Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 28.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Программа кружковой работы "Зелёная школа" | Попова Светлана Владимировна. Работа №220004

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Попова Светлана Владимировна
Программа кружковой работы "Зелёная школа".

Программа дополнительного образования «Зелёная школа» ориентирована на активное познание мира цветочно-декоративных растений. В этой связи в неё включены практические работы, опыты и наблюдения. Предусмотренные теоретический материал и практическая деятельность учащихся предоставляет им возможности для саморазвития и самореализации, для наиболее полного раскрытия своих творческих способностей.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
эколого-биологической направленности
Зеленая школа
возраст детей: 10-14 лет
срок реализации программы – 1 год
Составитель: Попова С.В.
педагог дополнительного образования
г. Горно-Алтайск, 2019г.
Информационная карта программы
1
Учреждение
МБОУ Лицей №6 г. Горно–Алтайска
2
Полное название программы
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа Зеленая школа
3
Ф.И.О., должность автора
Попова Светлана Владимировна
4
Сведения о программе:
4.1.
Нормативная база
-Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ Об образовании РФ, Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726-р);
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 №41 Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей;
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. №1008 г. Москва Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
-Приказ Министерства образования и науки РА от 05 июля 2016г. №1133 Об утверждении методических рекомендациях по проектированию дополнительных общеобразовательных программ;
-Устав МБОУ Лицей №6 г. Горно-Алтайска.
4.2.
Область применения
Экология - биология
4.3.
Направленность
Художественная
4.4.
Вид программы
Модифицирования
4.5.
Целевая группа
12-13
4.6.
Срок реализации
1 год
Оглавление
Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы…………. 4
Пояснительная записка…………………………………………..4
Актуальность……………………………………………………..4
Цель и задачи программы……………………………………….5
Содержание программы…………………………………………5
Планируемые результаты………………………………………..7
Раздел №2. Комплекс организационно – педагогических условий……. .8
2.1. Календарный учебный график……………………………………. 8
2.2. Условия реализации программы…………………………………. . 9
2.3. Формы проведения занятий……………………………………… .9
2.4. Методические материалы………………………………………… .10
2.3. Список литературы………………………………………………...11
Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Направленность. Программа дополнительного образования Зелёная школа ориентирована на активное познание мира цветочно-декоративных растений. В этой связи в неё включены практические работы, опыты и наблюдения. Предусмотренные теоретический материал и практическая деятельность учащихся предоставляет им возможности для саморазвития и самореализации, для наиболее полного раскрытия своих творческих способностей. Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 год № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации, Письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844 О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей.
Новизна программы: данная программа предусматривает получение основных знаний по правильному ведению цветоводства. Не имея специального агрономического образования, часто делая ошибки при подборе сортов, неправильно размещая растения при посадке, часто наступает разочарование. Чтобы этого не произошло, необходимо правильно спланировать территорию участка, выбирать оптимальные схемы посадки, организовывать правильный уход за почвой, растениями, грамотно утилизировать различные отходы.
1.2. Актуальность
Озеленение помещений (жилых, служебных и др.) в настоящее время получает все большее распространение, интерес к декоративным растениям, пригодным для этой цели, постоянно растет.
Научные исследования, проведенные в этом направлении, дают основание утверждать, что растения в комнатах оздоравливают воздух. Они повышают влажность воздуха, что очень ценно для помещений с центральным отоплением, где в отопительный сезон влажность воздуха падает до 35 %. Содержание пыли в воздухе комнаты, где выращиваются растения, резко снижается, а количество углекислого газа не повышается, так как ночью растения выделяют ее во много раз меньше, чем поглощают днем. Кроме того, многие растения обладают фитонцидными свойствами, т. е. способностью выделять в воздух летучие вещества, убивающие микроорганизмы, дезинфицируя окружающий нас воздух.
Большое значение имеют растения в создании благоприятной среды в классах, коридорах и рекреациях школы. Озеленение улучшает психологический климат, снимает нервное напряжение, растения поглощают часть шума и т.д.
Вся работа кружка Цветоводство направлена на изучение декоративных растений, условий их содержания, правил ухода за ними. На занятиях кружка ребята знакомятся с разнообразием цветочно-декоративных растений, комнатных растений, их биологическими особенностями; приобретают навыки ухода за растениями, учатся ведению наблюдений за их ростом и развитием, приобщаются к труду. Отдельные темы работы кружка направлены на изучение размножения растений, закрепляются биологические понятия вегетативного размножения, его быстрота в отличие от полового размножения. Работа направлена на воспитание любви к живой природе.
1.3. Цель и задачи программы:
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Цель программы: ознакомление детей с разнообразием комнатных растений, привить практические умения и навыки по выращиванию и уходу за ними.
Задачи: 1. Развивать познавательные универсальные учебные действия в процессе получения дополнительных знаний о комнатных растениях, учить анализировать, классифицировать их.
2. Приобретать практические умения и навыки.
3. Развивать личностные универсальные действия, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности - любовь к природе, труду.
4. Развивать коммуникативные универсальные учебные действия при работе в группах, парах, на практических занятиях.
В кружке Зелёная школа могут заниматься дети 12 - 13 лет.
Сроки реализации программы
Образовательная программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия групповые, проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом 10 минут для отдыха детей. Программа рассчитана на 144 часа (4 часа в неделю).
1.4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план

урока
Раздел и тема
Всего часов
В том числе
Формы
аттестации/
контроля
теория
практика
Раздел 1: Введение
1
1
-
Сообщение
(1)
Введение. Знакомства с правилами Т/Б
1
Раздел 2. Строение декоративных растений 16 часов
2-3
Особенности строения комнатных растений
2
-
4-5
Стебель.
2
6-7
Классификация стеблей (по сочности, по деревянистости, по характеру роста и положению в пространстве).
2
8-9
Видоизменения стебля (колючки и усики).
2
10-11
Побег. Корневище Луковица. Клубень. Клубнелуковица.
2
12-13
Лист. Строение листа. Виды листовых пластинок. Формы листа. Простые и сложные листья. Узел. Междоузлие. Прилистники. Жилки
2
14-15
Цветок. Строение цветка. Соцветия. Виды соцветий. Плод. Виды плодов.
2
16-17
Размножение растений
2
Раздел 3: Особенности содержания комнатных растений 10 часов
18-19
Световые условия. Светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые комнатные растения. Растения длинного, короткого и нейтрального дня.
2
20-21
Теплолюбивые, умеренно теплолюбивые, холодостойкие растения. Воздушный режим. Водный режим. Полив растений.
22
22-23
Дерновая, перегнойная, листовая, торфяная земля. Земляная смесь.
2
Тестирование
24-25
Практическая работа №1 Приготовление земельной смеси
2
Практическое задание
Раздел 4. Уход за комнатными растениями 14 часов
26-27
Пересадка и перевалка комнатных растений
22
28-29
Прищипка, обрезка и омолаживание
2
30-31
Подвязка и купание растений.
2
32-35
Практическая работа №2 Пересаживание растений.
4
Практическое задание
36-39
Практическая работа №3 Подвязка и купание растений.
4
Практическое задание
Раздел 5. Основные способы размножения комнатных растений 8часа
40-44
Размножение листовыми и стеблевыми черенками
4
Практическое задание
45-49
Размножение отпрысками, корневищами, луковицами, клубнями.
4
Раздел 6. Ассортимент комнатных растений 8 часа
50-54
Жизненные формы растений. Лианы. Ампельные. Суккуленты. Луковичные. Травянистые. Древесные.
4
Сообщение
55-59
Ассортимент комнатных растений. Сказки. Легенды. Загадки.
4
Раздел 7. Композиции из цветов 16 часов
60-62
Композиции из цветов (уголок пустыни, тропического леса, садик из орхидей, кактусарий, каменистые мини-садики, расцветающие камни, эпифитное дерево).
2
63-64
Аранжировки (композиции из цветов).
2
65-66
Сочетание цветов. Виды букетов. Свободные композиции из цветов.
2
67-68
Пропорции аранжировок. Приспособления и наколки для укрепления срезанных цветов
2
69-72
Практическая работа № 4 Изготовление композиций из природного материала.
4
Практическая
73-77
Практическая работа № 5. Полив растений
44
Практическая
Раздел 8. Паспортизация растений 8 часа
78-79
Паспортизация растений
2
80-86
Практическая работа № 6 Изготовление паспортов комнатных растений
6
Раздел 9. Размещение растений в комнате 18 часов
87-91
92-96
Размещение растений в комнате. Вертикальное расположение растений.
4
97-101
Декоративные столики. Подставки и подиумы. Настенное расположение.
4
102-106
Оформление комнат.
4
Практическая
Раздел 10. Защита комнатных растений от вредителей. Методы борьбы. Болезни комнатных растений. ) 12 часа
107-111
Вредители (зеленая листовая тля, паутинный клещ, белокрылка, щитовка и ложнощитовка, мучнистые червецы, трипсы, ногохвостки).
4
112-116
Классификация болезней
4
Сообщение
117-121
Болезни (мучнистая роса, ржавчина, белая пятнистость, черная пятнистость, черная ножка, корневая гниль). Методы борьбы. Профилактика болезней комнатных растений.
4
122-142
Раздел 11. Летние работы на цветочно-декоративном участке ( 20часов).
Тема1. Уход за цветочно – декоративными растениями в летний период.
20
Практическая
151-152
Игра Путешествие с комнатными растениями
12
ИТОГО:
144
1.4. Содержание программы
Раздел 1. Введение (1 час).
Раздел 2. Строение декоративных растений (16часов).
Особенности строения комнатных растений. Стебель. Классификация стеблей (по сочности, по деревянистости, по характеру роста и положению в пространстве). Видоизменения стебля (колючки и усики). Побег. Корневище. Луковица. Клубень. Клубнелуковица.
Лист. Строение листа. Виды листовых пластинок. Формы листа. Простые и сложные листья. Узел. Междоузлие. Прилистники. Жилки. Цветок. Строение цветка. Соцветия. Виды соцветий. Плод. Виды плодов. Размножение растений.
Раздел 3. Особенности содержания комнатных растений ( 10 часов).
Световые условия. Светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые комнатные растения. Растения длинного, короткого и нейтрального дня.
Теплолюбивые, умеренно теплолюбивые, холодостойкие растения. Воздушный режим. Водный режим. Полив растений.
Дерновая, перегнойная, листовая, торфяная земля. Земляная смесь.
Практическая работа №1 Приготовление земельной смеси.
Раздел 4. Уход за комнатными растениями ( 14часов).
Пересадка и перевалка комнатных растений. Прищипка, обрезка и омолаживание. Подвязка и купание растений.
Практическая работа №2 Пересаживание растений.
Практическая работа №3 Подвязка и купание растений.
Раздел 5. Основные способы размножения комнатных растений (8 часов).
Размножение листовыми и стеблевыми черенками. Размножение отпрысками, корневищами, луковицами, клубнями.
Раздел 6. Ассортимент комнатных растений (8 часов).
Жизненные формы растений. Лианы. Ампельные. Суккуленты. Луковичные. Травянистые. Древесные. Ассортимент комнатных растений. Сказки. Легенды. Загадки.
Раздел 7. Композиции из цветов (16 часов).
Композиции из цветов (уголок пустыни, тропического леса, садик из орхидей, кактусарий, каменистые мини-садики, расцветающие камни, эпифитное дерево). Аранжировки (композиции из цветов). Сочетание цветов. Виды букетов. Свободные композиции из цветов. Пропорции аранжировок. Приспособления и наколки для укрепления срезанных цветов.
Практическая работа № 4 Изготовление композиций из природного материала.
Практическая работа № 5. Полив растений.
Раздел 8. Паспортизация растений. (8 часов).
Паспортизация растений.
Практическая работа № 6 Изготовление паспортов комнатных растений
Раздел 9. Размещение растений в комнате. (18 часов).
Размещение растений в комнате. Декоративные столики. Подставки и подиумы. Настенное расположение. Вертикальное расположение растений. Оформление комнат.
Раздел 10. Защита комнатных растений от вредителей. Методы борьбы. Болезни комнатных растений. ( 12часов).
Вредители (зеленая листовая тля, паутинный клещ, белокрылка, щитовка и ложнощитовка, мучнистые червецы, трипсы, ногохвостки).
Классификация болезней.
Болезни (мучнистая роса, ржавчина, белая пятнистость, черная пятнистость, черная ножка, корневая гниль). Методы борьбы. Профилактика болезней комнатных растений.
Раздел 11. Летние работы на цветочно-декоративном участке (20 часов).
Тема1. Уход за цветочно – декоративными растениями в летний период.
Раздел12. Игра Путешествие с комнатными растениями (2часа).
1.5. Планируемые результаты
Достигаемые уровни подготовки:
В течении всей программы учащиеся приобретают теоретические знания. Теоретическая часть, подкрепляется практической деятельностью, которая направлена на исследовательские задания, игровые занятия, занятия- практикумы.
Средствами эффективного усвоения программы курса являются творческие задания, практические работы, проекты, изготовление этикеток, паспортизация растений, экскурсии по подбору материала для составления композиций, ведение календаря ухода за комнатными растениями.
Результативность образовательной программы:
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
В результате прохождения программы обучающиеся должны
Знать:
- Строение декоративных растений.
- Особенности содержания растений в комнатах.
- Способы ухода за комнатными растениями.
- Основные способы размножения комнатных растений.
- Жизненные формы растений.
- Названия комнатных растений.
- Правила размещения растений в комнате.
- Способы защиты от вредителей.
Уметь:
- Приготавливать земельную смесь, для посадки растений.
- Высаживать растения в приготовленную смесь.
- Подвязывать растения.
- Подбирать вазоны для комнатных растений.
- Классифицировать растения
- Проводить паспортизацию растений.
- Изготавливать этикетки.
- Вести календарь ухода за комнатными растениями.
Раздел №2. Комплекс организационно – педагогических условии.
2.1. Календарный учебный график
№п/п
Дата проведения
Время
проведения
занятия
Форма
занятия
Кол-во
часов
Тема
занятия
Место
проведения
Форма
контроля
план
факт
Раздел 1: Введение: Знакомства с правилами Т/Б
11
66.09
14:00
лекция
1
Инструктаж по ТБ.
Школа
Раздел 2 Строение декоративных растений 16 часов
32
8.09
13.09
14.00
лекция
2
Особенности строения комнатных растений
Школа
43
1 15.09
119.09
14.00
лекция
2
Стебель.
Школа
4
22.09
27.09
2
Классификация стеблей (по сочности, по деревянистости, по характеру роста и положению в пространстве).
5
29.09
4.10
2
Классификация стеблей (по сочности, по деревянистости, по характеру роста и положению в пространстве).
6
6.10
111.10
14.00
лекция
2
Видоизменения стебля (колючки и усики).
Школа
7
13.10
18.10
14.00
лекция
практика
2
Побег. Корневище Луковица. Клубень. Клубнелуковица.
78
20.10
25.10
14.00
лекция
практика
2
Цветок. Строение цветка. Соцветия. Виды соцветий. Плод. Виды плодов.
Школа
тестирование
9
27.10
1.11
2
Размножение растений
Раздел 3: Особенности содержания комнатных растений 10 часов
911
3.11
8.11
14.00
лекция
практика
2
Световые условия. Светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые комнатные растения. Растения длинного, короткого и нейтрального дня.
Школа
сообщение
112
10.11
15.11
14.00
2
Теплолюбивые, умеренно теплолюбивые, холодостойкие растения. Воздушный режим. Водный режим. Полив растений.
113
17.11
22.11
14.00
лекция
2
Дерновая, перегнойная, листовая, торфяная земля. Земляная смесь.
Школа
111
24.11
29.11
14.00
практика
2
Практическая работа №1 Приготовление земельной смеси
Школа
Раздел 4. Уход за комнатными растениями 14 часов
12
1.12
6.12
14.00
практика
2
Пересадка и перевалка комнатных растений
113
8.12
13.12
14.00
лекция
практика
2
Прищипка, обрезка и омолаживание
Школа
114
15.12
20.12
14.00
лекция
практика
2
Подвязка и купание растений.
Школа
115
22.12
27.12
29.12
3.01
14.00
лекция
практика
4
Практическая работа №2 Пересаживание растений.
Школа
116
12.01
10.01
12.01
17.01
и
14.00
лекция
практика
4
Практическая работа №3 Подвязка и купание растений
Школа
тестирование
Раздел 5. Основные способы размножения комнатных растений 8часа
117
19.01
24.01
26.01
31.01
14.00
лекция
практика
4
Размножение листовыми и стеблевыми черенками
школа
118
7.02
9.02
14.02
16.02
14.00
лекция
практика
4
Размножение отпрысками, корневищами, луковицами, клубнями
школа
Раздел 6. Ассортимент комнатных растений 8 часа
119
21.02
23.02
28.02
7.03
14.00
лекция
4
Жизненные формы растений. Лианы. Ампельные. Суккуленты. Луковичные. Травянистые. Древесные.
Школа
220
9.03
14.03
16.0321.03
14.00
лекция
4
Ассортимент комнатных растений. Сказки. Легенды. Загадки.
Школа
Раздел 7. Композиции из цветов 16 часов
2
21
23.03
28.03
14.00
лекция
2
Композиции из цветов (уголок пустыни, тропического леса, садик из орхидей, кактусарий, каменистые мини-садики, расцветающие камни, эпифитное дерево).
222
30.03
4.04
14.00
лекция
2
Аранжировки (композиции из цветов).
Школа
223
6.04
11.04
14.00
практика
2
Сочетание цветов. Виды букетов. Свободные композиции из цветов.
Школа
Сообщение
24
13.04
18.04
14.00
практика
2
Пропорции аранжировок. Приспособления и наколки для укрепления срезанных цветов
школа
224
20.04
25.04
27.04
3.05
14.00
практика
4
Практическая работа № 4 Изготовление композиций из природного материала
Школа
225
4.05
8.05
11.05
16.05
14.00
практика
4
Практическая работа № 5. Полив растений
Школа
Раздел 8. Паспортизация растений 8 часа
226
18.05
22.05
14.00
практика
2
Паспортизация растений
327
14.00
практика
6
Практическая работа № 6 Изготовление паспортов комнатных растений
Школа
Раздел 9. Размещение растений в комнате 18 часов
328
14.00
практика
4
Размещение растений в комнате. Вертикальное расположение растений
Школа
29
14.00
практика
4
Декоративные столики. Подставки и подиумы. Настенное расположение
школа
331
14.00
лекция
практика
4
Оформление комнат.
Школа
ттестирование
Раздел 10. Защита комнатных растений от вредителей. Методы борьбы. Болезни комнатных растений. ) 12 часа
332
14.00
практика
4
Вредители (зеленая листовая тля, паутинный клещ, белокрылка, щитовка и ложнощитовка, мучнистые червецы, трипсы, ногохвостки).
Школа
333
14.00
лекция
практика
4
Классификация болезней
Школа
сообщение
334
14.00
практика
4
Болезни (мучнистая роса, ржавчина, белая пятнистость, черная пятнистость, черная ножка, корневая гниль). Методы борьбы. Профилактика болезней комнатных растений.
Школа
335
14.00
практика
20
Раздел 11. Летние работы на цветочно-декоративном участке ( 20часов).
Тема1. Уход за цветочно – декоративными растениями в летний период.
школа
336
14.00
игра
2
Игра Путешествие с комнатными растениями
школа
2.1. Календарный учебный график
Название разделов
и тем
Всего часов
Из них
теоретические занятия
практические занятия
Раздел 1. Введение
1
1
-
Раздел 2. Строение декоративных растений.
16
16
Раздел 3. Особенности содержания комнатных растений.
Тема 1. Световые условия. Тепловой режим.
Тема 2. Воздушный режим. Водный режим.
Тема 3. Почвенные условия.
Тема 4.Питание комнатных растений и их удобрение.
10
2
2
2
2
2
Раздел 4. Уход за комнатными растениями.
Тема 1. Пересадка и перевалка.
Тема 2. Прищипка, обрезка и омолаживание.
Тема 3. Подвязка и купание растений.
Тема 4. Посуда для посадки растений.
14
2
2
2
2
8
5
Раздел 5. Основные способы размножения комнатных растений.
Тема 1-2. Размножение листовыми и стеблевыми черенками.
Тема 3-4. Размножение отпрысками, корневищами, луковицами, клубнями.
8
4
4
Раздел 6. Ассортимент комнатных растений
Тема 1-2. Жизненные формы растений.
Тема 3-4. Ассортимент комнатных растений.
Тема 5. Сказки, загадки, легенды, стихи о растениях
8
2
4
2
Раздел 7. Композиции из цветов.
16
8
Раздел 8. Паспортизация растений
8
2
6
Раздел 9. Размещение растений в комнате
8
8
Раздел 10. Защита комнатных растений от вредителей
12
5
-
Раздел 12. Летние работы на цветочно-декоративном участке
Тема1. Уход за цветочно – декоративными растениями в летний период.
20
13
-
-
Раздел 11. Игра Путешествие с комнатными растениями
Итоговое занятие
2
Итого
144
2.2. Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение
Стремянка, специальная одежда, ведра и лейки, цветочные горшки, удобрения, заготовка почвы, сельскохозяйственный инвентарь и т.д.
2.3. Формы провидения занятий
Работа в творческом объединении состоит из теоретических и практических занятий. Основной формой содержания теоретических занятий является беседа и рассказы о методах выполнения той или иной работы. На практических занятиях дети учатся получать навыки выполнения разнообразных работ.
Предполагаются групповые, индивидуальные и коллективные формы организации деятельности.
Возможны следующие формы занятий: оформительская, поисковая, игровая, исследовательская, практическая, экспериментальная.
На занятиях вырабатываются умения и навыки:
- творческой деятельности;
-опытнической и исследовательской работы;
- ведения дневников наблюдений;
-уход за растениями;
- работы с разными источниками информации;
- оформления выставок, стендов, альбомов, изготовления поделок;
- выступления с докладами и рефератами.
Данная программа рассчитана на последовательное овладение умениями и постоянное их совершенствование. Основной идеей в подаче материала является коллективно-творческое дело, необходимое для развития творчества, ответственности.
Степень освоения и реализация программы проверяется и оценивается в течение всего учебного времен – тестированием по основным темам, проектам по наиболее понравившейся теме. В конце учебного года проводится защита творческих работ.
Предлагаемая программа способствует социализации личности, влияет на заряд бодрости, настроение, творческое удовлетворение.
2.4. Методические материалы
Программа реализуется на основе следующих принципов:
Принцип взаимосвязи обучения и развития
Принцип комплексности
Принцип преемственности
Принцип вариативности
Принцип сознательности и активности
Принцип наглядности
Принцип доступности и индивидуальности
Принцип системного чередования нагрузок и отдыха
Принцип цикличного построения занятий.
Образовательный комплекс программы предполагает обучение детей 12-13 лет.
Параллельно которому идёт включение воспитательного процесса, организованного через внеурочные воспитательные мероприятия.
HYPER13PAGE HYPER15
7
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×