Творческие площадки, как средство развития художественного творчества детей

Автор: Охотникова Анна Анатольевна

  Летом дети постоянно в движении, торопятся все узнать и успеть. Одна из важных задач педагогов – понять непредсказуемость и непостоянство интересов ребенка, увидеть в них закономерности его развития. Выявить интересы дошкольника к тому или иному виду деятельности позволяют специально создаваемые ситуации свободного выбора деятельности.

      Для успешной реализации свободного художественного творчества детей дошкольного возраста в летний период в нашем ДОУ функционируют пять творческих площадок. Их деятельность построена в форме увлекательной игры-путешествия по мастерским-площадкам:

·         Площадка «Зарядка»

·         "Трудолюбик" – в гостях у веселой Кляксы (рисование; пение; лепка)

·         "Очумелые ручки" – гостях у Самоделкина;  

·         Площадка «Сюжетно-ролевой игры: Шоферы»

·         "Художественная" – в гостях у веселой Кляксы;

·         "Тестопластика" – в гостях у Мукосольки.

·         Площадка «Сюжетно-ролевых игр» – в гостях у Улитки

·         Площадка «ПДД» - дорожная разметка, пешеходный переход

·         Площадка «Экспериментальная» – в гостях у Знайки

·         Площадка «Микроша» –  рассматривание, прослушивание, узнавание свойств (цветов, воды,  деревьев, насекомых)

·         "Театральная" – в гостях у Петрушки;

      Мастерская-площадка представляет собой специально организованное пространство: затененное место на территории детского сада, оборудованное столами, стульями, необходимыми материалами. Каждую станцию украшает оригинальная вывеска, детские рисунки, поделки, коллажи и фотографии. Дети могут принять участие в работе любой мастерской, "купив" билет до заинтересовавшей их станции.

      Каждой творческой мастерской руководит педагог, владеющий знанием прикладного характера, способный увлечь своим творчеством ребенка, ненавязчиво руководить свободной, самостоятельной деятельностью дошкольников.

      Приобщаются дети к художественно-творческой деятельности поэтапно. Основная  цель  первого –ознакомительного этап  – актуализация художественно-творческих интересов детей.

      Данный этап игры-путешествия предполагает знакомство воспитанников с разными видами художественно-творческой деятельности (изобразительной, театрализованной, двигательной и пр.) путем их презентации. Прибывающих на станцию детей встречают сказочные персонажи (специально изготовленные куклы), а затем ребята знакомятся с видом искусства. Педагоги демонстрируют дошкольникам произведения искусства, предлагая включиться в совместную творческую деятельность.

      Основная цель  второго – ориентировочного этап  – расширение круга интересов детей и предоставление им возможности проявить себя в различных видах творческой деятельности; помощь ребенку определиться со своими интересами и сделать выбор художественно-творческой мастерской.

Второй этап игры-путешествия предполагает организацию художественно-творческой деятельности старших дошкольников в ситуации свободного выбора студий. На этом этапе три раза в неделю в группах детей старшего дошкольного возраста объявляется "Час свободного творчества", в рамках которого ребенок может включиться в работу любой студии под руководством педагога. При этом каждый раз он может менять студии-станции, следуя своим интересам и потребностям, пробуя себя в том или ином виде художественно-творческой деятельности. Программа работы студий предусматривает возможность приобщения ребенка к работе на любом ее этапе. Задания, предлагаемые детям, носят занимательный характер, преследуют цель продемонстрировать особенности того или иного вида деятельности, увлечь ребенка одним из видов художественного творчества.

Занимаясь в творческих мастерских, дошкольники приобретают опыт творческой деятельности, удовлетворяют свои ситуационные интересы к определенному виду творчества.

      Основная цель третьего – профильного этапа  – создание условий для более глубокого освоения детьми определенного вида творческой деятельности и удовлетворения детских интересов в одном из них.

      На данном этапе дошкольники включаются в работу той или иной художественно-творческой мастерской на основе самоопределения личных интересов. Педагогическим результатом данного этапа наряду с углублением интересов детей является развитие творческих художественных способностей воспитанников. В завершении работы творческих площадок проводится "Творческий отчет", в ходе которого дети демонстрируют свои достижения, организуется выставка детских работ.

Необходимо отметить, что характер интересов дошкольников во многом определяется педагогическим мастерством педагога-организатора художественно-творческой деятельности. Руководитель творческой площадки должен быть не только профессионалом, но и увлеченным, креативным человеком. Его задача заключается в обогащении художественно-творческого опыта дошкольников, создании среды для творческих проявлений. Педагог должен поддерживать, стимулировать и развивать свободное творчество детей, возникающее по их желанию и  интересам.

      Особое внимание  в летний  период следует уделить чтению. Сегодня издано множество  детских энциклопедий, сборников сказок, познавательных рассказов. Не надо делать чтение  длительным  процессом. Выбирать надо  небольшие по объёму  произведения или делить крупные на части.

      В  летнее  время  можно  организовать  различные  конкурсы: рисунков на асфальте, построек из песка, поделок из природного материала, поделок из бумаги, на лучший букет из цветов и т. д.

      Рекомендуется проводить летом и  различные соревнования физкультурно- оздоровительной направленности: «Весёлые старты», фестиваль дворовых игр

(прыгалки, вышибалы и т.д.), соревнования по классикам и т. д.

      Таким образом, системное и последовательное планирование работы в летний период поможет использовать это время во благо детей, расширить их кругозор, развить любознательность, воспитать бережное отношение к природе.

 

В области дошкольного образования вопросы творчества и его развития исследовали Л. С. Выготский, Г. Г. Григорьева, О. М. Дьяченко, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова. Т. С. Комарова определяет детское творчество, как создание ребенком субъективно (значимого для него прежде всего) нового продукта (рисунка, лепки, рассказа, сказки, песенки, игры, придуманной ребенком) и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития ребенка в процессе творческой деятельности, и результата; придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, в рассказе); придумывание своего начала, конца новых действий, характеристик героев; применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы — на основе усвоения формообразующего движения, обобщенных способов, образов героев сказок; в драматизации — на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голоса); проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений, сказок». Творчество не появляется само собой, оно формируется, оно развивается в результате длительной систематической работы. Способность к творчеству ребенок получает от рождения в форме задатков, но основную роль играет развитие ее через упражнения, занятия, игры.

В старшем дошкольном возрасте развитие творческих способностей происходит очень интенсивно. При этом старший дошкольник осознает все свои действия, и направленность у него идет на результат, хотя и сам процесс создания его очень интересует. Старший дошкольник охотно соглашается на любые роли и играет их согласно общественным отношениям в мире взрослых. С. Л. Рубинштейн считает, что «всякая способность является способностью к чему-нибудь, к какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Способность должна включать в себя различные психические свойства и данные, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые от нее исходят».

Раскрытию начал профессиональной художественно-изобразительной деятельности.

Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для его творческого роста и поддержать стремление узнать мир во всех его проявлениях?

Практика и специальные исследования показывают, что особенно эффективна в этом смысле специальная работа по развитию личностного интеллектуально-творческого потенциала, проводимая средствами художественной деятельности ребенка.

Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, по-новому осмыслив, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребенка, формирует эстетическую восприимчивость ребенка к миру, оценку прекрасного.

Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Предпосылки развития творческой личности, творчества как отношения к жизни возникают достаточно рано у ребенка, еще в дошкольном его детстве. Однако формирование этих предпосылок — вещь чрезвычайно тонкая, требующая специальных знаний и внимания к их развитию.

Важную роль в творческой деятельности играют интуиция, воображение, а также потребность личности в раскрытии своих созидательных возможностей. Следовательно, необходимо создавать мотивацию, развивать потребность в творческой деятельности, обеспечивать условия, при которых ребенок, владеющий навыками той или иной деятельности, имел бы возможность самостоятельно проявить свои творческие способности.

 

 

 

 

        Мероприятия проводимые на площадках:

?    Цель: формирование интеллектуальных и творческих способностей детей для успешной подготовки к школьному обучению.

?    Задачи:

?    1. Знакомить детей со способами преобразования геометрических фигур.

?    2. Развивать пространственную ориентировку.

?    3. Развивать мелкую моторику рук.

?    4. Развивать умение анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, пооперационным картам.

?    5. Совершенствовать объяснительную речь, коммуникативные способности.

?    6. Формировать эстетический вкус.

?    7. Воспитывать у детей выдержку, терпение, настойчивость, желание доводить начатое до конца.

Оригами. Ребятам очень нравиться совершать разнообразные превращения бумажного квадрата и создавать коллективные работы. На слайде вашему вниманию представлена одна из коллективных работ: панно «Теремок». Оригами – искусство складывания поделок из бумаги, в основном без использования ножниц и клея, что в свою очередь безопасно для детей дошкольного возраста. Оригами полезно, так как прекрасно развивает мелкую моторику пальцев, память, внимание, аккуратность, пространственное мышление ребенка. Воспитывает у детей трудолюбие, вызывает желание доводить начатое дело до конца, развивает конструктивные и творческие способности с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Дети начинают анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, пооперационным картам, схемам, формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога. Дети быстро запоминают не только условные обозначения и базовые фигуры, но и целые схемы. Совершенствует объяснительную речь и коммуникативные способности. А также приобщает детей к мировой культуре, формирует эстетический вкус.

Этот вид деятельности замечательно сближает детей, все они готовы помочь друг другу и показать, как именно делается то или иное действие, ребята увлеченно складывают поделки.

Различные факторы влияют на развитие творческих способностей детей. Среди этих средств можно выделить аппликацию, как наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок), но и в создании картин, орнаментов.
И. А. Лыкова рекомендует в аппликации использовать разнообразные материалы: (бумагу разного качества и свойства, ткань, природные материалы и вещества, бросовый материал), а также знакомит с техниками симметричного, ажурного вырезания, разнообразными способами прикрепления деталей на фон, получения объемной аппликации. Обращает внимание на создание разнообразных форм, последовательность работы над сюжетной аппликацией; создание коллажей.

О. А. Малик уделяет значительное место силуэтному вырезанию, считая, что в этом виде выразительность контура приобретает первоначальное значение. Овладев умением вырезать предметы закругленной и прямоугольной формы, дошкольники приобретают возможность создавать различные образы: фигуру человека, некоторых животных и птиц, здания, машины, цветы, грибы, фрукты. Поэтому широко используются коллективные формы работы.

Наибольший интерес вызывают у дошкольников коллективные формы работы по темам: «Подснежники в корзине», «Снежинки», «Что нам осень принесла», «Осенний лес», «Аквариум». Много фантазии проявляют дети в процессе выполнения аппликаций на тему: «Букет сирени», «Веточка вербы», «Мимоза», «Строю дом многоэтажный». В процессе занятий аппликацией с использованием нетрадиционных техник, дети знакомятся с простыми формами различных предметов с их частями и силуэтами, что усиливает интерес ребёнка к данной деятельности. В процессе работы дети планируют свою деятельность, проявляют высокую активность и вариативность, самостоятельность, оригинальность и творчество, рационально используя уже имеющийся опыт, что способствует развитию:

?    творческого потенциала дошкольников;

?    эстетического мировосприятия, воспитанию художественного вкуса;

?    формированию художественно-графических умений и навыков;

?    фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;

?    развитию точных движений руки и мелкой моторики пальцев;

?    становлению некоторых организационных навыков художественного творчества;

?    получению сведений об отечественной и мировой художественной культуре;

?    воспитанию зрительской культуры;

Занятия художественно-творческой деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми. Кроме того, художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включение в педагогический процесс занятий художественно-творческой направленности.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Практика показала: с помощью традиционных форм работы нельзя решить в полной мере эту проблему - проблему развития творческой личности. Для этого необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его интересы и способности, т.е. нужно искать новые формы работы с детьми и родителями, развивать потребность в творческой деятельности. В процессе поиска решений этой проблемы возникла идея увлечь детей интереснейшим видом деятельности - художественное конструирование или тканевая пластика.

Тканевая пластика не требует от ребенка высокого овладения изобразительными средствами, но успешно их развивает, дает возможность символически выразить свое отношение к реальности, имеет большое значение в развитии творческого воображения, фантазирования, художественного вкуса детей.

Следует отметить, что в качестве ведущего принципа был выделен принцип интеграции основанный на взаимосвязи и взаимопроникновении разных видов искусства и разных видов художественно-творческой деятельности - игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, художественно-речевой. Не все они включаются в процесс творчества на равных основаниях: что-то всегда выступает в роли стержня, вокруг которого объединяются другие виды деятельности.

Для воспитателей детского сада художественное конструирование является великолепным средством, помогающим обеспечить интеграцию различных видов деятельности и решений задач всестороннего развития, воспитания, образования в:

·                     развитии речи;

·                     математике;

·                     конструировании;

·                     компьютерных играх;

·                     рисовании;

·                     элементарных историко-географических представлениях;

·                     экологическом воспитании;

·                     эмоциональном воспитании.

В процессе работы с конструктором решаются задачи ознакомления с сенсорными эталонами, обучения способам их использования, развития внимания, наблюдательности, зрительной памяти, речи, мышления, мелкой моторики; формируется взаимодействие анализаторов в процессе познания окружающего мира. Конструирование из тканевого конструктора позволит дошкольнику не только освоить изобразительные средства, но и решить изобразительные и выразительные задачи.

Нетрадиционная техника «Пейп – арт» (в переводе с английского означает «Бумажное искусство»). Первоначально эта техника называлась Салфеточная пластика».

Что же такое «пейп-арт»?

Это техника декорирования бумажными салфетками, а точнее выполнение рисунка нитью из салфеток.

С помощью этой техники можно декорировать бутылки, шкатулки, упаковку для подарка, горшки для цветов, настенные тарелки.

«Пейп-арт» хорошо сочетается с мозаикой, декоративными камнями, лепниной из пластики или соленого теста. Это техника, имитирующая другие, более дорогостоящие техники изображения, например, такие как резьба, чеканка, ткачество.

Техника проста в исполнении, так как изначально придумана для детей в студии, и работает на дешёвом и бросовом материале. Поэтому ее успешно можно использовать в работе с дошкольниками, начиная со старшего возраста, развивая их и вовлекая в мир бумаги.

 

Развивающие кубики Никитина. 
Кубики Никитина могут превращаться в домик, птичку, бабочку и кораблик. Из них можно построить башню, грибок и машину.
Можно сделать такие кубики Никитина самостоятельно, наклеив на старые не нужные кубики одинакового размера правильно подобранные цвета.
В процессе игры с кубиками Никитина дети тренируют навыки счета, учатся ориентироваться в пространстве и во времени, конструктивные способности, развивают внимание, память, мелкую моторику, логическое мышление, воображение и речь
Кубики Никитина способствуют развитию: мелкой моторики, воображения, речи, внимания, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины и формы, пространственного ориентирования, комбинаторных способностей, необходимых для школьного обучения навыков, абстрактного мышления.

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x