Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Экологическая проблема – это не просто проблема загрязнения экологической среды и другие отрицательные влияния хозяйственной деятельности человека на Земле. «Она вырастает в проблему стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целеустремленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею». Такое взаимодействие осуществимо. Но его основа – развитый в каждом человеке уровень экологического сознания, экологической культуры. В процессе общения с природой и окружающим миром ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической культуры. В настоящее время не надо никого убеждать в том, насколько важно прививать ребенку любовь к родному краю, бережное отношение ко всему живому. Природа является источником не только материального, но и духовного существования человека. Важно с раннего детства заинтересовать ребят изучением природы родного края, научить видеть отличительные особенности растений и животных, радоваться общению с ними. Азбуку природы необходимо изучать с детства. С ранних лет дети должны осознавать себя частичкой природы и усвоить главную заповедь: НЕ НАВРЕДИ! Сделать правильный выбор, обеспечить творческую трансляцию ценностей экологической культуры в личности ученика в обществе – новая важнейшая социокультурная функция педагога, всех образовательных систем. Учитель в ответе за жизнь на планете! Столь великое предназначение педагога в третьем тысячелетии. Человечество вступило в новую эпоху своих взаимоотношений с окружающей средой - «Эпоху, когда людям, для того чтобы выжить, приходиться начинать думать по-иному, чем до сих пор. Экологическое воспитание и образование превращаются в стержень современного образования, являясь ключом к перестройке современных систем образования и общества в целом. А учитель становиться одной из центральных фигур современного гражданского образования » (Н. Н. Моисеев). Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания в начальных классах. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства. Формирование начальных основ экологической культуры у младших школьников требуют включения определенного содержания, методов и форм работы, а так же создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами. В решении данной проблемы огромную роль играет проектно-исследовательская деятельность. Учебное исследование младшего школьника, так же как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает основные элементы: выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования); выработку гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; анализ и обобщение полученных данных; подготовку и защиту итогового продукта. В ходе проектно - исследовательской деятельности на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности осуществляется систематизация и расширение представления детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта, воспитание у них любви к своей Родине. Идёт формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде. При этом обеспечивается существенное воздействие на развитие у учащихся познавательных процессов: сенсорное развитие, развитие мышления, воображения, памяти, внимания; а также эмоциональной сферы и творческих способностей. Наблюдения, являющиеся неотъемлемой частью уроков окружающего мира, зачастую формальные можно превратить в учебно- исследовательскую деятельность, предполагающую постановку проблемы, выдвижение гипотез, поиск способа их проверки, собственно наблюдения и соответствующие выводы. Например, это можно сделать при возникновении проблемного вопроса: «Отчего и как возникают сосульки?» Дети обыкновенно выдвигают следующие предположения: днем тепло, снег на крыше тает, и вода стекает вниз, а вечером становится холоднее и вода замерзает. Однако здесь могут возникнуть дополнительные вопросы, типа, «А будет ли капля воды, повисшая днем на краю крыши, дожидаться вечера?» Учитель предлагает способы изучения этих явлений. Таким образом, в ходе совместной работы основной проблемный вопрос разбивается на отдельные вопросы. Поиск ответов на них и приводит к решению проблемы: -Почему снег на крыше тает? (Для поиска ответа предлагается измерить температуру стены, обращенной к солнцу, и убедиться, что температура стены, а следовательно и крыши выше нуля) - Почему зависшая на карнизе капля воды замерзает? (Измеряется температура воздуха, который окружает каплю, и дети убеждаются, что его температура ниже нуля.) Далее делается вывод: снег на крыше тает, потому что крыша теплая, а, зависшая капля попадает в окружение морозного воздуха и потому замерзает. Урок по теме: «Осенние изменения в природе. Жизнь растений осенью» тоже можно провести, организуя исследовательскую деятельность в малых группах. Проблемный вопрос: « Признаки подготовки растений к зиме». В помощь выдвижения гипотез даются подсказки – начало предложений: большинство растений……; плоды и семена……; окраска листьев……; семена растений…… . Для того чтобы проверить наши предположения, собрать факты учащиеся отправляются в маленькое путешествие – на экскурсию. Для работы каждая группа получает рабочие листы. (Например, группа «Зимующие почки». Вопросы рабочего листа: 1. Рассмотрите ветки лиственных деревьев. Что осталось на месте опавших листьев? Зачем? 2. Найди травянистое растение (землянику, одуванчик). Предположите, где может находиться зимующая почка? Выкопайте растение, рассмотрите его части, найдите зимующую почку; сделайте заключение о том, как приготовилось зимовать травянистое растение.) Как только все группы заканчивают свои исследования, ученики в классе обмениваются информацией и анализируют ее. Итогом длительной работы большого числа учащихся стал проект «Покормите птиц зимой!», проведенный в рамках внеурочной деятельности и проект «Русский лес» в предметной области «Окружающий мир» Название проекта: Русский лес. Краткое содержание: проект охватывает изучение учебных тем: «Богатства природы», «Природа и мы», «Экологические системы». Данный проект расширяет кругозор и знания о природе нашей страны, развивает познавательную активность, умение сравнивать и делать выводы, воспитывает бережное отношение ко всему живому. Данный проект призван развивать у учащихся начальной школы умение увидеть окружающий мир как сложную систему взаимосвязанных элементов. При разработке проекта у учащихся формировались умения анализировать, аргументировать, делать выводы, принимать решения, решать проблемы. Работая над проектом, учащиеся развивают коммуникативные умения, креативность и любознательность, учатся работать с информацией и медиасредствами. План оценивания в ходе проекта направлен на реализацию деятельностного подхода в обучении; в центре внимания - учебные потребности ребёнка, развитие навыков управления своим обучением, самооценивание и взаимное оценивание успешности в развитии и обучении. После завершения проекта учащиеся могут: • определять географическое положение зоны лесов, особенности растительного и животного мира зоны лесов, • сформировать представление о роли леса в жизни человека и природы, экологические проблемы леса, которые возникают по вине человека; охранная деятельность человека в зоне лесов; • создавать презентацию в PowerPoint; • распределять обязанности в группе; • выполнить проверочную работу по теме учебной программы; • выполнить мониторинг своего продвижения в изучении темы; • собрать портфолио, представляющее полную картину прогресса умений, навыков ученика по учебной теме; • в ходе защиты проекта (итоговое оценивание) продемонстрировать итоговый продукт работы группы. Проблемный вопрос: - Зачем человеку лес? Учебные вопросы: - Где находится зона лесов? Каковы особенности животного и растительного мира зоны лесов? Каково значение леса в жизни человека? Что такое экологические проблемы? Учебные мероприятия: 1.Приглашение в проект (буклет для учащихся «Путешествие в лес») 2.Выявление интереса, потребностей и степени готовности учащихся к участию в проекте (стартовая презентация) 3.Осознание проблемы и формулировка основополагающего вопроса 4.Формулировка проблемных и учебных вопросов 5. "Перекрестное обучение" - Взаимооценка работ группами 6. Оформление результатов исследования в виде книжек -«раскладушек», рисунков, компьютерных презентаций. 7 .Проверочная работа по учебному плану с использованием дидактического материала, подготовленного учителем (тест) 8.Представление результатов исследования: защита проекта, презентация итоговых работ групп; 9.Подведение итогов работы над проектом. Рефлексия Учебные мероприятия при реализации проекта «Покормите птиц зимой!» 1.Приглашение в проект, выявление интереса (учащиеся решают принять участие в акции «Покормите птиц зимой!» на ВИКИ Владимир) 2. Оформление результатов исследования в виде книжек -«раскладушек», рисунков, компьютерных презентаций о птицах нашего края. 3. Работа в группах по изготовлению кормушек из разных материалов. 4. Представление своих работ на школьном дворе. 5. Рефлексия. Таким образом, используя проектно-исследовательскую технологию учитель сможет как решать образовательные, познавательные, развивающие и коммуникативные задачи, так и воспитывать гражданина достойного своей Родины. Список используемой литературы 1. Пахомов А.П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями. Начальная школа, №6, 1998, стр.26. 2. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание младших школьников. М.: 2001. 3. Шумакова Н.Б.,Авдеева Н.И.,Климанова Е.В; под ред. Шумаковой Н.Б.Развитие исследовательских умений младших школьников. М.Просвещение, 2011 4. Миронов А.В. Стандарт второго поколения: изучаем воду и водные экосистемы.Начальная школа-плюс до и после №8, 2010, стр.14 5. Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Тюрикова Марина Евгеньевна

Экологическая проблема – это не просто проблема загрязнения экологической среды и другие отрицательные влияния хозяйственной деятельности человека на Земле. «Она вырастает в проблему   стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целеустремленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею». Такое взаимодействие осуществимо. Но его основа – развитый в каждом человеке уровень экологического сознания, экологической культуры.

В процессе общения с природой и окружающим миром ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы  социальной и экологической культуры. В настоящее время не надо никого убеждать в том, насколько важно прививать ребенку любовь к родному краю, бережное отношение ко всему живому. Природа является источником не только материального, но и духовного существования человека.

Важно с раннего детства заинтересовать ребят изучением природы родного края, научить видеть отличительные особенности растений и животных, радоваться общению с ними. Азбуку природы необходимо изучать с детства.

С ранних лет дети должны осознавать себя частичкой природы и усвоить главную заповедь: НЕ НАВРЕДИ!

Сделать правильный выбор, обеспечить творческую трансляцию ценностей экологической культуры в личности ученика  в обществе – новая важнейшая социокультурная функция педагога, всех образовательных систем.

Учитель в ответе за жизнь на планете! Столь великое предназначение педагога в третьем тысячелетии. Человечество вступило в новую эпоху своих взаимоотношений  с окружающей средой - «Эпоху, когда людям, для того чтобы выжить, приходиться начинать думать по-иному, чем до сих пор. Экологическое воспитание и образование превращаются в стержень современного образования, являясь ключом к перестройке современных систем образования и общества       в целом. А учитель становиться одной из центральных фигур современного гражданского образования » (Н. Н. Моисеев).

Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются      в практику обучения и воспитания в начальных классах. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства.

Формирование начальных основ экологической культуры у младших школьников требуют включения определенного содержания, методов и форм работы, а так же создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.

В решении данной проблемы огромную роль играет проектно-исследовательская деятельность. Учебное исследование младшего школьника, так же как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает основные элементы: выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования); выработку гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; анализ и обобщение полученных данных; подготовку и защиту итогового продукта.

В ходе проектно - исследовательской деятельности на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности осуществляется систематизация и расширение представления детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта, воспитание у них любви к своей Родине. Идёт формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде. При этом обеспечивается существенное воздействие на развитие у учащихся познавательных процессов: сенсорное развитие, развитие мышления, воображения, памяти, внимания; а также эмоциональной сферы и творческих способностей.

 Наблюдения, являющиеся неотъемлемой частью уроков окружающего мира,  зачастую формальные можно превратить в учебно- исследовательскую деятельность, предполагающую постановку проблемы, выдвижение гипотез, поиск способа их проверки, собственно наблюдения и соответствующие выводы.

 Например, это можно сделать при возникновении проблемного вопроса: «Отчего и как возникают сосульки?» Дети обыкновенно выдвигают следующие предположения: днем тепло, снег на крыше тает, и вода стекает вниз, а вечером становится холоднее и вода замерзает. Однако здесь могут возникнуть дополнительные вопросы, типа, «А будет ли капля воды, повисшая днем на краю крыши, дожидаться вечера?» Учитель предлагает способы изучения этих явлений. Таким образом, в ходе совместной работы основной проблемный вопрос разбивается на отдельные вопросы. Поиск ответов на них и приводит к решению проблемы:

-Почему снег на крыше тает? (Для поиска ответа предлагается измерить температуру стены, обращенной к солнцу, и убедиться, что температура стены, а следовательно и крыши выше нуля)

- Почему зависшая на карнизе капля воды замерзает? (Измеряется температура воздуха, который окружает каплю, и дети убеждаются, что его температура ниже нуля.)

Далее делается вывод: снег на крыше тает, потому что крыша теплая,

а, зависшая капля попадает в окружение морозного воздуха и потому замерзает.

Урок по теме: «Осенние изменения в природе. Жизнь растений осенью» тоже можно провести, организуя исследовательскую деятельность в малых группах.  Проблемный вопрос: « Признаки подготовки растений к зиме». В помощь выдвижения гипотез даются подсказки – начало предложений: большинство растений……; плоды и семена……; окраска листьев……; семена растений…… . Для того чтобы проверить наши предположения, собрать факты учащиеся отправляются в маленькое путешествие – на экскурсию. Для работы каждая группа получает рабочие листы. (Например, группа «Зимующие почки».  Вопросы рабочего листа:

1. Рассмотрите ветки лиственных деревьев. Что осталось на месте опавших листьев? Зачем? 2. Найди травянистое растение (землянику, одуванчик). Предположите, где может находиться зимующая почка? Выкопайте растение, рассмотрите его части, найдите зимующую почку;  сделайте заключение о том, как приготовилось зимовать травянистое растение.) Как только все группы заканчивают свои исследования, ученики в классе обмениваются информацией и анализируют ее.

Итогом длительной работы большого числа учащихся стал  проект «Покормите птиц зимой!», проведенный в рамках внеурочной деятельности и проект «Русский лес» в предметной области «Окружающий мир»

Название проекта: Русский лес.

Краткое содержание: проект  охватывает изучение учебных тем: «Богатства природы», «Природа и мы»,  «Экологические системы». Данный проект расширяет кругозор и знания о природе нашей страны, развивает познавательную активность, умение сравнивать и делать выводы, воспитывает бережное отношение ко всему живому. Данный проект призван развивать у учащихся начальной школы умение увидеть окружающий мир как сложную систему взаимосвязанных элементов.

При разработке проекта у учащихся формировались умения анализировать, аргументировать, делать выводы, принимать решения, решать проблемы.

Работая над проектом, учащиеся развивают коммуникативные умения, креативность и любознательность, учатся работать с информацией и медиасредствами. План оценивания в ходе проекта направлен на реализацию деятельностного подхода в обучении; в центре внимания - учебные потребности ребёнка, развитие навыков управления своим обучением, самооценивание и взаимное оценивание успешности в развитии и обучении.

После завершения проекта учащиеся могут:

· определять географическое положение зоны лесов, особенности растительного и животного мира зоны лесов,

·  сформировать представление о роли леса в жизни человека и природы, экологические проблемы леса, которые возникают по вине человека; охранная деятельность человека в зоне лесов;

· создавать презентацию в PowerPoint;

· распределять обязанности в группе;

· выполнить проверочную работу по теме учебной  программы;

· выполнить мониторинг своего продвижения в изучении темы;

· собрать портфолио,  представляющее полную картину прогресса

умений, навыков ученика по учебной теме;

· в ходе защиты проекта (итоговое оценивание) продемонстрировать итоговый продукт работы группы.

Проблемный вопрос: - Зачем человеку лес?  Учебные вопросы: - Где находится зона лесов? Каковы особенности животного и растительного мира зоны лесов? Каково значение леса в жизни человека? Что такое  экологические проблемы?

Учебные мероприятия:

1.Приглашение в проект (буклет для учащихся  «Путешествие в лес»)

2.Выявление интереса, потребностей и степени готовности учащихся к участию в проекте (стартовая презентация)

3.Осознание проблемы и формулировка основополагающего вопроса

4.Формулировка проблемных и учебных вопросов

5. "Перекрестное обучение" - Взаимооценка работ группами

6. Оформление результатов исследования в виде книжек -«раскладушек»,  рисунков, компьютерных презентаций.

7 .Проверочная работа по учебному плану с использованием дидактического материала, подготовленного учителем (тест)

8.Представление результатов исследования: защита проекта, презентация итоговых работ групп;

9.Подведение итогов работы над проектом.  Рефлексия

Учебные мероприятия при реализации проекта «Покормите птиц зимой!»

1.Приглашение в проект, выявление интереса (учащиеся решают принять участие в акции «Покормите птиц зимой!» на ВИКИ Владимир)

2. Оформление результатов исследования в виде книжек -«раскладушек»,  рисунков, компьютерных презентаций о птицах нашего края.

3. Работа в группах по изготовлению кормушек из разных материалов.

4. Представление своих работ на школьном дворе.

5. Рефлексия.

Таким образом, используя проектно-исследовательскую технологию учитель сможет как решать образовательные, познавательные, развивающие и коммуникативные задачи, так и воспитывать гражданина достойного своей Родины.

 

 

Список используемой литературы

 

1.     Пахомов А.П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями. Начальная школа, №6, 1998, стр.26.

2.      Егоренков Л.И. Экологическое воспитание младших школьников. М.: 2001.

3.     Шумакова Н.Б.,Авдеева Н.И.,Климанова Е.В; под ред. Шумаковой Н.Б.Развитие исследовательских умений младших школьников. М.Просвещение, 2011 

4.     Миронов А.В. Стандарт второго поколения: изучаем воду и водные экосистемы.Начальная школа-плюс до и после №8, 2010, стр.14

 

5.     Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2012

Пожалуйста, подождите.
x
×