Описание проектной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников. «Доброе дело само себя хвалит»

Автор: Степаненко Ираида Эдуардовна

Описание проектной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников.

«Доброе дело само себя хвалит»

Любите родную природу –

Озера, леса и поля

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились

Живем мы с тобою на ней

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

 

Мир природы - это и чарующий узор ярких цветов, и свежий воздух, вселяющий в нас новые силы, это и несметные богатства, которые людям надлежит постоянно беречь и приумножать.

Чтобы увидеть красоту природы, научиться любить и беречь ее, необходимо быть к ней ближе. Сельские дети соприкасаются с природой самостоятельно. Их привлекает трудолюбивый муравьишка на лесной тропинке, подвижный жучок на зеркальной глади воды, крохотный паучок в густой траве. Только протяни руку, и сразу почувствуешь природу, брось взгляд, и увидишь ее во всей красе: все можно потрогать, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.

А как быть нам горожанам?  Но и здесь есть небо, солнце, звезды. Только надо научиться самим и научить детей видеть их. Ведь не все может быть воспринято ребенком правильно при самостоятельном общении с природой, а сухое познание ни к чему не приведёт. Может статься так, что он оторвет крылья у бабочки, вырвет цветы на клумбе и тут же бросит их, сломает ветку дерева, раздавит насекомое.

Сколько раз, видя равнодушных детей на прогулке, экскурсии, мне приходилось задуматься – как помочь научить детей доброму отношению ко всему окружающему их. И я пришла к твердому убеждению: ребенок не полюбит, пока не будет иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть хотя бы одну тайну природы. Хорошо известно, что ни в один отрезок человеческой жизни идеи добра, жажда творить это добро, не усваивается так плодотворно, как в детстве. Чувствую свою ответственность и испытываю потребность поделиться с ребенком тем, что знаю и чем восхищаюсь сама. Только вкладывая свою душу, можно научить детей уважать природу, заботиться о ней. Поэтому  выбрала для себя тему проекта «Доброе дело само себя хвалит». Данный проект реализовала через краткосрочные проекты: «Герань», « Сезон купания».

Основной целью моей темы является формирование ответственного отношения к окружающей среде через эколого-нравственное осознание детей.

Осуществлять эту цель мне помогают следующие задачи:

·        развить  стремление к активной деятельности по охране окружающей среды своей местности;

·        помочь детям осознать как  вода и воздух влияет на растительный мир и здоровье человека;  

·        приобщить к экологической культуре через добрые детские дела;

·        привлечь родителей воспитанников к совместной проектной деятельности.

Наблюдая за детьми со стороны за их поведением в уголке природы, на прогулках, экскурсиях было проведено анкетирование с целью проверки первоначальных умений и навыков поведения себя в природе. Из наблюдений и анкетирования сделала вывод: у детей разное отношение к природе: и доброе, и безразличное, и неосознанное. (Даня давил насекомых, ломал ветки деревьев, Матвей садил муравьёв в банку, засыпал песком, наблюдая, как же они  выберутся, Алина засыпала цветы песком, от чего они погибли).

Первый реализованный проект назвали «Герань». Объектом исследований выбрала растения. Основная цель данного мини-проекта – создание условий для роста и развития растений.

Задачи:

·        научить правилам ухода за комнатными растениями;

·        развивать познавательный интерес, наблюдательность;

·        воспитывать бережное отношение к растениям.

Реализация проекта проходила в 3 этапа.

1-    Подготовительный

Он направлен на ознакомление с растениями. На данном этапе провела беседы:

«Для чего нужны комнатные растения»; «Разновидности герани (пеларгонии)»; «Родина герани». Разработала цикл занятий «Свет, вода, тепло и жизнь» содержание которых направлено на развитие познавательного интереса детей:

1.     Рассматривание цветущих растений;

2.     Нахождение частей растений – корень, листья, цветы;

3.     Подготовка почвы для посадки;

4.     Обсуждение свойств почвы и др.

Для посадки герани приготовили горшочки. Дети предложили один отросток посадить в песок. Им было интересно узнать, почему же погибли бархатцы и маленькие гераньки на клумбе, засыпанные песком. Алеша сказал, а можно посадить и в глину, папа возит ее из карьера. Обсудили свойства всех материалов, трогали их, брали в руки.

Показав, как осторожно и правильно надо сажать растения, дети выбрали по желанию посадочный материал. Таким образом, получилось три подгруппы:

Первая подгруппа – посадили в песок отросток герани,

вторая – в глину,

третья - в чернозем.

В реализации проекта приняли участие и родители. Приобрели горшочки для цветов, принесли почву для посадки, папа Алеши привез глину, бабушка Миши поделилась отростками герани. Дети рыхлили, поливали, опрыскивали листочки цветов.

Через две недели заметили: герань – посаженная в глину погибла. Сделали вывод: Глина для посадки комнатных растений не пригодна, она тяжелая, плохо пропускает воду, нет питательных веществ, воздуха. В песке листья герани изменили окраску, стали бледно-зелеными, кончики пожелтели, стали сохнуть. Вывод: в песке герани сухо, так как вода быстро проходит вглубь, но растениям плохо, им не хватает воды и питательных веществ. Самая красивая герань бала в горшочке с черноземом – зеленая, выпустила свежий листочек, т.к. это самая лучшая почва для данного растения, содержит много питательных веществ, но лучше в нее добавить немного песка, чтобы лучше проходила вода и воздух.

Третий, заключительный этап направлен на результативность проектной деятельности. При подведении итогов проекта «Герань» с удовлетворением отметили:

- во-первых: вырастили герань разных цветов: красную, белую, розовую. Два горшочка герани подарили детям ясельной группы;

- во-вторых, удалось привлечь родителей к участию;

- в-третьих, осуществилась творческая работа детей (рисунки, оформление альбома, дневника наблюдений, аппликация).

Побывав весной на реке Кан и подойдя к воде, дети заспорили можно ли купаться в такой воде – одни говорили можно, другие – нельзя, т.к. вода слишком грязная. Женя сказал, а мне мама рассказывала, о том, что купаться разрешают люди, которые проверяют воду. Спор детей определил начало проектной деятельности. Сами придумали название проекта «Сезон купания». Основная цель проекта – влияние загрязненной воды на здоровье человека.

Работа велась также в три этапа:

·        Предварительный

·        Практическая деятельность

·        Заключительный (подведение итогов)

Предварительный этап начали с экскурсий на реки Барга и Кан, где набрали воду. Папа Вики привез баночку воды с озера Зеркальное. В группе сравнили воду из водоемов с водою из-под крана. Вода из реки Барга самая грязная, чуть чище вода из реки Кан. Самой чистой была вода из озера Зеркальное. Дети сделали вывод: ни в одной из этих водоемов купаться нельзя, это опасно!

На начальном этапе вспомнили свойства воды, провела беседы «Зачем нужна вода?», «Вред загрязненной воды», где дети высказали свои мнения. Завели «Жалобную книгу воды», которая заполнялась рисунками детей, с помощью родителей, жалобами, поступившими от воды, от растений и животных, обитающих в ней. Сделали вывод: люди сами виноваты в загрязнении. Загрязняют водоемы, бросая мусор, моют машины, стирают крупные вещи, выгуливают собак. Не берегут, не экономят воду, пользуются ею. Провела развлечение «Дом, в котором мы живем».

Второй этап проекта – обсуждение поступивших жалоб и ответ на них «Что мы можем сделать, чтобы исправить положение?». Дети предложили очистить воду. Провели опыт очищения воды. Взяли воронку, в которую положили фильтр и очистили воду из трех емкостей.

Дети убедились в своей правоте – самая грязная вода реки Барга, чуть чище из реки Кан, самая чистая из озера Зеркальное. После проведения опыта Аня вдруг сказала: «Вот мы знаем, что в реках нельзя купаться, а как же другие?». От воспитанников поступили предложения:

1.      Объявить по телевизору – не купаться!

2.      Коля предложил нарисовать запрещающие знаки,

Купаться нельзя! Опасно!

Сколько разных запрещающих знаков принесли ребята!

Затем были проведены дополнительные  занятия на темы: «Загрязнение водоемов нашего города»,  «Реки, ручейки, моря на Земле текут не зря».

У нас в группе есть традиция познавательная пятиминутка «Знаешь ли ты?», которая проходит два раза в месяц с привлечением родителей. На одной из пятиминуток дети узнали от  мамы Сережи, что сезон купания летом будет открыт только тогда, когда об этом напишут в газете «Импульс», где дети узнают в каком именно водоеме города можно купаться.  

         Таким образом, результатом проекта стало:

1. Ожидание открытия сезона купания в городе.

2. Выставка рисунков детей «Запрещающие знаки».

3. Познавательные пятиминутки в других группах дошкольного возраста детского сада.

     Реализовывать проекты, кроме родителей, помогли: второй воспитатель группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед.

      В заключение,  хочется сказать, что работа проводилась не зря! Наблюдая за животными, работая на огороде, цветнике летом, дети стали замечать то, на что раньше не обращали внимания. Теперь они внимательно относятся к обитателям  живого уголка, любят дежурить, с удовольствием ухаживают за растениями, видят их красоту. Многие дети, я замечаю, не ломают веток, не срывают цветы, возмущаются, когда не только их ровесники, но и взрослые ведут себя не правильно. Например, выгуливают собак на берегу водоемов, бросают мусор

 и т. п.

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x