Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

НОД ☼ ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Вагнер Елена Ивановна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Полтавский детский сад «Родничок»

 

 

 

 

 

НОД по познавательно-исследовательской деятельности

Тема: « Знакомство с русской народной куклой».

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: воспитатель 1категории

Вагнер Елена Ивановна

 

 

 

 

 

2015год

1.Цель: Формирование знаний о русских народных куклах.

Задачи:

Знакомить детей с различными русскими народными куклами, начиная от старинного оберега и заканчивая современной куклой.

Развивать интерес детей к историческому прошлому (куклам).

 Формировать навыки умения изготовления куклы из лоскутков ткани собственными руками.

Формировать у детей проявление эстетического отношения к русским народным игрушкам

Развивать эмоциональное отношение и интерес к героям мультфильма («Маша и Медведь»).

Воспитывать чувство взаимопомощи, умение действовать сообща.

Словарная работа: Кукла – «Мотанка», «Крупеничка», «Подорожница», «Кубышка-травница», оберег, тряпичная, глиняная, деревянная, коллекция.

2. Методы и приёмы: Словесное, наглядность, объяснение, самостоятельность, момент, сюрпризный.

3. Материалы и оборудование: русские народные куклы тряпичные для игры и обрядовые, современные куклы, глиняная (Дымковская), матрёшка, кукла-Маша, сундучок, по 4 кусочка ткани, моточку ниток и кусочку ваты на каждого ребенка, музыкальное сопровождение, мультимедиа и сладкие призы на каждого ребенка.

Ход НОД:

Дети входят  в группу

В: встречает и здоровается с детьми,

 Ребята, становитесь в круг, для того,  чтобы атмосфера у нас стала более тёплой,  давайте поприветствуем друг друга, а для этого, вам нужно повторять каждое предложение  и действие за мной.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.          

Звучи музыка (из мультфильма  «Маша и Медведь)  включается экран

В: Ребята, вы слышите музыку, кажется,  нам пришло письмо на волшебный экран, присаживайтесь на стульчики, сейчас мы с вами  его посмотрим (дети садятся на стулья перед экраном)

На экране Маша и Медведь, Мишка подает письмо Маше

М: А что это за конвертик такой, интересненький? Это мне? Да? Мне?

Медведь  кивает головой одобрительно

М: берет конверт и читает письмо

- Мишка открывает музей кукол и предлагает  собрать коллекцию народных кукол и рассказать о них.

М: Мишка-это я должна рассказать?

Медведь одобрительно кивает

М: Так, трудненькая ситуация.

М: Куколки то есть, а знать то я про них, ничего не знаю, народные они  или не народные? Что же мне делать, где бы это всё узнать? Энциклопедии у меня нет, интернетик отключили, телефончик сломала, как же быть? Дети как мне быть?

 Дети: Мы можем помочь

Изображение отключается

Стук в дверь

В: Кто это к нам стучится? воспитатель вносит игрушку-куклу Машу

( Маша тянет за собой сундучок)

В: Ох и быстрая же ты Маша, только видели тебя на экране, а ты уже здесь, Маша, что случилось?

М: Помощь мне ваша нужна

В: А как мы можем помочь, ребята?

Д : покажем и расскажем о русских народных  куклах, которыми играли наши прабабушки

В: Машенька, проходи к нам в группу и послушай, что мы тебе расскажем.

Воспитатель подводит детей к выставке кукол

На выставке стоят куклы: Мотанки  для игры, обрядовые,  глиняные, деревянная матрешка.

В: Посмотри Маша, какие красивые и разные куколки здесь собраны

- Ребята, а  что такое кукла?

Д: - Кукла – это игрушка в виде фигурки человека. 

В: А как вы думаете, для чего ее придумали люди

Д: Чтобы играть

В: Да, чтобы дети играли и не плакали

В: показывает глиняную куклу

Ребята, давайте расскажем Маше,  из чего сделана эта кукла

Д: Из глины

В: А как вы думаете, удобно с ней было играть?

Д: Нет

В: почему?

Д: она может упасть и разбиться, ее не удобно ложить спать

В: Конечно ребята, эту куклу придумали люди как сувенир, её лепили из глины и раскрашивали , она тяжёлая, не гнётся и если упадёт, то может разбиться. Эти куклы сохранились до наших дней. А вы ребята знаете,  как называется эта кукла?

Д: Дымковская

В: Посмотри Маша, какая красивая куколка здесь стоит, а зовут её "Крупеничка"

В: Ребята, как вы думаете, почему ее так называют?

Д: Название от слова крупа

В: Слышишь Маша, эту куклу наполняли зерном, она была оберегом на сытость и достаток , эта кукла была самой главной в семье, с ней дети не играли.

В: берет следующую куклу  "Кубышку- травницу"

Это кукла Кубышка - травница, ребята, как вы думаете, что у нее в узелках?

Д: Трава

В: Дети, это кукла-оберег  наполняется душистой лекарственной травой. В старину ее подвешивали в комнате над кроваткой ребенка или давали с ней играть,  чтобы травяной дух отгонял болезни.

В: Посмотри Маша,  вот еще одна замечательная кукла, а называется она – «Подорожница», ребята, как вы думаете, для чего эта куколка

Д: Играть в дороге

В: эту куклу делали в дорогу, из цветных лоскутков ткани, чтобы в пути с человеком ничего не случилось, она тоже была оберегом.

В: А вот эти  куколки – «Мотанки»  посмотрите ребята и расскажите из чего их  делали?

Д: Из ниток, ткани

В: Правильно, а почему их  так назвали?

Д: Потому что их мотали

В: Молодцы ребята, какие вы все сообразительные, продолжаем рассказывать Маше о русских народных куклах.

М: А это что за девица, красавица стоит?

В: А эта куколка с секретом, что за секрет у матрёшки,  послушайте.

Воспитатель: (читает стихотворение)

Разломлю я пополам:

Интересно, что же там?

Там ещё одна матрёшка

Улыбается, смеётся.

Хоть и жаль её ломать

Буду дальше разбирать.

Ростом разные подружки

А похожи друг на дружку.

Русские красавицы

Всем нам очень нравятся.

В: Ребята, а что можно сказать о матрёшках?

Д: (ответы детей)

В: Матрёшки  весёлые, любят петь и танцевать. Они и вас приглашают поплясать, представьте, что мы все сейчас матрёшки.

Физминутка:

В: Дружные матрешки.                      (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки,                 (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу                  на пятку вперёд)

Топают матрёшки                     (Топают ногами)

Хлопают в ладошки

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево - вправо)

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры.

В: Маша, а для чего ты сундучок принесла?

М: Да я же кукол собрала для Мишкиного музея

В: А давайте посмотрим, что за кукол Маша для музея принесла (открывают сундук, там современные куклы) выкладывают их и рассматривают.

В: Ребята, как вы думаете, подойдут эти куклы в Мишкин музей старинных русских народных кукол?

Д: Нет

В: Маша, что ты загрустила?

М: куклы то не подойдут для музея, ..а я так хотела сделать Мишке приятное

В: Как же быть дети?

Д: Отдать кукол

В: У нас куколки большие, все не поместятся в сундучок, да и для музея их очень мало

М: А что это за лоскуточки с ниточками у вас лежат?

В: Дети, подскажите, что из этих лоскутков можно сделать?

Д: Куколку

М: Как здорово, только как её делать я не знаю.

В: Не переживай Маша, мы тебе покажем

На экране пошаговый показ изготовления куклы Мотанки (Колокольчик)

Дети выполняют работу

В: Вот и куколки готовы и Маша повеселела, давайте сложим в Машин сундучок все куколки

В: Ребята, скажите, что мы сегодня с вами делали?

Д: Куклу

В: А для кого мы сегодня делали куклу?

Д: Для Маши

В: А зачем Маше понадобилась кукла?

Д: В музей для Мишки

В: А как называются эти куклы?

Д: Русские народные

В: А о каких русских народных куклах мы рассказали Маше?

Д: О «Мотанках», Дымковской», «Матрёшке», «Крупеничке», «Подорожнице».

В: Ребята, а Маша говорит вам огромное  спасибо, за вашу помощь она хочет отблагодарить вас вот этими вкусными сладостями, которые сама приготовила  (раздает детям петушки на палочке). Теперь ребята мы с Машей прощаемся с вами, я помогу ей донести сундучок  с куклами  до Мишкиного музея. До свидания!

Воспитатель уходит, в руках уносит куклу – Машу и сундучок.

 

 

 

 

 

 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×