Планирование и проведение современного урока математики с учётом достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов обучения

Автор: Рудакова Галина Ивановна

« Если мы будем учить сегодня так,

 как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

 

Для достижения планируемых результатов обучения в свете требований новых стандартов современный урок математики должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в его построении, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи.

Опыт показывает, что иногда в урок полезно вводить математических героев. На этапе  объявления темы урока  при формировании познавательных универсальных учебных действий (УУД)  предлагаю учащимся задачу, в которой надо внимательно проанализировать условие задачи, чтобы отыскать ошибку в решении:

«Витя Верхоглядкин  решает у доски следующую задачу: «Школьники сажали деревья два дня. В первый день они посадили  2\3 всех деревьев,  что составило 30деревьев. Сколько деревьев посадили школьники за два дня?

Решает эту задачу Витя так:

1) 30:3=10(дер)

2) 10*2=20(дер)»

В процессе обсуждения с учащимися класса выясняется, что Витя невнимательно прочитал условие задачи. Он нашел 2\3 от30деревьев, когда сказано, что посадили 2\3 всех деревьев. Предлагаю решить задачу правильно. Это пример нестандартного действия, провокации.

При изучении дробных выражений рассматриваем пример:

«Однажды на уроке Верхоглядкин решал следующее задание: Найдите значение выражения:2,4*3,9/1,3*4,8

Это очень просто, - сказал Витя.- Перемножим числа, стоящие в числителе и знаменателе. И первое число разделим на второе. Несмотря на то, что ответ был правильный, учитель снизил ему оценку.»

В процессе обсуждения ребята выясняют, что это задание можно решить намного быстрее и проще. Надо предварительно сократить дробь. Часть учащихся, которые нерационально решали такие задания в конкретной ситуации прочувствали, что данное решение лучше. В дальнейшем я иногда спрашиваю своих учеников: «Так, значит, будем решать по способу Верхоглядкина?». Ответ класса всегда единодушен.

С целью формирования регулятивных УУД (регулятивные планирования, саморегуляции, самоконтроля) предлагаю своим ученикам самим составить  текс задачи. Учащиеся часто составляют задачи, не учитывая их содержания с точки зрения здравого смысла.  Тогда предлагаю им решить задачу составленную  тем же Витей Верхоглядкиным.

Например: «На стройку привезли 100кг кирпичей. На постройку дома пошло2\10 всего кирпича. Сколько кирпичей израсходовали?»

Решив  задачу устно, ученики  замечают смехотворность ответа и предлагают поселить в этом доме Витю. Вносят изменение в условие задачи.

Ещё один замечательный приём – «известно наперед». Сама постановка вопроса наталкивает учащихся на поиск нешаблонных решений. Это сродни творческому подходу к тому, что решение должно быть красивым и быстрым. Приобретается вкус к исследовательской работе  Пример: «Назовите дробь со знаменателем 371,которая меньше 1\2»

Учащиеся замечают, что числитель дроби в два раза меньше знаменателя, значит и у искомой дроби числитель должен быть в два раза меньше, чем 371.

Прием-«логический каркас»

Пример: Из двух равенств одно верное, а другое неверное

1)352*427=150308

2)564*376=212064

 

Слово «устно» сначала смутит ребят, но и заинтересует. Посмотрев внимательно, ребята обращают внимание на произведение последних цифр и на условие что только один пример правильный. Аналогичные задания встречаются в  контрольно-измерительных материалах ГИА. Последние приёмы формируют личностные УУД: смыслообразования – ориентация на саморазвитие и самообразование.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x