Проблемы чтения младших школьников | Шукалина Ольга Владимировна. Работа №210483
Автор: Шукалина Ольга Владимировна
Многолетний опыт работы в школе показывает, что учитель начальных классов, обучая детей чтению, большее внимание уделял технической стороне чтения. И для оценки навыка чтения в школах применялся контрольный срез, который так и называется «Проверка техники чтения». При этом многие годы при оценке навыка уделялось первостепенное внимание параметрам «способ чтения», «темп чтения», «правильность чтения», «выразительность», а параметр «осознанность чтения» рассматривали на самом последнем месте, т.е. первостепенной считалась техническая сторона чтения.
Шукалина О.В.., учитель начальных классов
МБУ «Школа №54» г. Тольятти
Проблемы чтения младших школьников
Чтение, осознанное и заинтересованное, всегда имело для России особое значение. До недавнего времени мы считались самой читающей страной в мире. В настоящее время «Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры», – тревожно сообщается в преамбуле «Национальной программы поддержки и развития чтения». И тот же документ констатирует: «Современная ситуация с чтением в России представляет собой системный кризис читательской культуры».
Искусство слова было важным в нашей культуре. Великая литература-это способ самосовершенствования, воспитания патриотизма, разума, души.
И именно школе отведено ведущее значение для преодоления указанного кризиса. Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих уровнях обучения.
Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения.
Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.
Смысловая:
понимание содержания и смысла читаемого.
Техническая:
способ чтения,
темп чтения,
правильность чтения,
выразительность.
Многолетний опыт работы в школе показывает, что учитель начальных классов, обучая детей чтению, большее внимание уделял технической стороне чтения. И для оценки навыка чтения в школах применялся контрольный срез, который так и называется «Проверка техники чтения». При этом многие годы при оценке навыка уделялось первостепенное внимание параметрам «способ чтения», «темп чтения», «правильность чтения», «выразительность», а параметр «осознанность чтения» рассматривали на самом последнем месте, т.е. первостепенной считалась техническая сторона чтения.
В современном обществе умение школьников читать, не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения. Само определение значения слова «Чтение» сегодня следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Поэтому техническую сторону следует рассматривать как подчинённую первой (смысловой), обслуживающей её.
В начальной школе происходит «Эмоциональное созревание ума».
Главной же задачей начальной школы является формирование у детей
полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него
необходимую информацию, интереса к книге и художественному
произведению как искусству слова.
Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента:
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
В условиях реализации ФГОС НОО чтение является метапредметным универсальным действием, от которого зависит успешность обучения и развития школьника. Не секрет, если ученик хорошо читает, он реже испытывает трудности в обучении. Как правило, его словарный запас соответствует возрасту, у него широкий кругозор и хорошая познавательная активность.
До определённого времени вопросы чтения были вопросами, а не проблемами. В последние годы ситуация резко изменилась: одна из наиболее важных проблем– непрерывное сокращение чтения. В школе интерес к чтению резко падает при переходе от начальной школы к средней.
Изменение качества чтения, падение интереса к нему мы увидели, проанализировав выполнение учениками метапредметных диагностических работ, где от 2 до 5класса упали показатели выполнения заданий, связанных со смысловым чтением.
Таким образом, заявленная проблема является актуальной и в нашей школе, и начинать решать её необходимо на этапе начального образования, где и должен закладываться и формироваться навык смыслового чтения с учетом особенностей ОУ и контингента обучающихся.