Вопрос 1 из 2
Помогите нам стать еще лучше
Оцените, пожалуйста, удобство нового дизайна нашего портала по пятибалльной шкале (где 5 — «Все отлично», а 1 — «Пользоваться стало крайне неудобно»)
Оценить
Вопрос 2 из 2
Помогите нам стать еще лучше
Сталкивались ли Вы с какими-либо трудностями при работе с порталом? Если сталкивались, опишите их, пожалуйста
Отправить отзыв
Спасибо, что приняли участие в нашем опросе
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
×
Вернуться к авторизации

Статья «Необходимость использования информационно -коммуникативных технологий в образовательном и воспитательном процессе». Автор: Овчаренко Галина Николаевна

Автор: Овчаренко Галина Николаевна
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.

Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Поэтому необходимо  создание условий для повышения уровня ИКТ - компетентности обучающихся при организации как образовательного, так и воспитательного процессов, которые  помогут   эффективному использованию  важнейших преимуществ информационно-коммуникационных технологий,  дадут возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к процессу обучения и воспитания, позволят провести индивидуализацию образовательного и воспитательного процессов при сохранении его целостности.


Автор: Овчаренко Галина Николаевна

Государственное казённое учреждение социального обслуживания Краснодарского края

«Камышеватский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

 

 

 

Доклад

«Необходимость использования

информационно оммуникативных технологий

в образовательном и воспитательном процессе»

 

 

Автор:

Овчаренко

Галина Николаевна

Воспитатель I категории

ГКУ СО КК

«Камышеватский СРЦН»

 

 

 

 

 

ст-ца Камышеватская

-2019-

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

Актуальность

Цель

Задачи

Возможности и преимущества информатизации процесса обучения и воспитания.

Классификация и типологии педагогических программных средств

(ППС).

Информационно-коммуникационная технология (ИКТ)

Возможности использования ИКТ в разных направ

лениях  творческой деятельности

дополнительного образования

Заключение

Список используемой литературы.



                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Введение

 

         В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.

 

 

Актуальность

 

         Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

 

 

Цель

 

        Создание условий для повышения уровня ИКТ- компетентности обучающихся при организации как образовательного, так и воспитательного процессов.

 

 

Задачи

 

- эффективное использование важнейших преимуществ информационно-коммуникационных технологий:
- возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к процессу обучения и воспитания;


- индивидуализация образовательного и воспитательного процессов при сохранении его целостности.

 

 

Возможности и преимущества информатизации процесса обучения и воспитания.

 

Рассмотрим возможности и преимущества информатизации процесса обучения и воспитания. Применение средств компьютерных информационных технологий на занятиях и мероприятиях позволяет  индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения и воспитания, реализуя интерактивный диалог между педагогом и обучающимися, предоставляя возможность компьютерной визуализации изучаемых объектов и ситуаций. Компьютер в обучении дошкольников и младших школьников выступает не только как объект изучения, то есть инструмент для формирования компьютерной грамотности обучающихся, но и как средство обучения, влияющее на развитие познавательной активности детей. Использование средств новых информационных технологий позволяет усилить мотивацию обучения благодаря новизне работы с компьютером. Однако, необходимо обращать внимание на то, чтобы

3

 

занимательность не стала доминирующим фактором в использовании  компьютерной  

технологии и не заслонила поставленные цели.

Однако, эффективность процесса обучения с использованием информационных технологий возможна только в том случае, если созданы необходимые для этого условия. Их отсутствие может привести к нежелательным последствиям в личностном развитии ребенка: отчуждению детей друг от друга, ограничению их подвижности, ухудшению зрения, утомляемости и т.д.

Информационные технологии ( ИТ далее) - это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, накопления, обработки и передачи первичной информации для получения данных нового качества о состоянии объекта, процесса, явления. Основная цель ИТ – в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить необходимую и удобную для пользователя информацию.

 

Классификация и типологии педагогических программных средств (ППС)

 

 

В настоящее время существует большое количество классификаций и типологий педагогических программных средств (ППС). Вот некоторые из них:

 

- моделирующие; - демонстрационные (слайд - или видеофильмы);

- учебно-игровые; - досуговые (компьютерные игры: аркадные, квесты, стратегии, ролевые, логические, спортивные и др. типы);

- цифровые (обработка фотографий и видеоматериалов необходимых для оформления мероприятия).

 Проведение досугово-массовых мероприятий, обогащается информационными технологиями и позволяет: - наглядно продемонстрировать достижения;

- использовать графики, диаграммы, видеозаписи и др., - эстетически оформить мероприятие; - сделать мероприятие более ярким;

- ввести в мероприятие лиц, отсутствующих во время проведения мероприятия.

 

          Владение компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по содержанию выбранной тематики мероприятия благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете.  Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность.

В профессиональной деятельности педагога всегда есть простор для поиска, педагогического творчества на уровне интегрированного применения педагогических технологий в воспитательном процессе. Важную роль в деле воспитания играют информационно-коммуникационные технологии, где современный педагог должен принять новую форму коммуникативного общения, найти свою нишу в социальных сетях и умело ее использовать для осуществления процесса воспитания, взаимодействуя с семьей через ведение форумов, блогов. Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Мультимедийные формы как инструменты для обработки информации могут стать мощным техническим средством

4

обучения, коммуникации, необходимыми для совместной воспитательной деятельности педагогов и родителей.

 

Информационно-коммуникационная технология (ИКТ)

 

           Особого внимания заслуживает информационно-коммуникационная технология (ИКТ).

Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей обучающихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. 

ИКТ называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия педагога и воспитанника, «вступать» с ними в диалог. Их можно использовать на всех этапах процесса обучения, поддерживать у ребенка состояние психологического комфорта при общении с компьютером. Формы ИКТ - компьютерное тестирование, викторины, слайд-шоу, мультимедийные презентации – широко применяются на мероприятиях и классных часах, на родительских собраниях и вечерах. Ни одно мероприятие не обходится без сопровождения презентации, фильма или клипа, т.е. без применения ИКТ. 

Согласно современным образовательным стратегиям обучающемуся ребенку или подростку необходимо выйти из роли слушателя и стать активным участником образовательного или воспитательного процесса, в чём и помогают ИКТ.

1. повышается интерес к материалу занятий, процессу его получения и усвоения, возрастает мотивация образовательной и воспитательной деятельности.

2. осуществляется дифференцированный подход.

3. увеличивается объем информации переданный и усвоенный за одну единицу времени.

4. облегчается процесс контроля и оценки знаний.

5. развиваются полезные навыки  обучающей и воспитательной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).

6. изучения компьютерных программ, применение этих знаний в жизненной практике.

7. развитие творчества, самовыражения.

 

Возможности использования ИКТ в разных направлениях  творческой деятельности дополнительного образования

 

Использование ИКТ в научно-техническом направлении:

Использованием ИКТ в научно-техническом направлении в современном мире никого не удивишь: проектирование чертежей, разработка схем, моделирование готового творческого продукта. Это норма.

Использование ИКТ в художественно-эстетическом направлении: обучение по предметам музыкально-теоретического и исторического циклов, а также решение некоторых задач обучения, связанных с исполнительской, хореографической и композиторской деятельностью. Сюда входят: обучение с помощью компьютера, обучение с развлечением, технология интерактивного мультимедиа, интернет. Информационные технологии – это неотъемлемый компонент процесса обучения музыке, хореографии, вокалу и театру, и связанных с ней предметов.

Использование ИКТ в физкультурно-спортивном направлении: текстовые документы – заявки, отчёты, положения о соревнованиях, печатание грамот. Параллельно с текстовыми документами можно создать базу данных по итогам выступлений команд на спортивных соревнованиях. Здесь же использование мультимедиа: занятия спортивными направлениями включают большой объем теоретического материала, на который

5

 

выделяется минимальное количество часов, поэтому использование электронных

презентаций позволяет эффективно решить эту проблему. С помощью презентации можно продемонстрировать технику выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биографии спортсменов, освещение различных теоретических вопросов.

- использование тестирующих компьютерных программ. Тесты могут использоваться на любом этапе и обучения и воспитания.

- использование видеозаписей игр, мероприятий  для анализа.

Использование ИКТ в работе творческих объединений прикладного направления: создание слайд-шоу, презентаций, видеомастер - классов. На обычном занятии, запустив фильм, педагог может как бы «раздвоиться». На экране он объясняет выполнение операции, в кабинете— практически помогает тому ребенку, у которого возникают затруднения. Этот же фильм может помочь ребёнку восполнить пропущенный материал.

ИКТ при проведении досугово-массовых мероприятий выполняют следующие функции: - культурно-просветительская; - эмоциональная; - эстетическая;

- организационная; - систематизирующая; - информационная; - наглядно - демонстрирующая; - синтезирующая.

Информационные технологии в проведении досугово-массовых мероприятий позволяют сделать процесс образования и воспитания, досугово-массовую деятельность в ДДТ наиболее интересной, разнообразной, информационно-насыщенной и соответствующей времени и новым технологиям, запросам общества и личности.

В своей работе я отвожу особую роль использованию ИКТ в воспитательной работе и определяю следующие направления использования информационно-коммуникационных технологий:

1. использование имеющихся ресурсов, найденных в информационной базе Интернет;

2. адаптация готовых презентаций;

(для наилучшего восприятия детьми какой-либо информации иногда приходится готовые презентации «переделывать»: убавлять количество слайдов или количество информации; добавлять различные средства наглядности (картинки, фотографии, анимацию); выделять нужное цветом; включать слайды с текстом стихов, песен).

3. создание своего методического продукта в программе Power Point

4. использование тематических видеороликов (с целью лучшего усвоения материала, развития познавательной активности детей используются видеоматериалы из соцсетей).

5. овладение технологией создания анимационных эффектов в презентациях

(дети заметно оживляются, смотрят на экран с большим интересом, когда видят движущиеся картинки, таким образом, повышается познавательная активность).

6. использование в воспитательном процессе презентаций с  фотографиями творческих работ обучающихся (награждение по итогам года);

Использование мультимедийного проектора позволяет организовать работу над речевым материалом более доступно, так как отпадает необходимость в написании многочисленных табличек, схем, текстов стихов, текстов песен, игр, заданий; нет необходимости создавать словесные образы предметов, эмоциональный фон.

А это значит, что ИКТ позволяет наполнить мероприятие разнообразным действенным материалом, делает его ярче и насыщеннее, расширяя возможности варьирования различных форм воздействия и работы.

Однако, признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.  При работе компьютеров и интерактивного оборудования в помещении создаются специфические условия:

6

уменьшаются влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество

тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Напряженность электростатического поля усиливается при отделке кабинета полимерными материалами. Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается. Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий, влажная уборка до и после занятий. 

 

Заключение

 

     Таким образом, можно заключить следующее: использование информационных технологий поможет педагогу повысить мотивацию обучения детей и приведет к целому ряду положительных следствий:

- обогащение обучающихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
- облегчение процесса усвоения материала;
- возбуждение живого интереса к предмету познания;
- расширение общего кругозора детей;
- возрастание уровня использования наглядности на мероприятии и занятии;
- повышение производительности труда педагога.

Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. 
Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.  Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. В последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы.

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

 

 

Апатова

Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 2014

 Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб

.

п

особие для студ.

высш

.

пед

. учеб. заведений. – М., 2013

 Калинина Т.В. Новые информационные технологии в  школьном детстве.- М, Сфера, 2008.

Ксензова

Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2010.

Моторин

В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2014 г., № 11.

Интернет ресурсы.

7

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×