Статья Работа над формированием навыков грамотного письма в условиях современного урока. Автор: Репко Валентина Ивановна

Автор: Репко Валентина Ивановна
Данная статья является методической разработкой, описывающей методические приёмы, позволяющие учителю проводить регулярную работу по формированию грамотного письма у обучающихся начальных классов.


Автор: Репко Валентина Ивановна

Репко В.И.

учитель начальных классов

МБОУ «СШ № 21 имени Н.И. Рыленкова»

г. Смоленска

 

Работа над формированием навыков грамотного письма

в условиях современного урока

 

В вопросе формирования навыков грамотного письма необходима постоянная работа. С чего же начать?

Первый этап - необходимо научить обучающихся слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные. Здесь на помощь придут различные звуковые схемы. Нельзя пренебрегать этой работой, так как впоследствии обучающиеся будут писать без пропусков букв.

Очень часто бывает так, что ученик знает правила, а всё же допускает ошибки при письме. Второй этап в этой работе – выработка орфографической зоркости. Учитель должен научить ученика видеть и узнавать орфограммы. А этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий.

И третье, что необходимо для достижения грамотного письма, - это научить детей самоконтролю, т.е. ученик должен уметь сам контролировать себя во время проверки своей работы, что полностью вписывается в современную образовательную концепцию.

Итак, звуковой анализ, т.е. соотнесение звучащих единиц речи и графических единиц письма, орфографическая зоркость и самоконтроль – вот что необходимо для выработки грамотного письма. Но трудность заключается в том, что эту работу нужно вести не поэтапно, а одновременно. Ещё в период обучения грамоте, когда мы говорим о звуках, учим детей распознавать их, обозначать определённой буквой, появляются первые орфограммы, а значит и необходимость формировать орфографическую зоркость и самоконтроль.

А теперь о некоторых методических приёмах, позволяющих или не допускать ошибок, или быстро их находить и исправлять.

В 1 классе при обучении грамоте каждому обучающемуся

необходимо

сделать карточки для звукового анализа. Они представляют собой картонные полоски 12-15 см в длину и 3-4 см в ширину, на которых нанесены деления. С помощью этих карточек

обучающиеся

могут показывать

количество звуков, слогов в словах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Во время урока учитель называет слово и предлагает детям сказать, сколько слогов в этом слове, а потом просит показать, сколько звуков в первом слоге, во втором, и т.д. В дальнейшем обучающиеся показывают карточками количество звуков во всём слове: вначале состоящем из одного слога, потом из двух, трёх слогов. Например, учитель называет слово «дом», а обучающиеся поднимают карточки и показывают три деления. Остальные карточки находятся у них под рукой.

Следует сделать индивидуальные пакеты звуковых схем.

Это набор различных по цвету прямоугольников и квадратов, таких как в Азбуке.

И

ндивидуальные схемы нужны для того, чтобы каждый ученик мог самостоятельно составить звуковую схему к любому заданному слову.

 

 

 

 

 

 

 

 

Также

хорошо

использ

овать

карточки, которые «говорят» о постановке знаков препинания в конце предложения.

.

 

?

 

!

 

По мере изучения новых тем и соответственно новых правил добавляются другие приёмы проверки написания слов. Так, например, при изучении буквосочетаний

жи

,

ши

обучающимся предлагается списать упражнение с доски и найти 5 слов с сочетанием

жи

, 3 слова с сочетанием

ши.

После

изучения новых орфограмм на доске могут быть следующие задания: найти 3 слова с проверяемой безударной гласной

;

2 слова с разделительным

ь

знаком

; 1 слово с сочетанием

ча

. И т.д.

Кроме таких упражнений, в целях проверки написания слов

можно

примен

ить

следующий вид работы. Когда в упражнении даётся задание вставить пропущенную букву или слово, учитель на доске записывает все необходимые слова в строчку и закрывает их. Когда ученики заканчивают выполнять задание, учитель открывает одно слово и просит прочитать его вслух по слогам. Далее дети находят это слово у себя и проверяют его.

При изучении какой-либо темы, например, «Глухие и звонкие согласные»

, ежедневно даётся

задание подчеркнуть в конце или середине слова

звонкую или глухую согласную,

заостряя

таким образом внимание ученика на изучаемых орфограммах.

Для формирования орфографической зоркости можно предложить следующие задания. На доске написать 2 слова со звонкой или глухой согласной, 2 слова с проверяемой безударной гласной, 2 слова с удвоенной согласной. Дать задание: выписать слова с проверяемой безударной гласной.

При изучении темы «Непроизносимые согласные»

можно п

редл

ожить

детям написать по памяти 5 слов с непроизносимыми согласными и обязательно подчеркнуть их. Если ученик, написав слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчёркивать. Это упражнение можно продолжить.

После того как обучающиеся написали 5 слов по памяти, учитель открывает доску, на которой написаны

10 слов на данную тему.

Дети списывают те слова, которых у них нет, подчёркивая непроизносимые согласные.

Такое задание

можно использовать при изучении любой темы.

Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки». На доске записано предложение. Ученики «зажигают» огоньки под изученными орфограммами, т.е. рисуют красные кружки, а затем записывают предложение в тетрадь.

С 1 класса необходимо вести такую работу как письмо с проговариванием. Ученик диктует предложение, произнося каждое слово орфографически. В 1 классе он диктует слово по слогам, называя слог и гласную в нём, во 2, 3 и 4 классах – по слогам, чётко проговаривая каждое слово, так как артикуляция является составной частью процесс

а

письма.

Письмо с комментированием. Ученик диктует предложение и объясняет все орфограммы.

Такая

работа проводится с 1 класса.

Чтобы предупредить ошибки в диктантах, изложениях и сочинениях,

хорошо проводить следующую р

аботу.

Учитель в

ыписыва

ет

все трудные слова и включа

ет

их в работу на уроке. Это может быть словарная работа, творческая работа.

Дети читают эти слова хором и индивидуально, запоминают или объясняют их написание, составляют с ними предложения.

После проведения диктанта

учитель

выписыва

ет

в отдельную тетрадь все слова, в которых обучающиеся допустили ошибки.

На следующие день записыва

ет

их на доску.

Дети устно объясняют орфограммы в этих словах, проговаривают их хором и индивидуально, а затем пишут составленный

учителем

из этих слов небольшой диктант на 3-5 минут. На следующий день

вновь учитель вы

писыва

ет

те слова, в которых были допущены ошибки, дети анализируют их устно, затем

даётся

новый диктант. И так до тех пор, пока дети не усвоят все слова.

Некоторые виды диктантов позволяют развить орфографическую зоркость. Например, диктант «Проверяю себя». Ученики пишут предложения под диктовку, а те слова, в написании которых появляются сомнения,

пропускают. После диктанта дети спрашивают учителя, как нужно было правильно написать то или иное слово, т.е. слово, в написании которого они сомневались.

И только после этого дети вставляют нужную орфограмму. В этом случае важно поддержать ученика, не унижать его достоинства, так как ребёнок замкнётся и не станет спрашивать учителя. Тогда данная работа не получится. Учителю нужно напомнить ученику правило, задать наводящий вопрос или объяснить. Только доброжелательная обстановка на уроке даст желаемый результат в этой работе.

Диктант с обоснованием. Учитель диктует слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением.

Ученик должен записать проверочное слово, а затем то, которое диктует учитель, т.е. обосновать орфограмму.

Диктант (но не контрольный) с постукиванием. Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.

Диктант «Найди слова». Учитель диктует несколько предложений и даёт задание: подчеркнуть те слова, которые можно проверить. Это могут быть слова с проверяемой безударной гласной и с непроизносимой согласной, и со звонкой или глухой согласной.

Все эти диктанты должны быть небольшими по объёму, состоять из 2-3 предложений.

Работая

таким образом,

учитель переходит

к и

зучению всё новых и новых тем.

И вот здесь нельзя забывать о том, что обучающиеся должны регулярно повторять ранее изученные темы. Для этого нужно ежедневно отводить 5 минут на повторение. При этом руководст

в

оваться тем, что повторять нужно только одну изученную ранее тему. Например, повторяем правописание разделительного твёрдого (ъ) и мягкого (ь) знаков. В понедельник дети пишут 10 слов на данную тему с объяснением. Во вторник эти же слова, но под диктовку, без объяснения. Учитель проверяет и выписывает слова, в которых дети допустили ошибки. В среду пишут слова, в которых были допущены ошибки, и новые слова. В четверг пишут небольшой диктант, насыщенный словами с разделительными знаками. Учитель проверяет его и выписывает слова с ошибками. Из этих слов он составляет новый диктант, который

обучающиеся

пишут в пятницу. Если ученики допускают снова ошибки, значит, всю следующую неделю нужно заниматься повторением этой же темы и ни в коем случае не приступать к другой.

Данная

система работы допускает различные варианты, которые каждый учитель может использовать по своему усмотрению.

Все эти методические приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звуко-буквенного анализа, самоконтроль. Такая система работы над исправлением ошибок и повторением изученного материала даёт хорошие результаты, позволяя уменьшить число ошибок в несколько раз. А всё вместе это называется формированием грамотного письма.

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x