Статья Приобщение дошкольников к чтению через сотрудничество ДОО, библиотеки и семьи. Автор: Васильева Ольга Сергеевна

Автор: Васильева Ольга Сергеевна
Эта статья поможет педагогам привить дошкольникам любовь к книге и чтению.


Автор: Васильева Ольга Сергеевна

«Приобщение дошкольников к чтению через

сотрудничество ДОО, библиотеки и семьи».

Я считаю, что это проблема современного мира. В нашей стране заметно

снижен интерес к книге, к чтению у детей дошкольников. Дети все реже берут

книгу в руки в свободное время.

Техника (аудио-, видео-, компьютерная), дающая готовые образы,

особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и

желание работы с ней. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня:

низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных

навыков, вообще нравственных устоев.

Цель моей работы состоит в том, чтобы способствовать формированию

устойчивого интереса дошкольников к книге, художественной литературе

через создание единой системы работы между ДОО, библиотекой и семьей

через решение следующих задач:

 Повысить эффективность работы по приобщению дошкольников к

книге через взаимодействие всех участников образовательного

процесса: педагогов, работников библиотеки, детей, родителей

 Сформировать у детей интерес к библиотеке

 Способствовать зарождению традиций семейного чтения

 Повысить педагогическую культуру родителей по проблеме

приобщения дошкольников к книге

 Воспитывать бережное отношение дошкольников к книге, как

результату труда многих людей

 Способствовать развитию памяти, речи, внимания

 Развитие литературной речи

 Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие

художественного восприятия и эстетического вкуса.

Художественная литература играет большую роль в личностном

развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература

постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь

общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает

прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее

воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к. расширяя

знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность,

развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.

Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его

мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё

последующее знакомство с огромным литературным наследием будет

опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном

возрасте.

Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге.

С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке "талант

читателя".

Кто же вводит ребенка в мир книги? На этот вопрос искала ответ и я. В

результате общения и анкетирования родителей, выяснилось, что они

крайне редко бывают с детьми в городской библиотеке.

Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной

работы организовывать одновременно с детьми и родителями. А

возникающие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти

к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединить условия для

достижения эффективных результатов.

В своей работе я полагаюсь на следующие принципы: родители и

педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей; это единое

понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения

детей; помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так

и со стороны родителей;

Результат воспитания может быть успешным только при условии, если

педагоги и родители станут равноправными партнерами в воспитании детей.

Такая система работы помогает лучше понять ребенка, найти оптимальные

способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном

учреждении и дома.

Главная задача педагога не только воспитывать самих детей, но ещё и

убеждать, просвещать и настраивать родителей на реализацию идей,

заложенных в программе, на изменение или корректировку своих

представлений о детской литературе и детском чтении, путях и способах

приобщения ребенка к книге, установления эмоционального контакта с детьми

посредством чтения.

В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир

большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и

воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: «Что принесет книга ребенку?

Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе.

Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, станет

ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве

станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Новая социальная ситуация заставляет искать новые подходы к проблеме

«Дошкольник и книга», которые заключаются в следующем:

- Книга и мир видеотехники в жизни дошкольника существуют параллельно,

не отменяя и не подменяя друг друга. Надо глубоко осознать сказанное

русским писателем Н. Лесковым: «Истинно глаголю вам: дано печатному

слову пребыть не только во времени, но и над временем» - и начиная с раннего

возраста приобщать ребенка к книге, к процессу чтения обдумывание ее, не

считать этот процесс ненужным в жизни современного человека.

Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное

чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные

иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает

события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное

чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием

редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке

доброе и любящее сердце.

Сотрудничество библиотеки и детского сада – очень важное направление

нашей деятельности по формированию интереса дошкольников к чтению.

Библиотека обладает уникальными ресурсами для эффективной поддержки

социальной рекламы чтения, формирует интерес читателя любого возраста.

Чтобы приучить детей к чтению, бережному отношению к книгам с малых лет,

важно подбирать качественную литературу.

При ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приёмы формирования полноценного восприятия произведения детьми:

• выразительное чтение воспитателя;

• беседа о прочитанном;

• повторное чтение;

• рассматривание иллюстраций;

• объяснение незнакомых слов.

Творческое сотрудничество библиотеки и детского сада включает

разнообразные формы работы.

Во время пребывания в библиотеке, дети:

Р

ебята выступают в роли

слушателей.

Смотрят театрализованное представление (кукольный театр).

Играют в подвижные игры вроде ручейка. Особой популярностью

пользуются хороводные игры.

Участвуют в физкультминутках

.

Изготавливают поделки в творческой мастерской.

Отгадывают загадки и выигрывают викторины и конкурсы.

Смотрят видео презентации, в которых в доступной для детей форме

рассказывается про биографию и творчество детских писателей.

Смотрят советские мультфильмы.

Вообще занятия в библиотеке проходят всегда очень весело, задорно и

познавательно.

Формы осуществления преемственности:

1. Работа с детьми

Экскурсии в библиотеку

Посещение мини-музея в библиотеке

Выставки рисунков и поделок

Совместные праздники – «Библиотечная продленка»

Литературные брейн - ринги – «В кругу любимых книг», «Писатели

нашего детства».

Акции - «Как пройти в библиотеку», «С книгой – в будущее» и др.

На основе содержания литературных текстов, привлекаю внимание детей и обучаю следующим исследовательским умениям:

видеть проблемы;

выдвигать гипотезы;

ставить вопросы;

классифицировать;

проводить эксперименты;

Развитие умений видеть проблемы.

Используя содержание литературных текстов, детям предлагаются следующие задания, в процессе выполнения которых они учатся смотреть на одни и те же события с разных точек зрения: «Посмотри на мир глазами героев произведения», «Составь рассказ от имени другого персонажа» (от имени разных героев, неживых объектов, присутствующих в произведении); «Составь рассказ, используя данную концовку произведения»; «Назови как можно больше признаков предмета».

Развитие умений выдвигать гипотезы:

В процессе чтения литературных текстов дети совместно с педагогом выделяют проблемные ситуации по содержанию произведения, детям предлагается высказать предположения для разрешения той или иной ситуации, используя следующие слова: может быть…, предположим….,допустим….. возможно…..

Развитие умений задавать вопросы:

В ходе бесед с детьми по содержанию художественных произведений детям предлагается задавать вопросы для установления причинно-следственных связей. Для тренировки умения задавать вопросы используются следующие упражнения: «Найди заданное слово»; «Угадай, о чем спросили»; «Найдите причину событий с помощью вопросов»;

Развитие умений классифицировать:

Классификация является важной мыслительной операцией. Она облегчает процесс изучения действительности, выявляет закономерности. В процессе реализации проектов, детям предлагаются следующие задания классифицирования по разным основаниям: «Продолжи ряд»; «Набор картинок»; «Найди ошибку».

Развитие умения и навыков экспериментирования:

Эксперимент – это метод познания, при помощи которого исследуются явления окружающего мира и мира природы. Эксперимент предполагает проведение каких –либо практических действий с целью проверки выдвигаемых предположений. В процессе знакомства детей с художественными произведениями для проверки гипотез, выдвигаемых детьми для решения проблемных ситуаций используются мысленные эксперименты, эксперименты с реальными объектами. Мысленный эксперимент – мысленное представление воображаемых действий с объектом, рассуждение по поводу этих действий, формулирование выводов. Так, например, при чтении сказок про животных детям предлагается ответить на вопрос: «Что будет, если в реальной жизни животные будут говорить как люди?». В процессе чтения художественных произведений у детей расширяются сведения об окружающем мире. Для расширения кругозора детей, развития интереса к содержанию литературного текста, оказания помощи его персонажам используются эксперименты с реальными объектами. Так, например, в беседе после прочтения русской народной сказки «Волк и лиса», перед детьми ставится проблемная ситуация «Как помочь волку, чтобы его хвост остался целым?». Детьми выдвигаются разные гипотезы. Проводятся опыты со льдом.

2. Взаимодействие педагогов:

Совместные педагогические советы ДОО и библиотеки

Семинары, мастер классы.

3. Все формы работы с родителями по данному направлению можно разделить на информационно-аналитические, познавательные, досуговые, наглядно-информационные.

К информационным относятся ‒ Проведение анкетирования, опросов «О чтении в семье»; «Любимая книга детства», «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге» ‒ «Почтовый ящик» (куда родители в письменной форме помещают свои вопросы и пожелания). Они позволяют педагогам изучить состояние приобщения ребенка к книге в семье, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами. Познавательные формы работы призваны знакомить родителей с рациональными методами и приемами ознакомления дошкольников с детской литературой, формируют практические навыки взаимодействия с детьми. Воспитатель проводит индивидуальные консультации и беседы с родителями на конкретные, важные для той или иной семьи темы (как привлечь ребенка к слушанию книг, какие литературные места можно показать детям в выходной день, как использовать книгу для развития связной речи). Очень важно консультируя родителей показать, как нужно работать с книгой. Ее нужно не просто читать ребенку, но и вместе рассматривать иллюстрации, предложить ему ответить на вопросы по содержанию текста, особо останавливаясь на определении поступков героев, оценки их действий в той или иной ситуации, предложить пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. На родительских собраниях педагог знакомит родителей с читательскими интересами группы, выявленными в ходе беседы с детьми, освящает имеющиеся проблемы, рассказывает о вреде раннего приучения ребенка к телевизору, видео, компьютерным играм, о недопустимости замены ими непосредственного общения ребенка с родителями. Необходимо убедить их в том, что ребенок не должен находиться у телевизора больше часа в день, смотреть все подряд. Основное внимание обратить на то, как важны для воспитания дошкольника — зрителя совместный с родителями просмотр детских телепередач, спектаклей и их последующее обсуждение. И самое главное условие для приобщения детей к чтению — собственный пример. Только читающие родители становятся образцом для подражания Важной формой работы по приобщению детей к чтению является семинар — практикум. На семинаре рассматриваются и обсуждаются различные вопросы, посвященные детскому чтению, рассказывается о его значении, качестве современной детской литературы и других проблемах. Например, на семинаре — практикуме на тему «Учим стихи с детьми» родителям предоставляется информация и практические рекомендации о том, как подобрать стихи соответственно возрасту детей, как учить стихи с детьми дома, как развивать интонационную выразительность речи. Многие сталкиваются с проблемой — дети не умеют выразительно читать стихи, родители учат их только запоминать механически текст, не обращая внимания на интонацию. По ходу встречи родители участвуют в практическом выполнении заданий — прочитать выразительно, с разной силой голоса, темпом различные отрывки детских стихотворений. В процессе проведения такой формы взаимодействия как круглый стол, родители выступают, обмениваются мнениями, обсуждают актуальные проблемы, например «Нужно ли прививать интерес к книге?». «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть, как взаимодействуют педагоги с детьми в процессе ознакомления с произведениями детской литературы. В этот день родители могут познакомиться с тем, каких успехов достиг ребенок в чтении стихов, умении рассказывать сказки, принимать участия в драматизации детских произведений. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, продуктивной деятельности. Посещение на дому также относится к познавательным формам взаимодействия с семьей. Воспитатель может оказать конкретную помощь, например, посоветовать, где разместить книжный уголок в соответствии с необходимыми требованиями: освещение, доступность его для самостоятельного использования ребенком. Педагог на месте может посоветовать, как обращаться с книгой, какие книги оставить в детском уголке, а какие убрать, как не подходящие по возрасту ребенка. Интересной формой работы является работа над проектом. Дети вместе с родителями работают над определенной темой, например, «Книги К. И. Чуковского». В результате работы над проектами узнают много нового о творчестве Чуковского, его биографии, рисуют иллюстрации к его стихам, изготовляют книжки — малышки по его сказкам, макеты, декорации, мягкие игрушки, маски. Затем на заседаниях читательского клуба или на родительских собраниях представляют свой проект, рассказывают о том, что нового узнали, как выполняли творческую работу. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные между родителями и детьми. Очень эффективно решаются задачи приобщения дошкольников к литературе в детско-родительских читательских клубах. В ходе работы клуба могут проводиться консультации, открытые мероприятия с участием родителей, выставки детских работ, литературы, совместное придумывание сказок детьми и родителями, совместные вечера-развлечения, например «Вечер С. Я. Маршака», «Вечер стихов о зиме», концерт «Поющие герои сказок», инсценировки детских произведений. На заседание клуба можно пригласить работников библиотеки, которые дадут консультации по воспитанию будущего читателя, обогатят представления родителей о детской литературе или посетить библиотеку вместе с родителями. Раньше существовала традиция семейного чтения вслух, когда все члены семьи высказывали свое мнение о прочитанном, отвечали на вопросы ребенка. К сожалению, сейчас эта традиция практически не сохранилась. Педагогу необходимо показать значение такого вида чтения для развития ребенка. Нужно отметить, что очень полезно семейное чтение не только художественной литературы, но и справочников, энциклопедий. Если у маленьких почемучек будут возникать вопросы из мира техники, природы, всегда можно вместе почитать справочную литературу. Интересной формой работы клуба может быть создание семейных библиотек. Предложите родителям воспитанников принести в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек. Таким образом, дети смогут увидеть очень старые экземпляры, книги-малютки и книги-великаны; альбомы, посвященные технике, моде, спорту, которые начали собирать еще их родители, старые детские журналы. Ребята с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать книги. Кроме того, на родительских собраниях, конференциях родители рассказывают о том, как они приучают детей к чтению, с какого возраста, что интересно детям и им самим. Таким образом, осуществляется обмен родительским опытом по привлечению детей к книге в семье. Как правило очень интересно и увлекательно проходят такие мероприятия как викторины, литературные развлечения. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории. Широко используется такая форма работы, как конкурсы детских рисунков, поделок. При создании работ в совместной творческой деятельности объединяются дети и родители. Дети не только гордятся своей работой, но и оценивают творчество других, отгадывают знакомые сказки и стихи, вспоминают содержание произведений. Главная задача наглядно-информационных форм работы — познакомить родителей с содержанием и методами ознакомления детей с художественной литературой детей в ДОУ (группе). Информация может быть представлена в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будет читаться в совместной деятельности в детском саду и что рекомендуется для домашнего чтения. На стендах для родителей целесообразно помещать советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими, например, рубриками: «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения книги». Здесь же может быть представлена постоянная рубрика: «Новинки детской литературы» с информацией о новых книгах, с краткой аннотацией к ним. Можно предложить родителям памятки, рекомендации, папки-передвижки. И в заключении отметим, что если ребенок растёт и развивается в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, то он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг, из него вырастет увлеченный и естественно сформировавшийся читатель.

Формы работы с родителями:

Совместные родительские собрания с педагогами ДОО и сотрудниками библиотеки.

Дискуссионные встречи, педагогические гостиные.

Вечера вопросов и ответов.

Дни открытых дверей - «Библиотека – это здорово!..», «Библиотека

знакомая и незнакомая», «Для вас открыты наши двери и сердца!»,

«Да что может быть прекраснее, чем наша библиотека?!!».

Творческие мастерские.

Семейные встречи - «Воскресенье в библиотеке» и т.д.

Визуальные средства общения (стендовый материал, выставки и т.д.)

Работая в тесном сотрудничестве с библиотекой можно

ожидать высокое качество образования, его доступности, открытости

и привлекательности для детей, их родителей и всего общества,

духовно-нравственное развитие в воспитании детей.

Формы работы ДОУ и родителей:

1. Анкетирование родителей на тему: «Проблемы приобщения детей к

книге».

2. Консультации для родителей: «Книга в жизни ребенка»; «Что и как читать

ребенку дома?»; «Если ребенок не хочет и не любит читать»; «Почему детям

необходимо читать книги»; «Роль чтения в развитии ребенка дошкольного

возраста»; «Воспитание будущего читателя».

3. Участие родителей в пополнении и обновлении книжного уголка –

библиотеки в группе.

4. Оформление выставки рисунков детей совместно с родителями.

5. Помощь родителей в подготовке праздников, театральных постановок, выставок книг.

            Интересные формы работы.

          Традиционным является оформление уголков чтения в группах детского сада. В них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей.

           Еще одна форма – оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей.

          Очень востребованными у дошкольников являются занятия по ознакомлению с биографиями писателей. Так, им интересны не только сами стихи А. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась.

           Создание «Книжной больницы» в группах поможет привить детям бережное отношение к книге. Можно провести занятия «Как книга к детям пришла» и «Из прошлого книги». Дети узнают, что для издания одной книги необходим труд многих людей.

Очень интересными являются выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений.

Следующая форма работы – создание детьми книг – самоделок. Одно дело – прочитать книгу, и совсем другое – сделать ее самому. Многие из них составлены по произведениям детских писателей.

Еще одной формой приобщения детей к книгам может быть празднование именин произведения. Можно провести специальный календарь «Книжкины именины». В нем представлены книги, которые отмечают свой юбилей. Например, в 2019 г. «Сказке о глупом мышонке» С. Я. Маршака исполнилось 97 лет, «Аленькому цветочку» С. Т. Аксакова – 162 года; «Стойкий оловянный солдатик» Г.-Х. Андерсена отпразднует 182-года.

Перспектива:

Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.

Возрождение традиции домашнего чтения.

Обобщение и распространение 

опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.

Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

 

Проводимая в системе работа по приобщению детей к книжной культуре

даёт ощутимые результаты: пополнился литературный багаж сказками,

рассказами, стихотворениями, считалками, скороговорками. Нам удалось

сформировать способность испытывать сострадание и сочувствие к героям

книг. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки

детей в драматизациях. Дети знают и выполняют правила обращения с

книгами. Мы надеемся, что этот интерес будет расти, и приложим к этому все

свои знания и силы. Ведь научить понимать и любить книгу – значит научить

мыслить и чувствовать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

1. Алиева Т.Н., Антонова Т.В. Программа «Истоки» - М.:Просвещение,2003 г.

2. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение, 2000г.

3. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.:

Просвещение, 1992.

4. Доронова Т.Н. Программа для родителей и воспитателей по формированию

здоровья и развитию детей 4-7 лет. «Из детства – в отрочество».- М.:

Просвещение, 2002 г.

5. Жукова Г.Д Родительское собрание по детскому чтению.- М: Русская

школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.

6. Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи.- М: Русская школьная

ассоциация, 2007

7. Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку

социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях

детского дома, организованного по семейному типу. - М.: Просвещение, 2000г

8. Международный день детской книги.- Ж.: Дошкольное образование, 2010. -

№6.

9. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного

чтения – М.: Просвещение,1996г.

10. Праздник книги и чтения. Сборник сценариев по привлечению детей к

чтению и умению работать с информацией. Российская государственная

детская библиотека .-М: Школьная библиотека Программа поддержки чтения.

11. Пименова И. П., Сластникова Л. А. Семейное чтение: Целевая программа

на 2008-2010 г.

12. Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж.:

Дошкольноеобразование.2010.№6.

13. Рубан Н., Семёнова В., Смоляк АС днем рождения, писатель! Составители:

сотрудники российской государственной детской библиотеки. Ж.:

Дошкольное образование. 2010. - №1

14. Пушкин А.С. Сказки. - М.: Детская литература, 2007г.

15. Ушакова О.С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» - М.: -2010 г

16. Кондратьева Н. В. Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе // Молодой ученый. — 2017. — №46. — С. 291-293.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x