Предметно - развивающая среда группы, как фактор развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста ☼
Автор: Куркина Юнна Георгиевна
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ГРУППЫ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Куркина Ю. Г.
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №6» (Саранск)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направляет ДОУ на создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка .
ФГОС ДО нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства. Делается акцент на отсутствие жѐсткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в ДОУ. Особое значение уделяется формированию предметно-развивающей среде как фактору развития дошкольников. [1, с.2-4]
Продуманная развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает:
-реализацию образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, с учѐтом индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
-двигательную активность детей, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможность для уединения. [3]
Инновационная модель предметно-пространственной развивающей среды группы включает следующие компоненты:
-предметное содержание (игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование);
-его пространственную организацию (распределение группового пространства на центры);
-развивающее (формирующее) содержание (формирование детской самостоятельности и детской активности);
-изменение в зависимости от времени (изменение предметно-развивающей среды в зависимости от времени года, от приближающихся событий и т.д.) [2]
В нашей группе среда не только развивающая, но и развивающаяся. Предметное содержание, окружающее ребенка, постоянно пополняется и обновляется, сочетается с событиями социальной жизни и традициями группы, приспосабливается к новообразованиям возраста.
Особое значение в развитии художественно-эстетических способностей детей отводится организации центра «Художественное творчество».
Организация центра направлена на развитие художественной деятельности (изобразительная деятельность, лепка, аппликация, конструирование из различных материалов и др.). В данном направлении основой является развитие эстетического восприятия, эстетического чувства и творчества дошкольников.
Центр художественного творчества способствует формированию творческой личности, развитию самостоятельного творчества ребёнка.
В соответствии с методическими рекомендациями по организации развивающей предметно - пространственной среды ДОО в условиях ФГОС ДО материалы и оборудование для продуктивной деятельности в группе представлены двумя видами:
-материалами для изобразительной деятельности и конструирования;
-оборудование общего назначения.
Набор материалов для продуктивной деятельности включает материалы для рисования, лепки, аппликации и конструирования. Предусмотрено наличие алгоритмов выполнения работ, различных техник изобразительной деятельности.
Наличие оборудования общего назначения (доска для рисования мелом и маркером, магнитные планшеты, доска для размещения работ по лепке и др.) используется при реализации образовательной программы.
В группе предусмотрен стеллаж для расположения и систематизации изобразительных материалов и инструментов, магнитная доска для крепления репродукций, фотографий, детских книг и других материалов.
Детские работы выставляются на всеобщее обозрение на стенде «Цветная палитра», к которому есть свободный доступ для детей. На этом стенде можно организовать выставку работ того или иного ребёнка, коллективные или совместные работы с родителями на определённую тематику.
В центре «Художественного творчества» размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства – живописью, графикой, скульптурой, предметами народных промыслов, архитектурой.
Для развития художественно-эстетического восприятия центр художественного творчества оснащен предметами народного искусства, где имеются образцы прикладного искусства, художественные произведения, выполненные в различных традициях (Дымка, Хохлома, Городец, филимоновская игрушка, матрешки и др.), собранием красочных книг и иллюстраций о народном творчестве, репродукциями живописных произведений, привлекательной выразительной скульптурой малых форм, куклами в национальных костюмах . Игрушки расположены на фоне картин, что активизирует желание детей рассматривать и обыгрывать представленные материалы.
Кроме того, в этом центре находятся материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности (восковые и масляные карандаши, гуашь, сангина, уголь, акварельные карандаши, гель с блёстками, гелевые ручки, штампики, ватные палочки, шаблоны и др.), ручного труда и художественного конструирования (бумага разной фактуры и цвета, кусочки ткани, пластилин, глина, цветочно-травочные элементы и др.)
Включение в среду изобразительных материалов (репродукции картин художников, произведений народного творчества в том числе художников Мордовии: Ф.В.Сычкова, В.Е.Попкова, А.А.Мухина, В.Д.Илюхина, А.И.Коровина, художников книжной графики В.Д.Фалилеева, произведений детского творчества) способствует творческой активности детей, приобщает детей к национальной культуре и искусству.
В центре художественного творчества есть музыкальный центр, с помощью которого можно прослушать записи классической музыки, звуки природы. На экране цифровой фоторамки дети могут посмотреть репродукции картин известных художников , видеофильмы о них. Важным для детей дошкольного возраста является фонд сенсорных материалов: картон и бумага разнообразных цветов и оттенков, фактуры, наборы форм плоских и объемных фигур, фигурок животных для тактильного обследования и игры «Чудесный мешочек». Есть игры, способствующие развитию точности и дифференцированности восприятия; игры по типу пространственного моделирования; мелкие игрушки и предметы для декорирования и обыгрывания, а также представление изображения (информации, предметов) по принципу контраста.
При организации центра учитывались гендерные различия детей – предоставлять материалы и оборудование для ручного труда и художественного конструирования, интересные как для мальчиков, так и для девочек.
Большое значение в жизни ребёнка имеет игрушка – неотъемлемая часть интерьера группы. Поэтому в центре «Художественного творчества» постоянно появляются любимые игрушки ребят.
Окружающая среда центра содержит лучшие образцы общечеловеческой культуры. Насыщена классическими и авангардными произведениями не только детской, но и «взрослой» живописи, графики, скульптуры, архитектуры, музыки, декоративно-прикладного искусства.
Все предметы доступны детям, многофункциональны, позволяют детям заниматься самостоятельной дизайнерской деятельностью, побуждают и развивают творчество.
Литература
1. Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Мамедова Ж.С. Стандарт дошкольного образования: детство ради детства // Научно-публицистическая газета Федерального инсти- тута развития образования Министерства образования и науки Российской Федера- ции «Горизонты современного образования». – 2013. – Декабрь. – № 12 (75). – С. 2–4.
2. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с
Комарова Т.С., Филипс О.Ю. Эстетическая среда в ДОУ: учебно-методи- ческое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128 с