Статья Открытый урок : Берёзовая тема в творчестве А.И.Куинджи». Автор: Матвеева Павлина Артемовна

Автор: Матвеева Павлина Артемовна
Урок развития речи по русскому языку в 6 классе на тему: Берёзовая тема в творчестве А.И.Куинджи». Включены разные виды работ: устное собеседование, повторение типов речи, работа по картине, словесное описание. На уроке знакомятся  с творчеством А.И. Куинджи, повысится  интерес к произведениям живописи, выразят свое отношение к картине, обоснуют, мотивируют его;  писут  связный текст с использованием личных впечатлений; повторяютоб именах существительных; средствами урока продолжить работу по воспитанию любви к природе и родному краю. 


Автор: Матвеева Павлина Артемовна

Матвеева Павлина Артемовна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Чурапчинская СОШ им.И.М.Павлова» Чурапчинский улус Республика Саха (Якутия)

Урок развития речи в 6 классе.

Тема урока:   «Берёзовая тема в творчестве А.И.Куинджи»

(сочинение по картине А.И.Куинджи «Берёзовая роща»)

 Цель урока: познакомить с творчеством А.И. Куинджи, вызвать интерес к произведениям живописи, пробудить желание выразить свое отношение к картине, обосновать, мотивировать его; обучить написанию связного текста с использованием личных впечатлений; повторить об именах существительных; средствами урока продолжить работу по воспитанию любви к природе и родному краю. 
Тип урока. Урок изучения нового материала. 

Вид урока. Урок  развития речи.

Материал к уроку: портрет А.И. Куинджи, компьютер, проектор, презентация с репродукциями  с картин А.И. Куинджи.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Сообщение цели урока. 

1. Беседа.

- В каком случае проще высказать свои мысли: в устной или письменной? (Проще сформулировать свои мысли в устной форме, т.к. письменная речь требует более строгого отбора слов.)

- В тексте какого типа речи говорится о признаках предмета, природы? (Описание)

Учитель. Итак, сегодня у нас урок развития речи на тему «Берёзовая тема в творчестве А.И.Куинджи». Мы познакомимся  с творчеством русского художника Архипа Ивановича Куинджи, рассмотрим репродукции его картин, поговорим о картине «Берёзовая роща», а потом напишем сочинение-описание в художественном стиле по этой картине. Поэтому постарайтесь на уроке внимательно рассмотреть картину, сравнить со своими наблюдениями за природой, составить план описания, описать картину устно, а затем письменно.

2. Словарная работа. (Слайд)

Учитель. Во время нашей работы вы услышите слова, которые могут быть вам незнакомыми.

Передвижной – 1. Такой, который можно передвигать. 2.Переезжающий, переходящий с места на место для обслуживания населения

Силуэт – 1. Одноцветное контурное изображение кого-либо, чего-либо на фоне другого цвета. 2. Очертания кого-либо, чего-либо, различимые вдали, в темноте, в тумане. 3. Внешнее очертание чего-либо; контур.

Композиция – строение, расположение и соотношение составных частей произведений литературы и искусства.

Созерцать – 1. Рассматривать, наблюдать. 2. Ясно видеть, проникая умом, мыслью во что-либо.

Экология – 1. Природа, окружающая среда как сфера деятельности человека. Забота об окружающей среде. 2. Правильность, чистота чего-либо, обусловленные гармоничным соотношением элементов.

3. Составление предложений с данными словами.

III. Подготовка к восприятию.

Учитель. Ребята, есть ли поэтический образ у нашей Родины? (Ответы детей.)

Да, вы правы. Это берёза – символ России. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники. Берёзу запечатлели на своих картинах художники Пластов и Левитан, Куинджи и Саврасов.    Наибольшую популярность до наших дней сохранили картины Куинджи, посвященные этому прекрасному дереву, а особое внимание заслуживает полотно “Березовая роща” (1879 г.), проникнутая здоровым и жизнерадостным оптимизмом.

IV. Изучение биографии и творчества художника.

Учитель. Удивительным человеком был Архип Иванович Куинджи. Он  остался в памяти всех знавших его не только как художник-мастер, но и как человек большой доброй души. Заработав миллионное состояние, он со щедростью тратил его на уход за бедными и больными, жертвовал большие суммы на благотворительность, помогал своим ученикам. (Слайд) А сейчас ваши одноклассники познакомят вас с жизнью и творчеством  А.И.Куинджи.

Рассказ заранее подготовленных  учащихся о художнике.

1 ученик. (Слайд)  Архип Иванович Куинджи родился в 1842 году в Мариуполе в бедной семье. В 6 лет он потерял отца и вынужден был работать в услужении у подрядчика (т.е. работника по договору) и у старшего брата то ли хлебопашца, то ли фотографа, то ли золотых дел мастера. Одно верно, что фамилия Куинджи - от турецкого Еменджи, что означало в переводе "золотых дел мастер". Вероятно, кто-то в греческой родне художника, вышедший из центральных районов Крыма и переселенный в азовские степи, был ремесленником, мастером по золоту.  Куинджи увлекся рисованием с детства. Он любил рисовать и рисовал постоянно. В школе - на ученических тетрадях, у строительного подрядчика, у которого он работал, - в книгах по приему кирпича, углем на стенах кухни, в которой жил.
    Учился живописи самостоятельно. "Желание учиться у меня было горячее и твердое, и я рискнул ехать в Петербург, где никого не знал и был почти без денег", - вспоминал А.И.Куинджи.

2 ученик. (Слайд)  В начале 60-х годов Куинджи приехал в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. Он держал экзамены не один раз, но безуспешно: у него не было никакой специальной подготовки. И тогда он решается на смелый и даже отчаянный шаг: на академической выставке 1868 года он представил  картину под названием "Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма". И Совет академии признал Куинджи достойным звания  неклассного художника, но только в 1870 году он получил свидетельство о присвоении ему этого звания.

3 ученик. (Слайд) В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию художеств. В Академии Куинджи подружился с И. Е. Репиным и В. М. Васнецовым, познакомился с И. Н. Крамским, М. М. Антокольским, В. Е. Маковским.

Учитель. Ребята, давайте обратимся к картинам мастера, посвященным красоте берёзы.

Несколько вариантов "Березовой рощи" относятся к самым известным работам мастера. С 1876 года появляются у него этюды белоствольных березок.

 

  4 ученик.(Слайд)  Картина «Стволы берез»  была создана в 1879 году, в настоящий момент она хранится в Пермской государственной галерее.

       Этот этюд содержит в себе мотивы будущего шедевра Куинджи «Березовая роща». Но, не смотря на это, полотно само по себе уникально. Мы можем любоваться глубиною пейзажа, единством зеленых крон деревьев, которые виднеются вдалеке. Рассеянный солнечный свет, который освещает весь пейзаж и отражается в воде ручья. Три ствола березки выделяются беленьким пятном на полотне. Художник использовал в своей работе прием среза верхнего края. Мы созерцаем перед собой российский  пейзаж, для которого так характерны березы.

  5 ученик. (Слайд)  В 1880-е годы художник рисует ряд картин, посвященных березовой роще. Эта картина  Куинджи "Березовая роща" (Лес), написанная в 1880 году, также относится к этой серии.

На картине Куинджи изображает ярко освещенную березовую рощу. Мы видим ряды стройных березовых стволов, которые свободно растут в роще. На их белой коре играют солнечные лучи. День настолько яркий, что слепит глаза. Середину рощи разделяет проселочная дорога, даже не дорога, а просто широкая тропа.

Художник применил  в своей картине прием среза. Благодаря этому приему, мы не видим верхушки берез, а только их стройные стволы. Природа кажется недвижной. Она словно зачарована невидимой силой.

6 ученик. С 1885 года по 1890 год, была создана картина «Лесок с березой».

Это полотно можно отнести к его работам, связанным с изображением березовых рощ, но в отличие от тех картин, здесь мы видим одну березку, а не целую рощу.

 Одинокая березка склонилась к водоему, который уютно расположился возле ее корней, и как бы смотрит на свое отражение в воде. Вокруг трава, которая приобрела желтые оттенки, с изредка проглядывающими зелеными тонами. Чуть поодаль виднеется в сумерках лесок. На землю уже спустилась ночь, и небо приобрело слегка фиолетовый оттенок.

7 ученик. (Слайд)  С 1890 года по 1895 год  художник рисует картину "Березовая роща. Пятна солнечного света".

Полотно отличается от всех его работ. Здесь не видно четкости линий, контраста между цветами, между тенью и светом.
На картине мы видим стволы берез, которые стройными рядами стоят перед зрителем. Их ветви тянутся вверх, но самих крон художник нам не показывает. Верх картины как бы смазан, а низ, передний план прорисован более четко. Там можно различить траву, которая зеленеет между березами, четко видны находящиеся на поверхности земли корни деревьев. Кажется, что солнце на этой картине везде, так как сам пейзаж – очень яркий.

  8 ученик. (Слайд)  Ещё одна из берёзовых картин Куинджи – это  «Солнечный свет в парке».  Картина была нарисована художником в 1898-1908 годах, а в настоящее время полюбоваться на нее можно в Государственном русском музее.

Мы видим, как близко друг к дружке расположены стволы берез, как будто они прижимаются поближе. Кроны их настолько густо переплелись между собой, что не пропускают свет на дорожку, и он вынужден пробивать себе дорогу окольными, боковыми путями. Но он пробился, нашел себе дорожку и поэтому плавно освещает тропу сквозь парк. Настолько натурально передал действительность художник, что замирает сердце. И у зрителя возникает чувство присутствия на этой тропинке в парке.

9 ученик. (Слайд)  В 1901 году художник создает картину «Березовая роща».

На полотне художник показывает зрителю березовую рощу, - именно тот мотив, который ему особенно нравился в молодые годы.
Картина выписана в темных тонах, ведь роща густая, берез много, и они тесно соприкасаются кроной друг с другом, что мешает попадать солнечным лучам между деревьями. Но некоторые лучики все-таки проникли через густую листву и отразились небольшими бликами на белой коре берез.
    Через середину рощи протекает тоненький и голубенький ручеек, который теряется вдалеке. И если проследить взглядом за тонкой лентой ручейка наши глаза увидят лазурное небо.

Учитель. (Слайд)  Перед картиной «Березовая роща» А. Куинджи испытываешь особую радость. Так бывает, когда в летний день входишь в березовую рощу и ощущаешь красоту своей Родины. Вокруг стоят зеленокудрые, тихие и молчаливые березки. В «Березовой роще» царит чувство радости: окруженная белоствольными деревьями лесная поляна ликует, впитывая живительную силу солнца. Посреди зеленой опушки, между берез, на ярком летнем солнце бежит, извиваясь, лесной ручей. Необычную гармонию придает картине зеленый цвет, проникающий в голубой цвет неба, в белизну березовых стволов, в яркий блеск  ручья.

Белоствольные берёзки, покрытые молодой, яркой зеленью листвы, густой ковёр изумрудной травы, солнечные лучи не могут оставить равнодушными никого.

 

V. Беседа по картине.

Учитель. Впервые картина “Березовая роща” была показана в Петербурге в 1879 году на ежегодной Передвижной выставке. Она имела необыкновенный успех. Люди специально приезжали в Петербург, чтобы взглянуть на нее.

-В чем был ее успех?  (Картина удивительно проста. Кажется, что здесь особенного, просто березы! Но картина волнует нас. Глядя на нее, мы испытываем чувство глубокой радости. Свой восторг перед открывшейся красотой пейзажа художник сумел донести до нас. И в этом замечательное мастерство художника.)

-Какова композиция картины?  (Группа берез на переднем плане, залитая солнцем поляна; на заднем плане – густой лес, в который почти не проникают солнечные лучи. Никаких лишних деталей)

- Что хотел сказать автор в пейзаже? (Он хотел показать безграничную любовь к природе)

- Как вы думаете, почему же знакомый и даже привычной пейзаж трогает за душу? (Художник увидел красоту окружающего мира и заставил нас задуматься о хрупкости природы.)

Учитель. Действительно, человек, вмешиваясь в окружающую среду, разрушает ее, не задумываясь о последствиях. Картины, подобные этой, учат бережно и трепетно относиться к природе, не царствовать над ней, а постараться сблизиться с ней, обретая покой и мир в душе.

VI. Работа по сбору материалов к сочинению.

Устное описание эпизодов картины.

·     Давайте посмотрим на картину в целом. Что мы видим?

·        Какое время года изобразил Куинджи?

·        Что изображено на переднем плане? Попробуйте описать берёз.

·        Что вы видите среди берёз?

·        Каким описан ручеёк?

·        Взгляните на небо. Что вы можете сказать о нём?

·     Настроение картины  создается присутствием солнца. Что вы можете сказать о нём?

·     Попробуйте определить цветовую гамму картины. Какие цвета преобладают в картине?

·        Что можно сказать о воздухе? Какой он?

·        А что бы вы могли услышать в этой роще?

·       Что вы можете сказать о настроении, которое рождается при вглядывании в это произведение искусства?

VII. Творческая работа. Работа ведётся в группах. (Слайд)

Вставьте существительные в скобках в нужной форме.

В Петербурге в ежегодной художественной (выставка) была показана  единственная (картина) Куинджи «Березовая роща», которая поразила ярким невиданным (блеск) (краски), необычной (жизненность и простота).

Жаркое (лето). Прозрачный (воздух)  словно застыл в дремоте. Светлые (ствол, береза) тёмный оттенок (зелень) вдали, голубое (небо), (тени) чудесно и мудро согласованы.

А. И. Куинджи написал очень много (картина), и все они звучали величественным (гимн) природе, ее одухотворенной (красота), рождающей в человеке чувство глубокой (радость).

VIII. Составление плана. (Слайд)

1. Художник и его картина. 2. Точка зрения художника. 3. Светлая поляна и березы. 4. Ручеек, дальний лес. 5. Небо. 6. Звуки. 7. Мое отношение к картине.

IX. Вывод.

 – Какова главная мысль этой картины и нашего сочинения?

-  Как прекрасна наша родная  природа! Да, природа – это красота земли. Она еще может исцелять душу человека, если она сохранена в первозданной своей красоте.
Вот почему люди всей Земли борются за экологию всего земного шара, за сохранение природы в ее первозданности. Испорченная природа не вызовет у человека хорошего, доброго чувства и приподнятого радостного настроения.

– Какой вывод вы можете сделать из этого для себя? (Природа – красота и богатство Родины и ее надо охранять и беречь)

 

I.        Работа над эпиграфом. (На слайде предложены стихотворные строки С.А.Есенина и И.А.Бунина, которые могут быть использованы в качестве эпиграфа к сочинению)

С чего начинается Родина?
Наверное, с белых берез, 
С их царства сквозного молочного

И с пухлых ребяческих грёз.    

Я навек за сиянье и росы
Полюбил у березки стан,
И её золотисты косы,
И холщовый её сарафан.    

   Отговорила роща золотая
                                        Березовым веселым языком…    

                                                                                                             С.А.Есенин

 

В березовом лесу, 
где распевают птицы, 
Где в шелковой траве 
сквозь тень лучи горят…   
Хорошо и беззаботно мне 
На траве, среди берез зеленых, 
В тихой и безвестной стороне! 


                                                                                      И.А.Бунин

 

 

Слова для употребления. Солнечный, тихий, радостный день; залитая солнцем ровная поляна, зелень, пронизанная золотыми солнечными лучами; мягкая трава, изумрудный, ярко-зеленый; светло-зеленый, нежно-зеленый, темно-зеленый, таинственный лес, кроны деревьев;  белые стволы, густые, насыщенные темной зеленью тени; свежий воздух, насыщенный, глубокий свет,  прозрачное небо, зеленый стебелек, солнечные зайчики, тоненький и голубенький ручеек, легкая грусть, зачарованная природа, разговор берез и шорох трав, щебетание птиц, трогает за душу, светлое и радостное состояния природы, любовь к Родине.

 

Синонимический ряд. Художник – автор, живописец; картина – пейзаж, работа, произведение; написать картину – создать произведение; мастерство – талант.

 

 

 

Учитель. Подберите строки, которые отражают настроение картины А.И.Куинджи «Берёзовая роща»

 

II.               Работа над черновиком. (На слайде слова для употребления)

Учитель. На этом этапе урока вы должны самостоятельно поработать в черновиках. Можете воспользоваться словами из слайда, всё включать необязательно, выбирайте те слова и словосочетания, которые вам больше нравятся.

Постарайтесь описать картину так, чтобы человек, который её не видел, смог представить себе этот пейзаж.

 

Слова для употребления. Солнечный, тихий, радостный день; залитая солнцем ровная поляна, зелень, пронизанная золотыми солнечными лучами; мягкая трава, изумрудный, ярко-зеленый; светло-зеленый, нежно-зеленый, темно-зеленый, таинственный лес, кроны деревьев;  белые стволы, густые, насыщенные темной зеленью тени; свежий воздух, насыщенный, глубокий свет,  прозрачное небо, зеленый стебелек, солнечные зайчики, тоненький и голубенький ручеек, легкая грусть, зачарованная природа, разговор берез и шорох трав, щебетание птиц, трогает за душу, светлое и радостное состояния природы, любовь к Родине.

 

Синонимический ряд. Художник – автор, живописец; картина – пейзаж, работа, произведение; написать картину – создать произведение; мастерство – талант.

 

 

 

 

III.           Редактирование написанных черновиков.

IV.           Чтение сочинений несколькими учащимися.

VIII. Заключительное слово учителя.

А.И. Куинджи был настоящим поэтом в живописи, сказавшим свое неповторимое слово. Тонко и сильно выражал художник в своих картинах чувство восхищения родной природой; он не только открыл новые проявления ее красоты, но и смог передать прелесть нашего пейзажа неповторимо оригинальными художественными средствами.

IX. Домашняя работа. Выучить стихотворение о берёзе (по выбору учащихся).

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x