Оценивание учащихся на уроках физической культуры

Автор: Байсова Татьяна Владимировна

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri",sans-serif;

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-fareast-language:EN-US;}

Вопросы оценивания на уроках физкультуры по-прежнему являются актуальными и спорными. Что и как может оценивать учитель? Какие методы должны быть использованы для этого? Как правильно оценить учащегося, чтобы ему была понятна отметка и при этом не пропало желание заниматься физическими упражнениями? Зачем учителю оценивать учащихся и нужно ли это ученику?

Вопрос оценки успеваемости по предмету «Физическая культура»- один из актуальных в жизни общеобразовательной школы. Многие педагоги пытаются значительно шире подходить к оценке учебной работы своих подопечных. Оценке подвергается всё разнообразие умений, получаемых обучающимися на уроке. Больше внимания отводится индивидуальным сдвигам занимающихся в овладении умениями и навыками.

К сожалению, у большинства населения уже сложился стереотип, что учителя физкультуры оценивают детей только по нормативам, совершенно не принимая во внимание способности ребенка. Как девочке с собственным ростом 140 см перепрыгнуть способом «перешагивание» высоту 120 см? Или как выполнить норматив по бегу на короткую дистанцию, если ребенок тяготеет к длинным дистанциям? Далеко не каждый полный ребенок, например, может хорошо подтянуться или выполнить подъем туловища на время. Так что же теперь – сразу ставить ему двойку? Если проводить аналогию с другими предметами, получается, что да. Ведь не говорим же мы по поводу математики: «Не ставьте ребенку двойку за то, что он не решил примеры, у него просто нет математических способностей». Там все просто: сколько нарешал, столько и получил. То же относится и к русскому языку: наделал ошибок, изволь получить соответствующую оценку.

Означает ли это, что физическая культура должна оцениваться точно так же? Сделал нужное количество повторений, получил нормативный результат в секундах или сантиметрах, вот тебе хорошая (плохая) оценка – и никаких вариантов. На первый взгляд, все логично. Если, конечно, не принимать во внимание, что таким образом можно привить ребенку стойкое отвращение к предмету «физическая культура» и даже к физическому развитию вообще.

Так что же мы оцениваем и за что выставляем отметки?

Перед тем как ответить на этот вопрос, нужно четко определить, в чем разница между оценкой и отметкой. Отметка – это количественное (цифровое) выражение оценки. «Пятерки», «четверки», «тройки» – это все отметки. Оценка же может быть самой различной.

   Словесная оценка. Это самая распространенная оценка. Вы похвалили ученика за хорошее выполнение упражнения, помощь учителю. Вы пожурили рассеянного ученика за невнимательность. Вы не поставили за это никакой отметки, но вы его оценили.

   Знак внимания. Да, это тоже вид оценки. Вы жестом похвалили игрока за хорошо выполненное действие, улыбнулись, погрозили пальцем. Этим вы тоже не оставили без внимания деятельность ученика.

   Анализ. В короткой беседе с учеником вы подчеркиваете его успехи по сравнению с прошлым годом, месяцем, уроком, в то же время указываете на то, над чем еще нужно поработать, чтобы быть еще лучше.

   Как ни странно, но дети очень любят, когда их успехи сравнивают с другими. С одноклассниками, братом или сестрой, учениками других классов, выпускниками. Порой этот вид оценки детям наиболее важен.

   Ну и, наконец, отметка. Это то количество баллов, которое получил ученик за свое упражнение, работу на уроке. То, что его обрадует или огорчит, заставит задуматься или, наоборот, оттолкнет от всяких мыслей. Как видите, это тоже всего лишь вид оценивания, но какой сильный!

В отличие от других общеобразовательных предметов оценка успеваемости в физической культуре требует более полного и глубокого учёта как психических качеств, свойств и состояния личности, так и особенностей телосложения, физического развития, физических способностей и состояния здоровья обучающегося. Учитель физической культуры, оценивая учебный труд школьников, должен принимать во внимание их индивидуальные особенности, значимость которых особенно велика в учебном процессе.

При учёте индивидуальных особенностей школьников необходимо быть максимально тактичным, внимательным, поддерживать достоинство детей, использовать оценку таким образом, чтобы она способствовала их развитию, стимулировала на дальнейшие занятия.

Обучающиеся специальной медицинской группы оцениваются по выполнению ими доступных двигательных действий, овладению учебным разделом «Основы знаний», умениями осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.

Оценка, отметка - это не абсолют. Главное, чтобы все дети полюбили физическую культуру и на основании полученных в школе знаний, умений и навыков избрали свой путь к физическому самосовершенствованию.

В настоящее время для оценивания знаний учащихся используется пятибалльная система, которая дает учителю возможность отметить высший уровень владения знаниями оценкой «5»; средний - оценкой «3»; низший уровень -«1», два промежуточных уровня оцениваются баллами «4» и «2».Но как показывает практика, реально используются только «4» и «5» как положительные оценки, «3» ставится, если знания недостаточны, но удовлетворительны, оценка «2» ставится, если знания неудовлетворительны.
        Сложившаяся   система   оценивания знаний, по мнению многих методистов, учителей, устарела и не отражает реальный уровень знаний учеников. Поэтому сейчас активно ведется поиск новых форм  построения учебного процесса и определения уровня сформированности знаний.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x