. Аникина

воспитатель

МАДОУ «ДС № 9»

 

Поступление ребёнка в детский сад, является особым периодом жизни для всей семьи- и для ребёнка, и  для родителей. Для малыша- это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить . Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье.  Эти новые факторы вызывают у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.

Положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  делают акцент на создание  наиболее благоприятных для ребёнка психолого- педагогических  условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребёнка.

Главная задача, которую решают в это время  педагоги и родители это сделать детский сад  для ребёнка желанным. И если индивидуальный подход  педагога к каждому ребёнку очевиден в любом возрасте, то здесь он имеет  решающее значение, ведь специфичной особенностью возраста является готовность малыша  воспринимать  общение только  в том случае, если коммуникативная реакция взрослого  обращена лично к нему. Поэтому речь взрослого должна быть предельно выразительной, эмоциональной и только наша увлечённость может заинтересовать ребёнка.

Таким образом, принимая детей в группу раннего возраста, мы воспитатели  задались вопросом- «Как успешно  организовать процесс адаптации  детей раннего возраста?» Опираясь на положения ФГОС ДОмы выделили три группы необходимых условий:

1.     Развивающая предметно –пространственная среда:

Для обеспечения успешной адаптации детей к условиям детского сада, для поддержания  эмоционального  благополучия малышей,  мы в группе  создали предметно- развивающую среду, в которой были учтены-  безопасность оборудования, исключающего возможность травматизма детей, а так же создали  психологический комфорт каждому ребёнку. Продумали зонирование группы.

2.Профессиональная компетентность педагога:

Для  успешной организации процесса адаптации малышей  нам педагогам необходимо хорошо  знать особенности развития  детей раннего возраста, учитывать социальную  ситуацию  развития каждого малыша.

Способствует положительному результату в работе с детьми раннего возраста -  использование  произведений  устного народного творчества.  Из своего опыта работы с детьми раннего возраста могу сказать, что  произведения  фольклора  имеют важнейшее значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека.

Ценность  детского   фольклора  заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме потешки, пестушки, песенки таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. Активизирующее воздействие оказывает, во-первых, речевой звуковой поток, во-вторых, очевидно активизирующее звуковое воздействие повторяющихся фонем и звукосочетаний, звукоподражаний, как бы запрограммированных в самом тексте малых фольклорных форм (например, «баю, баю, баю, бай!», «а качи-качи-качи!», «тили-тели, тили-тели!» и др.).

Поскольку самым важным моментом малыша является его встреча с воспитателем, во время расставания детей с родителями я переключаю внимание ребёнка на  себя, непросто как на «чужую тётю», а как на знакомого детям персонажа(для этого я переодеваюсь в бабушку,  встречаюмалыша с улыбкой на лице, присаживаюсь к нему, чтобы наши глаза были на уровне глаз ребенка, здороваюсь с ним и приглашаю пройти в группу, используя фольклор:

Доброе утро, зайка мой. 
Доброе утро, Алёшенька дорогой.
Я Алёшеньку люблю,
Ему песенку спою.

Или надеваю маску- шапочку «Курочки», «Медведя», «Зайки».Такой приём в группу детям интересен, ребёнок перестаёт плакать ,беспокоиться, адаптация проходит намного  легче. Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают:

У сороки заболи
У вороны заболи
А у Толеньки заживи.

Особая роль в развитие детей раннего возраста принадлежит сюжетным игрушкам с изображением животных. Образами животных пронизан детский фольклор, при этом упомянутые  в  потешках, пестушках, песенках  занимаются человеческими делами (варят кашу, баюкают малышей, пекут прянички), что имеет большое значение не только для познавательного  развития малыша и ознакомления его с окружающим миром, но и для развития фантазии и  умения действовать в воображаемом плане.

Пестушки и потешки, которые сопровождают игровые движения, являются прекрасным посредником для установления контакта с ребенком. И если ребенок ещё плохо говорит, не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх ребенок может, чувствовать себя раскрепощено. Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребёнок освобождается от напряжения и беспокойства. Пальчиковые игры способствуют стабилизации эмоционального состояния, что очень важно в первые дни пребывания ребенка в детском саду. На этапе адаптации использую игры, направленные на развитие тактильно – кинестической чувствительности и мелкой моторики рук, которые способствуют снятию напряжения, стабилизации эмоционального состояния. К таким играм относятся пальчиковые игры, в основу которых положено содержание пестушек и потешек.

3.Организация  работы с родителями.

Взаимодействие педагогов и родителей характеризуется  целым рядом  событий, детерминированных логикой прохождения детьми возрастных групп детского сада в сопровождении воспитателей и родителей.  Используя фольклорные произведения в своей работе, мы задались вопросом « Сколько фольклорных произведений знают современные родители и используют ли их в совместных играх со своими малышами дома?»  Мы составили и предложили нашим родителям анкеты.«Фольклор в вашей семье».

В результате тестирования, было установлено, что большинство из родителей  используют только две потешки из фольклорного репертуара  для детей раннего  возраста: «Сорока – ворона» и «Коза рогатая».

Реализация основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ «ДС № 9» нацеливает нас на широкое использование произведений народного творчества в работе по развитию речи, а так же на воспитании доброжелательности, заботливого отношения друг к другу. Мы считаем, что проектный метод – это более эффективный метод, который можно использовать в нашей работе. Исходя из этого, разработали  проект  «Ладушки, ладушки...».

Привлекли родителей. Результатом данного проекта стали, сделанные руками родителей книжки- малышки с потешками. Дети с удовольствием рассматривают книжки- малышки сделанные родителями, где красочные иллюстрации со знакомыми персонажами. Так же по просьбе  родителей проводились индивидуальные консультации «как играть с ребёнком с использованием фольклорных произведений». Родители заинте­ресовались данными играми и стали разучивать новые игры дома.

 

Многолетний опыт работы, показал,  что  использование малых жанров фольклорных произведений, наряду с другими факторами,  способствует психо - эмоциональному благополучию детей, помогает им почувствовать себя комфортно, и защищено, что   облегчает  период адаптации, способствует их дальнейшему психическому развитию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому,  так важно окружить детей теплом и напол­нить их детство с первых дней настоящими сокровищами  народной мудрости.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x