Организация проектной деятельности в начальных классах ☼
Автор: Федоренко Светлана Валерьевна
В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии.
Важно, чтобы система обучения начинала меняться уже в начальной школе, ведь именно здесь начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться. Учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, отсутствует мотивация к получению новых знаний. Ученика не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет. Поэтому необходимо использовать в обучении младших школьников проектную деятельность.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем сегодня его относят к педагогическим технологиям XXI в., так как конечный результат его формирует у учащихся умения адаптироваться в жизни общества.
Актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников умения самостоятельно добывать новые знания, собирать и анализировать необходимую информацию, умения выдвигать гипотезу, делать выводы и строить умозаключения. Проектная деятельность дает возможность:
- формировать информационную компетенцию;
- утвердить деятельностный подход в обучении.
При этом ученик переходит от пассивного получения готовых знаний к созданию собственного образовательного продукта.
Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки – проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.
Использование этого метода в начальной школе имеет свою специфику. Это время обучения детей основам проектирования. Поэтому все этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют совместно с учителем. На основе предложенного материала учитель с детьми формулирует тему, цели проекта, основные направления деятельности, формы представления, определяется состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, но обязательно под руководством учителя, при помощи родителей, а отчет о проделанной работе представляется на уроке.
Использование метода проекта применяется на различных этапах урока, давая ребятам возможность активно участвовать в овладении новыми знаниями.
Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и окружающий мир, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и технология , и русский язык.
Проектные работы требуют предварительной подготовки, поэтому задание определяется заранее. На итоговом уроке кроме защиты своих работ, выполненных самостоятельно или под руководством учителя, происходит систематизация и накопление материала для итоговой работы. Большое внимание следует уделить критериям оценивания и рефлексии.
Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
1. Организация подготовительной работы.
Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:
необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУНами) в содержательной области проекта;
специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.
В связи с этим метод проектов начинаю реализовывать со 2 класса. В 1-ом классе основное внимание уделяю развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности (ОУУН), прививаю интерес к познавательной деятельности, расширяю кругозор. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах. В первом классе проекты были небольшими. Например «Любимая буква алфавита», «Мое имя», «Волшебные цифры», « Мое животное».
По работам было видно, у кого дома есть компьютер, доступ в Интернет.
Формирование ОУУН осуществляю в рамках урочной деятельности, поскольку в нашей школе не выделяются часы на кружки и факультативы.
В рамках УМК Н.Ф.Виноградовой «Школа XXI века» использую:
· проблемное введение в тему урока;
· постановку цели и задач урока совместно с учащимися;
· совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;
· групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;
· выдвижение идеи (мозговой штурм);
· постановку вопроса (поиск гипотезы);
· формулировку предположения (гипотезы);
· обоснованный выбор способа выполнения задания;
· поиск дополнительной литературы;
· подготовку доклада (сообщения);
· самоанализ и самооценку, рефлексию;
· поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.
Используя материал уроков, особое внимание уделяю развитию приемов логического мышления, навыков устной и письменной речи. Развитие приемов логического мышления осуществляется поэтапно в следующей последовательности:
- оперирование признаками предметов (выделение признаков предметов, сравнение двух и более предметов, узнавание предметов по данным, выделение общих и отличительных признаков, выделение существенных и несущественных признаков, выделение главного);
- классификация (словесная характеристика классов в готовой классификации, отнесение объекта к классу, выбор основания для классификации, деление объектов на классы, систематизация);
определение понятия через род и видовое отличие (отнесение объектов к роду, учет соразмерности определений, формулировка определений и объяснение понятий);
- доказательство и рассуждение (использование логических связок и слов, простейшие умозаключения).
На уроках русского языка, дети учатся составлять тексты различных видов (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение), овладевают основами оратора, навыками подготовки устного и письменного сообщения.
Формирование умений и навыков проектной деятельности нужно осуществлять и в рамках проведения консультаций, проектной деятельности.
Например: См. в прил. листах
Примерное планирование консультативных занятий в проектной группе.
2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Темы проектов учащихся начальных классов связываю с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, используется для организации проектной деятельности.
Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития. В связи с этим до начала организации проектной деятельности в ходе анкетирования или индивидуальной беседы выявляются области интересов детей.
Интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся, но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования. Также оказывается помощь в формулировке цели и задач проекта, выводов. При этом помощь должна оказываться ненавязчиво, чтобы не остудить желание учащегося самому разобраться в интересном для него вопросе.
Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.
На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть под общей темой презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.).
3. Обеспечение заинтересованности детей в работе над проектом — мотивации.
Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Если основополагающий вопрос проекта интересен учащимся, то и проект будет успешен.
4. Создание групп не более 5 человек.
Для работы над проектом класс разбивается на группы. Оптимально создавать группу не более 5 человек. Каждая из этих групп будет работать над «проблемным вопросом», который не может содержать в себе предполагаемого ответа или новых терминов. Он сужает рамки проекта для данной группы до размеров их части работы.
Например, в проекте «Наши перемены» основополагающий вопрос – «Как можно организовать свой досуг на перемене?». Этот вопрос задает направления для деятельности групп. Например, одна из групп детей может работать с вопросом «Как можно организовать свой досуг в зимний период?». Цель работы группы – определить возможные способы организации досуга на перемене в зимний период времени года. Вторая группа учащихся работает над вопросом «Как можно организовать свой досуг в осенне-весенний период времени года?». Третья группа работает с вопросом «Как родители проводили свои перемены?». Цель работы данной группы – провести опрос родителей по данному вопросу.
5. Учет возможностей учебных предметов для реализации проектной деятельности.
Низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как русский язык, литературное чтение, математика. Поскольку систематическое построение учебной программы – условие высокого качества знаний «на выходе» – диктует жесткий отбор форм и методов обучения. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов.
Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир, изобразительное искусство, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.
6. Создание методического инструментария.
Для оказания помощи учащимся и родителям можно оформить стенд, на котором размещены памятки, содержание деятельности участников проектной деятельности, тезаурус, банк идей и т.д. В классе должны быть образцы оформления различных проектов.
7. Учет и избегание «подводных камней».
Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.
Учитель предлагает детям найти пути решения этих проблем. Что можно придумать, предложить, сделать? «Если мы найдем выход, идею, придумаем то, что поможет нам решить проблему, и сделать то, что придумали – это будет наш проект. (Далее рассказывает о сущности понятию «проект»). Учитель предлагает «мозговой штурм»: разделившись на группы, всерьез подумать, что можно сделать, при этом обязательно выслушать всех, обсудить все предложения. Можно выделить группу экспертов – они выберут из предложенных проектов один для реализации.
Найти идею – самое главное и самое трудное. Если дети затрудняются, учитель сам предлагает 1-2 предложения в группах. Дети, оттолкнувшись от идеи учителя, предлагают свое или обсуждают предложенное, разворачивая замысел, часто меняя его. Учитель поддерживает инициативу детей, привлекает к обсуждению, к совместной работе.
После того как эксперты выбрали конкретный проект, дети придумывают ему «рекламное» название, например, «Банк моих проверочных слов», «Игра «Домино корней» и т.д.
Затем учащиеся составляют «звездочку обдумывания», т.е. графическое изображение проекта, в центре которого – название проекта. Вокруг - ответы на вопросы: для кого будем делать проект, кто будет делать, с кем, когда, из чего и т.д. Таким образом, в «звездочке» фиксируются цели, этапы проекта, распределение работы и др.
Далее учитель организует реализацию замысла, поддерживает самостоятельность ребят, их сотрудничество, помогает подготовить защиту проекта. На заключительном этапе необходимо оценить ни только продукт проекта, но и саму деятельность: что помогало, что в работе понравилось, что надо было изменить в совместной работе.
Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.
Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса.
Это связано с тем, что оценка дается по результатам презентации, а презентуется именно результат проекта. Чтобы оценка балы максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу отчета учащегося или портфолио проекта («проектной папке»). Грамотно составленный отчет (портфолио) характеризует ход проекта, когда сам проект уже завершен.
Я слышу, и я забываю.
Я вижу, и я помню.
Я делаю, и я понимаю.
Конфуций