Программа "Играя, учим плавать" | Семенова Наталия Ренадовна. Работа №254274
Автор: Семенова Наталия Ренадовна
ПРОГРАММА
ВНЕБЮДЖЕТНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ПЛАВАНИЮ «ИГРАЯ, УЧИМ ПЛАВАТЬ»
Плавание является уникальным видом физических упражнений, превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств ребенка дошкольного возраста и оказывает существенное влияние на состояние его здоровья. Это одна из эффективнейших форм закаливания и профилактика многих заболеваний.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
ПРОГРАММА
ВНЕБЮДЖЕТНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ПЛАВАНИЮ «ИГРАЯ, УЧИМ ПЛАВАТЬ»
направленность программы: физкультурно-оздоровительная
уровень программы: ознакомительный
категория участников: от 4 до 7 лет
срок реализации программы: 1 год
Программа составлена: Семеновой Наталией Ренадовной
Инструктор по физической культуре первой квалификационной категории
Содержание :
1. Пояснительная записка
2. Программа обучения плаванию
2.1. Задачи
2.2. Содержание программного обучения
2.3. Методика начального обучения плаванию
3. Основной учебный материал
3.1Методика начального обучения плаванию детей в раннем дошкольном
возрасте с 1.5лет до 3-х лет
4. Методы обучения плавания
5. Материально-техническое обеспечение программы
6. Литература
Пояснительная записка
Значительные перемены в жизни нашего общества повлекли за собой большие изменения в сфере общественной жизни, в ценностных установках. Возрастание ценности жизни, здоровья, активного долголетия и реализация человеческой индивидуальности все чаще рассматриваются как критерии социального прогресса общества.
Формирование здоровья ребенка, полноценное развития его организма одна из основных проблем современного общества. Дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии такова концепция дошкольного образования. Для решения этой задачи необходимо еще с самых юных лет формировать здоровый образ жизни, используя все средства физического воспитания, формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки.
Плавание является уникальным видом физических упражнений, превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств ребенка дошкольного возраста и оказывает существенное влияние на состояние его здоровья. Это одна из эффективнейших форм закаливания и профилактика многих заболеваний. Занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для формирования личности. А также приобщают детей к спортивному плаванию и другим видам спорта, ориентируют на выбор профессии, хобби.
Одно из важнейших значений массового обучения плаванию детей дошкольного возраста – это залог безопасности на воде, осознанного безопасного поведения, а значит уменьшение несчастных случаев, потому что именно большой процент погибших на воде это дети. И для взрослых очень важно и социально значимо сохранить эти маленькие жизни, сохранить будущих преобразователей нашей страны. Только взрослые в ответе за своевременное обучение плаванию детей.
Ведь умение плавать приобретенное в детстве сохраняется на всю жизнь. И от того насколько будет эффективней процесс обучения, зависит сознательное отношение подрастающего поколения к себе, к своему здоровью. Обеспечение начального обучения плаванию представляет одну из самых важных и благородных целей в области физического воспитания, особенно среди подрастающего поколения.
Программа обучения плаванию :
Рабочая программа по плаванию составлена на основе программ:
«Обучение плаванию в детском саду» Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой.
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Уровень – ознакомительный.
Актуальность программы в том, что она формирует прочный навык плавания у детей, который является жизненно необходимым и способствует укреплению здоровья подрастающего поколения.
Цель: обучение детей дошкольного возраста плаванию, закаливание и укрепление детского организма, обеспечение всестороннего физического развития.
Задачи:
Обучающие:
• сформировать теоретические и практические основы освоения водного пространства;
• освоить технические элементы плавания;
• обучить основному способу плавания «Кроль»;
• познакомить детей с основными правилами безопасного поведения на воде (на открытых водоемах, в бассейне).
Развивающие:
• развивать двигательную активность детей;
• способствовать развитию навыков личной гигиены;
• способствовать развитию костно-мышечного корсета;
• развивать координационные возможности, умение владеть своим телом в непривычной обстановке;
• формировать представление о водных видах спорта.
Воспитательные:
• воспитывать морально-волевые качества;
• воспитывать самостоятельность и организованность;
• воспитывать бережное отношение к своему здоровью, привычку к закаливанию;
• воспитывать интерес к занятиям физической культуры;
Отличительные особенности
Особенностью данной рабочей программы является использование инновационной эффективной технологии - одновременной методики обучения сначала облегченным, неспортивным, а затем и спортивным способам плавания, начиная с освоения движений руками уже в младших группах и продолжая их совершенствование в старших группах.
Возраст детей от 3 до 7 лет.
Срок реализации программы 4 года.
II.Содержание программы (учебно- тематический план).
I год обучения
(3-4 года)
№
Тема
Часы
Техника безопасности
1
Теория
8
Практика.
49
Итого:
58
Содержание программы
Задачи
- сообщить детям сведения о пользе занятий плаванием, о свойствах воды;
- ознакомить детей с правилами поведения на воде;
- воспитывать у детей стремление к самостоятельности при передвижении и играх в воде;
- учить погружать лицо в воду, погружаться в воду с головой;
- учить открывать глаза в воде;
- знакомить с очками для плавания;
- учить делать вдох и выдох на суше и в воде;
- формировать навык всплывания и лежания на воде (на груди и на спине, «медуза», «поплавок», «звездочка»);
- учить скольжению на груди и на спине;
- учить детей движениям руками, ногами, туловищем различными способами плавания на суше и в воде, в том числе при помощи вспомогательных и поддерживающих средств.
Знания
Сведения о пользе занятий плаванием, свойствах воды; правила поведения в бассейне, душе, раздевалке, на воде.
Упражнения для освоения с водой
- Входить в воду самостоятельно, окунаться приседая; входить по дну друг за другом, держась за руки и самостоятельно; ходить, бегать, прыгать, помогая себе гребковыми движениями рук.
- Выпрыгивать из воды как можно выше, выполнять различные движения руками -поочередно, вместе, вперед, назад. Открывать глаза в воде, узнавать игрушки на дне. В парах и самостоятельно выполнять упражнения «медуза», «поплавок», «звездочка» со вспомогательными средствами и без них.
- Осваивать вдох и выдох на поверхности воды, в воду. Выполнять скольжение на груди и на спине с помощью партнера и самостоятельно.
- Игры, эстафеты, развлечения на воде.
Упражнения в воде
- Движения руками брассом, дельфином, кролем на груди, кролем на спине в движении шагом по дну, дыхание произвольное, а также на задержке дыхания.
-Выполнять выдохи в воду у бортика. «Медуза», «поплавок», «звездочка» на груди и на спине со вспомогательными средствами и без них.
- Движения руками брассом, дельфином, кролем на груди и кролем на спине с нарукавниками, поясами, «плавками-поплавками», надувным кругом и без них в скольжении, дыхание произвольное, а также на задержке дыхания.
- Движения ногами кролем, дельфином, брассом с плавательной доской, ластами и без них. Дыхание произвольное, а также на задержке дыхания, с выдохом в воду.
- Плавание различными сочетаниями движений, облегченными, неспортивными и спортивными способами с поддерживающими средствами и без них, на задержке дыхания, с выдохом в воду.
- Доставание игрушек со дна. Ныряние в вертикально расположенный обруч.
Игровые упражнения в воде, элементы игр с предметами (игрушки, мячи и др.), веселые игры в воде.
Примечание: На занятиях инструктор может находиться с детьми в воде.
Уметь:
-выполнять выдохи в воду, «звездочку» на груди и на спине с 2-мя нарукавниками, с одним нарукавником, без нарукавников;
- на мелком месте бассейна доставать игрушки со дна.
Стандарты
- Плавание любыми способами с любыми вспомогательными средствами -
5-7-9 м.
«Где живет водичка?».
Практика
- Упражнения для специальной подготовки.
- Спуск в бассейн с поддержкой и без.
- Передвижения в воде шагом, бегом, прыжками, держась за поручень, на
носках, приставными шагами, с различными движениями рук и т. д.
- Игры на освоение передвижений в воде: «Змейка», «Паровозик»,
«Карусели», «Лягушата», «Лодочка с веслами», «Цапли» и др.
- Передвижения по бассейну вдоль границ, по кругу, врассыпную.
- Действия с предметами: обручем, мячом, плавательной доской, различными
игрушками (плавающими, тонущими, надувными) .
- Игры для ознакомления со свойствами воды: «Маленькие и большие
ножки», «Солнышко и дождик», «Лодочки», «Волны на море» и др.
- Погружения в воду до уровня пояса, плеч, шеи, подбородка, глаз, с головой,
задерживая дыхание, с выдохом в воду, с образованием «пузырей», дуть на
воду.
- Игры для приобретения навыков погружения под воду: «Пружинка»,
«Мячик», «Тишина», «Уточки моют носик» и др.
- Дыхательная гимнастика в зале сухого плавания: («Воздушный шар»,
«Дует, дует ветерок», «Сердитая кошка» и др.) .
- Упражнения на дыхание в воде: «горячий чай», «дуй на игрушку»,
«быстрые лодочки» и др.
- Игры на освоение навыка скольжения: «Лодочки плывут», «Стрела», «Смелые ребята» и др.
Учебно - тематический план
II год обучения.
(4-5 лет)
№
Тема
Часы
Техника безопасности
1
Теория
8
Практика.
53
Итого:
62
Содержание программы
Задачи
- расширять знания о значении плавания, о влиянии плавания на организм учить названиям способов и их особенностям;
- учить ориентироваться под водой, доставая со дна различные предметы: игрушки, геометрические фигурки и др.;
- совершенствовать навык в выполнении выдохов в воду;
- учить скольжению на груди и на спине без поддерживающих средств с задержкой дыхания и выдохом в воду;
- учить выполнять упражнения всплывания и лежания на воде без поддерживающих средств;
- учить выполнять движения руками и ногами различными способами на суше и в воде без поддерживающих средств;
- совершенствовать плавание удобным для себя способом, увеличивая при этом проплываемые расстояния;
- учить различным спускам в воду с бортика бассейна: спадам вводу, сидя на бортике, вниз ногами; прыжкам вниз ногами из положения приседа на бортике; спадам в воду вниз головой, из положения сидя на бортике.
Упражнения для освоения с водой
- Входить в воду самостоятельно, окунаться приседая; ходить по дну друг за другом, держась за руки и самостоятельно; ходить, бегать, прыгать, помогая себе гребковыми движениями рук.
- Выпрыгивать из воды как можно выше, выполнять различные движения руками - поочередно, вместе, вперед, назад. Открывать глаза в воде, узнавать игрушки на дне. В парах и самостоятельно выполнять упражнения «медуза», «поплавок», «звездочка» со вспомогательными средствами и без них.
- Осваивать вдох и выдох на поверхности воды, в воду. Выполнять скольжение на груди и на спине с помощью партнера и самостоятельно.
- Игры, эстафеты, развлечения на воде.
Упражнения в воде
- Ходьба по дну с выполнением движений руками брассом, дельфином, кролем на груди и кролем на спине.
- Движения ногами с плавательной доской, со вспомогательными средствами и без них кролем, дельфином, брассом с задержкой дыхания, выдохом в воду,
произвольным дыханием.
- Плавание облегченными, неспортивными спортивными способов с задержкой дыхания, произвольным дыханием, выдохом в воду.
- Плавание удобным для себя способом, со вспомогательными средствами и без них, постоянно увеличивая расстояние; контрольное плавание на максимально возможное расстояние.
- Спады в воду из различных положений с бортика бассейна: сидя, лежа
на бортике, прыжок в воду вниз ногами; прыжок вниз ногами из положения приседа на бортике.
Требования
- Уметь выполнять требования программы предыдущих возрастных групп.
- Знать названия способов плавания.
Уметь:
- выполнять «звездочку» на груди и на спине;
- «отдых на воде» - 5-10 сек.;
- выполнять скольжения на груди и на спине на максимально
возможное расстояние;
- выполнять, спад в воду из любого положения;
- выполнять 5-8 выдохов в воду;
- доставать предметы со дна;
- плавать на одних руках и на одних ногах со вспомогательными
средствами различными способами;
- «плавать неспортивными и спортивными способами со вспомогательными средствами и без них.
Стандарты
- Плавание любыми способами со вспомогательными средствами 10 м и более.
Практика
- Упражнения для специальной подготовки.
- Спуск в воду с последующим погружением, с выполнением заданий («крокодил», «лягушата», «рыбки плещутся») .
- Передвижения в воде шагом: на носках, с высоким подниманием колена, в полуприседе, с поворотами, с заданиями (например: руки к плечам) и т. д.
- Передвижения прыжками: на двух ногах, на одной, с поворотом, прыжки вверх из воды и др.
- Погружения под воду до уровня шеи, подбородка, глаз; с головой; задерживая дыхание, делать выдох в воду (однократный и многократный) .
- Открывание глаз в воде: «Кто спрятался в пруду? », «Достань игрушку» и др. игры и упражнения.
- Упражнения на дыхание в воде: «Насос», «Качели», «Раз, два, три – пузыри» и др.
- Упражнения на освоение с водой: «поплавок», «медуза», «стрелка», «запятая», «звездочка» (на груди и спине, выполняя у опоры; самостоятельно, лежа свободно на воде) .
- Движения ног кролем: сидя в воде, руки упор сзади, в упоре лежа на животе (с выдохом в воду, держась за поручень, за плавательную доску, свободно.
- Движения рук как при плавании способом кроль: у опоры, в движении (при ходьбе, беге, стоя на месте («Мельница», «Пропеллер», «Лодка с веслами» и др.).
- Скольжение на груди и спине с опорой на плательную доску, свободно; скольжение на груди с работой ног как при плавании способом кроль, с выдохом в воду, с задержкой дыхания.
- Техника плавания облегченным кролем на груди с работой рук (без выноса рук из воды) .
- Игры для освоения передвижений в воде: «Невод», «Водолазы», «Торпеда», «Качалки», «Караси и щука», «Охотники и утки», «Море волнуется», «Жучок – паучок» и др.
Учебно – тематический план
III год обучения
(5-6 лет)
№
Тема
Часы
Техника безопасности
2
Теория
8
Практика.
54
Итого:
64
Содержание программы
Задачи
- знать об оздоровительном и прикладном значении плавания;
- учить детей переходить из положения «звездочка» в положение «поплавок» и наоборот;
- выполнять скольжение на груди и на спине на дальность (метры);
- доставать игрушки со дна при нырянии на дальность;
- совершенствовать плавание неспортивными и спортивнымиспособами; приучать детей стараться проплывать, постоянно увеличивая расстояния;
- учить выполнять повороты при плавании на груди;
- учить делать выдохи в воду во время плавания по элементам и в
полной координации всеми способами.
Знания
- Особенности способов плавания (какой самый быстрый, как лучше плыть на дальность).
Умения
- Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения руками брассом,
- Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения ногами кролем на груди, кролем на спине, дельфином, брассом.
- Стоя, сидя на бортике, выполнять согласование движений руками и ногами разными способами в различных сочетаниях.
Упражнения для освоения с водой
- Повторить упражнения предыдущей возрастной группы. Выполнять «звездочку» на груди и на спине - отдых на воде с максимально возможной продолжительностью.
- Выполнять скольжение на груди на дальность.
-Ныряние на дальность с доставанием игрушек со дна.
-Эстафеты, игры, различные развлечения на воде.
Упражнения в воде
-Выполнять спады в воду из различных положений: сидя, в глубоком наклоне.
-Упражнения «по элементам» и в отдельных сочетаниях на овладение спортивной техникой плавания, в т.ч. со вспомогательными средствами.
-Плавание при помощи движений руками брассом, дельфином, кролем с выдохом в воду, в т.ч. со вспомогательными средствами.
- Движения ногами кролем, дельфином брассом с выдохом в воду, в т.ч. со вспомогательными средствами.
- Плавание различными способами с выдохами в воду, с выполнением поворотов, в т.ч. со вспомогательными средствами.
- Максимальное проплывание расстояний, в т.ч. с переворотами из положения на груди в положение на спине и наоборот.
- Уметь выполнять программы предыдущих возрастных групп.
- Выполнять упражнение «отдых на воде» в течение 10 -15 сек.
- Выполнять скольжение на груди и на спине 3-4-5 м.
-Доставать игрушки со дна при нырянии на дальность.
Уметь:
- выполнять 9-12-15 выдохов в воду;
-выполнять упражнение «отдых на воде» в течение 9-12-15 сек.;
-выполнять скольжение на груди и на спине -3-4-5 м;
-при нырянии в длину (2-3 м) собирать игрушки со дна;
-плавание со сменой способов, не касаясь дна и стенок бассейна;
-оценивать свою плавательную подготовленность и рассказывать о занятиях по плаванию.
Стандарты
- Плавание любым способом со вспомогательными средствами более 15 м.
- Упражнения для специальной подготовки.
- Спуск в воду с погружением, с подныриванием под нудолс, со скольжением в обруч и т. д.
- Передвижения прыжками: выпрыгивая из воды, с ноги на ногу, из обруча в обруч, которые лежат на воде и др.
- Погружение под воду: с головой (задержка дыхания на 2, 4, 8, 16, ныряние за игрушками «Водолазы»; ныряние («Тоннель», «Дельфины на охоте») .
- Открывание глаз в воде: «Кто спрятался под водой? », «Раз, два, три – что увидел, расскажи» и др.
- Скольжение на груди: с опорой на плавательную доску, поручень и без опоры; с работой ног как при плавании способом кроль и без работы ног; с круговыми движениями рук (отдельно каждой, попеременно, разнонаправленные и однонаправленные движения рук, с задержкой дыхания и поворотом головы для вдоха.
- Скольжение на спине: лежать на спине руки вдоль туловища, руки вверх; с опорой на плавательную доску и без; с работой ног; отталкиваясь от дна двумя ногами; скользить, сочетая движения рук и ног.
- Плавание кролем на груди и спине: при помощи одних ног; без выноса рук из воды; облегченный кроль на груди с выдохом в воду; согласование работы рук и ног у неподвижной опоры, с опорой на плавательную доску, в скольжении.
- Прыжки в воду: из положения стоя («солдатик», «падающая звезда», «бабочка») ; в группировке («мячик», «рыба – шар») ; прыжки в воду головой вперед из положения сидя на бортике бассейна.
- Игры со скольжением и плаванием: «Буксир», «Караси и карпы», «Кто лучше? », «Торпеда», «Прыжок дельфина», «Зеркало», «Море волнуется». Игры – эстафеты: «Быстрая стрела», «Перевези игрушку», «Гонка катеров».
Игры с элементами водных видов спорта: «Раз, два, три – за мной повтори», «Озорные лягушата», «Веселая игра» и др.
IV год обучения
Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
№
Тема
Кол – во часов
Техника безопасности
2
Теория
8
Практика
54
ИТОГО
64
Содержание программы:
Задачи
- перед поступлением в школу научить плавать на расстояние до15-25 метров;
- совершенствовать технику отдельных элементов способов плавания: плавание на одних руках с предметом (доской, кругом, «поплавком») и без них; плавание на одних ногах с предметом в руках (доской, игрушкой, мячом и т.д.) и без них;
- совершенствовать согласование движений рук, ног с различными вариантами дыхания при плавании различными способами;
- совершенствовать спады в воду из разных положений;
- совершенствовать повороты, при плавании на груди и на спине;
- специальные упражнения на дыхание.
- Игровые, вспомогательные, подводящие упражнения к движениям в воде.
- Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения руками брассом, дельфином, кролем на груди, кролем на спине.
- Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения ногами кролем на груди, кролем на спине, дельфином, брассом.
- Стоя, сидя на бортике, выполнять согласование движений руками и ногами разными способами в различных сочетаниях.
Упражнения для освоения с водой
- Лежать на воде в положении «звездочка» на груди и на спине с максимальной продолжительностью.
- Скольжение на груди с переворотом на спину и наоборот.
- Кувырки вперед, назад в воде на месте и при плавании.
- Эстафеты, игры в воде.
Упражнения в воде
- Плавание по «элементам» и в отдельных сочетаниях на овладение техники спортивных способов плавания.
- Совершенствование движений руками, ногами всеми способами плавания.
- Совершенствование различных вариантов дыхания.
- Совершенствование согласования движений рук, ног, дыхания при плавании различными способами.
- Совершенствование спадов в воду, поворотов при плавании на груди и на спине.
Уметь:
- выполнять 15 – 20 -25 выдохов в воду;
- выполнять упражнение «отдых на воде» в течение 15-17-20 сек;
- выполнять скольжение на груди 4 – 5 -6 м;
- при нырянии в длину (3-4 м) доставать со дна игрушки;
- плавать на скорость на одних ногах на груди и на спине различными способами, в т.ч. со вспомогательными средствами (доска, ласты) 15 -20-25 м;
-плавать со сменой способов -10-15-25м;
Практика
- Упражнения для специальной подготовки
- Спуск в воду: уходя под воду с головой; со скольжением в обруч, в тоннель; с прыжком в воду, с перепрыгиванием через нудолс и др.
- Передвижения в воде бегом: чередуя с ходьбой, в разных построениях, спиной вперед, высоко поднимая колени, помогая руками.
- Передвижения в воде прыжками: выбрасывая ноги вперед, с подныриванием; с выпрыгиванием из воды, доставая подвешенный предмет;
отталкиваясь от воды руками.
- Погружение под воду: собирать предметы со дна, с задержкой дыхания (на 8, 16, 20, 32 счета); с открытыми глазами собирать части целого («Собери картинку») ; проходить в тоннель и др.
- Открывание глаз в воде: «Самый внимательный», «Собери все красного цвета», «Найди ракушку», «Сосчитай все игрушки» и др.
- Упражнения на дыхание в воде: «Насос», «Качели», «Пароход», «Мотор».
- Отработка движений рук и ног как при плавании способом кроль и брасс: в зале, на воде; из разных положений, на месте, в движении, с опорой, в разном темпе, в согласовании с дыханием.
- Скольжение на груди: с опорой на плавательную доску, свободное скольжение; только с работой рук или ног как при плавании способом кроль; с поворотом головы для вдоха; с многократным вдохом и выдохом, отталкиваясь одной ногой от бортика.
- Скольжение на спине: с опорой на плавательную доску и без опоры; с работой ног, сочетая движение рук и ног; отталкиваясь ногой от бортика, отталкиваясь двумя ногами от бортика бассейна, взявшись руками за поручень (старт в воде) .
- Плавание кролем на груди и спине: при помощи одних ног или рук; с опорой на плавательную доску, на бортик бассейна; облегченным кролем, без выноса рук из воды; сочетая работу рук и ног; в согласовании работы рук, ног и дыхания.
- Плавание брассом: при помощи ног (с опорой на бортик, плавательную доску) ; в свободном плавании, при помощи работы рук; сочетая работу рук и ног; в полной координации работы рук, ног и дыхания.
- Прыжки в воду: из положения сидя и стоя; выполнять прыжок вперед – вверх, в длину (войти ногами в воду) ; сидя на бортике бассейна, руками вперед; спиной, обхватив голени руками, медленного заваливаясь назад («сесть в воду) .
- Игры со скольжением и плаванием: «Тюлени», «Винт», «Чье звено скорее соберется? », «Катера», «Пятнашки – стрела», «Карасик и щука» и др.
- Игры – эстафеты: «Байдарки», «Передай мяч», «Быстрые лягушки», «Кто дольше? », «Самый ловкий».
Планирование занятий по обучению плаванию
воспитанников
(5 -7 лет) в течение года
Месяц
Количество занятий
Содержание занятий
Сентябрь
8
Общеразвивающие и специальные плавательные упражнения в спортивном зале, на улице, на спортивной площадке, на бортике
бассейна для подготовки к упражнениям в
воде
Октябрь – ноябрь –
декабрь
18
В бассейне детского сада:
- одновременное обучение сначала облеченным, неспортивным, а затем спортивным способам плавания по элементам тех-
ники и с полным согласованием движений
руками, дыханием;
- обучение спадам, прыжкам в воду, поворотам;
-2-3 раза в каждом месяце
– тестирование
плавательной подготовленности с проплыванием максимально возможных дистанций избранным способом и со сменой способов.
Январь – февраль –март – апрель
30 - 35
В бассейне детского сада:
-совершенствование плавания спортивными способами;
- совершенствование соскоков, спадов,
прыжков в оду, поворотов;
–тестирование
плавательной подготовленности с проплыванием максимально возможных дистанций избранным способом и со сменой способов.
Декабрь –январь –
Февраль-март-апредь
6 -12
В бассейне детского сада:
-совершенствование плавания облегченными, неспортивными, спортивными способами;
-совершенствование соскоков, спадов,
прыжков в воду, поворотов;
Контрольное тестирование (3-4 года)
Навык плавания
Контрольное упражнение
Ныряние
Погружение лица в воду.
Погружение головы в воду.
Продвижение в воде
Ходьба вперед и назад (вперед спиной) в воде глубиной до бедер или до груди с помощью рук.
Бег (игра «Догони меня», «Бегом за мячом»).
Упражнение «Крокодильчик».
Выдох в воду
Вдох над водой и выдох в воду.
Прыжки в воду
Выпрыгнуть вверх из приседа в воде глубиной до бедер или до груди.
Лежание
Лежать на воде вытянувшись в положении на груди и на спине.
Скользить по поверхности воды.
Контрольное тестирование (4-5 лет)
Навык плавания
Контрольное упражнение
Ныряние
Пытаться проплыть тоннель.
Подныривание под гимнастическую палку.
Пытаться доставать предметы со дна.
Продвижение в воде
Упражнения в паре «на буксире».
Бег парами.
Скольжение на груди.
Выдох в воду
Упражнение на дыхание «Ветерок».
Вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
Прыжки в воду
Выполнение серии прыжков с продвижением вперед.
Прыжок ногами вперед.
Лежание
Лежать на воде вытянувшись в положении на груди и на спине.
Контрольное тестирование (5-6 лет)
Навык плавания
Контрольное упражнение
Ныряние
Ныряние в обруч.
Проплывание тоннеля.
Подныривание под мост.
Игровое упражнение «Ловец».
Продвижение в воде
Скольжение на груди с работой ног, с работой рук.
Скольжение на спине.
Продвижение с плавательной дощечкой с работой ног на груди.
Выдох в воду
Выполнение серии выдохов в воду.
Упражнение на задержку дыхания «Кто дольше».
Прыжки
в воду
Прыжок ногами вперед.
Соскок головой вперед.
Лежание
Упражнение «Поплавок».
Упражнение «Звездочка» на груди, на спине.
Лежание на спине с плавательной дощечкой.
Контрольное тестирование (6-7 лет)
Навык плавания
Контрольное упражнение
Ныряние
Проплывание «под мостом» (несколько звеньев).
Поднимание со дна предметов с открыванием глаз под водой.
Продвижение в воде
Плавание на груди с работой рук, с работой ног.
Продвижение с плавательной доской на спине с работой ног.
Выдох в воду
Ритмичный вдох - выдох в сочетании с движениями ног.
Дыхание в положении лежа на груди с поворотом головы в сторону с неподвижной опорой.
Прыжки в воду
Прыжок головой вперед.
Прыжок ногами вперед в глубокую воду.
Лежание
Упражнение «Осьминожка» на длительность лежания.
Упражнение «Звездочка» на груди, на спине в глубокой воде.
При оценке двигательных навыков детей, вводятся следующие обозначения.
Высокий уровень
– означает правильное выполнение, т. е. навык сформирован, автоматизирован. Ребенок сам выполняет упражнение.
Средний
уровень
–
говорит о промежуточном положении, т.е. недостаточно правильном выполнении упражнения. Ребенок выполняет с помощью.
Низкий уровень
– указывает на неправильное выполнение движения. Ребенок не выполняет упражнение
Материально-техническое обеспечение программы.
Плавательные доски.
Игрушки, предметы, плавающие разных форм и размеров.
Игрушки и предметы, тонущие разных форм и размеров.
Надувные круги разных размеров.
Нарукавники.
Очки для плавания.
Нудолсы
.
Мячи разных размеров.
Обручи плавающие и с грузом.
Шест.
Поплавки цветные (флажки).
Нестандартное оборудование для ОРУ и игр с водой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Булгакова Н.Ж. Плавание: Пособие для инструктора – общественника /
Н.Ж.Булгакова
.-
М.: Физкультура и спорт, 1984.-160 с.
Волошина
Л.Н.Воспитание
двигательной
культуры дошкольников
: Учебно-методическое пособие/
Л.Н.Волошина
. –
М.:АРКТИ
, 2005.-108 с. (Развитие и воспитание).
Галицина
Н.С. Нетрадиционные занятия физкультуры в дошкольном образовательном учреждении / Н.С.
Галицина
.-
М.:, 2005.-143с.
Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам: программа и программные требования: Пособие для педагогов дошкольных учреждений /
Л.Д.Глазырина
.-
М.:
Гуманитар
. Изд. Центр ВЛАДОС,
2004.-
143 с.
Козлов А.В. Плавание: Учебная программа/
А.В.Козлов
. - М.: Просвещение, 1993
Левин Г. Плавание для малышей / Пер. с нем. Л.Е. Микулин. – М.: Физкультура и спорт,
1974.-
95 с.- ( Азбука спорта ).
Макаренко Л.П. Юный
пловец./
Л.П.Макаренко
. -
М.:Физкультура
и спорт, 1983.-288с.
Осокина Т.И. Как учить детей плавать: Пособие для воспитателя детского сада /
Т.И.Осокина
. - М.: Просвещение,
1985.-
80 с.
Осокина Т.И., Тимофеева Е.А.,
Богина
Т.Л. Обучение плаванию в детском саду: Книга для воспитателей детского сада и родителей/
Т.И.Осокина
,
Е.А.Тимофеева
, Т.Л.
Богина
. - М.: Просвещение,
1991.-
158 с.
Плавание-крепость здоровья /// Журнал Дошкольное воспитание. -
2001.-
№ 6, 7.
Сажина
С.Д.Составление
рабочих учебных программ для ДОУ: Методическое рекомендации /
С.Д.Сажина
. – М.: ТЦ Сфера,
2008.-
112 с.- ( Библиотека руководителя ДОУ).
Тарасова
Т.А.Контроль
физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и
педагогов ДОУ
/ Т.А. Тарасова. -
М.:ТЦ
Сфера, 2005.-176 с.-(Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
Маханева
М.Д., Баранова Г.В. Фигурное плавание в детском саду. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с. – (Синяя птица).
Петрова Н.Л., Баранов В. А. Плавание. Техника обучения детей с раннего возраста / Н.Л. Петрова, В.А. Баранов. – М.: «Издательство ФАИР»,
2008.-
120 с.