Обеспечение качества деятельности ДОО в условиях реализации инновационных проектов | Рейзбих Ирина Васильевна. Работа №239266
Автор: Рейзбих Ирина Васильевна
В статье автор обобщает опыт иновационной деятельности дошкольных организаций Алтайского края г. Барнаула
Обеспечение качества деятельности ДОО в условиях реализации инновационных проектов
(Отчет деятельности дошкольных образовательных организаций,
включенных в Банк лучших практик Алтайского края)
Автор
Старший воспитатель
МБДОУ ЦРР - «Детский сад №80»
И.В.Рейзбих
Меняющаяся социальная и политическая среда оказывает влияние на все социальные институты жизни, диктует особые условия организации образования. Имеющийся опыт региона по созданию инновационной инфраструктуры в сфере образования позволил четко определиться с направлением реализации мероприятий в деятельности региональных инновационных площадок и краевого банка лучших управленческих и педагогических практик. В 2016 году на основе конкурсного отбора опыт шести дошкольных образовательных организаций города Барнаула включен в банк лучших практик - это открытая сеть целью деятельности которых является распространение моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество воспитательно-образовательного процесса, развития профессионально-инновационной деятельности, методологической и методической подготовки педагогов по трем направлениям: 1. Обучение, воспитание и сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов.2. Модернизация региональной системы дошкольного образования: развитие альтернативных форм. 3. Внедрение Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Для реализации поставленных цели и задач деятельности дошкольных организаций как площадки банка лучших практик созданы особые условия:
1. В рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования «Распространение на всей территории РФ моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования» Министерством образования и науки Алтайского края дошкольным учреждениям №80,133,217,261 выделено в безвозмездное пользование оборудование на сумму более одного миллиона рублей. Как видим, участие в инновационной деятельности положительно влияет на материальное оснащение организации.
2. Дошкольные образовательные учреждения оснащены современным учебным, компьютерным, технологическим оборудованием, программными средствами. Имеются возможности для оформления разработок, подготовленных с участием образовательных организаций сетевого взаимодействия. Полноценная развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с проблемами инновационных проектов способствует качественному проведению мероприятий по развитию профессиональной компетентности педагогов города и Алтайского края.
При демонстрации опыта деятельности ДОУ по заявленному направлению используются разнообразные формы, способы, технологии и методы:
Разраб
отаны программы деятельности как площадки банка лучших
практик,
медиопланы
.
На сайте дошкольных организаций
выделена страница «Лучшая практика», где особый акцент сделан на обобщение опыта реализации инновационных практик, информационные и практические модули.
Постоянное системное развитие профессиональной компетентности
педагогов, педагогов –
тьюторов
осуществляется через участие в
с
еминар
е
города
Камень-на-Оби для педагогов, инструкторов по физическому воспитанию
по теме
«
Центры познавательно-исследовательско
й д
еятельности на территории дошкольной образовательной организации
»
-
ДОУ №217,
семинар для педагогов края «Формирование целостного мировоззрения ребенка через включение знаний основ религиозных культур и светской этики
в систему д
ошкольного образования» ДОУ
№133»
,
проведение краевой методической школы
работников дошкольного образования
«Организация деятельности современного образовательного учреждения, реализующего ФГОС дошкольного образования» -
ДОУ
№261 «Истоки»,
участие в проведении выездного окружного
семинар
а
«Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников и младших школьников эколого-краеведческой нап
равленности»
города
Заринск- ДОУ
№80»
,
10 краево
го
фестивал
я
школ – лидеров системы образования Алтайского края «Новая школа Алтая – новое качество образования – 2016»
- ДОУ
№56»
. Кр
оме того, педагоги и
тьюторы
дошкольных
организаций
осуществляют
регулярные взаимопосещения, взаимоанализ ме
роприятий, проводимых на базе образовательных организаций
. Своего рода это сетевое
взаимодействие
способствует
профессиональному
развитию педагогов-
тьюторов
.
Дошкольные учреждения банка лучших практик - организаторы
массовых мероприятий для
педагогов Алтайского края
:
краевого
конкурс
а
детского фольклорного творчества «Солнцеворот – 2016», в котором принял
и
участие 24 детских коллектива Алтайского края (20
0 детей, 140 взрослых); выставки
народно-прикладного искусства
«Узорочье»,
принял
и
участие 21 ребенок и 83 педагога Алтайского края – организаторы
ДОУ
№167»
;
ДО№ № 56 – организаторы краевого
учебно-методического объединени
я
по логопедии и дефектологии.
Д
ошкольными организациями
№
56, 80,
167,
261
в течение
2016 года
проведено
8 стажерских практик для 2
5
0
педагогов Алтайского края,
прошли курсы повышения
квалификации более
400 педагогов города и края: 28 октября в рамках
краевого семинара – совещания «Доступность качественного образования: условия и возможности для развития. Реализация Стандарта дошко
льного образования в Алтайском крае» проведены секции
на базе ДОУ №80
«Развитие профессиона
льной ком
петенции педагогов дошкольных образовательных организаций
Алтайского края в
условиях организации стажерс
ких практик»
;
на базе ДОУ №167
«Этнокультурное образование детей дошкольного возраста как условие успешной социализации и самореализации личности в процессе
внедрения ФГОС ДО»
;
на базе ДОУ №217
«Терренкуры как расширение образовательн
ого пространства детского сада».
Хочется заметить, что наиболее современной и актуальной формой развития профессиональных компетенций педагогов в условиях инновационной деятельности является стажёрская практика. На наш взгляд, стажерская практика с одной стороны, является формой диссеминации опыта, с другой стороны, - формой повышения квалификации, которая позволяет осваивать инновационные способы и средства профессиональной деятельности непосредственно в тех условиях, в которых они формировались, в контакте с авторами инноваций; осуществлять анализ условий качественного изменения собственной деятельности и на основе этого проектировать индивидуальную модель адаптированную к условиям конкретного образовательного учреждения.
Тематика стажерских практик формируется на основе потребностей работников образования в профессиональном развитии по современным и актуальным направлениям модернизации образования: в ДОУ №80 стажировки прошли по темам :«Институционная система краткосрочных образовательных практик в условиях введения ФГОС ДО», «Использование потенциала медиообразовательных средств для презентации продуктов проектно-исследовательской деятельности», в ДОУ №167 «Региональный компонент как условие успешной социализации и самореализации личности в процессе внедрения ФГОС ДО», в ДОУ №261 «Внедрение коучинг-подхода в образовательную деятельность ДОУ на примере планирования работы с панорамными столами в кабинете ОБЖ», «Внедрение коучинг-подхода в дошкольное образовательной организации с целью повышения качества образования».
Средством реализации цели выступает программа стажерской практики, определяющая содержание, формы и методы обучения, планируемые результаты стажировки. Сегодня стажерские практики рассчитаны на 8 часов. График проведения стажёрских практик формируется отделом координации проектов АКИПКРО на основе заявок и размещается на странице сайта «Инновационная деятельность». Стажерская практика проводится в установленные сроки согласно структуре. Целеполагание организуем с помощью анализа стажерами личного опыта по теме стажёрской практики, выявления их запросов на проектирование способов саморазвития с помощью метода неоконченных предложений, группового обсуждения, мини-анкет.
Эффективно и интересно проходят стажерские пробы: проведение общественной экспертизы рабочих программ по предложенным критериям; построение алгоритма действий взрослого и детей на этапах освоения проектирования через организацию работы микрогрупп, мозгового штурма, кейс технологии.
Согласно представленной отчетной документации отдел координации проектов АКИПКРО готовит поименные справки об участии в стажерской практике.
С результатами деятельности дошкольных образовательных организаций, включенных в Банк лучших практик вы можете познакомиться на официальных сайтах организаций в разделе «Лучшая практика».
На наш взгляд, главный результат в рамках инновационной деятельности проявляется в готовности педагогов:
- разрабатывать на основе изученного инновационного опыта модель образовательной системы или управления;
- планировать использование инновационного опыта в условиях «своей» образовательной организации; - работать в команде, активно участвовать в обсуждении вопросов реализации опыта. Однако следует обозначить проблемы, с которыми сегодня сталкиваются организаторы распространения инновационного опыта:
- оборудование, полученное в рамках Федеральной целевой программы не в полной мере соответствует особенностям образовательной организации;
- справка об участии в стажерской практике не является краткосрочной формой повышения квалификации;
- дошкольным организациям не выделен инновационный фонд;
- подготовка и тиражирование учебно-методических материалов, необходимых для проведения стажировок осуществляется за счет средств дошкольных организаций.
Китайская мудрость гласит «Не дай Вам Бог жить во время перемен». Но может, стоит не согласиться с китайской мудростью? Трудное время – это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит быть современным, быть со временем, «оказаться во времени».