Статья Проект "Маленькие волонтёры". Автор: Гаффорова Раисия Абдурахмановна

Автор: Гаффорова Раисия Абдурахмановна
Проект представляет технологию развития дошкольного волонтерского движения, направленный на воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способной на эмоциональную отзывчивость. Создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) от старших к младшим и развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде.


Автор: Гаффорова Раисия Абдурахмановна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ЛАНГЕПАС

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

Лангепасское городское муниципальное

автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №9 «Солнышко»

(ЛГ МАДОУ «ДСКВ №9 «Солнышко»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект «Маленькие волонтеры»


 

 

 

 

 

 

 

 

Разработали: Гаффорова Р.А.

Шихбабаева А.А.

 

 

Лангепас, 2018г.


Аннотация

Проект представляет технологию развития дошкольного волонтерского движения, направленный на воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способной на эмоциональную отзывчивость. Создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) от старших к младшим и развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде.

 

Описание проблемы

Социально-политические тенденции в Российской федерации привели к развитию волонтерского движения среди молодежи. Поэтому президент Российской Федерации провозгласил 2018 год годом добровольцев (волонтеров). Этому способствовали прошедшие мероприятия (Зимняя олимпиада, чемпионат мира по футболу ФИФА и т.д.). В настоящее время Союз добровольцев России работает в нескольких сферах: социальной, медицинской, строительной и событийной. Перечислим лишь основные направления его деятельности: оказание помощи людям с ограниченными возможностями; работа с многодетными семьями и детьми-сиротами; участие в международных экологических и гуманитарных акциях; содействие в сфере правозащиты и поисках пропавших людей; участие в ликвидации ЧС.

Однако, несмотря на значимость темы существует ряд проблем:

- волонтерское движение организовано в основном в молодежной и подростковой среде. Хотя дети дошкольного возраста, рассматривающиеся как ресурс, должны быть включены в активную социальную деятельность, так как дошкольный возраст характеризуется как период сенситивности для развития всех психических функций, а также важный этап формирования личности;

- у детей старшего дошкольного возраста отсутствует социально-нравственная позиция, связанная с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целесообразности и многообразии. Единство процесса познания ребенком мира и его аффективного, эмоционального развития связано с его внутренними духовными качествами. Вся многогранная деятельность ребенка должна быть обусловлена его доверием к миру, способностями к соучастию и сопереживанию, безграничной отзывчивостью на все окружающее;

- В настоящее время высокая значимость темы заставляет по-иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду. Мало кто из авторов обращает внимание на формирование сопереживания, безграничной отзывчивостью на все окружающее у старших дошкольников. Анализ состояния проблемы в науке показал, что в исследованиях и в литературе представлены лишь отдельные примеры проведения форм образовательной деятельности с детьми. Отсутствие специальных технологий затрудняет педагогов осуществлять эту работу систематически. В методических разработках и программах отсутствует описание методов, приемов организации волонтерского движения в дошкольной образовательной организации. Тем не менее в интернет просторах представлены частные авторские разработки данного направления.

 

Актуальность

Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить милосердие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного. Духовно-нравственное воспитание, волонтерство учит помогать нуждающимся, без напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего-то значимого, интересного для себя.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует на важность формирования у старших дошкольников эмоциональной отзывчивости, как одной из составляющих личности социума. Введение ФГОС ДО, (п.2.6.) «становление самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий» - одна из задач духовно-нравственного развития ребенка, поэтому пришлось пересмотреть подход, к организации условий развития ребенка - дошкольника. Волонтерство это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.

Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помочь взрослым. Волонтерство в дошкольном учреждении способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя.

Новизна проекта заключается в том, что благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим факторам нравственного развития. В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины и, опираясь на систему духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством.

Практическая значимость проекта:

Практическая значимость определяется разработкой технологии, направленной на реализацию развития дошкольного волонтерского движения, на воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способной на эмоциональную отзывчивость. Результаты могут быть использованы воспитателями детского сада, психологами в практической работе.

 

Гипотеза

Мы предполагаем, что: реализация технологии развития дошкольного волонтерского движения будет эффективной если:

1) научить детей определять эмоционального состояния человека, эстетическую и предикативную эмпатию, способности к прогнозированию эмоциональных состояний и поведенческие проявления отзывчивости;

2) предусмотреть целенаправленное обучение детей решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных;

3) использовать разнообразные средства и методы работы добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев.

4) создавать оптимальную социальную ситуацию развития дошкольника, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) от старших к младшим и развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде.

 

Цель проекта

Цель: создание волонтерского движения среди детей старшего дошкольного возраста, воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способной на эмоциональную отзывчивость.

 

Задачи проекта

1) Формировать адекватность определения эмоционального состояния человека, эстетическую и предикативную эмпатию, способности к прогнозированию эмоциональных состояний и поведенческие проявления отзывчивости.

2) Развивать сопереживания, развивать эмоциональную отзывчивость у детей к людям и бедствиям природы, потребности бороться за ее сохранение.

3) Воспитывать человеколюбие и любовь к природе.

 

Сроки реализации проекта

Проект рассчитан на 1 год (2018-2019 уч. год).

 

Этапы

Реализация содержания проводится в несколько этапов:

1. Вводный этап сентябрь - октябрь 2018 года. Подготовка нормативных, организационно – педагогических условий для последующей реализации проекта.

2. Основной этап – 2018-2019гг. Реализация проекта.

3. Завершающий этап – май 2019г.

 

Количество часов

В неделю

В год

1

36

 

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, 6- 7лет, педагоги, специалисты, законные представители детей (родители).

 

 

 

Содержание деятельности

Таблица 1

Содержание деятельности проекта «Маленькие волонтеры»

п/п

Тема

Количество часов

 

 

Всего

Теоретических занятий

Практических занятий

1.

«Что такое хорошо и что такое плохо»

18

4

14

2.

«Я – волонтер»

18

0

18

Итого часов:

36

4

32

 

Реализация проекта должна включать 2 блока:

Первый блок «Что такое хорошо и что такое плохо», направлен на расширение представлений дошкольников об объектах природы (люди, животные, растения), работа с детьми над формированием определения эмоционального состояния человека, природы. В ходе него должны использоваться следующие методы, приемы и формы: наблюдение, чтение художественной литературы природоведческого характера, просмотр диафильмов, наборов открыток, иллюстраций и тематических альбомов.

Например, игра «Хорошо - плохо» (О. В. Алекинова) направлена на умение различать чувства и эмоции людей, давать свою оценку на ситуацию. Воспитатель описывает ситуацию и просит детей оценить ее словами «хорошо» или «плохо».

Игра «Помоги бычку» (А. М. Сорокина) знакомит с основными эмоциями (радости, грусти, страха); развитие способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их оценивать и полноценно переживать; развитие воображения, внимания, памяти, восприятия). Материалы: синяя ткань для «ручейка», 3-4 дощечки разной длины и ширины, игрушка-бычок. Дети сидят на ковре по кругу. Воспитатель выкладывает короткую узкую дощечку на ковер, ставит на нее игрушку-бычка и читает четверостишие А. Барто «Бычок», выражая интонацией голоса настроение бычка. Затем воспитатель просит детей высказать свои мнения, что они почувствовали, пока слушали и смотрели на происходящее: радость, страх, печаль или грусть.

Просмотр: видеороликов «Волонтерское движение». Беседы на тему: «Что такое добро?», «Где живёт доброта?», «Что значит добрый человек?», «Легко ли быть добрым?», «Как поделиться добротой?», «Почему добро побеждает зло?», «Как сохранить добро».

Наиболее эффективным в нашем проекте являлся метод «вживания в образ», который тесно связан с восприятием (бессознательным – интуитивным или осознанным) основанным на средствах художественной выразительности: пластической, цветовой, графической. Данный метод, использованный нами в работе, позволил детям перевоплотиться, выразить, рассказать о своих чувствах, мыслях, желаниях в момент нахождения в художественном образе. Для этого могут использоваться репродукции художников по темам занятий, картины о животных художника А. Н. Комарова, альбом репродукций с картин П. Караченцова «Наедине с природой», иллюстрации из книг о природе. Например, «Кошка на подоконнике», имитируя движения кошечки, ее жесты и мимику, можно составить следующий рассказ: «Я красивый, пушистый, добрый, но очень одинокий кот. Когда мои хозяева уходят, то я остаюсь, совсем один, и мне становится грустно и одиноко. Вот было бы здорово, если бы они, хотя раз подумали каково мне здесь одному. У меня даже игрушек нет. Вот поэтому я сижу на окошке, смотрю на улицу и думаю найти себе друга». Или образ Цветка, который растет в горшке можно составить вот такой рассказ: «Здравствуйте, я Герань. Я живу, и расту в горшочке у очень хорошей девочки и мне, нравится здесь. Вы спросите: «Почему хорошей?». Да все очень просто. Эта девочка по имени Настя хорошая хозяйка. Она никогда не забывает ухаживать за мной, поливает меня, удобряет, протирает от пыли мои листики. И я ей отдаю свою красоту яркими, свежими цветами». Анализ данных рассказов покажет насколько развита отзывчивость у детей, как дети выражают свое отношение к миру природы, стремятся к защите слабых.

Второй блок «Я – волонтер» - работа с детьми над накоплением опыта через знакомство с живой и неживой природой методом «вчувствования», через социально-значимые мероприятия. Например, игра «Подарки» (О. В. Алекинова) (на развитие умения доставлять друг другу радость, быть доброжелательными, выражать свои эмоции). Дети образуют круг. По считалке выбирается один ребенок (можно по выбору воспитателя, выбор должен быть ориентирован на застенчивого ребенка), который выходит в центр круга. Воспитатель объясняет условия игры.

Беседы: «Кто такие волонтеры?», «Правила волонтеров».

Посвящение в волонтеры (использование атрибутики - значок, галстук и книжка волонтера) с привлечением руководителя городского общественного молодежного движения волонтеров «Выбор за тобой» Э.Н.Ишкильдиной. Участие в открытие городского фестиваля «Солдатский привал» совместно с ЛГ МАОУ ДОД "ЦДОД "Патриот".

Организуем социально - значимые акции и мероприятия в детском саду и в микрорайоне детского сада. Это участие в поздравительных акциях - педагогов, сотрудников ЦДОД «Патриот» с днем учителя; день пожилого человека, «Здоровый образ жизни», «Цветущий микрорайон», «Посади дерево» для дальнейшего благоустройства территории детского сада и микрорайона (цветники), «Птицам - счастье», «Движение с уважением», «Бессмертный полк», «Дари добро» (посещение детского отделения горбольницы с подарками), «Помоги бездомным животным», сотрудничество со школой №2 в рамках реализации мероприятий по безопасности и др.

Цель мероприятий - формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям и самому себе на основе нравственного содержания.

Через практические действия и игровой опыт дети осваивают закономерности окружающего мира и правила поведения в нем. Очеловечивание образов природы в игре, развивает у детей сочувствие, эмпатию, формирует ответственные формы поведения в отношении к природе.

Проводя целенаправленную работу с детьми, не следует забывать, что определяющим фактором в формировании способности к сочувствию, пониманию эмоций других людей является пример взрослых, в первую очередь родителей. Именно они являются примером для подражания и закладывают основу формирования эмпатии личности ребенка.

Для родителей предлагаем следующий план работы (см. таблицу 2).

Таблица 2

План работы с родителями по развитию волонтерского движения для детей старшего дошкольного возраста

 

п/п

Форма работы

Тема

Сроки

1

2

3

4

1

анкетирование родителей

«Развитие эмоциональной отзывчивости в семье»

сентябрь

2

практическое занятие с родителями

Как справиться с проблемой, если она уже есть. «Психологическое здоровье ребёнка - основа его будущего»

октябрь

3

родительское собрание с элементами практикума в старшей группе

«Я волонтер»

ноябрь

4

круглый стол 

«Сопереживание»

декабрь

5

родительская гостиная

«Неделя добрых дел»

январь

6

семинар-практикум

Роль семьи в формировании у детей эмоциональной отзывчивости  на чувства  и  переживание окружающих людей

февраль

7

циклы совместных занятий воспитателя  с родителями 

«Современные  дети: особенности игры, общения и психического развития»

март

8

конкурсы с участием родителей

Конкурс рисунков «Так поступать нельзя!»

апрель

 

акции с участием родителей

«Помоги бездомным животным»

май

9

мини-практикум

«Атмосфера в семье как источник эмоциональной отзывчивости дошкольников»

июнь

10

детско - родительская встреча 

«Учимся играть в добрые игры»

июль

11

родительское собрание

«Как слушать ребенка?»

август

12

выпуск буклетов

«Стиль семейного воспитания»
«Эмоции ребенка»
«Поговори со мною мама»
«Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка»
«Ситуации для обсуждения»
«Роль мультфильмов на развитие эмоциональной отзывчивости детей»

ежемесячно

 

В данном проекте обязательно должна проводиться работа с педагогами, ведущими формами которой являются: консультации, практические семинары, мероприятия по вовлечению в педагогический процесс ДОУ, наглядная агитация (см. таблицу 3). Выбор данных форм осуществлен на основе анализа исследований, посвященных вопросам организации эффективного сотрудничества ДОО и семьи в вопросах воспитания и обучения дошкольников.

 

Таблица 3

 

План работы с педагогами по развитию волонтерского движения для детей старшего дошкольного возраста

 

Месяц

Формы работы

Тема

Ответственный

1

2

3

4

сентябрь

консультации

«Возрастные особенности развития эмоций и чувств»

педагог

 

 

«Роль волонтерского движения в образовании детей»

 

октябрь

мини-практикум

«Как формировать у ребенка социальные эмоции»

педагог-психолог

 

разбор педагогических ситуаций

«Развитие эмоциональной отзывчивости»

педагог

ноябрь

семинар-практикум

«Добрые дела»

педагог

 

психологический тренинг

«Помоги»

педагог

декабрь

круглый стол

«Социально-эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста»

педагог

 

релаксация

«В мире добра»

педагог

январь

семинар

«Влияние отношения взрослого на эмоциональную отзывчивость дошкольника»

педагог

 

консультация

«Когда отсутствует взаимопонимание, появляются проблемы»

педагог-психолог

февраль

открытый просмотр образовательной деятельности воспитателя с детьми по развитию эмоциональной отзывчивости

по блоку проекта №1
«Знакомство с эмоциями людей»

педагог

март

практическая деятельность с педагогами

«Я совершаю добрые дела»

педагог

апрель

открытый просмотр образовательной деятельности воспитателя с детьми

по блоку проекта № 2 «Два друга»

педагог

май

открытый просмотр образовательной  деятельности воспитателя с детьми по развитию эмоциональной отзывчивости

по блоку проекта №2 «Помоги растению»

педагог

июнь

практическая деятельность с воспитателями

разработка проблемных ситуаций по развитию волонтерского движения для детей старшего дошкольного возраста

педагог

июль

практическая деятельность с воспитателями

подбор видео роликов направленных на развитие волонтерского движения для детей старшего дошкольного возраста

педагог

август

практическая деятельность с воспитателями

оформление материалов для родителей направленных на повышение компетентности в области развития волонтерского движения для детей старшего дошкольного возраста

педагог

 

Ожидаемые результаты

1) Сформирована адекватность определения эмоционального состояния человека, эстетическую и предикативную эмпатию, способности к прогнозированию эмоциональных состояний и поведенческие проявления отзывчивости.

2) Развито чувство сопереживания и эмоциональная отзывчивость у детей к людям и бедствиям природы, потребности бороться за ее сохранение.

3) Воспитано человеколюбие и любовь к природе.

 

Критерии оценки результативности проекта, методов контроля и управления проектом

Результативность проекта можно оценить как качественно, так и количественно.

Качественная оценка производится комплексом методов, позволяющая выявить когнитивный, эмоциональный и поведенческо-деятельностный компоненты сформированности эмоциональной отзывчивости и чувства сопереживания у детей старшего дошкольного возраста. На значимость данных компонентов указывают различные выдающиеся ученые психологи и педагоги. С целью выявления исходного уровня и полученного уровня сформированности эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников предлагаем беседу с использованием проективных заданий «Зазеркалье» (адаптированная методика Е. И. Изотовой), проблемно-игровые диагностические ситуации «Гости из Зазеркалья» (адаптированная методика Е. И. Изотовой), включенное наблюдение за поведением детей в экспериментальных ситуациях.

Количественная оценка наблюдается увеличением доли (%) педагогов и родителей воспитанников, принявших участия в добровольческих акциях и мероприятиях.

 

Ресурсы проекта

Кадровое обеспечение

- педагог (1 чел.), педагог-психолог (1 чел.)

Материально-техническое обеспечение

Ноутбук

Фотоаппарат.

Атрибуты для игр.

Презентации с познавательной информацией.

Фотоальбомы.

Книги.

Художественная литература.

 

Возможные риски

В ходе реализации проекта может возникнуть ряд рисков. Мы выделяем следующие риски и комплекс мер, которые могут существенно повлиять на ход реализации проекта. Риск реализации проекта и возможные способы их минимизации представлены в таблице 4.

 

Таблица 4

Возможные риски по развитию волонтерского движения для детей старшего дошкольного возраста

Риски

Минимизация рисков

1

2

Отсутствие заинтересованности, недостаточная готовность и формальное

отношение педагогических работников к реализации проекта.

разъяснение цели, задач, ожидаемых результатов проекта для всех субъектов образования;

проведение круглых столов для участников;

Неудовлетворенность родителей, педагогов реализацией проекта

корректировка плана мероприятий;

информационно-разъяснительная работа

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x