Мой ребёнок не может научиться писать

Автор: Иванова Ольга Борисовна

                       

Ребенок не может научиться читать и писать.

Многие родители сталкиваются с тем, что их любознательные и вполне смышленые дети испытывают серьёзные трудности в 1-ом классе при овладении самыми главными  навыками- чтением и письмом. Ну никак не получается у малыша сливать буквы в слоги, а слоги в слова! Такая же беда на письме – путает ребёнок буквы, заменяет их.  Опытные учителя сразу направляют такого ученика на консультацию к учителю-логопеду. Там родители узнают, что у ребёнка диагностированы  дислексия и дисграфия, и без помощи учителя-логопеда дальнейшее обучение будет очень проблематичным. Что же это такое – дисграфия и дислексия? И как помочь ребёнку родителям?

Дислексия – вид специфического нарушения обучения. Выражается в неспособности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению. 

Дисграфия – нарушение письма, сопровождающееся заменой букв, пропусками, перестановкой букв и слогов, слиянием слов, обусловленное нарушением речевой системы в целом.неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности. При дисграфии нарушается написание по фонетическому принципу, в результате чего возникает большое количество специфических ошибок, искажающих звуковой состав слова.

Дети с проблемами дислексии или дисграфии, как правило, ничем не отличаются от обычных ребятишек, наравне с другими они общительны, любознательны, интересуются новым и заводят друзей.

Дисграфия у детей часто проявляется в смешении звонких и глухих согласных (лефыйвместолевый), в пропуске гласных даже в коротком слове(кт вместо кот), в перестановке букв в слове (онко вместо окно), добавлении лишних букв или целых слогов (детити, команата, работата).  Очень часто имеет место искаженный графический образ буквы (например, ребенокпишет зеркально буквы с, э, ю). Ошибки, которые допускает учащийся, оказываются стойкими на протяжении долгого времени, не исчезают в процессе обучения.

 

Дети с дислексией могут путать близкие по звучанию слова (шок-сок, дверь-зверь), изменять порядок букв в слове или слогов (липа – пила, кабан-банка, сосна-насос и так далее).Ребенку трудно отличить буквы, похожие по написанию между собой. Это может касаться букв, близких визуально (О-С, Р-В) или тех, которые состоят из схожих, но по-разному расположенных частей (П-Н, Г-Т). В этом случае при чтении ребенок путает буквы в слогах, неправильно читает слова и предложения.При некоторых формах дислексии, ребенок не может запомнить, как выглядит та или иная буква в принципе.

 

Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия?

Прежде всего: не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.

Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком. Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого... Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О” напоминает обруч, “Ж” – жука, “С” – полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы).

Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

1. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

2.. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).

4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: определяйте первый звук в слове, подбирайте слова на заданный звук, определяйте количество звуков в слове и т.д.

 5. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо в большей степени будет способствовать устойчивым хорошим результатам.

Помните, что детки-дислексики и дисграфики часто обладают неординарными способностями и могут достичь грандиозных успехов, например, в музыке, актерском мастерстве или живописи.

Уверены, если вы вовремя поможете своему малышу, он тоже обязательно добьется головокружительных успехов, которыми будет радовать своих любимых родителей!

учитель - логопед Иванова О.Б. МУДО "СППЦ"

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x