Организация целевых прогулок и экскурсий с детьми в летний период

Автор: Галиева Любовь Сергеевна

Тема: Организация экскурсий, целевых прогулок, пеших переходов.

Прогулка – это режимный момент жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении. Цель прогулок – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

Задачи прогулок таковы:

Оказание закаливающего воздействия на организм в естественных условиях,

Способствование повышению уровня физической подготовленности детей,

Оптимизация двигательной активности,

Способствование познавательно – речевому, художественно – эстетическому, социально – личностному развитию детей.

. Различают следующие виды прогулок:

По месту проведения: по территории и за пределами дошкольного учреждения.

По содержанию: традиционная, тематическая, целевая, экскурсия, поход либо пеший переход.

Традиционная прогулка включает в себя:       

-        двигательную активность: подвижные, спортивные игры, спортивные  упражнения;

-        индивидуальную  работу по различным направлениям развития воспитанников;

-        трудовые поручения;

-        самостоятельную деятельность детей.

Тематическая прогулка  содержит беседы и наблюдения на конкретную тему.

А что такое экскурсии, целевые прогулки и пешие переходы мы сегодня подробнее рассмотрим.

Следует отметить, что с младшего возраста разрешен выход за пределы участка, 1 – 2 раза в неделю.

В средней группе – за пределы учреждения 2 раза в неделю.

В старшей группе – 3 раза.

Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до двух-трех часов в день. Летом это время увеличивается до трех-четырех часов.

Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней - после полдника. В летний период приём детей осуществляется на улице.

Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться.

В летнее время пребывание детей на свежем воздухе может быть сокращено или исключено из режима  в следующих случаях: сильный ветер, температура воздуха в тени +350С, ливень, гроза.

Организация и проведение целевых прогулок. Целевые прогулки – одна из основных форма организации детей  для ознакомления детей   с ярким природным явлением сезона, имеющая небольшой объём задач. Это прогулка с определённой целевой установкой.

В раннем возрасте проводится по территории участка.

 Со второй младшей группы  - по территории участка  либо с выходом за его пределы.

Значение целевых прогулок заключается в повышении интереса детей к родной природе, способствование воспитанию эстетических чувств.

Проводятся с целью ознакомления детей с явлением или объектом природы для расширения или уточнения детских впечатлений. Их отличительной особенностью является то, что они кратковременны и имеют определённое программное содержание.

Целевые прогулки проводятся в определённые часы, по заранее составленному в соответствии с программой конспекту – плану.

Используют следующие методы: наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественных  произведений, рассказы, беседы и т.д.

Организовывают игры с естественным материалом – песок, листья, снег, вода, ветер. В соответствии с этими играми следует  подбирать игрушки.

Целевые прогулки организовывают в ближайшие места: парки, пруды, скверы, бульвары. Со старшей группы в школу.

При подготовке воспитатель должен заранее посетить место проведения, определить конкретный объект, необходимый материал для сбора, переноса растений. Так же следует определить, как одеться.

Непосредственно пред выходом следует уточнить, всё ли взяли, и повторить правила поведения при переходе и в природе.

По приходу на место нужно дать детям возможность подвигаться, побегать, посидеть, дать детям почувствовать природу.

Помните, что наблюдение на целевой прогулке занимает центральное место.

При сборе растений необходимо следить, как дети соблюдают правила сбора.

Перед возвращением детям дают отдохнуть 5-10 мин. В это время можно организовать спокойную игру либо можно предложить разобрать собранный материал.

Предлагается следующая тематика целевых прогулок.

Экскурсия – один из основных видов занятий, на котором обучение проводится на натуральном естественном или производственном объекте. Экскурсия – организованный, сопровождаемый объяснениями показ чего-либо. Экскурсии выдвигают не один предмет, а явления живой действительности в их неизбежном взаимоотношении.

Систематически проводится со средней группы не менее одного раза в месяц.

Значение экскурсии заключается в том, что во время экскурсии осуществляется реализация дидактических принципов связи с жизнью, обучением, наглядности и т.п. Во время экскурсии у детей возникают эстетические чувства, происходит физическое развитие, возникает интерес, обогащается словарь, развивается  грамматический строй речи, формируется культура речевого общения.

В дошкольном учреждении используют следующие виды экскурсий по содержанию: тематические и обзорные. Тематические экскурсии посвящается одной конкретной теме. Могут быть производственными, с целью ознакомления детей с различными профессиями и природоведческие.

Обзорные экскурсии строятся на показе различных объектов: памятников истории, зданий, сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий и т.д. Но события излагаются крупным планом, что может дать только общее представление о городе или крае.

Следует отметить, что в дошкольном учреждении целесообразно проводить экскурсии в различные места в разное время года с целью продемонстрировать сезонные изменения в природе.

Длительность экскурсий составляет: для детей среднего возраста – 30 мин, для детей старшего возраста – 40 -50 мин.

Воспитатель, планируя экскурсию, точно определяет тему, конкретизирует программное содержание, намечает объект экскурсии, намечает маршрут. Воспитатель намечает заранее последовательность наблюдений, содержание и объём тех знаний, которые должны получить дети, устанавливает, где они могут самостоятельно вести наблюдения и отдыхать. Чтобы экскурсия была интересной, педагог заранее подбирает стихи, загадки, пословицы, игры.

Так же необходимо продумать и спланировать в каком виде будут оформлены результаты экскурсии.

Как составляется заявление о выходе группы на экскурсию.

Подготовка экскурсии происходит в такой последовательности:

·         детальное ознакомление с объектом экскурсии. Определение тех частей объекта, которые непосредственно представляют интерес для воспитанников;

·         определение экскурсовода на время проведения экскурсии. Идеальным случаем нужно считать случай, когда экскурсию ведет сам воспитатель. Но на промышленных объектах эрудиции воспитателя может быть недостаточно. Поэтому, как правило, в таких случаях экскурсию проводит работник предприятия, с которым предварительно проводится  согласительная беседа относительно цели экскурсии и возраста детей;

·         в соответствии с целями воспитатель тщательно подбирает методы, приёмы,  необходимое экскурсионное снаряжение;

·         определение и изучение маршрута, которым будет осуществляться перемещение детей от сада до объекта экскурсии;

·         за несколько дней до экскурсии воспитатель проводит с детьми небольшую беседу, для того чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию. Дети должны знать куда пойдут, что увидят, зачем, что нужно собрать.

·         Воспитатель обращает внимание на одежду детей, она должна быть с учётом погоды и сезона.

Определяя место экскурсии надо учитывать физические возможности детей, сезон, особенности дороги, погоду.

Накануне проведения воспитатель должен осмотреть место, определить,  какая одежда необходима, проверить всё ли взяли, повторить правила поведения.

Природоведческая экскурсия   включает: вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные детские наблюдения и сбор природного материала, игры ребят с собранным материалом, итог экскурсии.

Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель проводит краткую беседу, напоминая цель занятия, даёт детям осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.

Основная часть – коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Дети вместе с воспитателем подмечают и осознают характерные признаки предметов и явлений. Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснениями. Воспитатель уделяет внимание вопросам-заданиям, заставляющих детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличия и сходство, устанавливать связь между явлениями природы. Полезно использовать произведения детской художественной литературы, стихи, загадки.

Затем детям дают время для самостоятельных наблюдений и сбора природоведческого материала. При сборе природного материала следует строго ограничивать его количество, для того чтобы решить задачу воспитания бережного отношения к природе. Когда дети работают самостоятельно, воспитатель может показать, как выкапывать растение, срезать правильно ветку и т.д. Однако нельзя всю работу выполнять за детей. Собранный материал сортируют и раскладывают по пакетам, часть его используют для игр и упражнений.

В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качества, запоминают название растений и их части. Целесообразны игры: «Узнай по запаху», «Ветка, ветка, где твоя детка?», «Раз, два, три - к дереву беги!» и т.д.

Производственная экскурсия. Она даёт возможность наглядно познакомиться с основными трудовыми операциями.

Экскурсия начинается с предварительной беседы. Её задача вызвать интерес к предстоящим наблюдениям. В основу самой экскурсии входит рассматривание объектов труда и наблюдение процесса труда взрослых. Воспитатель обращает внимание на способы использования вспомогательных механизмов. Хорошо, когда по ходу экскурсии дети помогают взрослым, если это возможно.

 Дети участвуют в беседе с взрослым, слушают рассказ о труде. При подготовке к производственной экскурсии воспитатель сам знакомится с объектами наблюдения, получает разрешение на проведение экскурсии, договаривается о времени посещения, об участии детей в труде, определяет содержание беседы детей с рабочими.

Работа с детьми в группе после экскурсии.

После возвращения с экскурсии собранный материал помещают в уголке природы. Через 2-3 дня воспитатель проводит занятие с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что делали. В заключении проводится обобщающая беседа, в ходе которой, воспитатель задаёт вопросы детям так, чтобы восстановить весь ход событий. Можно сочинить рассказ.  Составить книгу сказок, составление коллажей, конструирование макетов экосистем.

Во время проведения экскурсий необходимо не забывать об отдыхе. Рекомендуется проводить игры и игровые упражнения.

Выбирая тему для экскурсии, педагог не должен забывать, что все, с чем ребенок знакомится сам, связано с запросами окружающей его жизни и его развивающейся личности. Выдвигая тот или другой предмет или явление для наблюдения с детьми, педагог должен отдавать себе отчет, чем этот выбор обусловлен, как он связан с общей жизнью и интересами детей.

Другими словами: зная, какие возможны объекты для экскурсии, нужно выбрать тему, что согласовывается с местными условиями.

Темы экскурсий могут быть таковы: наш дом, наши площадки, наш двор, наша улица, площадь, почта, магазин, пожарное депо и т. п. Любая из этих экскурсий может быть предложена всем группам, но по-разному.

Памятка для педагогов при проведении экскурсий:

Длительность может составлять 30 минут в одну сторону для старших детей. Принимает участие музработник и медсестра. Составляется конспект экскурсии. Необходимо разрешение руководителя учреждения на выход группы за пределы. Желательна телефонная связь. Границы места стоянки отмечается флажками.

При организации ходьбы учитывать то, что дети могут передвигаться не только парами, но и по три – четыре человека. Максимально использовать естественные препятствия на дороге. Если встретилось поваленное дерево, то можно устроить перелезание и т.д. На природоведческих экскурсиях организовать сбор природного материала, который можно будет использовать на занятиях. По окончании подвести итог.

Следует отметить один важный аспект. В те дни, когда проводится экскурсия либо целевая прогулка за пределы территории учреждения не проводятся ни музыкальные ни физкультурные занятия. Однако можно провести физкомплекс из подвижных игр, но выбирать игры средней и малой подвижности.

Пеший переход  - это занятие физическими упражнениями за пределами участка на свежем воздухе в природных условиях.

Пешие переходы проводятся 1 раз в неделю. Но в летний период может быть организовано 2 -3 раза. Состоит из физических упражнений. Содержание физических упражнений и форма их организации подбирается в зависимости от длительности перехода и места его проведения.

Общая продолжительность пеших прогулок в осенне-зимний период составляет 1,5-2 часа, в летний 2 -2,5 часа. При этом время ходьбы в один конец может быть от 30 до 45 минут, а время проведения физических упражнений на месте стоянки соответственно от 3- до 15 минут.

Пеший переход состоит из трёх частей:

   -первая - переход к месту стоянки;

   -вторая - длительность на месте;

   -третья - обратный путь.

В содержание пешего перехода могут входить различные виды основных движений, часть из которых (различные виды ходьбы и бега, прыжки в длину с места, с разбега и в глубину, метание на дальность и в цель, а также пролезание и подлезание) выполняются по ходу передвижения.

           Организация пешего перехода должна проводится таким образом, чтобы выполнение этих движений вызывалось потребностью преодоления того или иного участка пути.

           После прибытия на место, детям надо дать возможность заняться интересующим их делом  (10 - 15 минут),  после чего и проводятся занятия физическими упражнениями и игры. Форма проведения, которых может быть такой же, как и при проведении их на участке детского сада, если переход длится до 30 минут.

           При более длительном передвижении к месту стоянки занятие может быть проведено в тех же формах, как проводится основная часть занятия на участке, но с уменьшенным количеством упражнений и дозировкой. Например: последовательное выполнение ряда основных движений в виде полосы препятствий или объединённых единым игровым сюжетом «Туристы», «Охотники», «Разведчики».

Снаряжение.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИРОДНОГО ОКРУЖЕНИЯ

 

ТРАВА.

Ходить по лужайке, высоко поднимая ноги. Стараться перешагивать через высокую траву, не задевая ее: бегать по лужайке, подпрыгивая выше травы.

КУСТЫ.

Бегать между кустами, пригнувшись, пробежать за кустами так, чтобы другие дети не заметили.

ГОРКА.

Вбегать на горку и сбегать с нее: вползать на горку на четвереньках, опираясь на колени и помогая руками: сползать с горки на четвереньках, вбегать на горку мелкими шагами, наступая на переднюю часть стопы, а сбегать широким размашистыми шагом.

ТРОПИНКА.

По очереди пробегать по тропинке 15-20 метров, сначала наступая на корни деревьев, затем стараясь не наступать на них: бегать по тропинке быстро, но так, чтобы не хрустнула ни одна веточка.

ДЕРЕВО.

Переползти через поваленное дерево: взбираться по наклонному дереву, опираясь на ступни и держась руками, опускаться: подпрыгивать на двух ногах, стараясь одной или обеими руками достать до ветки: по очереди прыгать на одной ноге от дерева к дереву (кто сколько раз прыгнет до цели).

Подтянуться и зацепиться  руками и ногами за дерево с тонким стволом, в таком положении продвинуться вперед на сколько хватит сил, повиснуть на руках, спрыгнуть.

БРЕВНО.

Пройти по бревну и спрыгнуть с него: по очереди перепрыгивать через очищенное от сучьев бревно, опираясь об него руками (с места и с небольшого разбега):  разбежаться, наступить ногой на бревнышко и перепрыгнуть через него: взобраться на бревно и  спрыгнуть как можно дальше, в точно указанное место, на пенек; пройти по бревну на четвереньках, опираясь на ступни и держась руками.

ШИШКИ, КАМЕШКИ.

Переступать с камня на камень, брать шишки или камешки правой или левой ногой, стараясь попасть в цель (например в дерево). Бросать камешки в воду как можно дальше, прыгать через параллельные полоски (3-4), выложенные из шишек и расположенные на  одинаковом (60-80) расстоянии друг от друга (с остановками между полосками  или без них). С указанного воспитателем расстояния бросать шишки, стараясь попасть ими в пень (кто сколько раз попадет в цель), стараться камешками сбить  уложенные на пне шишки (выигрывает тот, кто сделает для это наименьшее количество  попыток).

Перебросить шишку через большой куст или невысокое дерево: забрасывать в повешенную на сучке корзину (расстояние от земли постепенно увеличивать).

ПЕНЕК.

Спрыгивать с невысоких пеньков: влезать на пенек, стоять на нем, сохраняя равновесие; перепрыгивать через небольшой пень, прыгать вокруг пенька  на одной и двух ногах.

КАНАВА.

Прыгать с места и с разбега через неширокую канаву, перешагивать через нее, перебрасывать друг другу мяч через канаву.

ПЕСОК, ВОДА.

Бегать по рыхлому песку, по мелкой воде.

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x