Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методическое сообщение"Начальные уроки обучения игре на фортепиано ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Фомина Людмила Михайловна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДА ПЕРМИ ДЕТСКАЯ ХОРОВАЯ ШКОЛА «ХОРОВАЯ КАПЕЛЛА МАЛЬЧИКОВ»

 

 

 

 

 

 

Методическое сообщение по теме: «Начальные уроки обучения игре на фортепиано»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                Преподаватель фортепиано

Фомина Людмила Михайловна

 

 

 

 

20.04.2016г.

г. Пермь

Начальные уроки обучения игре на фортепиано

 

            Необходимо выделить первые месяцы обучения, именно в первые месяцы «закладываются семена», которым важно прорасти и дать «свои плоды» в дальнейшем. Для того, чтобы понять, как надо обучать, надо ясно понимать, чему надо научить, к каким результатам надо прийти, какова цель, к которой надо стремиться. Цитата из книги профессора Г. Г.Нейгауза: «Работа над художественным образом начинается с первых шагов изучения музыки и музыкального инструмента». С первых же шагов, стараться гармонично развивать в ученике не просто пианиста, а музыканта-пианиста. Пение песен, подбор по слуху, игра в ансамбле с преподавателем, ритмические упражнения - всё это работа над развитием в ученике музыканта. С первых шагов преподаватель должен: воспитывать внутренний слух ребёнка, учить его слышать то, что он играет, развивать его вкус и фантазию. Учить ребёнка мыслить (объяснение построений мотивов, фразировки, освоение начальной музыкальной грамоты) обучение приёмам фортепианной игры. С ребёнком надо говорить прямо и просто, обращаться к музыкальному чувству, заложенному в ребёнке, научить понимать музыку через музыку. С первых шагов научить ребёнка слышать и слушать себя во время исполнения. Не должно быть ни одной пустой ноты. Начальный период обучения не надо форсировать, ребёнок иногда не сразу понимает, что от него хотят. Я ребёнку играю и пою песенки «Серый кот», (Серый кот, у ворот, мур- мур- мур, он поёт), затем «У кота» (У кота- воркота, заболела голова), ребёнок сразу слышит разницу ладов: Мажор и минор, объясняю различие этих ладов (III ступенькой), звучание Мажора- радостное, светлое, звучание Минора- тёмное, грустное, мы начинаем подбирать эти песенки с первых уроков. Ученик играет мелодию, а я ему аккомпанирую, иногда «путаю мажор с минором», и слушаем правильно ли я ему «аккомпанирую, не ошиблась ли?» Таким образом ученик не только слушает «свою песенку», но и слушает правильно ли звучит аккомпанемент к песенке? Маленький ребёнок, не всегда может долго и сосредоточенно работать на инструменте, у меня есть много различных упражнений и заданий, для развития различных видов памяти и слуха. Упражнение: «Мальчики- Девочки», построенное на «тетрахордах», пою гамму обычно начинаю от ноты «До», ученик поёт вместе со мной: До, Ре, Ми, Фа- это «мальчики», затем Соль, Ля, Си, До –это «девочки», ребёнок отворачивается, я ему играю нотку и вначале спрашиваю, это «мальчик, или девочка?», затем стараемся «найти этот звук на клавиатуре», детям очень нравится это задание, задание на «тактильную память», объясняю и внимательно смотрим на клавиатуру, как располагаются чёрные клавиши? По группам: 2 чёрные клавиши, 3 черные клавиши, гладим «чёрных котиков», находим «два чёрных», «три чёрных», затем закрываем глаза и стараемся найти «котиков с закрытыми глазами». Чтобы привести аппарат и весь организм в рабочее состояние, полезно проделать ряд гимнастических упражнений. Они активизируют и укрепляют мышцы, участвующие в работе пианиста, помогают найти и закрепить осанку и правильное взаимодействие всех частей игрового аппарата. Очень хорошее упражнение «Мячик», стараемся перекинуть из одной руки в другую, катаем мячик на столе. Мячик должен быть маленький, когда пальцы обхватывают мяч, «появляются косточки», А.Д.Артоболевская обводила «косточки цветными мелками». Про постановку руки говорить трудно, так как каждый педагог «лепит по своему образу и подобию», но об общих принципах можно.

 Г. Г. Нейгауз: «Наилучшее положение руки на фортепиано то, которое можно быстрее всего изменить».  

1. Общая свобода тела

2. Ощущение веса свободной руки.

3. Свобода первого пальца.

4. Эластичная и активная кисть.

5. Ощущение цепкости кончика пальца.

В чем заключается первичная работа над пианизмом? Первоочередная задача – научиться извлечению певучего, глубокого звука и освоить первые движения на клавиатуре, сначала нон- легато, а затем легато. В техническом развитии ученика надо идти через слуховые ощущения, чрезвычайно важно у начинающих воспитывать умение дослушивать каждый звук. В заключение повторюсь, нельзя начальное обучение форсировать. Ребёнок учится музицировать в доступной ему сфере музыкальных представлений. Экзаменационная комиссия должна учитывать разные типы музыкального «продвижения» и не винить ребёнка, если он играет на её взгляд «слишком лёгкую программу». Важно уметь оценить качество его игры с методической точки зрения.

В заключении методического сообщения хотелось бы сказать, что важно для преподавателя не забывать выстраивать свой урок так, чтобы вызвать у ребенка большой интерес к обучению.  Чтобы упражнения, которые вы придумали, и которые направлены на решение определенных задач вызывали у ребенка желание заниматься, и повторять упражнения дома.

Список литературы

 

1.      Нейгауз Г.Г.  "Об искусстве фортепианной игры" М.1970

2.      Алексеев А.Д.  "Методика обучения на фортепиано" .М.1971

3.      Цыпин Г.М. "Обучение игре на фортепиано М.1984.

 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×