Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Профессиональная компетентность педагогов ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Мухонько Любовь Владимировна

 

«Профессиональная компетентность педагогов

 

в условиях введения ФГОС ООО»

 

Выступление на августовской конференции.

 

Мухонько Любовь Владимировна, учитель ИЗО и МХК,высшей категории,

 

МБОУ СОШ№24, г.Новошахтинск Ростовской области

 

В любое время в школе кадры решают всё! Именно от них зависит успех любого начинания.Переход на новые образовательные стандарты является событием, определяющим в ближайшей перспективе главный вектор изменений в системе образования.

 

Поэтому особое значение приобретает задача обеспечения профессиональной готовности учителя к успешной реализации ФГОС нового поколения в основной школе

 

В процессе перехода к ФГОС должны произойти изменения не только в содержании образования, но так же в личной профессиональной деятельности педагога. Необходимым условием успешного введения ФГОС является проблемно-ориентированный анализ учителем собственной профессиональной готовности к реализации ФГОС. Общая схема такого анализа предполагает вдумчивый поиск ответа на следующие вопросы:

 

1) Что именно должно измениться в содержании и организации образования в связи с переходом на ФГОС?

 

2) Как эти общие изменения должны отразиться на характере личной профессиональной деятельности педагога? Каких конкретных изменений в ней они могут потребовать?

 

3) В чем, в связи с этим, состоят критерии практической готовности учителя к эффективной реализации требований ФГОС? (что он должен знать/понимать, уметь, чем должен владеть)

 

4) Какие проблемные моменты (профессиональные дефициты) в своей профессиональной подготовке видит педагога в связи с изменением решаемых задач и условий образовательной деятельности? Какие из них являются наиболее насущными и требуют восполнения в первую очередь?

 

5) На какие уже имеющиеся элементы собственного практического опыта и опыта коллег, на какие методические наработки можно опереться в процессе подготовки к решению задач ФГОС?

 

Главным субъектом, на который ложится ответственность за эффективное внедрение федеральных стандартов нового поколения, является учитель. И прежде, чем перестраивать всю систему образования, необходимо перестроить, или перенастроить мировоззрение, сознание носителя знаний, умений, навыков и ключевых компетенций - учителя. В чем заключается «новый облик» учителя? В чем состоят критерии практической готовности учителя к реализации требований ФГОС?

 

Безусловно, в ОУ должны быть созданы определенные условия, способствующие безболезненному и эффективному переходу на новые образовательные стандарты. Какие же этоусловия? Прежде всего, педагогические условия.

 

Наиболее серьезную проблему представляет собой кадровое обеспечение перехода на

 

деятельность по новому стандарту, одним из основных требований которого является смена позиции учителя с ведущей на сопровождающую, что представляет значительную сложность для большинства педагогов. На наш взгляд, самым сложным является принятие учителем концепции ФГОС, внутренняя готовность к изменению стиля работы, а также знания основных документов.

 

Авторы государственных образовательных стандартов второго поколения, в первую

 

очередь, сформулировали требования к учителю, способному воспитать достойного гражданина России. Он должен постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, не «урокодателем», а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря уже о том, что он должен быть активным пользователем информационных технологий. Особенно высоки требования к учителям старшей школы. Учитель, как и университетский профессор, должен заниматься научными исследования, обязательно вести методические разработки – осмыслять и описывать свой профессиональный опыт. Все эти требования к педагогам направлены на то, чтобы образовательные учреждения располагали воспроизводимым (необходимым и достаточным кадровым потенциалом, адекватным развивающей образовательной парадигме федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

 

Критериями практической готовности учителя к реализации учебной ситуации, поощрение учебной самостоятельности школьников. Какие проблемные моменты видит учитель в своей подготовке?

 

Кадры школы должны иметь базовое профессиональное образование и необходимую

 

квалификацию, быть способны к инновационной профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни. Такова основа кадровой политики.

 

Педагогические компетентности представляют собой совокупность самых различных

 

действий учителя, которые, прежде всего, относятся к функциям педагогической деятельности,в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности учителя и свидетельствуют о его предметно-профессиональной компетентности.

 

В новых стандартах сформулированы требования к современному учителю:

 

Во – первых, это профессионал, который

 

  • демонстрирует универсальные и предметные способы действий

 

  • инициирует действия учащихся

 

  • консультирует и корректирует их действия

  • находит способы включения в работу каждого ученика

  • создает условия для приобретения детьми жизненного опыта

 

Во-вторых, это учитель. Применяющий развивающие технологии.

 

В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

 

Главный показатель качества профессиональной подготовки – способность и готовность применять полученные знания в профессиональной деятельности, что позволяет говорить об интегративной природе компетентности,которачя образуется из диалектически связанных частей (знании ,структур, способов деятельности, личностных качеств).Компетентность не существует в готовом виде. Каждый субъект должен создать её для себя заново. Можно усвоить чьё-то открытие, правило, но не компетентность. Компетентность необходимо создать как продукт индивидуального творчества и саморазвития. Таким образом, кадровое обеспечение образовательного процесса - одно из обязательных и первостепенных условий для успешного перехода образовательного учреждения к реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

 

 

 

Профессиональный учитель – это человек, умеющий найти общий язык с учениками, подход к каждому, заинтересовать и влюбить учеников в свой предмет.

 

Профессиональный учитель сочетает традиционный подход и вносит в процесс обучения свои инновации.

 

Профессиональный учитель – это тот учитель, который доступно объясняет материал,

 

заинтересован в своей работе, его цель – дать знания ученикам.

 

Профессиональный учитель – это компетентный учитель. Желающий учить, мудрый

 

человек; он должен любить свой предмет и своих учеников.

 

Профессиональный учитель – это грамотный педагог, знающий свой предмет до

 

тонкостей, до мелочей, умеющий в доступной форме преподать его ученикам.

 

Прежде всего, профессиональный учитель должен обладать простыми человеческими

 

качествами: добротой, пониманием и умением помочь ученику в трудную минуту.

 

Профессиональный учитель – это учитель, умеющий вести урок нестандартно.

 

Профессиональный учитель – это учитель, знающий свое дело не только в рамках

 

школьной программы, но и на более высоком уровне; человек, который постоянно стремиться к получению новых знаний в своей области, а не останавливается на достигнутом. Это учитель, который осознает свою роль в судьбах детей и несет ответственность за их знания, а не ограничивается сухим объяснением параграфа.

 

Профессиональный учитель – это учитель, обучающий не только своему предмету, но и

 

жизни, духовный наставник.

 

И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени». Чтобы это произошло с каждым, выбравший профессию учителя, периодически должен вспомнить очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского, на них я, пожалуй, и закончу: «В деле обучения и воспитания. Во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор. Пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».

 

Пожалуйста, подождите.
x
×