Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Психологическая готовность ребенка к школе. | Агафонова Елена Фёдоровна. Работа №206858

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Агафонова Елена Фёдоровна
Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка, следовательно, предполагает многокомпонентное образование.

В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась структура школы. Все более высокие требования предъявляются детям, идущим в первый класс. Поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы занятия по развитию интеллектуальных способностей учащихся были проведены на высоком уровне. 

 

Педагогическая статья.

 

Психологическая готовность ребенка к школе.

Психологи выделяют два аспекта психологической готовности к школе: личностная и интеллектуальная.

Под психологической готовностью ребенка к школе понимают, прежде всего, такой уровень психического развития, который позволял бы справиться со школьной программой, усвоить нормы поведения, адаптироваться к новой обстановке.

Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка, следовательно, предполагает многокомпонентное образование.

В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась структура школы. Все более высокие требования предъявляются детям, идущим в первый класс. Поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы занятия по развитию интеллектуальных способностей учащихся были проведены на высоком уровне. Как показала практика, при использовании с детьми новых технологий и методик заметны хорошие результаты в развитии познавательных способностей детей. Дети лучше подготовлены к школьному обучению, происходит интенсивное развитие логического мышления и всестороннее развитие ребенка.

Как же психологически подготовить ребенка к школе?

У ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Но желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок должен стремиться в школу, чтобы узнать что-то новое. Многие родители понимают, насколько важно у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе. Информацию о мотивации ребенка можно получить и с помощью наблюдения за сюжетно-ролевой игрой «Школа». Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников, они пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получают оценки. Неготовые дети и более младшие по возрасту выбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах перемены, ситуации прихода и ухода из школы, приветствия учителя.

Следующим условием успешной учебы является выработка у ребёнка умения преодолевать трудности. Важно приучить детей начатое дело доводить до конца. Далее нужно подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребёнку правильно отнестись к своим возможным неудачам.

При подготовке к школе родителям следует научить ребёнка и аналитическим навыкам: умению сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научиться внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе.

Ещё важно воспитать в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий.

Немаловажную роль играет и личностная готовность к школе. Сюда входит потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика, а также адекватность самооценки малыша.

Для будущего школьника в определенной степени важна усидчивость, умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, умение доводить начатое дело до конца, не бросая на полпути. Можно тренировать внимание, сосредоточенность и усидчивость в повседневных делах. Хорошо помогают воспитанию усидчивости настольные игры, игры в конструктор, занятия лепкой, аппликацией и т.п., то есть те игры, которые продолжаются достаточно долгое время.

Кроме всего перечисленного, ребенок должен обладать, несомненно, навыками общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом.

Поступление в школу – серьезное испытание для нервной системы ребенка. Малышу необходимо в короткий срок перестроиться на новый режим дня и привыкнуть к новым социальным условиям. Некоторые изменения в его поведении подскажут чутким родителям, что адаптация к школе проходит не так гладко, как хотелось бы. Что это за симптомы? Нарушение сна, повышенная раздражительность, возбудимость и тревожность.

Первый неприятный симптом – нарушение сна. Ребенок подолгу не может заснуть и жалуется на кошмары. В течение ночи он несколько раз просыпается и зовет взрослых. У него обостряются страхи и тревоги, он теряет уверенность в себе и требует вашей помощи в делах, которые раньше мог выполнять самостоятельно.

 

Второй тревожный симптом – плаксивость и повышенная «чувствительность». Школьник делается ранимым и обидчивым, его легко вывести из себя, он становится непослушным и неуправляемым. При этом ребенок старается лишний раз к вам прижаться, обнять, просит посидеть с ним вечером и как будто возвращается на один-два года назад в своем эмоциональном развитии.

И, наконец, третий симптом – повышенная возбудимость. Ребенок не может сконцентрироваться, ему трудно сосредоточиться и выполнять любое задание дольше, чем три-четыре минуты подряд. Он легко «перескакивает» от одного настроения к другому и не может самостоятельно успокоиться. А в течение дня жалуется на плохое самочувствие и усталость.

Чтобы помочь первокласснику адаптироваться к школьной жизни, нужно заранее готовить его к предстоящим переменам. И не только рассказывать ему о школе, вместе выбирать портфель и прочие принадлежности, но и позаботиться о его нервной системе – ведь именно ей предстоят основные перегрузки и потрясения! Поэтому многие педиатры рекомендуют помогать ребенку развивать навыки общения со сверстниками. Если малыш находился на домашнем воспитании, полезно будет отправить его в детский сад хотя бы за год до школы, чтобы он начал готовиться.

Как подготовить ребенка к школе?

Поступление в школу – очень ответственный момент в жизни ребенка. Из
беззаботного малыша он превращается в школьника, у которого есть свои важные дела, свои обязанности. Веселые игры, которым дошкольник посвящал почти все свое свободное время, сменяются необходимостью ежедневно в школе работать в течение 3-4 часов и дома прилежно готовить уроки. Это требует от ребенка усидчивости, внимания, напряжения. Без подготовки ему это дается с трудом. И первоначальные успехи будут зависеть в значительной мере от того, как он воспитывался в семье. Если познавательные интересы сформированы недостаточно, то не помогут никакие нотации и поучения. Бессмысленно объяснять ребенку, что «без знаний нельзя стать ни шофером, ни космонавтом», что «все должны учиться» и т.д. Стремления к знаниям от этого не появится. Другое дело – интересные и содержательные занятия, беседы, наблюдения. Общение с родителями – огромная ценность для малыша. Если своим вниманием родители поддерживают интерес к познанию, то он будет развиваться, крепнуть. К сожалению, иногда родители, вместо того, чтобы поддержать детскую любознательность, отмахиваются от надоевших вопросов. Родителям надо включить ребенка в осмысленную деятельность, в процессе которой он мог бы сам обнаруживать все новые и новые свойства предметов. Замечать их сходство и различие. Мощный источник познавательной деятельности – детская игра. Она направляет интересы ребенка на мир человеческих отношений. В игре он знакомится с разными профессиями- не формально, по рассказам и описаниям, а по-настоящему,»вживаясь» в образ». И в той же игре сталкивается с недостаточностью своих знаний и умений. Для формирования правильного отношения к учителю очень полезны игры «в школу». Большое значение имеет и то, насколько сформировано у ребенка общее уважительное отношение к взрослым. Если он привык перебивать их, когда они разговаривают, не умеет выслушивать просьбы и указания, обращается на «ТЫ», то, конечно, ему будет трудно усваивать школьные требования. Общее неуважительное отношение к взрослым будет переноситься и на учителя. Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Долгое время об умственном развитии ребенка судили по количеству умений, знаний, по объему его «умственного инвентаря», который выявляется в словарном запасе. Еще и теперь некоторые думают, что чем больше слов знает ребенок, тем он больше развит. Это не совсем так. Следует учесть, что изменились условия жизни. В каждом доме есть радио, телевизор, а теперь уже у большинства компьютер. Дети буквально купаются в потоке информации, как губка, впитывают новые слова и новые выражения. Словарь их резко увеличивается, но это не значит, что такими же темпами развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости. Конечно же, определенный кругозор, запас конкретных знаний о живой и неживой природе, людях и технике, общественной жизни необходимы ребенку как фундамент, основа того, что будет в дальнейшем освоено в школе. «Пустая голова не рассуждает, - справедливо заметил советский психолог П.П.Блонский, - чем больше опыта знаний имеет голова, тем больше способна она рассуждать Однако ошибочно думать, что словарный запас, специальные умения и навыки – это определяющее и единственное мерило интеллектуальной готовности ребенка к школе. Существуют программы, их усвоение потребует у ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, потребуют достаточно развитых познавательных процессов, внимания. К 6-7 годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города, где он живет, название нашей страны, её столицы. При правильном воспитании дети знают не только имена, но и отчества своих родителей, кем они работают и понимают, что их бабушка – чья-то мама: отца или матери. Они ориентируются во временах года, их последовательности и основных признаках. Знают месяцы, дни недели, текущий год. Знают основные виды деревьев, цветов, отличают домашних и диких животных. Чтобы полученные об окружающем мире сведения ребенком не забывались, будет нелишним обсудить с ним просмотренный кинофильм или даже мультфильм, задать несколько вопросов по прочитанной сказке, рассказу, чтобы убедиться в том, что ребенок понял произведение, как он понял определенные явления природы, поступки животных, людей, сказочных персонажей. Если дети верят, что подарки в Новый год приносит Дед Мороз, то не надо торопиться с объяснениями – до этой «истины» они доберутся сами. Но если городской ребенок считает, что домашние животные – это те, которые живут дома, и поэтому относит к ним мышей, белок, ежей и даже крокодила, плавающего в ванной, то имеет смысл объяснить ребенку смысл понятия «домашние животные». Отделить его от понятия «дикие животные» и, может быть, закрепить это в игре типа викторины или лото. Это учит детей думать и рассуждать. Как правило, дети очень наблюдательны, им только не всегда хватает жизненного опыта, чтобы правильно оценить и истолковать замеченное явление. А иногда приходится специально обращать их внимание на что-то давно привычное. Простой пример. С малых лет все знают и читают сказку «Репка» Но если внезапно спросить, кто в этой сказке самый сильный. Нередко можно услышать в ответ: «Мышка». И только после наводящих вопросов дети делают правильный вывод. Родители могут сами проверить, как ребенок умеет думать на некоторых простых заданиях. Например, попросите ребенка сравнить два предмета, имеющих между собой сходство и различие (мяч и воздушный шар), два явления (дождь и град), два понятия(город и деревня). Выполняя эти задания, дети, как правило, устанавливают сначала различие, а потом сходство, что для них является более трудной задачей. Такие задания не только дают родителям информацию об интеллектуальных возможностях ребенка, но и расширяют его словарный запас, учат более точно формулировать свои мысли и рассуждать вслух. Можно взять мяч и играть с ребенком в игру «Съедобное-несъедобное», «Бывает – не бывает» Подобные игры в которых ребенок и взрослый поочередно выполняют роль ведущего, приучают внимательно слушать то, о чем говорится, быстро реагировать. Не так уж важно, во что играет ребенок, лишь бы игра была достаточно развернутой, с богатым развитым сюжетом. Это обязательно скажется на умственном развитии ребенка. Большое значение для умственного развития имеют и другие виды детской деятельности: рисование, лепка, аппликация. Для развития образного мышления очень полезно конструирование. Например, из кубиков. Как сделать, чтобы дом не падал, крыша не проваливалась? Как сделать, чтобы двери открывались? Какой высоты должен быть мост, чтобы под ним свободно проплывала игрушечная лодка? Ребенок отвечает на эти вопросы по ходу строительства, переделывая и совершенствуя неудачные сооружения. В школе ребенок будет учиться писать. Очень важно, чтобы рука была достаточно к этому подготовлена. Карандаш и ручка – очень сложные инструменты. Чтобы легко управляться с ними, надо уметь совершать тонкие и точные движения кистью руки и пальцами. Как научить этому малыша? Начальные навыки управления мелкими движениями формируются у ребенка при использовании различных инструментов. Это отвертка и гаечный ключ, молоток и плоскогубцы, карандаш и кисточка. Для овладения письмом очень важна и лепка, хотя она осуществляется по преимуществу без инструментов. Но в лепке из пластилина или глины ребенок осваивает чрезвычайно тонкие и сложные движения. Если малыш не видит клеточек ( не может найти 2-3, найти их пересечение), займитесь мозаикой, маленькими фишками. «Выстраивайте» мозаики ежедневно. Пусть дома ребенок рисует разными инструментами: фломастерами(тонкими и толстыми), карандашами, акварельными красками, гуашью. Обводите фигуры, рисуйте по точкам, штрихуйте, раскрашивайте. Эти упражнения помогут подготовить ребенка к овладению письмом. К моменту поступления в школу ребенок должен уметь считать до10 и обратно, сравнивать «больше» и «меньше», «выше» и «ниже», давать правильные ответы, прибавляя 1,2,3 к любому числу от 1 до 7 и вычитая1,2,3 из любого числа от 4 до 10. Если счетные операции сформированы в пределах 5-6, то это тоже не страшно. Хуже, если ребенок вообще не способен проводить эти операции, не видя одного из слагаемых,- если ему обязательно нужно самому пересчитать спички, лежащие в коробке. Дело тут не в том, что он не верит взрослому на слово. Просто он не может себе представить указанное количество, не произведя пересчета. В этом случае для него окажется очень сложным решение текстовых задач – особенно косвенных. Несколько простых заданий позволят проверить, насколько ребенок владеет арифметическими операциями. Играя в детский сад, в магазин, в автохозяйство, дети освоят счет и задачи. Хорошо, если играть они будут со своими сверстниками. При обучении счету важно использовать гладкие, красивые камешки, еловые и сосновые шишки, желуди, орехи, игрушки. И о чтении. Неплохо, если ребенок умеет читать, придя в школу. Но навык чтения повышает уровень готовности ребенка к школе только при условии, что он строится на основе фонематического слуха и осознания звукового состава слова, а само чтение является слитным или по слогам. Побуквенное чтение, нередко встречающееся у дошкольников, затрудняет работу учителя, т.к. ребенка приходится переучивать. Поэтому лучше не спешить с обучением до школы, чем научить неправильно. Будем помнить, что суть развитого, сформированного чтения состоит не в воссоздании звуковой формы слова – в конкретном предложении, в контексте, в целостном тексте. Современная методика начального обучения чтению строится на основе звукового состава слова. Поэтому важно научит ребенка вычленять из слова нужный звук. В этом помогут звуковые игры. Например, кто придумает больше слов на звук Р или любой другой. Или: «Я называю слово, ты слушаешь, на какой звук оно кончается, и отвечаешь мне другим словом, которое начинается с этого звука. «Грузовик». Дети «нагружают машины». У каждого - карандаш и бумага. Каждый грузовик может взять самые разнообразные предметы, но все они должны начинаться на нужный звук. В грузовик «М» ребенок может погрузить (нарисовать) мыло, мармелад, мост, мышку и отправиться в Москву, к маме, в магазин. Итак, как ребенок будет учиться, станет ли радостным и счастливым этот период в жизни семьи или вскроет ранее невидимые трудности, все это зависит от подготовленности ребенка и его семьи к новым условиям. Опыт обучения первоклассников показывает, что если у ребенка сформирована общая готовность к школе и готовность руки к овладению письмом, то особых трудностей в обучении не возникает. Как подготовить ребёнка к школе? - беседовать о жизни, читать книги и обсуждать их; - изучать буквы, цифры, формы, противоположные понятия; - научить считать до десяти; - научить читать; - развивать мелкую моторику (рисовать, лепить, конструировать, нанизывать бусины, делать аппликации, - развивать внимание и усидчивость; - развивать память (учить песни и стихи, делать специальные задания в пособиях, играть в игры для развития памяти); - учить анализировать (найти связь начала истории и её конца), придумывать рассказ по картинкам. Как определить психологическую готовность к школе? – ребёнок хочет учиться; - он умеет общаться с детьми и взрослыми, не боится обратиться к ним; - умеет аргументировать свою точку зрения; - понимает, для чего нужна школа; - умеет подчиняться правилам; - может самостоятельно делать задания; - умеет собирать свои вещи. Не менее важно уделить внимание здоровью будущего ученика - заниматься спортом и закаляться. Первоклассник - новый этап в жизни ребенка… и всей семьи.

Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребенка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей. Во-первых, именно в этот период требуется их максимальное участие в жизни ребенка. Во-вторых, при начале обучения четко проявляются все их недоработки. В-третьих, при наличии благих намерений, но отсутствии психологически грамотного подхода, сами родители нередко становятся виновниками школьных стрессов у детей.

В то же время именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.

Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.

Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам).

Физиологическая адаптация.

Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:

1) Первые 2-3 недели обучения получили название "физиологической бури". В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.

2) Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.

3) После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Продолжительность всего периода адаптации варьируется от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.

Многие родители и учителя склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первоклассников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-ой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак переутомления). Неудивительно, что многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания в 1-ой четверти. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к само регуляции поведения.

Будет не лишним вспомнить обо всем этом прежде, чем упрекать ребенка в лености и отлынивании от своих новых обязанностей, а также вспомнить, какие сложности со здоровьем у него имеются.

Факторы риска в развитии ребенка могут оказаться чрезвычайно разнообразны: это и заболевания матери в течение беременности, и особенности протекания родов, и болезни, перенесенные самим ребенком в течение дошкольного детства (особенно на первом году жизни), и конечно, хронические заболевания.

Дети, имеющие постоянные сложности со здоровьем, в школе часто быстрее утомляются, работоспособность их снижена, учебная нагрузка может оказаться слишком тяжелой.

Такие дети нуждаются в особом подходе и внимании взрослых. Во-первых, нужно, по возможности, снизить для них психологическую нагрузку. Для этого вторую половину дня им лучше провести дома, а не на продленке, причем желательно обеспечить им 2-часовой дневной сон. Во-вторых, нельзя забывать, что физически ослабленные дети нуждаются в ежедневных прогулках на свежем воздухе и продолжительном ночном сне (примерно 11 часов). И конечно, нужно помнить о необходимости психологической поддержки. Ребенок должен быть уверен, что дома его по-прежнему любят и уважают, несмотря на все школьные трудности.

Социально-психологическая адаптация.

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он проходит через особый этап своего развития - кризис 7 (6) лет.

Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль "ученик". Можно считать это рождением социального "Я" ребенка.

Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности первоклассника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.

Такие изменения происходят в психике ребенка при благоприятном развитии событий, его успешной адаптации к школьному обучению. Будете ли вы наблюдать их у собственного ребенка - это вопрос о психологической готовности к школе. О "внутренней позиции школьника" можно говорить только тогда, когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу. У половины детей, поступающих в школу, эта позиция еще не сформирована. Особенно актуальна эта проблема для 6-леток. У них чаще, чем у 7-леток, затруднено формирование "чувства необходимости учения", они менее ориентированы на общепринятые формы поведения в школе. При столкновении с такими трудностями нужно помочь ребенку принять "позицию школьника": чаще ненавязчиво беседовать о том, зачем нужно учиться, почему в школе именно такие правила, что будет, если никто не станет их соблюдать. Можно поиграть дома с первоклассником в школу, существующую только по правилам, которые нравятся ему самому, или совсем без правил.

В любом случае необходимо проявлять уважение и понимание чувств ребенка, так как его эмоциональная жизнь отличается еще ранимостью, незащищенностью.

В период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. В дошкольном детстве, столкнувшись с неудачами или получив нелестные отзывы о своей внешности, ребенок, конечно, испытывал обиду или досаду, но это не влияло так кардинально на становление его личности в целом. В период же кризиса 7 (6) лет интеллектуальное развитие ребенка, его развившаяся способность к обобщению влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое "приобретение" в 6-7 лет самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребенка, уровня его притязаний.

Эта особенность психики детей учтена в школьном обучении - первый год учебы является безоценочным, то есть при оценке работы учеников не используются отметки, делается больший акцент на качественный анализ их деятельности. Родители также должны учитывать обобщение переживаний при общении со своим сыном или дочерью: замечать все малейшие достижения ребенка, оценивать не ребенка, а его поступки, беседуя о неудачах, отмечать, что все это временно, поддерживать активность ребенка в преодолении различных трудностей.

Другим следствием обобщения переживаний является возникновение внутренней жизни ребенка. Постепенно это влечет за собой развитие способности оценивать будущий поступок заранее с точки зрения его результатов и последствий. Благодаря этому механизму преодолевается детская непосредственность.

Неприятным для родителей кризисным проявлением разделения внешней и внутренней жизни детей часто становятся кривляние, манерность, неестественность поведения, склонность к капризам и конфликтность.

Все эти внешние особенности начинают исчезать, когда первоклассник выходит из кризиса и вступает непосредственно в младший школьный возраст.

Таким образом, родителям и педагогам следует запастись терпением. Чем меньше негативных эмоций они будут проявлять, реагируя на кризисные проявления ребенка в возрасте 6-7 лет, тем больше вероятность, что все эти проблемы останутся в данном возрастном периоде.

Говоря о социально-психологической адаптации детей к школе, нельзя не остановиться на вопросе адаптации к детскому коллективу.

Обычно трудности в этом процессе возникают у детей, не посещавших детский сад, особенно у единственных в семье детей. Если у таких ребят не было достаточного опыта взаимодействия со сверстниками, то они ожидают от одноклассников и учителей такого же отношения, к которому они привыкли дома. Поэтому для них часто становится стрессом изменение ситуации, когда они осознают, что учитель одинаково относится ко всем ребятам, не делая снисхождения к нему и не выделяя его своим вниманием, а одноклассники не торопятся принимать таких детей в качестве лидеров, не собираются уступать им.

Не стоит удивляться, если через какое-то время родители детей, не имевших разнообразного опыта общения со сверстниками, столкнутся с их нежеланием ходить в школу, а также с жалобами на то, что их все обижают, никто не слушает, учитель не любит и т. п. Необходимо научится адекватно реагировать на такие жалобы. Прежде всего покажите ребенку, что Вы его понимаете, посочувствуйте ему, никого при этом не обвиняя. Когда он успокоится, попробуйте вместе проанализировать причины и последствия сложившейся ситуации, обсудите, как вести себя в будущем в подобном случае. Затем можно перейти к обсуждению того, как можно исправить положение теперь, какие шаги предпринять, чтобы завести друзей и завоевать симпатии одноклассников. Нужно поддержать ребенка в его попытках справиться с возникшими трудностями, продолжить ходить в школу, показать искреннюю веру в его возможности.


Используемая литература:

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб

.:

Питер, 2000.

Хьелл

Л.,

Зиглер

Д. Теории личности. – СПб

.:

Питер, 1997.

Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×