Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ☼ ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Осипова Майя Владимировна

ВВЕДЕНИЕ  

 

   Мудрость педагога состоит в том, чтобы посто­янно ставить перед собой вопросы: «Как за­интересовать ученика?», «Какой взять для начала урока материал, чтобы он задел учащегося «за жи­вое», дал толчок его мысли, пробудил интерес, ведь только тогда начнется процесс познания?» и каждый раз давать на эти вопросы разные ответы.

Педагогика сегодняшнего дня требует от учите­ля-предметника не только высокого профессиона­лизма (в смысле владения физикой), но и высоко­го уровня методической подготовки. Реализация этих требований должна быть единой и нераздель­ной, ведь формирование мотивации учения у на­ших учащихся, их активности — сейчас в центре внимания почти всех педагогов.

Проведённые учёными исследования показали, что только 4-7% учащихся старших классов сохраняют заинтересованность к обучению. К сожалению, это чувствуется и в повседневной работе с учениками.

В программах развития образования в Украине определено, что выпускник современной школы должен уметь самостоятельно приобретать новые знания и творчески использовать их в разных ситуациях на практике, гибко приспосабливаться к жизненным ситуациям, критически мыслить, генерировать новые идеи и т.д.

Выпускник, знающий, как достичь цели, умеющий искать и находить нужную информацию для решения тех или иных проблем, использовать разные источники информации, сможет лучше и легче устроиться в жизни, будет востребован на рынке труда.

Исходя из этого, возрастают требования к уро­ку. Он должен, как и прежде, быть направлен на разрешение серьезных проблем научно-теоретиче­ской подготовки учащихся, но и вместе с тем дол­жен приносить ученику радость познания мира, радость от участия в процессе познания.

Поэтому основной задачей своей работы я считаю использование самых эффективных методов обучения, которые способствуют хорошему усвоению знаний, лучшему умственному развитию, обеспечивают повышение творческого внимания и интенсивному развитию способностей учеников.

А это уже зависит от умения найти ин­тересные и эффективные формы ведения урока.

Цель данной работы


I.   РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА  

     УРОКАХ ФИЗИКИ

    Одной из актуальных проблем образования является развитие познава­тельных способностей личности. Решение данной проблемы требует не только выявления и исследо­вания общих закономерностей познавательной де­ятельности учащихся, но и разработки новых тех­нологий целенаправленного и как можно более раннего развития познавательных способностей школьников.

   Борьба за качество знаний является важным заданием школы. Знания становятся глубокими и прочными только тогда, когда они осознанны, целенаправленны. Исключительного значения приобретает повышение научного уровня уроков, усовершенствование методов преподавания, умение развивать умственные способности учеников, их познавательную деятельность.

   Для развития познава­тельного интереса учеников необходимо формировать желание самостоятельно овладевать знаниями, развивать стойкий интерес к учёбе. В образовательном процессе много движущих сил.  Среди них – надежда на успех. Учебная деятельность для учеников должна быть интересной, приносить удовлетворение и радость, повышать их тонус и помогать росту познава­тельных способностей.

   Как пробудить у школьников на уроках физики интерес к знаниям, как его поддерживать и развивать? Как влиять на сферу чувств ученика, порождая у него удивление новому, сопереживание, радость познания. Главным фактором для развития устойчивых интересов к учебе является организация познавательной деятельности на уроке и неразрывно свя­занное с ней содержание учебного материала. Эти два взаимосвязанных пути состоят из множества "дорог". Например, новизна изучаемого ма­териала, рассмотрение известных сведений в новом аспекте; использо­вание историзма в преподавании, раскрытие практического значения знаний; показ современных научно-технических достижений; привлече­ние внимания к логической стройности физических теорий; эксперимен­тальное доказательство выдвинутых идей; решение физических задач познавательного, практического содержания; использование литератур­ных, художественных, музыкальных произведений и др.

   Для  организации учебной деятельности учащихся важно проблемное обучение; выдвижение на уроке учениками научных гипотез и их опытная проверка; проведение уроков-конференций, семинаров; выполнение практических работ исследовательского и творческого типа; демонстрация ученикам занимательных опытов; разбор ими физических парадоксов; обсуждение учебного кинофильма, проведение учащимися взаимного опроса; составление рассказа по таблице; выполнение зада­ний типа «Найти ошибку» (в собранной физической установке, рисунке, литературном тексте, где речь идет о физическом явлении), проведение физических эстафет, викторин и путешествий; организация физических вечеров, турниров, боёв, КВН и др.

   Большой интерес у учащихся вызывают кроссворды, чайнворды, ребусы, парадоксы, загадки, задачи с интересным содержанием, качест­венные задачи, связь с другими предметами. К разным темам курса мной составлены кроссворды, которые используются как при изучении нового материала, в качестве объявления темы урока, так и при повторении (см. приложение). Занимательность использую на всех этапах урока. Осо­бенно она уместна при создании проблемной ситуации, когда элемент неожиданности сменяется удивлением. Проблемная ситуация вызывает умственный аппетит, который в свою очередь приводит в движение мысль. При изучении вопроса «Вес тела, движущегося с ускорением» ставим проблемный эксперимент:

   Груз массой 200 г подвесим на нити; если груз с нитью перевести в горизонтальное положение и отпустить, то при прохождении груза через нижнюю точку траектории нить обрывается. Почему? - проблема! Вы­сказываются разные мнения и в заключении ребята делают вывод: при движении с ускорением натяжение нити становится больше, значит вес тела увеличивается. После рассмотрения вопросов нового материала возвращаемся к решению проблемы.

ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ  НА УРОКАХ ФИЗИКИ

   Урок стараюсь превратить в непрерывный трудовой про­цесс, даю как можно меньше готовых заключений, формулировок, фор­мул, всячески поощряю собственные мысли ребят, их выводы, пусть даже в какой-то мере ошибочные. Иногда не совсем верный ответ, в ко­тором есть элементы собственного творчества, заслужит более высокую оценку, чем идеально пересказанный текст учебника.

   Придаю большое значение стимулированию умственной дея­тельности во внеурочное время. Имеются в виду проблемные задания, которыми учащиеся с интересом занимаются почти повсеместно - и на прогулке, и во время перемены, и в турпоходе, в городском транспорте.

    В 7 - 8-х классах на заключительном уроке по теме применяю особую форму проверки знаний, умений, навыков учащихся: «коллективный смотр знаний». Эта форма работы носит характер состя­зания. Она способствует более серьёзному изучению материала, даёт возможность обобщать и систематизировать сведения, позволяет разно­образить формы учёта знаний, развивает чувство коллективизма и взаи­мопомощи.

   В старших классах использую зачётную форму работы. В зависимо­сти от содержания темы, задач проверки, особенностей класса и других факторов применяю различные формы проведения зачёта (письменный или устный опрос, фронтальный или индивидуальный, самоконтроль, взаимный контроль, программированный и т.п.). Подготовка учащихся к зачёту по теме начинается на первом уроке темы. Даётся алгоритм решения задач. Помимо даты прове­дения зачёта до сведения учеников доводится перечень знаний и умений, подлежащих усвоению. По мере изучения материала неоднократно на­поминаю учащимся о предстоящем зачёте, прошу определить, что неяс­но и что следует доработать, приучаю ребят к самоконтролю, соотнесению своих знаний и умений с требуемыми, внесению в них со­ответствующих корректив. В текущей проверке оценивается выполнение не только обязательных заданий, но и различных дополнительных, да­ваемых учащимся по их желанию.

Строя работу по развитию интереса учащихся к физике я учитываю следующее:

·        интерес развивается активно, если удовлетворяется естественное стремление ученика самому "открывать" новое и вырабатывать соб­ственные суждения;

·        ученики предпочитают выполнять такие виды труда, которые тре­буют от них проявления большей самостоятельности;

·        меры, направленные на развитие интереса, должны быть системати­ческими, поскольку эпизодический интерес - это лишь толчок к са­мостоятельной деятельности, устойчивый же интерес формируется при многократном возбуждении;

·        приёмы, методы и средства должны быть разнообразными;

·        предлагаемые ученику задания должны: соответствовать характеру учения; быть жизненно значимыми по содержанию; оказывать воз­действие на интеллект и эстетические чувства; быть посильными; их выполнение обязательно должно увенчиваться успехом.

   Альберту Эйнштейну принадлежат слова  о том, что, если преподава­тель распространяет вокруг себя дыхание скуки, то в такой атмосфере все захиреет; умеет учить тот, кто учит интересно. Ведь научить предмету можно лишь тогда, когда у учеников бу­дет пробужден интерес к науке, интерес к процессу познания, когда уче­ние будет происходить не по принуждению, а его стимулом станет увлеченность.

   Моя цель - любыми способами заинтересовать учащихся, препода­вать физику без скуки. Поэтому стараюсь уроки строить так, чтобы уче­ники могли порассуждать, сделать "открытие" пусть даже самое маленькое, чтобы они обращали внимание на важные детали явлений, могли установить их причины. Использую элементы историзма, расска­зываю учащимся об эпохе, в которую жили великие учёные, о политиче­ских событиях, свидетелями которых они были, знакомлю с проблемами науки и техники, со способами их разрешения.

 

II. ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО  

    ОПТИМИЗАЦИИ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

   2.1. Понятие «проблемное обучение»

   Идея проблемного обучения не нова. Она тесно связана с  развитием познавательной активности и самостоятельности учеников и не раз выдвигалась жизнью.

   К.Д.Ушинский, обращаясь к учителям, писал: «Учителя должны постоянно помнить, что ученику не только нужно передать те или иные знания, но и развивать в нём желание и способности самостоятельно, без учителя, добывать новые знания».

   Л.Н.Толстой утверждал: «Если ученик в школе не научился ничего творить, то в жизни он всегда будет только наследовать».

   Само понятие "проблемное обучение" довольно давно используется в педагогической науке, над ним работали многие педагоги-дидакты, и вот лишь некоторые из них: Дорно И.В., Махмутов М.И., Кудрявцев Т.В., Матюшкин А.М., Лернер И.Я. и другие. Ими были разработаны теоретические и практические аспекты проблемного обучения. Существует масса определений проблемного обучения, например Махмутов М.И. даёт такое определение проблемного обучения: "Проблемное обучение это новая система правил применения ранее известных приемов учения и преподавания, построенная с учетом логики мыслительных операций (анализа, обобщения и т. п.) и закономерностей поисковой деятельности учащихся (проблемной ситуации, познавательного интереса, потребности   и т. п.)". Кроме того, описаны различные классификации способов создания проблемных ситуаций. Написано много книг и статей, в которых рассматриваются проблемные задания, демонстрационные эксперименты и многое другое.

2.2. Пути и средства создания проблемных ситуаций на уроках физики

Специфика образовательного процесса заклю­чается в том, что внимание ребенка — как отправ­ная точка проблемного обучения — должно быть организовано учителем. В проблемном обучении организация внимания учащихся с использовани­ем учителем тщательно отобранных методов и приемов — предмет особого внимания самого учи­теля. Использование проблемно-поисковых мето­дов обучения более успешно, чем другие методы, позволяет педагогам решать следующие задачи:

   формировать теоретические знания учащихся;

   развивать:

1)    словесно-логическое мышление учащихся;

2)    самостоятельность мышления детей;

3)    речь учащихся;

4)    познавательный интерес учащихся;

5)    волю обучаемых;

6)    их эмоциональную сферу.

Каждая из перечисленных задач — отдельная педагогическая проблема!

   Нельзя не отметить тот факт, что в перечислен­ных выше задачах всего лишь на одно «формиро­вать» приходится шесть «развивать». А поэтому очевидно следующее: про­блема прочности знаний, добытых через примене­ние проблемно-поисковых методов (хотя бы даже и при медленном или замедленном темпе обуче­ния), решается гораздо успешнее, чем в случае ис­пользования других методов. 

   Явно, что для учителя-практика, реализу­ющего теоретические положения проблемного обучения,  работы в плане использования этих методов обучения оказывается достаточно много. Чтобы реализовать на практике проблемно-поисковый метод обучения, действовать нужно  по следующим направлениям:

1.       Проблемные вопросы, включая вопросы с межпредметным содержанием.

    2.  Проблемные задачи, включая задачи с меж­предметным содержанием.

     3.   Проблемный эксперимент.

При решении проблемных вопросов требуется (без выполнения расчетов) объяснить то или иное физическое явление или предсказать, как оно бу­дет протекать в определенных условиях. Как пра­вило, в таких задачах нет числовых данных. Отсут­ствие вычислений позволяет сосредоточить вни­мание учащихся на физической сущности явле­ния. Решение проблемных вопросов способству­ет воспитанию у учащихся внимания, наблюда­тельности и развитию графической грамотности.

При решении проблемных задач ответ на постав­ленный вопрос не может быть получен без вычис­лений. Проблемная задача — это ситуация, требу­ющая от учащихся мыслительных и практических действий на основе законов физики, качественно­го и количественного анализа с подсчетом тех или иных числовых характеристик процесса. Их реше­ние имеет большое воспитательное значение, так как с помощью проблемных задач можно позна­комить учащихся с достижениями науки и техни­ки, воспитывать трудолюбие, настойчивость, волю, характер, целеустремленность. Процесс ре­шения задач с психологической точки зрения – это последовательный переход объекта от одной проблемной ситуации к другой путём моделирования первой ситуации и принятия построенной модели за объект другой ситуации. Некоторые психологи считают, что каждая личность должна получать удовольствие от решения задания и чувствовать  успех. Процесс ре­шения задач также является средством контроля знаний и умений учащихся.  

При выполнении проблемного эксперимента по­является возможность установить причинно-след­ственные связи между явлениями, а также между величинами, характеризующими свойства тел. В соответствии с целями и задачами исследования эксперимент может быть количественным или ка­чественным, демонстрационным, исследователь­ским, техническим или научным. Широкое при­менение эксперимента в школьном преподавании способствует формированию у учащихся представления об эксперименте как методе научного ис­следования.

В проблемном плане можно изучать почти все темы и разделы курса физики. Дело лишь в степени проблемности каждого конкретного урока. Не на каждом уроке удается строго выдерживать все эле­менты проблемного урока. Проблемное обучение начинается с организации проблемной ситуации. Главный источник проблемных ситуаций — проти­воречия, которые возникают при изучении физики:

   между жизненным опытом учащихся и науч­ными знаниями;

   между ранее полученными знаниями и уме­ниями;

   существующие в самой объективной реально­сти (например, квантовые и волновые свой­ства фотона).

Проблемное обучение, как показывает много­летняя практическая работа, приводит к хорошим положительным результатам в развитии учащихся только тогда, когда его применяют систематичес­ки. Задача педагога-практика — строить учебный процесс так, чтобы его труд вознаграждался проч­ными знаниями учеников, их любовью к предмету.

   Важно учесть, что в обучении нет мелочей, по­этому учитель должен показывать крайнюю заин­тересованность в изучаемом предмете, в наблюде­нии опытов, их анализе, вместе с учащимися удив­ляться полученному несоответствию, показывать свою озадаченность, побуждать их к раскрытию «тайн» природы. Без этого эмоционального отно­шения учителя к изучаемому вопросу, проблемное обучение может и не состояться, ведь в его осно­ве лежит способность познающего субъекта удив­ляться. И тогда происходит улучшение морально-психологического климата обучения на уроках физики, учитель и ученики получают радость от общения, а это самое серьезное достижение. Проблемная ситуация активизирует мышление, стимулирует поисковую познавательную деятельность.

 

2.3. Проблемные ситуации на уроках физики

   Познавательный интерес возбуждается, развивается и поддерживается на уроках с помощью правильно подобранных форм организации учебного процесса и методических приёмов, подбор которых зависит отряда условий: содержания учебного материала, индивидуальных особенностей учеников, наличия материально-технической базы.

   Если учебная проблема естественным путём связана с изучаемым материалом, то ученику стаёт понятным, что знание является неотъемлемой частью существования человека и, в частности, его лично.

Например, при изучении темы «Строение вещества» в 7 классе после небольшого объяснения материала, ученикам предлагается проблемный вопрос: «В две одинаковые мензурки наливаем по 50 мл спирта и воды. Какой объём будет занимать смесь, если эти жидкости слить в одну мензурку?» Ученики, не раздумывая, ответят, что объём смеси будет 100 мл.

 

 

ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ  НА УРОКАХ ФИЗИКИ  Потом демонстрируется опыт. И возникают вопросы: «Как так? Почему?»

ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ  НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Эксперимент кажется парадоксальным. В ходе обсуждения проблемы, появляется мысль о внутреннем строении вещества.   

При проблемном обучении процесс исследования вопроса, поставленного учителем, происходит в условиях общей деятельности учителя и ученика.

Проблему, по сути, решает учитель, направляя мысли детей в нужном направлении, но главное, что дети включаются в исследовательскую деятельность, не получают готовые знания, а самостоятельно находят ответы.

Для создания проблемной ситуации целесообразно использовать межпредметные связи, исторические материалы, жизненные факты, события.

  «Движение молекул. Диффузия»

Проблемные вопросы.

1. Зачем оставляют зазоры между рельсами? Жизненный факт, нуждающийся в обосновании.

2. Какой водой — теплой или холодной — лучше запивать лекарство, чтобы ускорить его действие? Почему? (Теплой, так как ее молекулы движутся быстрее и диффузия ускоряется.)

3.На каком физическом явлении основано при­менение в терапии мазей, йода и других наружных лекарственных форм? (На явлении диффузии через кожу.) А эти вопросы связаны с медициной.

  «Взаимодействие молекул»

Проблемный эксперимент.

 1. Кусок мыла разре­жем, окунем срезом в воду, стряхнем и сильно прижмем к дну мелкой фарфоровой тарелки. Дер­жа за мыло, поднимаем тарелку над поверхностью стола. Почему тарелка не падает? (Возникает сила притяжения между мылом и поверх­ностью тарелки — сила притяжения между молеку­лами.)

2. На поролоновую губку поместим гирю. Сна­чала гиря сжимает губку, а затем останавливается, сжатие прекращается. Почему? (При большом сжатии или сближении молекулы они отталкиваются друг от друга.)

  «Три состояния вещества»

Проблемный вопрос. Можно ли увидеть воздух?

Для ответа на этот вопрос проделаем следую­щий опыт: погрузим опрокинутый стакан в воду, держа его отвесно. Затем слегка наклоним стакан. Из-под стакана вынырнет пузырек воздуха. Воздух легче воды, поэтому пузырьки воздуха всплывают кверху.

А в 10 кл. можно предложить такой вопрос: «При одной и той же температуре средняя кинетическая энергия молекул всех веществ одинакова:  Е=3/2kT. Почему же при комнатной температуре и нормальном атмосферном давлении металл пребывает в твёрдом, вода в жидком, а кислород в газообразном состоянии?»             

«Взаимодействие тел. Инерция»

Проблемный вопрос. 1. Почему нельзя перебегать дорогу перед едущей машиной?

2. В тропических зонах Ат­лантического и Индийского океанов часто наблю­дают полет так называемых летучих рыб, которые, спасаясь от морских хищников, выскакивают из  воды и при благоприятном ветре совершают плани­рующий полет, пролетая расстояние до 200-300 м на высоте 5-7 м. Как рыбе удается это сделать? (Рыба поднимается в воздух благодаря быстрым и сильным колебаниям хвостового плавника. Вначале рыба движется вдоль по поверхности воды, затем сильный удар хвоста поднимает ее в воздух, распла­станные длинные грудные плавники поддерживают тело рыбы наподобие планера. Рыбы движутся по инерции.)

Проблемный эксперимент. Такие простые опы­ты, как выдергивание листа бумаги из-под стака­на с водой, выбивание щелчком картонки из-под лежащей на ней монеты, очень удачны, но можно предложить учащимся сделать и другой опыт. Не­сколькими быстрыми шагами пронести тарелку с жидкостью и, резко остановившись, поставить ее на стол. В каком направлении выливается жид­кость и почему?

ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ  НА УРОКАХ ФИЗИКИ

(Жидкость по инерции выплескивается в направле­нии предыдущего движения тарелки.)

   «Взаимодействие тел»

Проблемный вопрос. Как вы поступите, чтобы отличить друг от друга два одинаковых внешне шара, один из которых алюминиевый, а другой — медный? (Шары надо привести во взаимодействие и посмот­реть, какой откатился дальше: тот, что изготовлен из алюминия.)

Проблемный эксперимент. Известно, что авто­ручка «отказывается» писать на вертикальной пло­скости. Проверьте это на опыте и объясните, по­чему так происходит. (Под действием притяжения Земли возникает зазор между пастой и пишущим шариком ручки.)

   «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести»

Проблемная задача. Самые крупные животные относятся к классу млекопитающих, из них осо­бенно поражает размерами и весом синий кит. Например, один из китов достигал в длину 33 м и весил 1500 кН, что соответствовало весу 30 слонов или 150 быков. Самая крупная современная пти­ца — африканский страус, достигающий 2,75 м в высоту, 2 м в длину (от кончика клюва до конца хвоста) и имеет массу 75 кг. К самым мелким пти­цам относятся некоторые виды колибри, масса которых 2 г, размах крыльев 3,5 см.

Найти вес млекопитающих в ньютонах, если даны их массы: кита — 7000 кг, слона — 4000 кг, носорога — 2000 кг, быка — 1200 кг, медведя — 400 кг, свиньи — 200 кг, человека — 70 кг, волка — 40 кг, зайца — 6 кг.

   «Сила трения»

Проблемный вопрос. Предложить детям разъединить две книги или два журнала, с переложенными страницами. Почему это трудно сделать даже двум ученикам?

   «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Проблемный вопрос.

1. Почему пчела своим жалом создаёт такое большое давление?

2. В каком случае давле­ние человека на дорогу больше и во сколько раз: когда он стоит на одном месте или когда идет?

Проблемные задачи.

1. Вес прославленного тан­ка Т-34 составляет 314000 Н, длина части гусени­цы, соприкасающейся с полотном дороги, 3,5 м, ее ширина 50 см. Вычислите давление танка на грунт, сравните его с тем, которое производите вы при ходьбе.

(Ответ: 8970 Па, давление семиклассника при ходьбе равно приблизительно 36000 Па, что примерно в 4 раза больше производимого танком Т-34.)

2. Согласно воинским правилам солдат в пол­ном снаряжении должен производить давление на почву не более 6 • 104 Па. Какую наибольшую мас­су вместе со снаряжением он может иметь, если площадь опоры сапога 200 см2? (Ответ: 120 кг.)

   «Давление в жидкости и в газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда»

Проблемный эксперимент.

1. Наденьте на руку новый полиэтиленовый мешочек и опустите ее в ведро с водой, придерживая мешочек другой рукой.

Выясните:

    1) Оказывает ли вода давление на погруженную в нее часть руки?

     2) Меняется ли с глубиной погружения давление на руку, если меняется, то как?

2. Открытый полиэтиленовый пакет, в который предварительно налита подкрашенная вода, погружают в аквариум с водой, чтобы уровни o6eих жидкостей совпадали. (Пакет удерживается лап­кой штатива.) Если нажать на стенку пакета в каком-либо месте, то вмятина сохранится. Предло­жите учащимся объяснить причину этого явления (Объясняется равенством давлений во всех точках внутри жидкости.)

   «Вес воздуха. Атмосферное давление»

Проблемный вопрос. В жаркую погоду водитель остановил машину, решил утолить жажду и пере­дохнуть. Он открыл бутылку с водой и стал выли­вать содержимое в стакан. Вода из опрокинутой бутылки вырывалась рывками, с бульканьем. По­чему?

Проблемная занимательная задача. На тело че­ловека, площадь поверхности которого при массе 60 кг и росте 160 см примерно равна 1,6 м², дейст­вует сила 160000 Н, обусловленная атмосферным давлением. Каким же образом выдерживает орга­низм такие огромные нагрузки?

   «Архимедова сила»

Проблемные вопросы.

1. На какое из двух тел, погружённых в воду, одинаковых по форме и объёму, действует большая сила Архимеда – на деревянное или железное?

2.Почему утка выходит сухой из воды, а курица тонет?

Для закрепления знаний по закону Архимеда можно предложить учащимся домашний экспери­мент, результаты которого затем проанализировать в классе.

Возьмем стеклянный сосуд с водой и опустим в него пиалу (например, фарфоровую) так, чтобы она плавала. Отметим уровень воды в сосуде. Уто­пим пиалу. Заметим, что уровень воды не повы­сился, а, напротив, понизился. Обращаясь к зако­ну Архимеда, объясним наблюдаемый результат.

Проблемная задача. Какую силу и как нужно приложить, чтобы удержать в воде кусок гранита объемом 40 дм3 и сухое березовое полено таких же размеров?

   И как не вспомнить при изучении этой темы царя Герона, который поставил перед Архимедом задачу: не разрушая корону, определить, сколько в  ней золота?

   «Простые механизмы»

Проблемный вопрос. Подумайте об устройство своего организма. Вы непременно обнаружите в нем «простые механизмы». Подумайте, каким из них подобны зубы и когти животного. Где находятся рычаги?

(В скелете человека все кости, имеющие некоторую свободу движения, являются рычагами. Нижняя челюсть, череп (точка опоры — первый позвонок, фаланги пальцев. «Колющие орудия» многих животных — когти, зубы — по форме напоминают клин, — видоизмененная наклонная плоскость.)

   Такие примеры показывают ученикам важность материала, который они изучают, а также то, что действия физических законов проявляются иногда в совершенно неожиданных ситуациях и нужно быть готовым самостоятельно применить свои знания, чтобы объяснить загадочное поначалу яв­ление.

 

Использование проблемных ситуаций на разных этапах

разнотипных уроков.

   Проблемное обучение можно применять на разных этапах урока: в процессе повторения, закрепления и даже для домашнего задания, но эффективнее всего использовать при  изучении нового материала. Например, после изучения темы «Магнитное поле Земли», проверяя знания учащихся, можно поставить следующие вопросы: «Благодаря чему птицы, совершая длительные перелёты, не сбиваются с пути?» или «Почему птица, севшая на провод линии электропередачи высокого напряжения, сразу же слетает с него?

   На проблемных уроках целесообразно объявлять тему урока после постановки проблемы или даже после её решения.

   А домашние задания могут быть такого характера:

 Проблемный вопрос-задача. Сообщаю ученикам, что воду с давних времен считали даровым богатством, благом природы. Наши предки, поселяясь на бе­регах полноводных рек, чистых озер, не ощущали трудностей ни с ее доставкой, ни с очисткой. Со временем рост городов, развитие производства привели к тому, что доставка и очистка воды ста­ли крупной проблемой, требующей больших за­трат. Ставлю перед классом вопрос: «Можно ли считать, что запасы воды неисчерпаемы?» Выслу­шав ответы, сообщаю, что запасы пресной воды у нас в стране есть, но вместе с тем и расходы ее зна­чительны, особенно в сельском хозяйстве и про­мышленности. Предлагаю учащимся высказать свои соображения по экономии пресной воды, приведя при этом ряд примеров, связанных с не­разумным расходованием воды в быту. Например, если из неисправного водопроводного крана вода только лишь капает, то за сутки ее утечет прибли­зительно 60 л. Предлагаю решить дома проблемную за­дачу: пользуясь секундомером и стаканом (объем стакана — 0,25 л), определить утечку воды за сут­ки, если она из крана тянется струйкой толщиной в спичку. (В результате решения получается: ста­кан наполнится водой примерно за 40 с, за сутки произойдет потеря примерно 540 л воды.)

    А девятиклассникам можно предложить «поэкономить» электроэнергию и посчитать всё это в денежном эквиваленте. Я убедилась: интерес к предмету у ребят возра­стает, когда урок строится на основе сочетания занимательности с серьезной поисковой работой.

   Подготовка учителя к проблемному уроку включает в себя много заданий, среди них:

1. Подготовка учебного материала, используя учебник, методическую литературу, научные журналы.

2. Установление межпредметных связей при изучении нового материала.

3. Распределение материала на логически связанные темы.

4. Определение записей, зарисовок, которые должны выполняться детьми на доске, в тетради.

5. Подбор материала для домашнего задания и т.д.

   С помощью тематического планирования можно не только проектировать место проблемных уроков наперёд, но и учитывать внутрипредметные связи, использовать разные источники информации, наглядности, жизненного опыта ребёнка.

   Обучение идёт от удивления к интересу, от интереса к вопросу, от вопроса к размышлению и выводам, объясняющим окружающий мир.

   И закончить мне хотелось бы словами извест­ного немецкого педагога А. Дистервега: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собствен­ной деятельностью, собственными силами, собст­венным напряжением».

 

 

 

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Использованная литература:

 

 

 

 

1. Учебники по физике

2. Ситник О.І. Проблемний метод навчання.//Фізика в школах України.-2009.-№7.

3.  Шевцова Л.В. Преподавать так, чтобы детям было интересно.// Физика в школе.-2008.-№2

4.  Червоняк А.П. Проблемное обучение и развитие познавательного интереса учащихся.// Физика в школе.-2008.-№5

5.  Стягайло В.В. Елементи проблемного навчання у викладанні фізики.// Фізика в школах України.-2006.-№24

6.  Безденежных Е.А., Брикман И.С. Физика в живой природе и медицине. - К: Радянська школа, 1976.-200с.

7.  Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике.7-8 кл. - К: Радянська школа, 1991.

 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×