НОД по развитию речи и подготовки к обучению грамоте. | Максутова Шемснур. Работа №238923
Автор: Максутова Шемснур
Цель: расширить представления детей о разнообразии насекомых, обогащать словарный запас детей по теме.
16.04.2020г.
НОД по развитию речи и подготовки к обучению грамоте.
Тема: «Жизнь насекомых». Звуковой анализ слов «нос» и «рот».
Закрепление понятия «согласный звук».
Цель: расширить представления детей о разнообразии насекомых, обогащать словарный запас детей по теме.
Задачи:
Образовательные:
расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые»; продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому – что; продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картин, делать звуковой анализ слов.
Развивающие:
развивать зрительную и слуховую память, активизировать; развивать связную речь; развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа; продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку, развивать общую моторику, координацию.
Воспитательные:
воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
Оборудование: полянка с цветами, игрушечные насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха, пчела, предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза), (сюжетные картинки, на которых показано превращение гусеницы в бабочку).
Ход НОД:
1.Орг. момент.
Кинезиологическое упражнение «Перекрестные шаги»
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:
«Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви пенечки.
Кто так ловко шагал,
Не споткнулся, не упал?»
2.Рассказ о насекомых и отгадывание загадок.
Ребята, насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. На Земле их великое множество. На брюшке есть поперечные полоски, как бы насечки. Вот отсюда и название-насекомые-насекать. Они едят все - зелень, более мелких насекомых. Бывают большими и маленькими, одни летают, другие ползают, прыгают. Одни живут несколько лет, другие один день. В природе появляются, когда тепло. Есть вредители - переносят болезни, есть полезные – опыляют растения, дают продукты.
- Я сейчас вам загадаю загадки, а кто отгадает - найдёт насекомое, о котором говорится в загадке и положит его на нашу полянку. Пусть наша полянка оживёт.
Загадки:
1.Летит. Пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит. (Комар)
2.Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда хожу,
А жужжу. Когда кружусь. (Жук)
3.Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. (Бабочка)
4.Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится, медком. (Пчела)
5. С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка –
Зелёная спинка. (Кузнечик)
6. На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов, в нём миллион. (Муравей).
7.Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
8.Красный, маленький комочек,
На спине немного точек,
Не кричит и не поёт,
А по листику ползёт. (Божья коровка)
9.Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха)
- Как можно назвать одним словом тех, кто находится у нас на полянке?
- Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)
- Ребята, какая у нас с вами получилась красивая полянка!
3. Игра «Четвёртый лишний»
Цель: развивать умение определять лишнее слово; учить составлять предложения с союзом «потому что» при объяснении своего выбора.
- Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя
и почему вы так думаете?
Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к
хищным
.
4. Игра «Назови ласково»
Цель: совершенствовать умения образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Комар – комарик,
таракан – тараканчик,
пчела - пчёлка,
стрекоза – стрекозка,
жук – жучок,
муха – мушка,
муравей – муравьишка.
Физминутка «Стрекоза»
Я большая стрекоза.
Очень круглые глаза
Я верчусь, как вертолёт
Вправо, влево, взад, вперёд.
Я летала и летала
Устали не знала.
На ромашке посидела и опять полетела.
5. Игровое упражнение «Закончи предложение»
Муха разносит … болезни.
Пчела собирает … мед.
Комар кусает …человека.
Бабочка питается …нектаром.
Жук грызет … кору.
6. Д/и «Что сначала, что потом»
Цель: развивать умение составлять небольшой рассказ по серии картин; развивать словесно – логическое мышление, умение устанавливать причинно – следственные связи.
7. Звуковой анализ слов «нос» и «рот»
Цель: упражнять детей в выполнении звукового анализа новых слов.
8. Итог НОД:
Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем.
Ложитесь на коврик, закройте глаза. Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы - легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие - легкие
- это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки.
(пауза - поглаживание детей). Глажу, нежно прикасаясь к каждому ребенку. Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться обратно. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.