Подготовка к школе- залог успешного обучения

Автор: Величко Татьяна Николаевна

Т.Н. Величко

«Подготовка к школе – залог успешного обучения».

 

Все мы знаем знаменитую фразу «театр начинается с вешалки», а с чего же начинается школа? Школа начинается с 1 класса. От того, какие к нам придут дети, будет зависеть успешность их обучения. А дети приходят самые разные.

Первое общение психолога с дошкольником происходит на собеседовании. Общаясь с ребенком и его родителями, я получаю информацию о его готовности к школьному обучению.

Под школьной зрелостью понимают 3 аспекта:

1.   Интеллектуальная зрелость – уровень знаний и умений;

2.   Эмоциональная зрелость – умение самостоятельно выполнять задания;

3.   Социальная зрелость – умение подчинять свое поведение законам детских групп, исполнять роль ученика.

Психологическая готовность к обучению зависит не только от способностей и задатков ребенка, но и от воспитания, от психологической атмосферы в семье (тип воспитания).

К сожалению, встречаются семьи, которые не прикладывают никаких усилий к подготовке ребенка  к школе, к формированию положительной мотивации, потребности получать знания. Или сам стиль воспитания рано или поздно приводит к проблемам в обучении, в поведении. Есть родители, чаще всего «мамочки», которые говорят: «Он меня не слушает, я ничего не могу с ним сделать».

Наша задача – помочь родителям приобрести опыт в воспитании собственного ребенка.

В школе разработана программа по подготовке дошкольника к обучению. Пока учителя занимаются с детьми, психолог проводит занятия с родителями. Темы лекций и практических занятий я предлагаю на первом собрании, или же родители делают запрос: о чем они хотят услышать

  На лекциях мы знакомимся с особенностями психологического и физического развития детей 6–8 лет, на практических занятиях разбираем, как повысить мотивацию к школьному обучению, как подготовить ребенка к школе, т. е. как развивать моторику, познавательные процессы: память, внимание, мышление и т. д. А также о том, как вести себя родителям, чтобы помочь начинающему  ученику преодолеть трудности адаптации, поддержать его.

 

       Как подготовить ребенка к школе?

 

Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями к познанию. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. НЕ жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы уверенным в своих силах, учение для него будет не тяжелой обязанностью, а радостью.

Чтобы ваши усилия были эффективны, воспользуйтесь следующими советами:

1.   Не допускайте, чтобы ребенок скучал  во время занятий. Интерес – лучшая из мотиваций.

2.   Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее.

3.   Не проявляйте излишней тревоги по поводу  недостаточных  успехов  и малого продвижения вперед.

4.   Будьте терпеливы, не спешите, не давайте слишком сложных заданий.

5.   В занятиях с ребенком нужна мера, не заставляйте делать упражнения, если он устал.

6.   Дети не любят монотонные занятия. Лучше выбрать игровую форму.

7.   Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества, научите дружить с другими людьми.

8.   Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его успехи.

9.   А самое главное, постарайтесь  не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд.

Игра – это признанный всеми педагогами и психологами метод обучения и воспитания дошкольников. В каждой игре, даже самой простой, обязательно есть правила, которые регулируют действия ребенка. Выполняя правила игры, ребенок учится управлять своим поведением. Общаясь с ребенком во время игры, взрослый помогает ему  установить связь между прошлыми, настоящими и будущими действиями, выделить цель и средства ее достижения. Например, вопросы: «Что ты хочешь слепить?», «Что нужно сделать вначале?», «Как  назовешь?», «Какой цвет возьмешь?». Если ребенок затрудняется, такие вопросы: «Ты хочешь построить дом?», «Ты играешь в продавца?».

 

Главное значение в готовности к школе играет развитие РЕЧИ. Умение пересказать  прослушанный  текст, сказку, ответить на вопросы, рассказать, как ребенок провел день. Не путайте главное, не просто болтать, а четко отвечать на вопросы.

 Готова ли рука к письму?

В понятие психологическая готовность  входит и  двигательная готовность.

Важно, чтобы  были хорошо развиты мелкие мышцы кистей рук, иначе ребенок не сможет правильно держать ручку, будет быстро уставать при письме. Доказано, что чем выше развита  мелкая моторика  (т.е. движение кистей рук), тем выше развитие речи и мышления. Подготовка руки к письму  до школы  может заключаться в упражнениях и заданиях на координацию движений рук.

Как определить моторику? Наблюдайте, как рисует ребенок.  

1.   Если для того, чтобы закрасить фигуру,  ребенок поворачивает лист, значит, он не может менять направление линий пальцами.

2.   Если на рисунке все предметы нарисованы очень мелко, значит кисть руки сильно зажата.

Как развивать моторику? Особую роль играет рисование, но важно правильно держать карандаш, 3–4см от края, между большим и средним пальцем. Лепить, конструировать, перебирать косточки, бусы.  Зарядка для пальчиков со стихотворением «Сорока-белобока»  или  «Семья»:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот я,

Это вся моя семья!

 

Нужно ли переучивать левшу?

 

Леворукого ребенка переучивать нельзя. Ребенок может потерять уверенность в себе, приобрести массу комплексов. Почему некоторые дети делают все левой рукой связано с головным мозгом. Доминирование одного из полушарий отвечает за ведущую руку, ухо, глаз.

Упражнения  для развития рук:

1.   Барабанить всеми пальцами по столу;

2.   Хлопать в ладоши, тихо, громко;

3.   Завязывать и развязывать узлы на шнурке;

4.   Нанизывать пуговицы, шарики на нитку;

5.   Застегивать и расстегивать пуговицы;

6.   Вырезать различные фигуры ножницами;

7.   Мять пальцами поролоновые игрушки, губки.

 

Занятия в музыкальной школе  хорошо помогают  развивать моторику, внимание, переключение внимания. 

Внимателен ли ваш ребенок?

 

Для успешного обучения в школе важно развивать психологические процессы: ПАМЯТЬ, ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ.   Поговорим  о внимании.

Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. У дошкольника преобладает непроизвольное внимание, т.е. ребёнок не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Не может сосредоточиться на чём-то одном, быстро отвлекается. К началу обучения необходимо формировать произвольное внимание. Развивая произвольное внимание, мы вырабатываем ответственность, силу воли у ребёнка. К произвольному вниманию относятся: объём внимания, концентрация внимания, распределение внимания, переключение, устойчивость внимания. 

Упражнения на концентрацию внимания:

1.   Сравнить картинки и назвать все их различия.

2.   Показать неоконченные картинки. Что не дорисовано?

3.   Раскрасить вторую половинку картинки, как раскрашена первая.

4.   Использовать газету или книжку. Находить заданную вами букву (а, м, и …и т. д. ). Развивает концентрацию и распределение внимания.

Упражнение  на произвольность внимания:

Нарисовать 10 треугольников. Заштрихуй красным цветом 3, 7 и 9, а 2, 4, 8, синим цветом.

Упражнение на внимание и память:

Берёте любимые игрушки, до 10 штук, выставить их в ряд. Запомни, как они стоят и закрой глаза. Вы переставляете несколько игрушек. Что изменилось?

 

Как мыслит Ваш ребёнок?

 

Мышление – это процесс сознания человеком действительности с помощью мыслительных процессов: анализа, синтеза, суждений, и т. п.

Выделяют 3 вида мышления:

1.   Наглядно-действенное  (познание с помощью манипулирования предметами, т.е. игрушками). Такое мышление развивается в 3–4 года.

2.   Наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений). Т. е. ребёнок может решать задачи на основе представлений (считать в уме).

3.   Словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений). Такое мышление начинает формироваться к 6–7 годам. Если же такое мышление не сформировано, необходимо срочно навёрстывать упущенное. В беседе, игре с ребёнком, учить его делать выводы, обобщать, выделять лишнее.

Упражнение «Лишний предмет» оценивает наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Упражнение «Нелепица» – Словесно-логическое мышление.

Упражнение на обобщение – «Как назвать одним словом» (сом, карп, щука) и т. д.

Упражнение на развитие гибкости ума –«Назови слова обозначающие зверей, транспорт, время года…».

Упражнение «Говори наоборот», т. е. слова противоположные по смыслу: маленький --…, кислый-…, веселый-…, умный- …, и т. д.

Упражнение «Угадай» – загадываем ребенку загадки.

 

Развитие пространственной ориентации.

 

Ребенок должен уметь ориентироваться в пространстве, усвоить такие понятия как «справа», «слева», «впереди», «сзади».

Можно использовать такие игровые упражнения как:

1.   Взрослый размещает вокруг ребенка игрушки (3–4 шт.), затем он просит назвать игрушку, которая расположена справа от ребенка, слева, перед ним, позади;

2.   Принеси мне вещь (например, масло, оно лежит в холодильнике на 2 полке слева);

3.   Складывание пазлов;

4.   Складывание лего, конструктора;

5.   Развитие пространственных представлений, (возьми правой рукой левое ухо, нарисуй в центре круг,  слева квадрат, вверху треугольник).

 

Развитие восприятия и осведомленности.

 

Восприятие- это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент воздействия на органы чувств.

 В старшем дошкольном возрасте дети уже хорошо различают цвет и форму предмета (мяч круглый, дверь прямоугольная).

 Более трудным для ребенка 6–7 лет является восприятие времени, ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты, секунды). Чтобы помочь ребенку разобраться, задаем вопросы: в обед мы обедаем, а утром мы…?, вечером мы…?

Упражнение «Круглый год». Используем картинки с изображением времен года и задаем вопросы: Назови времена года на каждой картинке? Почему ты думаешь, что на картинке лето (зима, весна)?

Составь рассказ по картинке.

Упражнение «Что не дорисовано?». Картинки с изображением предметов, назвать недостающую деталь.

Упражнение «Закрась фрукты». Развивает способность к цветовосприятию. Даются рисунки черно-белые с изображением фруктов, необходимо раскрасить каждый фрукт в соответствующий цвет, Вместо фруктов могут быть животные, овощи.

Упражнение «Чтение схем-слов». Развивает фонематический слух. Например, нарисован кот и схема – * * *;  слон и схема – * * * *. Нужно вписать название животных.

 

Хорошо ли запоминает Ваш ребёнок?

 

Память можно определять как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребёнка, является условием обучения, приобретения  знаний и умений. Часто встречаются жалобы родителей, на плохую память детей (особенно первоклассников). Часто не помнят, что задано на дом, что нужно принести в школу. В то же время родители говорят, что их ребёнок великолепно запоминает рекламу, очередной сериал. Дело в том, что в первом случае требуется произвольное запоминание, а во втором – непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе. Память бывает кратковременной (через 10 секунд), долговременной (воспроизведение информации через длительное время). В зависимости от того, какие ощущения  преобладают, говорят о памяти зрительной, слуховой, эмоциональной.

Зрительная память – сохранение и воспроизведение зрительных образов.

Упражнение «Запомни игрушку». Ставите 10 игрушек, или любых предметов, ребёнок запоминает 30 секунд. Затем отворачивается и называет, что запомнил.

Упражнение «Сравни картинки». 2 картинки. Запоминает одну картину, потом смотрит на другую (с изменениями). Находит, что изменилось.

Упражнение на развитие зрительной памяти.       Показать ребёнку фигуру, 10 секунд он запоминает, затем убирайте, а он складывает её из счётных палочек или спичек.

Упражнение.  Запомни, в чём одет твой друг (одежда, цвет).

Слуховая память – это хорошее запоминание звуков, слов, информации. В школе ребёнок получает 70% информации слуховой, поэтому очень важно развивать слуховую память.

Упражнение  «Каскад слов». Заранее готовят слова:

1.   Огонь;

2.   Дом, молоко;

3.   Конь,  гриб, игра;

4.   Петух, солнце, асфальт, тетрадь и т. д.  Ребёнок должен повторяет. Точно также запоминать цифры.

Приёмы, помогающие запоминанию:

Если ребёнок затрудняется повторить слова, дайте ему бумагу и цветные карандаши. К каждому слову сделайте свой рисунок, это поможет ему вспомнить эти слова. Тоже самое можно сделать при запоминании фраз.

Прочитайте рассказ и попросите пересказать его  (вопросы задавайте для помощи).

Запоминание стишков. Если не развить в детском возрасте память, дальше будет сложнее, мозг становится менее гибок.

Запоминание цифр (например, номер телефона)

Применяйте смысловую систему. Если ребёнок не понимает слово, выражение ему трудно запомнить. Ребёнок нервничает, надо объяснить, что означает, а лучше представлять.

Эмоциональная память – это память на эмоциональных переживаниях. Пережитые и сохранённые в памяти чувства, эмоции. Отрицательные эмоции вызывают нервозность, неуверенность. Положительные эмоции придают ребёнку уверенность в своих силах. Если ребёнок зазубривает, не понимая смысла, под давлением родителей, то результат будет отрицательный. Без опоры на мыслительную действительность, без опоры на понимание, никакого усвоения знаний вообще невозможно и противоестественно для здорового ребёнка. В старших классах зубрёжка не даёт смысла.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.   Венгер А.Л., Венгер Л.А.  Готов ли ваш ребенок к школе? / М.: Знание, 1994 г., 63 с.;

2.   Ильина М.Н. Подготовка к школе: Развивающие упражнения / С-Пб.: Дельта, 1998 г., 146 с.;

3.   Как развивать память / Под ред. Матюгина / М.: Сфера, 1996 г., 200с.;

4.   Никитин Б.П. Готовимся к школе: Развивающие игры / М.: Знание, 1994г., 136 с.;

5.   Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе / М.: Сфера, 1998 г., 187 с.;

6.   Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день, логика для дошкольников / М.: Академия «Холдинг развития», 2001 г., 112 с.;

7.   Чивикова Н. Как подготовить ребенка к школе / М.: Рольф, 2000 г., 112с.;

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x