Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Одарённые дети: путь навстречу таланту»: | Татьяна Николаевна Никандрова. Работа №240367

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Татьяна Николаевна Никандрова
статья предназначена для учителей начальных классов

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.).
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Наряду с понятием индивидуальный образовательный маршрут существует понятие индивидуальная образовательная траектория обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).
Принципами построения ИОМ мы считаем следующие:
Принцип систематической ступенчатой диагностики.
Определение необходимых мероприятий коррекционно-развивающего и обучающего характера по отношению к ребенку с ограниченными возможностями здоровья возможно только на основе специальных данных психолого-педагогической диагностики. Поэтому педагогическая и психологическая диагностика должна носить систематический характер в ходе обучения и выявлять особенности продвижения ребенка на различных этапах его развития.
Принцип индивидуального подбора педагогических технологий.
Организация обучения детей будет иметь реально индивидуально-дифференцированный характер, если на основе полученных диагностических данных будут определены оптимальные для данного ученика формы и методы педагогического воздействия.
Принцип контроля и корректировки.
В процессе проведения коррекционно-развивающего обучения необходимо контролировать влияние тех или иных воздействий на ребенка, корректируя или изменяя психолого-педагогические методы и формы работы с ними в случае их неэффективности.
4. Принцип систематичности наблюдений
Этапы реализации ИОМ
Этапы
Формы и способы деятельности
Практический выход
Диагностический
Проведение рубежных контрольных мероприятий, анкетирование, наблюдение
материал для исследования
Аналитико –исследовательский
1.Анализ диагностических работ, анкетирования, наблюдения
2.Выявление успешности обучения по конкретным темам
информация о типичных ошибках, возможных причинах их возникновения, сопоставление с реальными учебными возможностями (РУВ), индивидуальных затруднениях, учебной мотивации
Организационно – проектировочный
Поиск путей педагогической коррекции
Определение темы, ЗУН (знаний, умений, навыков), ОУУН (общеучебных навыков) учащихся.
Выбор форм и способов работы.
Сроки.
Составление ИОМ (индивидуально-образовательного маршрута) ученика.
Разработка пояснений для родителей к ИОМ ученика.
ИОМ (индивидуально-образовательный маршрут ученика), пояснения для родителей к ИОМ ученика
Коррекционный
Работа по ИОМ ученика с целью ликвидации пробелов по предмету.
ликвидация пробелов по предмету
Итоговый
Анализ работы по коррекции
Выявление нереализованного (причины)
Определение перспектив для дальнейшей работы
Продумывание системы мер по предупреждению ошибок на скорректированные
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) ребенка представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными особенностями своего развития и способностями к обучению.
Опираясь на опыт разработки ИОМ старшим научным сотрудником института коррекционной педагогики РАО, Москва (А.В.Закрепиной), мы определили следующую структуру ИОМ. Она состоит из трех основных частей. В первой части даются общие рекомендации к проведению уроков с учащимися; вторая часть раскрывает содержание коррекционной работы с ребенком; третья часть посвящена работе с родителями.
1 часть индивидуально – образовательного маршрута.
2 часть ИОМ: Коррекционная работа
3 часть Работа с родителями
Алгоритм построения ИОМ
Сформулируйте образовательную цель.
Цель - это субъективный образ желаемого, предполагаемый результат деятельности. Поставить цель - значит предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат. Она должна быть конкретной, т.е :
на определенный срок;
по достижению успехов в целом и по отдельным направлениям;
на выбор способов получаемого образования после школы.
Определите задачи - пути достижения цели. Задача - часть цели, цель на определенном этапе. Задачи позволяют разработать план своей деятельности по достижению поставленной цели:
на определенный срок;
по конкретным видам деятельности;
по отдельным предметам.
3. Выберите формы и методы обучения, которые помогают эффективно усваивать учебный материал.
поиск и применение наиболее эффективных способов обучения;
Какие формы и методы контроля вы будете использовать?
- Как часто будете осуществлять контроль;
каким способом лучше проверять знания по отдельным предметам;
5. Познакомьтесь с учебным планом на этот учебный год
Проанализируйте полученные результаты, соотнесите с поставленными задачами и внесите изменения в ИОМ.
6. С ИОМ учащихся познакомить родителей.
Этапы реализации:
Формы и способы деятельности
Практический выход
Диагностический
Проведение рубежных контрольных мероприятий, анкетирование, наблюдение
материал для исследования
Аналитико –исследовательский
1.Анализ диагностических работ, анкетирования, наблюдения
2.Выявление успешности обучения по конкретным темам
информация о типичных ошибках, возможных причинах их возникновения, сопоставление с реальными учебными возможностями (РУВ), индивидуальных затруднениях, учебной мотивации
Организационно – проектировочный
Поиск путей педагогической коррекции
Определение темы, ЗУН (знаний, умений, навыков), ОУУН (общеучебных навыков) учащихся.
Выбор форм и способов работы.
Сроки.
Составление ИОМ (индивидуально-образовательного маршрута) ученика.
Разработка пояснений для родителей к ИОМ ученика.
ИОМ (индивидуально-образовательный маршрут ученика), пояснения для родителей к ИОМ ученика
Коррекционный
Работа по ИОМ ученика с целью ликвидации пробелов по предмету.
ликвидация пробелов по предмету
Итоговый
Анализ работы по коррекции
Выявление нереализованного (причины)
Определение перспектив для дальнейшей работы
Продумывание системы мер по предупреждению ошибок на скорректированные
Диагностический этап работы предполагает проведение рубежных
контрольных мероприятий, анкетирование, наблюдение. В результате чего учитель получает материал для исследования и планирования дальнейшей работы.
Аналитико-исследовательский этап даёт информацию о типичных ошибках, возможных причинах их возникновения, индивидуальных затруднениях, учебной мотивации. Учитель имеет возможность сопоставить результаты обученности на данном этапе с реальными учебными возможностями (РУВ) учащихся.
На организационно-проектировочном этапе учитель ведёт поиск путей педагогической коррекции и составляет ИОМ (индивидуально-образовательный маршрут ученика), а также пояснения для родителей.
ИОМ (индивидуально-образовательный маршрут) ученика представляет собой характеристику осваиваемых ребёнком единиц образования в соответствии с индивидуальными особенностями своего развития.
ИОМ
(индивидуально-образовательный маршрут)
ученика (цы) __ класса (фамилия, имя ученика) учитель______________________
Цель: ликвидация пробелов по предмету _____________________
Тема
ЗУН
ОУУН
Задания, способы работы
Сроки
Форма контроля
Отметка о выполнении
Родители (ознакомлены): _____________ Классный руководитель: _______________
Коррекционный этап предполагает работу учителя, ученика и родителей непосредственно по индивидуально-образовательному маршруту, где определены темы для ликвидации пробелов, указано, какие знания, умения, навыки приобретёт ребёнок в результате освоения данной темы, а также какие ОУУН (общеучебные умения и навыки) ему необходимы.
Способы работы с учеником разнообразны: индивидуальные задания, организация парной и групповой работы, работа с консультантами, выбор “своего” домашнего задания, темы творческой работы.
Формы контроля усвоения знаний учитель выбирает в соответствии с индивидуальными и личностными особенностями ребёнка.
В результате ликвидации пробелов в ЗУН ученика учитель выставляет отметку о выполнении и знакомит с ней родителей ребёнка, которые подписывают лист ИОМ (индивидуально-образовательного маршрута).
Проблемной группой учителей нашей школы были разработаны рекомендации по профилактике трудностей в обучении учащихся в рамках индивидуально – ориентированной программы:
Рекомендации по профилактике трудностей в обучении у детей с низким уровнем учебной мотивации
При выборе способов индивидуального подхода к учащимся следует опираться на знание их личностных особенностей.
Расширять и осваивать разные приёмы развития познавательных интересов детей.
Замечать даже небольшие успехи и достижения учащихся с низкой учебной мотивацией к учебе, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.
Обеспечить на занятии преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия учебной ситуации и учебной деятельности, атмосферы благожелательности.
Укреплять в себе позиции непротивопоставления себя и более успешных учеников слабоуспевающему школьнику.
Замечания педагога должны быть лишены отрицательной эмоциональной окраски и осуждения. Подвергать критике нужно только конкретные действия ученика. Не задевая его личность.
Следует помнить, что чрезмерные напористость и активность воздействий учителя истощают запас нервно-психической прочности ребёнка (особенно если он чувствителен, менее вынослив, психически неуравновешен) и вынуждают его защищаться. Детские (незрелые) способы самозащиты включают в себя негативизм, стремление к стремлению к освобождению от старших, конфликтность и блокировку самопонимания.
Важность такого подхода в образовании детей очевидна.
ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.
Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.
В результате работы с индивидуально-образовательными маршрутами моих учеников заметна положительная динамика качества обучения в классе, повысился уровень общеучебных умений и навыков (логических и коммуникативных), знаний и умений целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
Я считаю, что работа с индивидуально-образовательными маршрутами реализует право ученика на выбор темпов работы, форм обучения и, несомненно, даёт шанс ребёнку открыть себя как индивидуальность, как личность.
Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:
 целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);
 содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ, в том числе программ дополнительного образования);
 технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);
 диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
 результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×