ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ – ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ☼
Автор: Цымбаленко Светлана Игоревна
Формирование физических, психических и личностных качеств ребенка начинается с его самых ранних лет. В дошкольном возрасте дети учатся бегать, прыгать, общаться, взаимодействовать друг с другом и окружающим миром. Именно поэтому особенно актуальной проблемой современности является грамотное и правильное воспитание ребенка в детском саду.
Организация процесса физического воспитания в детском дошкольном учреждении влияет на качество и скорость развития физических качеств ребенка. Насколько быстро и качественно ребенок освоит основные двигательные действия, настолько эффективно он будет развиваться и дальше. По мнению ряда российских педагогов (В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий А.В. Кенеман, М.Ф. Литвинова, И.М. Коротков и др.) среди физических качеств, формируемых в детском саду, основное место принадлежит координации. Хорошая координация является предпосылкой дальнейшего эффективного психофизического развития ребенка. Лишь при хорошо развитой координации можно быстро освоить основные жизненно-важные умения и навыки: бег, плавание, ходьба на лыжах и т.д.
Говоря о дошкольном воспитании, следует отметить, что ведущим типом деятельности в детском возрасте является игра. Прогрессивные русские ученые-педагоги, психологи, врачи, гигиенисты (Е.А.Покровокий, П.Ф.Лесгафт, Н.К.Крупская, А.С. Макаренко, Л.С.Выготский, В.В. Гориневский, А.В.Запорожец, А.П.Усова, Д.Я. Эльконин, В.Г.Яковлев, Р.И.Жуковская и др.) раскрывали роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка. Разработкой содержания и методики подвижных игр, изучением их роли в физическом развитии детей разного возраста занимались и продолжают заниматься отечественные ученые и практики: З.М.Богуславская, В.М. Григорьев, Ю.Ф.Змановский, И.М.Коротков, Е.И. Янкелевич и др.
Выдающуюся роль в обосновании педагогического значения игры и методики ее применения сыграл известный русский ученый и общественный деятель П.Ф. Лесгафт. Его ученики (М.В. Лейкина, М.М. Конторович) вместе с другими прогрессивными педагогами и общественными деятелями (И.Я. Герд, С.Т. Шацкий, А.У. Зеленко, В.Г. Марц и др.) широко использовали подвижные игры (включая и народные) в физическое развитие детей. Большинство из этих специалистов и общественных деятелей вели практическую работу по организации игр с детьми, открывали детские игровые площадки, клубы. Такая работа способствовала внедрению игр в широкие массы людей, что благотворно влияло на здоровье подрастающего поколения.
Сегодня подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка. Благодаря им обычные рутинные дела становятся интересными и привлекательными. Преимущество подвижных игр перед занятиями физическими упражнениями в том, что они всегда связаны с инициативой, фантазией, творчеством, всплеском эмоций, активным движением. Игра отвечает самым естественным потребностям ребенка –потребностям в жизнерадостных движениях.
Несмотря на широкий интерес педагогов к использованию подвижных игр в системе физического воспитания в ДОО, задача формирования координационных способностей у детей средствами подвижных игр остается актуальной в наши дни. К сожалению, в ДОО не всегда уделяется достаточно внимания развитию координационных способностей малышей. Игры, проводимые в ДОО, имеют в основном развивающую направленность и не всегда служат формированию координационных способностей. В то же время для нормального психофизического развития, дальнейшей успешной учебы, а также во избежание отставания в развитии дошкольникам необходимо, прежде всего, иметь хорошую координацию.
С целью подтверждения гипотезы об эффективности использования подвижных игр для формирования координационных способностей дошкольников, в МБОУООШ № 11 города Ливны был проведен эксперимент. Дошкольники двух групп были протестированы на уровень развития координационных способностей. В течение одного месяца дети выполняли определенные задания на физкультурных занятиях. Задания контрольной группы преимущественно представляли собой выполнение физических упражнений. Задания для детей экспериментальной группе проходили в основном в игровой форме. Во время игр дети должны были бегать, прыгать, лазать, метать и ловить мяч, увертываться и т.д. Кроме того, с детьми экспериментальной группы проводились различные эстафеты, игры на свежем воздухе, стимулирующая утренняя гимнастика.
Результаты контрольного среза тестирования координационных способностей детей на конец исследования показывают достоверные положительные изменения даже за сравнительно небольшой промежуток времени. Показатели координации на начало и конец исследования представлены в табл. 1.
Таблица 1
Оценка координации по результатам тестовых упражнений
№ теста | Оценка в баллах | |||
Контрольная группа | Экспериментальная группа | |||
Начало | Конец | Начало | Конец | |
1 | 2,7 | 2,8 | 2,8 | 3,0 |
2 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,5 |
3 | 3,8 | 3,7 | 3,5 | 3,9 |
4 | 3,1 | 3,1 | 3,2 | 3,8 |
5 | 3,6 | 3,6 | 3,5 | 4,0 |
6 | 4,0 | 3,8 | 4,0 | 4,7 |
7 | 3,8 | 3,9 | 3,8 | 4,5 |
8 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 4,0 |
В качестве тестовых заданий для детей использовались метания мячом в цель, прыжки через скакалку, преодоление дистанций с препятствиями, пробегание между предметами, выполнение общеразвивающих упражнений. Для верификации полученных показателей проводились педагогические наблюдения и оценивались действия каждого ребенка в игре.
Следует отметить, что большой интерес у дошкольников вызывают игры с элементами соревнования. Такие игры воспитывают у детей чувство ответственности перед коллективом, положительно влияют на совершенствование двигательных навыков, увлекают своей эмоциональностью. В таких играх дети выполняют по очереди одно и то же движение в одинаковых условиях, а победа присуждается набравшим большую сумму очков за правильность действий. Игры с элементами соревнований рассчитаны на то, что каждый ребенок может внести свой вклад в победу.
Особую значимость в работе с дошкольниками имеют командные игры, в которых действия каждого следующего участника являются как бы продолжением действий предыдущего ребенка. Здесь неудачи одного ребенка могут быть компенсированы за счет успехов других детей. В этих играх дети как-бы выручают друг друга. В этих играх отмечается успех не отдельного игрока, а всей команды. Полученный приз за победу (один на всех) является особо значимым в плане сплочения команды.
Образовательные и воспитательные функции подвижной игры могут быть успешно решены лишь при умелом руководстве ею. Игры необходимо подбирать, руководствуясь возрастными особенностями детей, их уровнем владения основными двигательными умениями и навыками. Необходимо помнить, что двигательные навыки нужно не только формировать, но и закреплять.
Приобретенные умения позволяют детям достигать успеха в игре. Удачные действия вызывают у них радость, чувство удовлетворения и уверенность в своих силах. Дети становятся увереннее, а их сформированные навыки предъявляют повышенные требования к их ролям в игре. Научив детей выполнять менее сложные действия, можно постепенно усложнять игровые задания.
Большое значение имеет правильная организация детей в игре. В зависимости от содержания, очередности выполнения заданий, игра может проводиться одновременно со всеми детьми или по очереди с небольшими группами. Такие игры способствуют воспитанию воли, сдержанности. Однако, слишком долгое ожидание, однообразие статистического положения вызывает снижение интереса, быстроты двигательной реакции. Преимуществом подвижных игр в процессе формирования координационных способностей детей является то, что в играх с удовольствием участвуют все (в том числе малоактивные) дети. Эмоциональный фон игры позволял детям с удовольствием осваивать различные виды координации, не испытывая при этом утомления и избавляя от монотонности.
Используемая методика формирования координационных способностей детей дошкольного возраста представляет собой специально подобранный комплекс игр и игровых заданий, направленный на поочередное освоение различных двигательных действий. Данная методика построена по принципу постепенного перехода от простого к сложному. Принципы доступности и чередования интенсивности физической нагрузки также являются доминирующими в ней. Игры включают в себя выполнение различных видов движений: бег, лазание, метание мяча, прыжки и т.д. Все это способствует эффективному усвоению двигательных действий и в дальнейшем формированию координационных способностей.
В процессе эксперимента была доказана роль подвижных игр как основного средства формирования координационных способностей. Показатели координационных способностей контрольной и экспериментальной групп наглядно показывают эффективность использования подвижных игр для формирования координации дошкольников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Д.В. Хухлаева – М.: Высшая школа, 2011. – 167 с.
2. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2008. – 180 с.
3. Спирин М.П. Подвижные игры: теория, понятия, методика проведения. – Белгород, изд-во ПОЛИТЕРРА, 2010.
4. Ушакова Е.В. Подвижные игры / Е.В. Ушакова – Белгород, изд-во БелГУ, 2011.