Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Методика описания картины" Анализ изобразительного произведения. | Роднабазарова Венера Владимировна. Работа №250583

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Роднабазарова Венера Владимировна
Методика описания картины. Слова и суждения.

Муниципальное автономное учреждение

Дополнительного образования

«Детская школа искусств №11 г. Улан-Удэ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая рекомендация.

ТЕМА: «МЕТОДИКА ОПИСАНИЯ КАРТИНЫ»

АНАЛИЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Роднабазарова Венера Владимировна

Преподаватель ИЗО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Улан-Удэ

2019 г

Методика описания картины:

И.И. Шишкин «Рожь», 1878г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Стратегия

Критерии

Жизненная

Слова и суждения, представляющие изображение как кусочек жизненной реальности, как ситуацию, разворачивающуюся во времени.

Удивительный мир окружает нас – это мир

природы. Уметь видеть его красоту помогают нам художник И. Шишкин.

Изобразительная

Слова и суждения, представляющие картину как изображение в рамке, констатация и изложение изображенного, анализ техники живописного произведения:

-  анализ четырех основных разделов изменения натурального цвета предмета: «свет», «натуральный» (полутень), «тень», «рефлекс»;

Ржаное поле! Вот оно, светло-жёлтоепрокаленное солнцем, зыбко-отзывчивое даже малому ветерку, с подсушенными колосьями, уже изливающими запах хлеба. Чудесное и волнующее это зрелище! 

-  анализ освещения в живописном произведении;

Яркая бархатистая зелень у дороги, где резвятся ласточки, подчеркивает золотые тона ржи в солнечном сиянии дня.

-  анализ воздушной перспективы живописного произведения

Дымка грозовых туч на фоне нежно-голубого неба призывает к умиротворению и созерцанию. Работа наполнена летней, знойной атмосферой.

-анализ цветовой гармонии живописного произведения;

И. Шишкин соединил в своей работе два главных цвета русского изобразительного искусства: голубой и золотой. Это сочетание было характерно для православных икон, связывалось с изображением мира Горнего, Божественного. Исходя их этого символического цветового значения, художник уравнивает русскую природу с природой божественной.

-  анализ рисунка живописного произведения;

Глядя на картину «Рожь», невольно проникаешься глубоким чувством любви к родной природе, дарящей нам незабываемые минуты наслаждения прекрасным. На картине ранняя осень или позднее лето, та пора, когда колоситься рожь. Над ее бескрайними полями начинает сгущаться тучи, а вдалеке виднеются величавые сосны. Подует ветер, и колосья тихо зашелестят неведомо о чем. Кажется, набежавший ветер тронул струны ржаных стеблей, и зазвучала дивная музыка поля.

-  анализ выразительных средств живописного произведения;

Густая зелень травы на окраине поля, кроны сосен на заднем плане подчеркивают основную цветовую гамму и завершают палитру работы.

 

-  анализ фактуры красочного слоя в живописном произведении;

На фактуропостроении наиболее ярко сказывается индивидуальность мастера. Картина «Рожь» И. Шишкина написана на холсте кистями и красками.

- анализ композиции живописного произведения.

Художник выбрал не квадратное полотно, а вытянутое в ширину, чего он этим достиг? (Панорамное изображение.) 

Проселок, разрезающий поле на две части, вносит в композицию энергию, присутствие человека в пейзаже, особый ритм. Две крошечные фигурки людей, позволяют зрителю оценить всю грандиозность и величие русской природы.

Холст имеет границы за счет художественного приема – линейной перспективы. Пространство ржаного поля на нем основное, сосны на среднем плане подчеркивают «героя» и заставляют сосредотачивать на нем все внимание.

Ясно и сильно Шишкин передает бескрайность простора, масштабы полей, ритм уходящих к горизонту деревьев

Авторская

- Слова и суждения, указывающие на замысел автора, на душевное состояние и жизнь автора.

Тему для этого произведения - как и для многих других своих картин - Шишкин нашел на родине, во время поездки в Елабугу, совершенной в 1877 году вместе с дочерью. На карандашном наброске, выполненном на Лекаревском поле, художник написал "Эта" - этот набросок и стал основой полотна

«Раздолье, простор, угодье. Рожь. Божья благодать. Русское богатство». Картина наполнена большим чувством любви к родному краю и его природе».

Культурная

- Слова и суждения, характеризующие картину в культурном контексте, упоминание других произведений того же или других авторов.

По рассказам, на творчество И. Шишкина в свое время оказала влияние картина «Девятый вал» - он несколько провел несколько часов, рассматривая полотно Айвазовского.

Конкретный же смысл всякий раз определяется в зависимости от "декораций", в которые дорога помещена. Герой нашего выпуска пишет дорогу - в соответствии с идеологией собственного творчества - предельно просто, в номинации "мудрая наивность". У его сподвижника, А. Куинджи, поражавшего современников "невозможными" цветовыми и световыми эффектами, дорога часто смотрится таинственно и символично. А И. Левитан в знаменитой "Владимирке" неожиданно для самого себя "отрабатывает" социальную тематику, заключенную как в колорите и композиционных деталях, так и в обозначении "дороги скорби", вынесенном в название работы. о на выставке в Москве. Но более удивительно то, что сын древнего купеческого рода из Елабуги не пошел по стопам предков, а стал художником-пейзажистом.

Видно, Шишкин сделал такой выбор не зря – в его лице русская живопись получила одного из самых выдающихся пейзажистов.

Импрессивная

- Слова и суждения, описывающие конкретное воздействие, которое оказывает картина или ее отдельные части.

Вдалеке виднеются облака, которые обещают грозу. Спасительную влагу ждут и вековые деревья, и налитая колосьями рожь. Ливень, что скоро будет, должен очистить землю, наполнив мир благодатью. А пока тишина. Лишь легкое, едва заметное дуновение предгрозового ветра, что ощущается физически. Васильки, растущие вдоль дороги, придают картине некую романтичность, трогательность и напоминают о том, что простые вещи могут быть прекрасными. 

Насколько ярко передает художник трепетание ржи от ветра – вы начинаете ощущать ее запах, она кажется такой теплой и живой, что непременно захочется оставить на память колосок. Но вместе с тем он объединяет реалистические изображения с великими поэтическими истинами, предлагая зрителю столько много особенностей для размышлений.

Ассоциативное

- Наличие ассоциаций на разные темы, вызванные картиной, рассуждения по более общим вопросам.

Сосновые деревья на заднем плане картины – символ всего творчества Шишкина. Вековые сосны расположены вдоль дороги, их ветки свисают над колосьями и рассказывают историю о том, что когда-то местность была сосновым бором. Человек вырубил деревья, обработал землю и посадил рожь, что дает ему пищу. Такое действие нельзя назвать кощунством по отношению к природе, наоборот, сосны в поле лишь придают картине неповторимости. Сильные искривленные стволы, верхушка, которая тянется в небо, подсознательно навеивает ассоциацию с песней «Сосны».

Величие родной природы, простор и мощь, жара, спокойствие, свобода

Эмоциональное

- Слова и суждения, передающие ощущения и чувства, вызванные картиной, содержащие прямую эмоциональную оценку изображаемого.

Смотря на картину, на безбрежное золотое поле испытываем радость, восторг.

Какие величественные сосны!

Какая обильная рожь!

Какое высокое, чистое небо!

Как хорошо в поле!

Стилистическая

- Слова и суждения, отмечающие художественные средства и приемы, раскрывающие их назначение и указывающие особенности стиля.

В этой картине, как и во многих других, художник хотел подчеркнуть необъятность природы.

Стилистика картины поражает сочетанием абсолютно несовмещаемых вещей: дорогой посреди бескрайнего поля, зеленой травой на вытоптанной земле, сосны посреди ржи. Причем последние вызывают у многих недоумение, поскольку никто не знает, как они попали сюда.

Помимо растительного мира, на картине изображен и животный – без этого немыслимо творчество Шишкина. Вы видите птиц, что летят среди облаков, в надежде стащить зернышки из колоска.

Резюмирующая

- Трактовка содержания картины и ее смысла, интерпретация мыслей и чувств персонажей. 

И. Шишкин создавал великолепные, жизнерадостные образы родной природы, воспевая русский пейзаж, утверждая и донося до нас его красоту и неповторимость. Именно поэтому его работы никогда не оставляют нас равнодушными, они в любые времена будут радовать и вселять ощущение счастья в наши сердца. 

Метафорическая

- Использование метафор, символов, сравнений

По безграничному полю вьется дорога, убегая вдаль, к горизонту, прокладывая путь к соснам-великанам. 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×