Побуждение детей к исследовательской деятельности. ☼
Автор: Райхерт Светлана Геннадьевна
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника, его самостоятельности и активности (Н.Н.Поддьяков, А.Н.Поддьяков, О.В.Дыбина, О.Л.Князева). Поэтому в настоящее время, в стране, активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его развивающий, личностный потенциал. Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Сегодня в образовательный процесс активно внедряются различные формы исследовательской деятельности. А так как современные дети живут в эпоху информации и компьютеризации, то в условиях быстро меняющейся жизни от ребёнка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. И мы воспитатели, и родители, хотим видеть своих детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникшие проблемы самостоятельно. Конечно, это во многом зависит от нас взрослых. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Н.Н.Поддъяков выделяет два основных вида исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников. Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка. Он выступает как полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит её цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребёнок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. Второй вид исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий. Ребёнок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.
Эти два вида тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и принимает их как собственные.
Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Когда ребенок слышит, видит, делает сам своими руками, то все усваивается прочно и надолго.
Именно поэтому экспериментальная деятельность в детском саду очень важна для обучения дошкольников основам физики, химии и биологии. В чистом виде наука детей пока точно не заинтересует. Поэтому воспитатель должен очень грамотно подобрать тему занятия, чтобы она привлекла к себе внимание всех малышей. Начинать нужно с того, что нас окружает. Ведь детям на самом деле интересно практически все.
Кроме того экспериментальная деятельность очень тесно связана с другими видами деятельности и образовательными областями, в результате чего дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, развивается речь, происходит накопление различных умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Понимая значение экспериментирования для познавательного развития ребёнка и для того, чтобы вызвать интерес к исследовательской деятельности, я оборудовала в группе экспериментальный уголок, который оснастила необходимым оборудованием и материалом для реализации предлагаемой мною работы. В уголке имеются материалы и оборудование для опытов по разным темам: «Вода», «Воздух», «Песок и глина», «Магнетизм», «Звук», «Электричество и свет», подобрана картотека опытов и экспериментов по возрастам и темам, а также различные коллекции: «Ткани», «Бумага», «Камни», «Пуговицы», «Часы», природный и бросовый материал. Это даёт мне возможность работать с детьми малыми группами и использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей.
Экспериментальная деятельность с детьми организуется один раз в неделю в рамках кружковой работы, согласно тематического планирования, а также элементы экспериментирования включаются в непосредственно образовательную деятельность. Во время совместной деятельности проводятся игры-эксперименты, организаторами которых являются разные персонажи. Структура проведения игры – эксперимента заключается:
- в постановке и формулировании проблемы;
- в выдвижении гипотез, решающих проблему;
- в проведении опытов-экспериментов;
- в подведении итогов, выводов;
- фиксации результатов;
Для положительной мотивации детей к экспериментальной деятельности использую различные стимулы: тайна, сюрприз, мотив помощи, познавательный мотив, ситуация выбора.
Результаты опытов дети фиксируют в аналитических картах с помощью условных обозначений. Это помогает детям анализировать и обобщать тот материал, который они исследуют.
После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный интерес. Я не всегда тороплюсь с ответом, а способствую тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. В результате, дети всё охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе, и, конечно же - к родителям, что тоже является положительным аспектом в вовлечении родителей в образовательный процесс.
Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие их вопросы. Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, являются прочными и запоминаются надолго.
Исследования предоставляют ребенку возможность найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». А творчество и самостоятельность в экспериментировании обуславливает проявление новых способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию окружающей природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала.
Анализируя опыт работы, я считаю, что экспериментальная деятельность в ДОУ не должна быть строго ограниченной какими-то рамками. Хорошо, если воспитатели будут просто спрашивать детей, о чём им интересно узнать, делиться с малышами планами на следующее занятие. Только так, деток можно будет легко заинтересовать и без проблем вовлечь в учебный процесс.
Поэтому я согласна с Н.Н. Поддьяковым, что детское экспериментирование, наряду с игрой претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка.
Заключение.
Экспериментальная и исследовательская деятельность даёт детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками.
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл» К.Е.Тимирязев.
Литература:
1. Л.Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет»,
Издательство «Учитель», 2008г.
2. А.И. Савенков «Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики» журнал «Дошкольное воспитание» № 2, 2000 г.
3. Л. Харитонова «Исследовательская деятельность дошкольника»
Журнал «Дошкольное воспитание» № 7, 2001 г.
4. А.И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений» М.: ТЦ Сфера, 2004г.