Статья Публичное представление. Автор: Трофимова Лена Анатольевна

Автор: Трофимова Лена Анатольевна
Публичное представление на тему «Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников как средство повышения эффективности образовательного процесса в условиях ФГОС НОО».


Автор: Трофимова Лена Анатольевна

Публичное представление собственного

инновационного педагогического опыта

учителя начальных классов

МКОУ «Тянская СОШ имени И.Н. Кульбертинова»

Олекминского района Республики Саха (Якутия)


Тема опыта: «Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников как средство повышения эффективности образовательного процесса в условиях ФГОС НОО».


Актуальность и перспективность опыта

Все наши замыслы, все поиски и построения

превращаются в прах, если у ученика

нет желания учиться.

В.А. Сухомлинский

 

Одна из основных проблем современной школы – нежелание детей учиться, отсутствие мотивации к обучению. У одних детей она исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем. В школе есть множество предпосылок для повышения уровня мотивации к обучению – надо только разобраться в причинах ее снижения или отсутствия.

Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении.

Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания и является важнейшим аспектом современного обучения. Это означает, что здесь в поле внимания учителя оказывается не только осуществляемое школьником учение, но и происходящее в ходе учения развитие личности учащегося. Формирование мотивации — это воспитание у школьников идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе, в сочетании с активным поведением младшего ученика, что означает взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, активную жизненную позицию школьника.

Мотив - это либо кратковременное состояние, либо стабильное качество личности. Осознанные причины и побуждения деятельности.

Мотив учебной деятельности можно определить как  направленность учащегося на достижение целей собственного развития, в том числе - на приобретение  знаний, умений и навыков, продиктованных его интересами, внутренними потребностями, а также внешней средой.

Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.

 Проблема мотивации учебной деятельности учащихся  привлекала и привлекает не только ведущих представителей педагогики, но и философии, социологии, психологии. Однако следует отметить, что большинство теоретических положений не стало руководством к действию у учителей в их повседневной педагогической деятельности. Всё чаще и чаще они сталкиваются с проблемой формирования мотивации у младших школьников и не знают, каким способом заинтересовать обучаемых. Но в силах каждого учителя мотивировать учащихся на изучение данной конкретной темы. Как это можно сделать? Как учесть необходимость решения этой задачи при планировании каждого этапа урока?

Таким образом, несмотря на большое количество исследований в этой области, а также обращения ряда авторов к изучению особенностей мотивации учения у младших школьников, данную проблему нельзя считать решенной во многих аспектах, поэтому эта тема актуальна.

 

Условия формирования опыта

На формирование опыта работы  оказали влияние следующие факторы:

- изучение проблемы мотивации учебной деятельности младших школьников;

- изучение методической литературы по теме;

- личные наблюдения за обучающимися, общение с детьми и их родителями;

- изучение опыта коллег;

- участие в работе методических объединений и т.д.

 

Теоретическая  база опыта.

Проблема мотивации учебной деятельности является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной педагогике и психологии. Это происходит потому, что мотивация – важный компонент регуляции любой деятельности человека.

В настоящее время существует большое количество теорий мотивации, которые отражают различные взгляды на такие феномены как нужда, потребность, мотив, мотивация, интересы, склонности и т.д.

В нашей стране вопросами мотивации поведения человека занимались такие известные ученые как А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. Л.С. Выгодский первый, кто начал изучать вопрос формирования произвольной мотивации. Огромный вклад в развитие мотивации учебной деятельности сделан Л.И. Божович., А.К. Марковой.

Мотив - это побуждение к деятельности, то, ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность.

Мотивы могут быть разделены на две большие группы: одни из них порождаются самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения, способами усвоения знаний; другие лежат за пределами учебного процесса и связаны лишь с результатами учения.

Такие мотивы могут быть:

1) широкие социальные (стремление хорошо окончить школу, поступить в вуз, хорошо работать в будущем);

2) узколичные (мотивы благополучия, престижа):

а) получить хорошую оценку, избежать неприятностей;

б) выделиться среди других, занять определенное положение в классе.

Исследования мотивов учения у младших школьников показали, что мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, ее процессом и содержанием, не занимают ведущего места.

Так по исследованиям Л. И. Божович, в системе мотивов, побуждающих учебную деятельность младших школьников, социальные мотивы занимают настолько большое место, что способы определить положительное отношение детей к деятельности, даже лишенной для них непосредственного познавательного интереса, заслуживают особого внимания и могут стать крепкой опорой профессиональной деятельности педагога, направленной на достижение результата в процессе управляемого познания, усвоения детьми опыта овладения умениями и навыками через социализацию, обучение в широком смысле этого понятия (любой акт обучения - это общение).

Характеристика мотивации учения школьников (по Н.В.Немовой)

Чувство долга 

(возрастает в два раза и значительно превышает познавательную мотивацию).

Престижная мотивация 

– желание получить высокую отметку, возрастает к 3-4 классу.

Мотив избегания санкций,

 то есть наказания.

Интерес к предмету 

(уменьшается в 5 раз – до 5% учащихся).

Основная мотивация 

– внешняя, престижная и принудительная.

Мотивация неустойчивая,

 нет интереса к определенным предметам, нет способности длительное время удерживать энергию сформированного намерения.

При всем многообразии концепций, подходов исследований данной проблемы, все авторы единодушны в том, что обучение детей в школе должно стать эффективным средством всестороннего развития личности. Я работаю по УМК «Планета Знаний». Хочется сказать, что содержание материала, представленного в системе, позволяет учителю, не нарушая системы, организовать совместную с детьми творческую деятельность так, что они становятся активными участниками учебного и воспитательного процесса.

В своей работе успешно применяться следующие виды мотивационного стимулирования учащихся, а именно такие методы, как:

1. Эмоциональная мотивация: поощрение, создание ситуации успеха, удовлетворение желания быть значимым в коллективе; помощь в адекватном снятии напряжения и негативных эмоций

2. Познавательные методы мотивации: опора на жизненный опыт, побуждение к поиску альтернативных решений, создание проблемной ситуации, выполнение творческих заданий, «мозговая атака» (штурм).

3. Волевые методы мотивации, предъявление требований, самооценка деятельности: 
- Что ты сам думаешь об этом? 
- Что хорошего, если в этой работе ты хотел бы поработать над этим еще? 
- Тебе нравится твоя работа? Почему? 
- Как бы ты оценил эту работу по сравнению с той, которую ты сделал в прошлый раз? 
- Что тебе в этой работе удалось больше всего? 
- Что в этой работе тебе больше всего нравится? И т. д.

4. Социальные методы: 
- развитие желания быть полезным; 
- создание ситуации взаимопомощи; 
- сотрудничество и т. д.

5. Методическая помощь родителям:

Рекомендации по режиму дня

Рекомендации по выполнению домашних заданий

Формирование единство требований

 

Технология опыта.

Сегодня учителя вынуждены тратить больше времени на мотивацию, поскольку мотивированными должны быть действия учащихся в ходе всего урока, всей дидактической цепочки, особенно на таких непривлекательных её этапах, как закрепление, повторение, обобщение, где минимум внимания встречается чаще из-за непривлекательности учебный действий при решении дидактических задач, нет задора, нет желания, которые необходимы для результативных действий учащихся. Поскольку мозг не в состоянии обращать внимание на всё, неинтересные, скучные или эмоционально- тоскливые уроки он просто не запоминает. Учитель практически вынужден значительное время на уроке уделять пробуждению, а точнее, реанимации желания познавать. В условиях избыточной информации, когда у детей начинают действовать механизмы защиты по отношению к учебному материалу, в котором конкретной пользы для себя они не видят, учителя вынуждены научиться убеждать ребят в актуальности и полезности предлагаемого учебного содержания, а значит, так подавать эту информацию, чтобы она была востребована и воспринята учащимися. На сегодняшнем этапе для педагога становится важно овладение искусством рекламной упаковки учебной информации. Ведь основные элементы рекламы — привлечь внимание, возбудить интерес, пробудить желание и побудить к действию — во многом совпадают с ключевыми задачами урока.

Мотивационная сила учебной ситуации становится больше в случае, если учащимся предложены:

значимый, интересный для них материал;

задания, предполагающие разнообразные умения для их выполнения;

положительная обратная связь

;

предлагаются задания с очевидным результатом;

возможность действовать самостоятельно при условии

сформированности

навыка самостоятельных действий у учащихся;

продумать «изюминку» урока.

 В психологии и педагогике известно достаточно много конкретных условий, вызывающих интерес школьника к учебной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

1. Способ раскрытия учебного материала.

Обычно предмет предстает перед учеником как последовательность частных явлений. Каждое из известных явлений учитель объясняет, дает готовый способ действия с ним. Ребенку ничего не остается, как запомнить все это и действовать показанным способом. При таком раскрытии предмета есть большая опасность потери интереса к нему. Наоборот, когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, и тем самым вызывает у него интерес к изучению предмета. При этом мотивировать положительное отношение к изучению данного предмета может как его содержание, так и метод работы с ним. В последнем случае имеет место мотивация процессом учения.

2. Организация работы над предметом парами, группами.

Принцип набора учащихся при комплектовании групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящих данный предмет, то отношение у первых не меняется.

3. Отношение между мотивом и целью.

Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижение вперед. Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.

4. Проблемность обучения.

На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. В своей педагогической деятельности при обучении, используя данную технологию, при структурировании лично ориентированного урока: организую проблемные ситуации, формулирую проблемы, при этом в случае необходимости оказываю ученикам необходимую помощь в решении проблем, и осуществляю проверку этих решений, при этом даю возможность учащимся сопоставить решение каждого, выполнить самоанализ правильности решения. Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано “открытие” нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению. Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения – это система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся перед учениками. Необходимо широко использовать: вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия.

Окружающий мир. Тема “Термометр”

Проблемные вопросы

-Почему термометр иногда называют термоизмеритель или градусник?

-Можно ли измерить температуру человеческого тела уличным термометром?

-В каком случае водный термометр покажет неверную температуру?

Проблемная задача

Осенью по радио метеорологи сообщили, что температура воздуха +5 °С. Нина решила проверить их сообщение. Она взяла комнатный термометр и вышла на улицу. Подержав в руке термометр 5 минут, она заметила, что конец столбика подкрашенной жидкости показывал +20 °С. Почему термометр показал температуру намного выше, чем было на самом деле?

 Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, издание книжек.

5.Опора на типичные общечеловеческие потребности.

 Новое, скрытое, неизвестное   всегда притягивает воображение и стимулирует познание. Новизна материала, необычность его подачи всегда побуждают школьников внимательнее присмотреться к ранее неизвестному и разобраться в нем.

6. Следующий стимул - практическая значимость и польза предлагаемых учителем знаний для самих школьников.

За время работы заметила, что большой интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса,комнаты, средний возраст членов семьи.

 Практика часто ставит человека в тупик, а познание помогает выйти из тупика. Задача учителя: показать ученикам, что эти знания дают им для жизни, для общения со сверстниками, для престижа в обществе, для карьеры.

7.Противоречивость материала тоже является стимулом познавательной деятельности школьников. Когда человек встречается с противоречием, у него возникает эффект удивления и желание разобраться в проблеме, чтобы преодолеть противоречие.

8.Использование игр и включение игровых, занимательных   элементов в школьные занятия.

  Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями. Игра - средство побуждения детей к познавательной деятельности в школе.  Игра увлекательна. Игра снимает накопившуюся умственную усталость, повышает оптимистический настрой школьников, сплачивает группу, сближает детей с учителем

   При включении ребенка в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского языка использую игру “Аукцион ”. Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимся, с кем необходимо провести индивидуальную работу.

  Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников мне помогают занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:

“Найди лишнее число в каждом ряду”,

“Зачеркни его”,

“Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания”,

“Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово”.

Довольно большая свобода действий открывается перед учеником при выполнении заданий, требующих изменить и преобразовать рассказ, кратко передать содержание текста, изменить слова в тексте, написать изложение, изменить в изложении лицо, от которого идёт повествование. Очень часто вместе с детьми создаём диафильмы по прочитанному произведению. Каждый рисует кадр диафильма, составляет текст. Дети с интересом рассматривают работы, активно обмениваются мнениями, сравнивают со своей работой. Без моего вмешательства становится ясно, чьи работы лучше, у кого следует поучиться.

 Большую ценность представляют загадки. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума. Дети любят сами придумывать и загадывать свои загадки.

       Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.

        Развивать у детей творческие способности – задача сложная и трудная. С чего же надо начинать? Конечно, с внимания к языку художественного произведения. Стараюсь сделать так, чтоб дети учились замечать не только что, но и как изображено.

     Таким образом, активизируется словарный запас школьника, идёт его обогащение и развитие. Этому способствуют задания:

∙  подобрать слова, сходные и противоположные по смыслу;

∙  придумать слова и словосочетания на тему;

 ∙ составить предложения с заданным словом;

∙ составить предложения с предложенным словосочетанием, по картинке, по схеме;

∙ составить рассказ по вопросам, по картинкам;

∙  нарисовать словесную картинку к строчкам рассказа, стихотворения;

∙  озаглавить части рассказа, картинки, стихотворения.

Включение в уроки подобных заданий создаёт возможность вовлечения учащихся в посильную для них творческую деятельность. Задания этого вида в наибольшей степени побуждают учащихся к самостоятельности и в постановке целей, в достижении нового результата.

9.Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха.

     Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы.

«Учитель»

Убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

«Автор»

…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

10.Опора на возрастные потребности.

      Младшие школьники весьма любознательны. У них еще не определилась область особых интересов, поэтому тянутся ко всему новому. Младшие школьники любят мечтать и играть, раскрывать тайны и разгадывать загадки. Серьезная и длительная однотипная работа быстро их утомляет. Для повышения познавательной активности полезно включать в занятия с младшими школьниками игры игровые элементы, давать нагрузку их воображению, использовать экскурсии и выходы за пределы класса, менять характер их деятельности.

        Младшие школьники любят испытывать свои возможности: кто сильнее, кто быстрее, кто больше знает и умеет, кто более сообразительный. Их стремление к соперничеству можно использовать при организации различных соревнований, конкурсов, викторин, чемпионатов.

11. Опора на индивидуальные потребности.

     Сложность заключается в том, чтобы знать и помнить об интересах и увлечениях детей. В своей работе я использую разные источники: наблюдение за детьми во время совместной деятельности, разговоры с ними и их родителями, сочинения и анкеты.

12.Опора на специфические потребности мальчиков и девочек.

    Стимулирование познавательной активности школьников может учитывать особенности их интересов. Мальчики проявляют больший интерес к спорту, автомобилям, технике, военной проблематике. Девочек больше интересуют взаимоотношения людей, всевозможные моды, проблемы искусства. Можно стимулировать учение, затрагивая те или иные проблемы, связанные с этими интересами, не только при отдельном общении с мальчиками или девочками, но и в общей деятельности класса.

13.Стимулирующая роль организации учебного процесса.

   Продуманная организация обучения усиливает желание школьников слушать учителя, читать учебник, решать задачи, запоминать и применять изученный материал. Обращаю внимание на чёткое структурирование учебного материала, яркое и увлекательное изложение учебного материала, ритмичное чередование различных занятий на уроке.  Очень важно обеспечить активную позицию учащихся в учебном процессе. Прежде всего, стараюсь предусмотреть и обеспечить обстановку свободного сотрудничества школьников со мной, как необходимое условие всякого стимулирования. Вот те формы и приемы обучения, которые я использую для того, чтобы школьники самостоятельно добывали знания и оперировали с ними:  научные дискуссии, мозговой штурм, ученическая исследовательская группа, придумывание  научно-фантастических рассказов, спектакли, выпуск газет, журналов, буклетов, рекламных видеофильмов по изучаемым предметам, виртуальные поездки, экспедиции, экскурсии.

14. Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования.

     Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Типология проектов очень обширна (исследовательские, прикладные, творческие, информационные проекты и т.д.), По количеству участников различаются так называемые монопроекты и коллективные проекты. По временной протяженности проекты бывают самыми разнообразными (от одного урока до нескольких месяцев), в зависимости от поставленной задачи. В создании проекта участвует как один ученик, так и группа ребят.

15.Применение различных технологий, в том числе и ИКТ технологий.

   Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Как я применяю  ИКТ?

1.Тему урока представляю  на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса, изучаемой темы.  

2.Использую созданные специально для конкретных уроков презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты.

 3.Как информационно-обучающее пособие

4.Для контроля знаний

16. Создание благоприятных условий для учебной деятельности.

    От окружающих условий также зависит отношение школьника к учению. Либо они побуждают учащихся познавать изучаемый материал, либо затрудняют учебную деятельность. Привлекательность школьных помещений, приятная окраска стен, чистота, уют, цветы - все это нужно школе не меньше, чем театру или дому культуры. Профилактика переутомления, снятие психических напряжений и моменты кратковременного отдыха от умственных занятий стимулируют дальнейшую познавательную деятельность. Оправдывает себя прием, юмористические вкрапления в строгую познавательную деятельность. Уважение к личности ученика, признание его деловых качеств является прекрасным средством побуждения к учению. Кроме этого, на каждом уроке следует создавать атмосферу  эмоционального комфорта, что просто необходимо для успешности учения (эмоциональный компонент мотивации учения).Главная его характеристика – переживания учащихся, эмоциональное отношение учению. Эмоции сами по себе, несомненно, имеют мотивирующее значение и зависят от особенностей деятельности и ее организации. Поэтому на уроке поддерживаются отношения сотрудничества «учитель-ученик», «ученик – ученик» (в процессе парной и групповой работы).

     Разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе и школе: масса интересных новых событий, клуб, ученическое самоуправление, преодоление однообразной школьной рутины - все это положительно сказывается на учебном процессе.

   Учитель, развивая творческие способности учеников, должен видеть потенциальные способности в каждом ученике, внимательно реагировать на все проявления творческой активности. Только благодаря такой работе повышается уровень учебной мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, интерес к учебным предметам. 

    Все перечисленные приёмы активно используются учителями начальных классов. Таким образом, формировать и развивать мотивацию – значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

     Считаю, что повышение учебной мотивации является средством повышения познавательного интереса учащихся, а в целом качества образования. Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный.

Остановимся конкретнее на этапах формирования мотивации на отдельных этапах урока.

Этап вызывания исходной мотивации.

На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений обучающихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений («мы хорошо поработали над предыдущей темой»), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности («но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»), усилить мотивы ориентации на предстоящую работу («а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях»), усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации

.

Здесь учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Этот этап важен потому, что учитель, вызвав мотивацию на первом этапе урока, иногда перестает о ней думать, сосредоточиваясь на предметном содержании урока. Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и письменной, трудной и легкой и т.п.).

Этап завершения урока.

Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих обучающихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. На уроках усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени освоения новых знаний и умений.

Формировать и развивать мотивацию – значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося (это могло бы привести к манипулированию другим человеком), а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.


Анализ результативности опыта.

Итогом проведенной работы было то, что дети научились самостоятельно работать, не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы, у наименее успешных детей не выработалась отрицательная оценка мотивации к учебе. Дети учатся с удовольствием, не боятся контрольных работ, у них выработалась адекватная самооценка и положительная учебная мотивация. Кроме этого у ребят сформировались познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые – совместная деятельность учителя и учеников, они спорят, отстаивая свою точку зрения, но умеют и принять сторону другого ученика, если не правы.

Мои ученики активно посещают кружки, секции, активно участвуют в школьных и районных мероприятиях. Сочетание традиционной системы обучения, различных форм и методов, позволяющих формировать положительную мотивацию к учебной деятельности обеспечивают повышение эффективности образовательного процесса.

Результаты анкетирования учащихся 3 класса по выявлению отношение учащихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Вопрос

Варианты ответов (в % от количества обучающихся)

 

1.Тебе нравится в школе?

Не очень – 25%

Нравится – 75%

Не нравится – 0%

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

Чаще хочется остаться дома – 0%

Бывает по-разному - 50%

Иду с радостью – 50%

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл (пошла) бы в школу или остался (осталась) бы дома?

Не знаю 25%

Остался (осталась) бы дома – 25%

Пошёл (пошла) бы в школу - 50%

 

4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

 

Не нравится - 25%

Бывает по-разному - 75%

Нравится - 25%

5. Ты хотел (а) бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

Хотел (а) бы - 25%

Не хотел (а) бы - 25 %

Не знаю – 50 %

6. Ты хотел (а) бы, чтобы в школе остались одни перемены?

 

Не знаю - 0 %

Не хотел (а) бы 100%

Хотел (а) бы – 0%

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

 

Часто – 50%

Редко – 50%

Не рассказываю - 0%

8.Ты хотел (а) бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

 

Точно не знаю – 0%

Хотел (а) бы - 0%

Не хотел (а) бы – 100%

9.У тебя в классе много друзей?

 

Мало – 0%

Много – 100%

Нет друзей – 0%

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

 

Нравятся – 100%

Не очень – 0%

Не нравятся.- 0 %

На методическом объединении учителей начальных классов выступала с докладом: «Развитие логического мышления на уроках математики у младших школьников»; «Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников как средство повышения эффективности образовательного процесса в условиях ФГОС НОО».

 

Трудоёмкость опыта.

Учитель, работающий в современной школе, должен понимать, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентирует ФГОС. Весь учебный процесс должен основываться на деятельностном подходе, цель которого – развитие личности учащегося на базе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок развивается только при активном восприятии учебного материала, пассивный подход малоэффективен. Именно собственное действие может стать основой формирования будущей самостоятельности ребенка. Опыт требует постоянного личностного и профессионального роста учителя, тщательной подготовки к урокам.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x